ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-3/2023 от 03.08.2023 Верховного Суда Республики Саха (Якутия) (Республика Саха (Якутия))

судья Зиничева О.И. № 7/2-140/2023

дело 12-3/2023

РЕШЕНИЕ

город Якутск 3 августа 2023 года

Судья Верховного Суда Республики Саха (Якутия) Протодьяконов В.С., рассмотрев жалобу привлекаемого лица на решение Верхнеколымского районного суда от 7 июня 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1,

установил:

4 мая 2023 года постановлением главного государственного инспектора Верхнеколымского района по пожарному надзору главе наслежной администрации (далее - Администрация) ФИО1 по части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) назначено административное наказание в виде штрафа в размере 20000 рублей.

По результатам рассмотрения жалобы привлекаемого лица указанное постановление должностного лица решением судьи районного суда от 7 июня 2023 года оставлено без изменения.

В рассматриваемой жалобе ФИО1 просит отменить решение и прекратить производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения ввиду отсутствия противоправных действий или бездействия.

В судебное заседание привлекаемое лицо не явилось, ходатайств об отложении рассмотрения жалобы не заявило.

На основании пункта 4 части 2 статьи 30.6 КоАП РФ жалоба рассматривается в её отсутствие.

Проверив на основании части 3 статьи 30.6 КоАП РФ дело в полном объёме, суд приходит к следующим выводам.

Частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 КоАП РФ и частями 6, 6.1 и 7 КоАП РФ.

Согласно статье 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон № 69-ФЗ) руководители организации обязаны в том числе, соблюдать требования пожарной безопасности; разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.

Исходя из требования статьи 38 данного закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут руководители органов местного самоуправления.

В силу статьи 38 Федерального закона № 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.

В соответствии со статьёй 68 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон № 123-ФЗ) на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения (часть 1). К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся: 1) наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; 2) водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации; 3) противопожарные резервуары (часть 2).

В силу пункта 75 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1479 (далее - Правила противопожарного режима), органами местного самоуправления городских и сельских поселений, городских и муниципальных округов, внутригородских районов создаются для целей пожаротушения источники наружного противопожарного водоснабжения, а также условия для забора в любое время года воды из источников наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в населённых пунктах и на прилегающих к ним территориях, в соответствии со статьёй 19 Федерального закона № 69-ФЗ.

При наличии на территориях населённых пунктов, территории садоводства или огородничества, а также на других объектах защиты или вблизи них (в радиусе 200 метров) естественных или искусственных водоисточников (река, озеро, бассейн, градирня и др.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твёрдым покрытием размером не менее 12 x 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, за исключением случаев, когда территория населённого пункта, объекта защиты и находящиеся на них здания и сооружения обеспечены источниками противопожарного водоснабжения.

Пунктом 63 Правил противопожарного режима установлено, что в целях исключения возможного перехода природных пожаров на территории населённых пунктов создаются (обновляются) до начала пожароопасного периода вокруг населённых пунктов противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 метров.

Как следует из материалов дела, государственным инспектором по пожарному надзору проведена внеплановая выездная проверка Администрации противопожарного состояния населённого пункта. По результатам проверки выявлены следующие нарушения требований пожарной безопасности: не созданы условия для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в с.Угольное и на прилегающих территориях; населённый пункт с.Угольное, а также жилые дома с.Угольное, гаражи, сараи, объекты экономики, школа не обеспечены источником наружного противопожарного водоснабжения. В радиусе 200 м от жилого дома по ул.Озерная, 15, дачи отсутствуют источники наружного противопожарного водоснабжения – пожарные ёмкости, пожарные гидранты с требуемым расходом воды на наружное противопожарное водоснабжение; - летние садоводческие дома, гаражи, сараи, деревянные постройки (Ф-вых, ФИО2, ФИО3, Нистахова со стороны ДЭС, улицы отсутствуют) расположены на расстоянии менее 30 метров от лесного массива; не проведена работа по обновлению защитной минерализированной полосы шириной 10 м длиной 800 м.

20 апреля 2023 года Администрации выдано предписание об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности в срок до 15 мая 2023 года.

По факту выявленных нарушений государственным инспектором в отношении главы Администрации ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, а 04.05.2023 вынесено постановление о назначении должностному лицу административного наказания.

Обстоятельства нарушения требований противопожарного режима подтверждены собранными доказательствами: письмом начальника управления надзорной деятельности и профилактической работы об организации работы по подготовке к летнему пожароопасному сезону от 10.03.2023; распоряжением ОНД по Верхнеколымксому району о проведении внеплановой выездной проверки от 22.03.2023; актом от 20.04.2023; протоколом об административном правонарушении и иными документами, получившими в постановлении правильную оценку в соответствии со статьёй 26.11 КоАП РФ.

Таким образом, привлечение ФИО1 к ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ является обоснованным, а назначенное должностному лицу административное наказание - соразмерным допущенному нарушению.

ФИО1, является главой Администрации, ответственной за соблюдение и выполнение норм, требований и правил пожарной безопасности на территории наслега.

Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей (статья 2.4 КоАП РФ).

Таким образом, указанные выше нарушения требований пожарной безопасности были допущены должностным лицом ФИО1, которая ненадлежащим образом исполняла организационно - распорядительные функции, не организовала работу по выполнению требований пожарной безопасности.

Вывод должностного лица административного органа и суда о наличии в деянии ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.

Требования статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного кодекса.

Доводы жалобы об отсутствии противоправного бездействия не влияют на наличие состава правонарушения. По делу не установлено, что должностное лицо принимало все зависящие от него меры, для соблюдения норм и правил в области пожарной безопасности. К таковым не могут быть отнесены проведение 12 электронных аукционов, по результатам которых муниципальные контракты заключены лишь в период проведения выездной проверки, при том, что ранее, 28.09.2023, глава Администрации была привлечена к административной ответственности за нарушение требований пожарной безопасности.

Доводы жалобы по существу повторяют позицию лица, привлекаемого к административной ответственности, изложенную в жалобе на постановление должностного лица. Данные доводы направлены на переоценку выводов судьи, которые основаны на законе и соответствуют обстоятельствам дела, поэтому с ними следует согласиться.

Наказание ФИО1 с учётом смягчающих обстоятельств (признание вины, устранение нарушения, стремление к недопущению нарушений) и отягчающего обстоятельства (повторность) назначено в пределах установленной законом санкции с соблюдением требований статьи 4.1 КоАП РФ в минимальной размере штрафа.

Таким образом, постановление по делу об административном правонарушении и решение по жалобе на него являются законными и обоснованными. Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.

Руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 КоАП РФ,

решил:

решение Верхнеколымского районного суда Республики Саха (Якутия) от 7 июня 2023 года по настоящему делу об административном правонарушении оставить без изменения, жалобу ФИО1 без удовлетворения.

Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано (опротестовано) путём подачи жалобы (протеста) непосредственно в Девятый кассационный суд общей юрисдикции.

Судья