Дело № 12-4-2018
Р Е Ш Е Н И Е
пос. Балезино 16 января 2018 года
Судья Балезинского районного суда Удмуртской Республики В.В. Дзюин, при секретаре Коротаевой С.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе ПАО «Газпром» на постановление административного органа - заместителя министра лесного хозяйства Удмуртской Республики ФИО1 от 23 ноября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ПАО «Газпром»,
УСТАНОВИЛ:
19 декабря 2017 года в Балезинский районный суд Удмуртской Республики поступила жалоба ПАО «Газпром» на постановление административного органа - заместителя министра лесного хозяйства Удмуртской Республики ФИО1 от 23 ноября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ПАО «Газпром», которому назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 40000 (Сорок тысяч) рублей.
Защитник ПАО «Газпром» по доверенности ФИО2 обосновывая жалобу, указывает, что не согласна с вынесенным постановлением о назначении административного наказания и представлением должностного лица от 23 ноября 2017 года об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, ссылаясь на следующие доводы.
ПАО «Газпром» считает постановление и представление незаконными, необоснованными и подлежащими отмене, поскольку отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Часть 4 статьи 8.25 КоАП РФ устанавливает ответственность за использование лесов с нарушением условий, в том числе, договора аренды лесного участка, и предусматривает наказание в виде штрафа для должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей, для юридических лиц - от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Объективной стороной правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является нарушение установленных договором аренды лесного участка условий использования лесов.
В соответствии с частью 1 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 4 договора аренды лесного участка от 20.10.2014 <номер> (с учетом приложения №3 к указанному договору аренды) определено, что лесной участок передается Арендатору в целях использования лесов для строительства, реконструкции и эксплуатации линейного объекта с целью строительства объекта в составе стройки «Реконструкция газопровода-отвода «Оханск-Киров».
Как следует из извещения от 15.09.2017 №961, представления, постановления, Обществу не вменяется нарушение указанного условия использования лесов.
В силу части 4 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации.
При этом условия договора аренды лесного участка, определяющие сроки, размер и порядок внесения арендной платы, нельзя отнести к условиям использования лесов, поскольку в силу положений части 2 статьи 3 Лесного кодекса Российской Федерации имущественные отношения, связанные с оборотом, в том числе, лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами.
Следовательно, и споры участников договорных отношений относительно исполнения обязательств по внесению арендной платы относятся к спорам гражданско-правового характера, возникающим из гражданских, а не административных правоотношений. Гражданским правоотношениям присущи равенство сторон, в то время как признаком административных правоотношений является властное подчинение одной стороны другой.
Пунктом 16 договора аренды лесного участка от 20.10.2014 <номер> установлена гражданско-правовая ответственность арендатора за нарушение им сроков внесения арендной платы в виде уплаты неустойки.
С учетом изложенного выше, ПАО «Газпром» считает, что невнесение арендной платы в установленный договором аренды лесного участка срок не образует состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 8.25 КоАП РФ.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при отсутствии состава административного правонарушения, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.
В судебное заседание лица, участвующие в деле не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении дела судье не поступало. При указанных обстоятельствах судья рассмотрел дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, а также доводы, изложенные в жалобе, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст.7 Лесного кодекса Российской Федерации (далее ЛК РФ) лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса.
В ст.71 ЛК РФ указано, что лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в пользование юридических лиц (арендаторам) на основании договора аренды.
Согласно ч. 4 ст. 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за использование лесов с нарушением условий договора аренды лесного участка, договора купли-продажи лесных насаждений, договора безвозмездного пользования лесным участком, иных документов, на основании которых предоставляются лесные участки, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от восьмисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, протокола об административном правонарушении от 16.10.2017 года <номер>, составленному инженером охраны и защиты леса 1 категории ГКУ УР «Балезинское лесничество» - государственным лесным инспектором Балезинского лесничества ФИО3, ПАО «Газпром» нарушил условие договора аренды лесного участка по срокам внесения арендной платы.
20 октября 2014 года между Министерством, именуемое в дальнейшем «Арендодатель» и ПАО «Газпром», именуемое в дальнейшем «Арендатор», заключен договор аренды лесного участка <номер> (далее - договор), площадью 2,265 га, по разрешенному виду использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов (строительство объектов в составе стройки: «Реконструкция газопровода-отвода «Оханск-Киров» (код стройки 056-2002186) на землях лесного фонда Балезинского лесничества, Набережного участкового лесничества, кварталы: 91 (выдел 50), 93 (выделы 26, 27), 94 (выделы 46, 49, 50), 95 (выделы 31, 32, 33, 34, 35), 96 (выделы 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31), 97 (выдел 12, 15, 16, 20, 21, 26), 107 (выдел 1), 160 (выд.1, 3, 9), с условным номером лесного участка 94:204:02:1083, номер учетной записи в государственном лесном реестре 1083-2014-09. На момент составления протокола, договор не расторгнут, лесной участок используется, срок договора продлен с 01.01.2016 по 30.10.2017, согласно дополнительному соглашению от 28.11.2015 года.
Согласно, уведомлению №408 «о размере арендной платы за 2016-2017 г.» арендная плата за период с 01.12.2016 по 31.12.2016 составляет 1448,89 руб., арендная плата за период с 01.01.2017 по 30.10.2017 составляет 15246,96 руб.
Арендная плата за период с 01.12.2016 по 31.12.2016 в размере 1448,89 руб. юридическим лицом ПАО «Газпром» оплачена 17.07.2017, согласно платежному поручению <номер>.
Государственным казенным учреждением Удмуртской Республики «Балезинское лесничество» в адрес Арендатора неоднократно направлялась претензия о неполном расчете с бюджетом по договору аренды лесного участка.
На момент составления протокола, а также рассмотрения административного дела Арендатором плата за использование лесов в соответствии договору аренды не внесена, а именно задолженность по арендной плате составляет 15246,96 рублей.
Согласно п. 6 договора аренды в редакции п. 3 дополнительного соглашения от 28.11.2015 года к договору аренды лесного участка <номер> от 20.10.2014, арендная плата за период с 01.01.2017 по 30.10.2017 вносится до 31.03.2017.
Нарушение условий договора аренды лесного участка образуют объективную сторону состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 4 ст. 8.25 КоАП РФ.
Так как административное правонарушение выражается в форме бездействия, то временем совершения административного правонарушения будет считаться следующий день за днем, на который возложена обязанность по внесению платежа. Поскольку 09.06.2017 выпадает на нерабочий день, согласно ст.193 ГК РФ, в случае, если срок исполнения обязательства приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день, следовательно, временем совершения административного правонарушения считается 13.06.2017.
Между тем, с указанным выводом должностного лица административного органа судья согласиться не может по следующим основаниям.
Частью 4 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за использование лесов с нарушением условий договора аренды лесного участка, договора купли-продажи лесных насаждений, договора безвозмездного срочного пользования лесным участком, иных документов, на основании которых предоставляются лесные участки, в виде административного штрафа на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выражается в нарушении установленных заключенным договором или иным документом о предоставлении лесного участка, условий использования леса, лесных насаждений.
Согласно части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 настоящего Кодекса.
Согласно части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации использование лесов может быть следующих видов: заготовка древесины; заготовка живицы; заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов; заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений; осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства; ведение сельского хозяйства; осуществление научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности; осуществление рекреационной деятельности; создание лесных плантаций и их эксплуатация; выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений; выращивание посадочного материала лесных растений (саженцев, сеянцев); выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых; строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов; строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов; переработка древесины и иных лесных ресурсов; осуществление религиозной деятельности; иные виды, определенные в соответствии с частью 2 статьи 6 настоящего Кодекса.
Как было указано выше, 20 октября 2014 года между Министерством, именуемое в дальнейшем «Арендодатель» и ПАО «Газпром», именуемое в дальнейшем «Арендатор», заключен договор аренды лесного участка <номер> (далее - договор), площадью 2,265 га, по разрешенному виду использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов (строительство объектов в составе стройки: «Реконструкция газопровода-отвода «Оханск-Киров» (код стройки 056-2002186) на землях лесного фонда Балезинского лесничества, Набережного участкового лесничества, кварталы: 91 (выдел 50), 93 (выделы 26, 27), 94 (выделы 46, 49, 50), 95 (выделы 31, 32, 33, 34, 35), 96 (выделы 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31), 97 (выдел 12, 15, 16, 20, 21, 26), 107 (выдел 1), 160 (выд.1, 3, 9), с условным номером лесного участка <номер>, номер учетной записи в государственном лесном реестре <номер>. На момент составления протокола, договор не расторгнут, лесной участок используется, срок договора продлен с 01.01.2016 по 30.10.2017, согласно дополнительному соглашению от 28.11.2015 года.
В силу части 4 статьи 71 Лесного Кодекса РФ к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Согласно статье 615 ГК РФ арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора аренды, а если такие условия в договоре не определены, в соответствии с назначением имущества.
В соответствии с ч. 1 ст. 614 ГК РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды. В случае, когда договором они не определены, считается, что установлены порядок, условия и сроки, обычно применяемые при аренде аналогичного имущества при сравнимых обстоятельствах.
Частью 4 ст.8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривается ответственность за использование лесов с нарушением условий различных договоров и иных документов, на основании которых предоставлены лесные участки. Лесопользователи вправе использовать лесные участки только для тех целей и в тех границах, на которые им выдан соответствующий документ на лесопользование. Объективная сторона данного состава правонарушения выражается в форме действий (бездействия), направленных на сознательное отклонение от установленных специальными разрешительными документами или договорами условий использования лесов и их границ.
Доказательств нарушения ПАО «Газпром» установленных договоров условий использования лесного участка судье не представлено.
Таким образом, невыполнение арендатором лесного участка обязанности по своевременному внесению арендных платежей не может рассматриваться в качестве использования лесов с нарушением условий договора аренды лесного участка, а может являться основанием для принудительного взыскания задолженности по арендным платежам.
Указанные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии в действиях ПАО «Газпром» состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4 ст. 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Рассматривая доводы жалобы о признании недействительным и отмене представления заместителя министра лесного хозяйства Удмуртской Республики ФИО1 от 23 ноября 2017 года об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, судья приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 29.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.
Предусмотренные данной статьей представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в случае, если они вынесены на основании обстоятельств, отраженных в постановлении по делу об административном правонарушении, могут быть обжалованы вместе с таким постановлением.
Поскольку судья пришел к выводу об отсутствии в действиях ПАО «Газпром» состава административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и отмене постановления по делу об административном правонарушении, представление заместителя министра лесного хозяйства Удмуртской Республики ФИО1 от 23 ноября 2017 года об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, также не может быть признано законным, оно подлежит отмене.
На основании изложенного, руководствуясь ст.24.5ч.1п.2, ст. 30.7ч.1п.3 КоАП РФ Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л:
Жалобу ПАО «Газпром» - удовлетворить.
Постановление административного органа - заместителя министра лесного хозяйства Удмуртской Республики ФИО1 от 23 ноября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ПАО «Газпром», а также представление заместителя министра лесного хозяйства Удмуртской Республики ФИО1 от 23 ноября 2017 года об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения - отменить, производство по делу прекратить за отсутствием в действиях ПАО «Газпром» состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики через Балезинский районный суд УР в течение 10 дней со дня его вынесения.
Судья В.В.Дзюин