ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-400/19 от 12.07.2019 Авиастроительного районного суда г. Казани (Республика Татарстан)

16RS0051-01-2019-004566-30 дело № 12-400/2019

РЕШЕНИЕ

12 июля 2019 года город Казань

Авиастроительный районный суд г. Казани Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Латыповой Р.Р., с участием представителя МРУ Росфинмониторинга по ПФО Фурмавнина Д.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Абдреева Р.М. на постановление заместителя руководителя МРУ Росфинмониторинга по ПФО ФИО3 по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ по части 1 статьи 15.27 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

постановлением заместителя руководителя МРУ Росфинмониторинга по ПФО по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ директор ООО «Производственно-ремонтное предприятие «Татэнергоремонт» Абдреев Р.М. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ за нарушение требования законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в части организации и осуществления внутреннего контроля, повлекшие представление сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, в уполномоченный орган с нарушением установленного срока, ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 10000 рублей.

В жалобе Абдреев Р.М. просит признать данное постановление незаконным, при этом указав, что на момент проведения проверки у ООО «ПРП «ТЭР» имелись Правила внутреннего контроля в редакции от ДД.ММ.ГГГГ, которые соответствуют требованиями Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, таким образом, общество предприняло своевременные и необходимые меры по соблюдению законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части организации внутренного контроля. Кроме того, указывает, что на момент вынесения обжалуемого постановления истек срок привлечения к административной ответственности, поскольку согласно Постановлению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ правила внутреннего контроля должны быть приведены организацией и индивидуальным предпринимателем в соответствие с требованиями нормативных правовых актов о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма не позднее месяца после даты вступления в силу указанных нормативных правовых актов, если иное не установлено такими нормативными правовыми актами. Во-вторых, Абдреев Р.М. указал, что им пройден целевой инструктаж согласно свидетельству ЦИ от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем он не может быть привлечен к административной ответственности по факту несоответствия специального должностного лица, ответственного за реализацию правил внутреннего контроля. ДД.ММ.ГГГГ им повторно пройден целевой инструктаж, что подтверждается свидетельством ФМ от ДД.ММ.ГГГГ. В-третьих, обществом до вынесения обжалуемого постановления проведен дополнительный инструктаж должностных лиц, что подтверждается журналом проведения инструктажей по противодействию отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ПОД/ФТ). В-четвертых, что касается сведений о бенефициарных владельцах клиентов ООО «КЭР-Промстрой» и ООО «КЭР-Генерация», то механизм идентификации и другая информация, кроме понятия бенефициара и закрепления обязанности его идентифицировать, в Законе о противодействии легализации не прописаны. При этом общество ведет анкетирование в отношении клиентов, находящихся на обслуживании. В анкетах ООО «КЭР-Генерация» и ООО «КЭР-Промстрой» общество указало бенефициарных владельцев данных клиентов - ООО «УК «КЭР-Холдинг». Кроме того, указанная информация является открытой и общедоступной на сайте https://egrul.nalog.ru/index.htmn. Также проверкой установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, общество для идентификации своих клиентов перечень, размещенный в Личном кабинете, не использовало. У общества организован предусмотренный законодательством внутренний контроль, в частности: активирован и используется Личный кабинет на портале Росфинмониторинга для просмотра Перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму. Кроме того, законодательством не предусмотрены конкретные сроки обращения в личный кабинет. В-пятых, проверкой установлено, что общество не представило в установленные сроки сведения о результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества. При этом в Постановлении Правительства РФ не содержатся данные о наличии операций, подлежащих обязательному контролю в спорный период. Росфинмониторингом в ходе проверки подлежал исследованию вопрос о том, совершались ли в спорный период операции с денежными средствами субъектами, в отношении которых имеются полученные в установленном в соответствии с настоящим Федеральным законом порядке сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму. У общества отсутствовала обязанность по представлению указанных сведений, т.к. в проверяемый период не были выявлены организации, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества. Таким образом, событие правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ, не доказано. В-шестых, по не предоставлению информации по двум операциям, а именно, договорам лизинга от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ истек срок давности привлечения к административной ответственности. В-седьмых, Росфинмониторингом при вынесении обжалуемого постановления не учтены представленные обществом сведения о спорных сделках. На основании изложенного, Абдреев Р.М. просит признать правонарушение малозначительным, учесть смягчающие обстоятельства, заменит назначенное наказание на предупреждение.

В судебном заседании 18 июня 2019 года Абдреев Р.М. жалобу поддержал по изложенным в ней доводам, просил постановление отменить, а в случае признания его законным, признать правонарушение малозначительным и изменить назначенное наказание на предупреждение.

Представитель МРУ Росфинмониторинга по ПФО в судебном заседании с жалобой не согласился, просил постановление оставить без изменения, указав, что довод заявителя об устранении нарушений несостоятелен, поскольку они устранены не в полном объеме.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения.

В соответствии частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленных порядка и сроков, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 2 - 4 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

В соответствие со статьей 3 Федерального закона от 07 августа 2001 года № 115-ФЗ (ред. от 03 июля 2019 года) «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»:

- внутренний контроль - деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма;

- организация внутреннего контроля - совокупность принимаемых организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, мер, включающих в себя разработку правил внутреннего контроля и в установленных настоящим Федеральным законом случаях целевых правил внутреннего контроля по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (далее - целевые правила внутреннего контроля), а также назначение специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля и целевых правил внутреннего контроля;

- осуществление внутреннего контроля - реализация организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля, включающая в себя в том числе выполнение требований законодательства по идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев, по документальному фиксированию сведений (информации) и их представлению в уполномоченный орган, по хранению документов и информации, по подготовке и обучению кадров, а также в установленных настоящим Федеральным законом случаях целевых правил внутреннего контроля.

Согласно статье 4 вышеуказанного Федерального закона к мерам, направленным на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, относятся организация и осуществление внутреннего контроля, обязательный контроль.

Из положений части 2 статьи 7 Федерального закона следует, что к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, а также лица, указанные в статье 7.1 настоящего Федерального закона, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения разрабатывать правила внутреннего контроля, а в случаях, установленных пунктом 2.1 настоящей статьи, также целевые правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля и целевых правил внутреннего контроля, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.

Требования к правилам внутренного контроля утверждены Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2012 года №667 «Об утверждении требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».

Квалификационные требования к специальным должностным лицам, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля установлены Постановлением Правительства РФ от 29 мая 2014 года №492 «О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, а также требованиях к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».

Приказом Росфинмониторинга от 03 августа 2010 года №203 утверждено Положение о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов.

Как следует из материалов дела, на основании приказа МРУ Росфинмониторинга по ПФО «О проведении выездной проверки» от 11 февраля 2019 года №17/13-п была проведена проверка деятельности ООО «Производственно-ремонтное предприятие «Татэнергоремонт» по вопросам соблюдения законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансировании терроризма.

По результатам проверки были составлены Акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ и протокол об административном правонарушении по части 1 статьи 15.27 КоАП РФ от ДД.ММ.ГГГГ в отношении директора ООО «ПРП «ТЭР» Абдреева Р.М.

По итогам рассмотрения административного дела МРУ Росфинмониторинга по ПФО вынесено постановление о назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.

Выявленное нарушение заключается в том, что директором ООО «ПРП «ТЭР» Абдреевым Р.М. не исполнены требования законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части организации и осуществления внутреннего контроля, повлекшее предоставление сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, в уполномоченный орган с нарушением установленного срока.

Довод Абдреева Р.М. о том, что он не может быть привлечен к административной ответственности по факту не соответствия правил внутреннего контроля действующему законодательству, поскольку проверкой установлено, что правила внутреннего контроля ООО «ПРП «ТЭР» в редакции от ДД.ММ.ГГГГ на момент проверочных мероприятий соответствовали требованиями предъявляемым постановлением Правительства от ДД.ММ.ГГГГ, основан на неправильном применении норм материального и процессуального права, поскольку ООО «ПРП «ТЭР» в проверяемом периоде руководствовалось правилами внутреннего контроля в редакциях от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ. Вместе с тем правила внутреннего контроля ООО «ПРП «ТЭР» в редакции от ДД.ММ.ГГГГ в течение длительного периода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (дата утверждения новой редакции ПВК) не утверждались. Таким образом в ООО «ПРП «ТЭР» в течение длительного периода времени внутренний контроль организован не был, поскольку в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в обществе отсутствовали правила внутреннего контроля, соответствующие требованиям действующего законодательства в сфере ПОД/ФТ.

Согласно пункту 14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей.

В соответствии с частью 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения, либо с момента прекращения противоправного деяния.

Противоправное деяние прекращено ДД.ММ.ГГГГ, с момента утверждения ООО «ПРП «ТЭР» правил внутреннего контроля в редакции от ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности исчисляется с этой даты.

Довод Абдреева Р.М. о том, что он не может быть привлечен к административной ответственности за отсутствие прохождения соответствующего обучения в сфере ПОД/ФТ, поскольку ДД.ММ.ГГГГ им пройдено обучение в форме целевого инструктажа, основан на неправильном применении норм материального права, так как согласно приказу Росфинмониторинга от ДД.ММ.ГГГГ «об утверждении Положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов» специальное должностное лицо, ответственное за реализацию правил внутреннего контроля обязано не реже одного раза в три года проходить обучение в форме повышения уровня знаний, с целью поддержания уровня знаний в сфере ПОД/ФТ, на уровне, необходимом для осуществления внутреннего контроля в Обществе в полном объеме, с учетом действующего законодательства Российской Федерации в целях противодействия легализации доходов полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Таким образом, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (дата вынесения постановления) Абдреев Р.М. не соответствовал квалификационным требованиям, что свидетельствует об отсутствии осуществления внутреннего контроля в Обществе.

Довод Абдреева Р.М. об отсутствии конкретных сроков проведения дополнительных инструктажей также основан на неправильном применении норм материального права, поскольку в соответствии с пунктом 8 Приказа Росфинмониторинга Дополнительный инструктаж проводится специальным должностным лицом не реже одного раза в год либо в следующих случаях: при изменении действующих и вступлении в силу новых нормативных правовых актов Российской Федерации в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ были внесены изменения в нормативно-правовые акты в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Согласно документам, представленным ООО «ПРП «ТЭР» в ходе проведения проверочных мероприятий, дополнительные инструктажи с сотрудниками организации в указанные даты не производились.

Довод Абдреева Р.М. о том, что в анкетах ООО «КЭР-Генерация» и ООО «КЭР-Промстрой» указаны бенефициарные владельцы опровергается материалами административного дела. Так, в анкете «КЭР-Генерация» в графе бенефициары укзаны ООО УК «КЭР-Холдинг» - доля в уставном капитале 70% и 2 физических лица, однако в соответствии с нормами Федерального закона №115-ФЗ бенефициарный владелец – это физическое лицо, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25 процентов в капитале) клиентом - юридическим лицом либо имеет возможность контролировать действия клиента. Информация о невозможности установления в данном конкретном случае бенефициарного владельца в ходе проверки не представлена.

Указание Абдреева Р.М. на то, что ООО «ПРП «ТЭР» активирован и используется личный кабинет на портале Росфинмониторинга, а также, что законодательством не предусмотрены конкретные сроки обращения к личному кабинету, в связи с чем общество не может быть привлечено к административной ответственности за не сверку своих клиентов с Перечнем, размещенным в личном кабинете основан на неправильном толковании норм материального права.

Так, пунктом 2.1 Приказа Росфинмониторинга от ДД.ММ.ГГГГ (в настоящее время действует приказ Росфинмониторинга от ДД.ММ.ГГГГ, вступивший в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, который содержит аналогичные требования) установлено, что идентификация клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя включает в себя, в том числе, проверку наличия/отсутствия в отношении клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя сведений об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, получаемых в соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ.

Согласно Постановлению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ доведение информации о включении в Перечень/об исключении из Перечня, а также о внесении корректировок в содержащиеся в Перечне сведения вместе с актуальной информацией об организациях и о физических лицах осуществляется путем обеспечения доступа этих организаций к такой информации только через их личные кабинеты на официальном сайте Росфинмониторинга.

Таким образом, ООО «ПРП «ТЭР» обязано до приема на обслуживание каждого своего клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя обращаться к перечню, расположенному в личном кабинете на официальном сайте Росфинмониторинга, с целью установления в отношении них сведений об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму.

Согласно базе данных Росфинмониторинга, а также материалам административного дела ООО «ПРП «ТЭР» с ДД.ММ.ГГГГ к перечню лиц, причастных к экстремистской деятельности или терроризму не обращалось, таким образом, у Общества отсутствовала возможность сверять своих клиентов с актуальной версией перечня, что свидетельствует об отсутствии осуществления внутреннего контроля в Обществе.

Указание Абдреева Р.М. об отсутствии обязанности представлять в Росфинмониторинг сведения в соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 7 Федерального закона №115-ФЗ, поскольку ООО «ПРП «ТЭР» не выявлено лиц, в отношении которых должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества также основано на неправильном применении норм материального права, поскольку согласно вышеуказанной норме организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны не реже чем один раз в три месяца проверять наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, и информировать о результатах такой проверки уполномоченный орган в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Суд соглашается с доводом Абдреева Р.М. об истечении срока давности привлечения к административной ответственности по не предоставлению информации по двум операциям, а именно, договорам лизинга от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ. Однако на момент рассмотрения дела МРУ Росфинмониторинга по ПФО производство по данному эпизоду было прекращено.

Что касается мнения заявителя о малозначительности совершенных нарушений, и в связи с этим, возможностью замены назначенного наказания в виде штрафа на предупреждение, суд считает его ошибочным по следующим основаниям.

Во-первых, ООО «ПРП «ТЭР» на протяжении длительного времени не исполнялись требования законодательства о противодействии легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма. Также в ходе проведенной проверки выявлен целый комплекс допущенных нарушений в части организации и осуществления внутреннего контроля.

Согласно положениям статьи 4.1.1 КоАП РФ штраф подлежит замене на предупреждение только при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса.

В соответствии с частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Совершенное Абдреевьш Р.М. правонарушение посягает на установленный нормативными актами порядок общественных отношений в сфере противодействия легализации преступных доходов и финансирования терроризма, обеспечивающего безопасность и стабильность государства и общества, создавало реальную угрозу безопасности государства.

В связи с чем, оснований для признания допущенных нарушений малозначительными не имеется

Таким образом, доводы жалобы не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность вынесенного постановления, и направлены на переоценку доказательств, оценка которых произведена в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.

Каких-либо существенных процессуальных нарушений, влекущих отмену обжалуемого постановления, в ходе производства по делу не допущено.

Постановление МРУ Росфинмониторинга по ПФО сомнений в своей законности не вызывает и оснований для его отмены или изменения не усматривается.

На основании выше изложенного и руководствуясь статьей 30.7 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

постановление заместителя руководителя МРУ Росфинмониторинга по ПФО ФИО3 по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ по части 1 статьи 15.27 КоАП РФ в отношении Абдреева Р.М. - оставить без изменения, а жалобу Абдреева Р.М. – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан в течение 10 суток со дня получения копии, через Авиастроительный районный суд г. Казани.

Судья (подпись) Р.Р. Латыпова

Копия верна

Судья �