ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-400/20 от 24.12.2020 Советского районного суда г. Краснодара (Краснодарский край)

К делу № 12-400/20

РЕШЕНИЕ

г. Краснодар 24 декабря 2020г.

Советский районный суд г. Краснодара

в составе:

председательствующего судьи Масловой Н.А.,

при секретаре Ткаченко В.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление о назначении административного наказания от 27.01.2020 г. по делу № 5/1, которым ФИО1, <данные изъяты>, признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ, за которое назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100000 (сто тысяч) рублей,

установил:

Постановлением заместителя главного государственного инспектора Краснодарского края по использованию и охране земель ФИО2 № 5/1 от 27.01.2020 г., ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ, и подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере 100000 (сто тысяч) рублей.

Не согласившись с вышеназванным постановлением, ФИО1 подала жалобу, в обоснование указав, что на момент составления протокола об административном правонарушении, как и при вынесении постановления ФИО1 надлежащим образом не была извещена. Поскольку вина ФИО1 в совершении административного правонарушения установлена на недопустимом доказательстве – протокола об административном правонарушении, что является существенным нарушением закона, просит суд признать незаконным и отменить постановление о назначении административного наказания № 5/1 от 27.01.2020 г.

Представитель подателя жалобы по доверенности ФИО3, в судебное заседание не явилась. Представила письменное ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие. Требования по жалобе поддержала в полном объеме.

Заинтересованное лицо – Росреестр не обеспечил явку своего представителя. Ранее представлено возражение на жалобу, согласно которому государственным инспектором в Краснодарском крае по использованию и охране земель ФИО5, на основании распоряжения о проведении плановой, выездной проверки гражданина от 26.08.2019 г. № 12-7279-р в отношении гр. ФИО1, при использовании земельного участка с кадастровым номером , площадью 2643 кв.м. (погрешность измерений 28 кв.м.), категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации производственной базы, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, Карасунский внутригородской округ, <адрес>, установлено, и в акте проверки от 02.12.2019 г. № 509/3 зафиксировано, что ФИО1 использует не по целевому назначению указанный земельный участок, путем размещения на проверяемом земельном участке, в нежилом здании с КН , объектов коммерческой деятельности, магазина запчастей АО «Краснодарагропромснаб-1», осуществляющий свою предпринимательскую деятельность, что подтверждается фотоматериалом, а также информацией, размещенной в информационной сети «Интернет», по электронному адресу: http//www.kapsl.net/, в нарушение требований ст. 42 ЗК РФ – использование земельного участка не в соответствии с его целевым назначением. При этом признаков нахождения строительства, в том числе эксплуатации производственной базы на территории указанного земельного участка не обнаружено. Согласно данных ЕГРН на дату составления протокола об административном правонарушении земельному участку с кадастровым номером , площадью 2643 кв.м. (погрешность измерений 28 кв.м.), расположенному по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, Карасунский внутригородской округ, <адрес>, присвоена категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации производственной базы. В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении от ФИО1 заявление о прекращении дела, ходатайство об отложении рассмотрения дела не поступало. В адрес ФИО1 направлено извещение о проведении выездной проверки с копией распоряжения направлено почтовыми отправлениями по адресу регистрации: письмо от 26.11.2019 г. исх. № 49850, почтовый идентификатор . Согласно данным с интернет-ресурса «Отслеживание почтовых отправлений» вышеуказанное письмо 29.11.2019 ожидает адресата в месте вручения. ФИО1 направлен акт проверки № 509/3 от 02.12.2019 г., предписание от 02.12.2019 г. № 509/3 и извещение о времени и месте составления протокола от 16.12.2019. Данное письмо направлено с уведомлением от 17.12.2019 исх. № 53374 почтовый идентификатор , от 17.12.2019 исх. № 53373 – , от 17.12.2019 исх. № 53372 – . Вышеуказанные письма имеют статус – неудачная попытка вручения. Исходя из чего, П.О.ВБ. считается извещенной надлежащим образом. В отношении ФИО1 был составлен протокол от 13.01.2020, также было составлено определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении от 13.01.2020 по делу № 5/1, направлено в адрес ФИО1 заказным почтовым отправлением с уведомлением: от 16.01.2020 исх. почтовый идентификатор , от 16.01.2020 исх. № 978 – от 16.01.2020. исх. № 980 – . Статус отправления с почтовым идентификатором – возврат отправителю по иным обстоятельствам, – ожидает адресата в месте вручения, – неудачная попытка вручения. Исходя из чего, П.О.ВБ. считается извещенной надлежащим образом. 27.01.2020 в отсутствие ФИО1 составлено постановление о назначении административного наказания, данное постановление, согласно отчету отслеживания отправления 03.02.2020 неудачная попытка вручения, 13.03.2020 временное хранение. Постановление вступило в законную силу 23.03.2020 г. Просит суд постановление оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.

Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав явившихся участников процесса, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ производство по делам об административных правонарушениях должно производиться при всестороннем, полном, объективном выяснении обстоятельств дела, разрешении его в соответствии с законом.

Исходя из положений ст. 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП РФ, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Согласно положениям ст. 30.6 КоАП РФ, судья не связан с доводами жалобы и проверяет её в полном объеме.

Как следует из материалов дела государственным инспектором в Краснодарском крае по использованию и охране земель ФИО5, на основании распоряжения о проведении плановой, выездной проверки гражданина от 26.08.2019 г. № 12-7279-р в отношении гр. ФИО1, при использовании земельного участка с кадастровым номером , площадью 2643 кв.м. (погрешность измерений 28 кв.м.), категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации производственной базы, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, Карасунский внутригородской округ, <адрес>, установлено, и в акте проверки от 02.12.2019 г. № 509/3 зафиксировано, что ФИО1 использует не по целевому назначению указанный земельный участок, путем размещения на проверяемом земельном участке, в нежилом здании с КН , объектов коммерческой деятельности, магазина запчастей АО «Краснодарагропромснаб-1», осуществляющий свою предпринимательскую деятельность.

Согласно данным ЕГРН на дату составления протокола об административном правонарушении земельному участку с кадастровым номером , площадью 2643 кв.м. (погрешность измерений 28 кв.м.), расположенному по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, Карасунский внутригородской округ, <адрес>, присвоена категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации производственной базы.

Одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства на основании пункта 8 части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.

В соответствии с ч. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

В силу ч. 2 ст. 85 Земельного кодекса РФ, ч. 1 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ градостроительным регламентом, исполнение которого обязательно для всех землепользователей, определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.

Согласно п. 9 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, а также применительно к территориям, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности соответствующей территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения.

Разрешенное использование земельных участков может быть следующих видов: основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними (часть 1 статьи 37 Градостроительного кодекса).

Частью 2 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ определено, что применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Согласно ч. 3 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

Из положений статей 30, 36, 37 Градостроительного кодекса РФ, статей 7, 85 ЗК РФ, статей 16 и 22 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» следует, что кадастровый учет изменения вида разрешенного использования земельного участка осуществляется на основании градостроительного регламента, а изменение вида разрешенного использования земельных участков, виды разрешенного использования которых градостроительному регламенту не соответствуют, может осуществляться путем приведения их в соответствие с видами разрешенного использования, установленными градостроительным регламентом.

Специальные нормы земельного и градостроительного законодательства предусматривают необходимость изменения вида разрешенного использования земельного участка путем обращения с заявлением в уполномоченный орган, при использовании его не по назначению.

В силу положений п. 1 ст. 42 Земельного кодекса РФ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

В соответствии с ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ, использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 2.1 и 3 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 0,5 до 1 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее десяти тысяч рублей.

Объективная сторона правонарушения выражается в использовании земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель или разрешенным его использованием.

Вина ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ, подтверждается совокупностью имеющихся в материалах дела доказательств, а именно: протоколом об административном правонарушении от 13.01.2020 г.; актом поверки от 02.12.2019 г. № 509/3; предписанием от 02.12.2019 № 509/3; фотоматериалом и другими материалами дела.

Вышеперечисленные доказательства являются допустимыми, дополняют друг друга, полностью подтверждают вину ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ.

Предоставленный субъекту земельный участок может быть использован им только в соответствии с установленным назначением и разрешенным использованием.

Отклонение от этих признаков в процессе использования земли указывает на совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с п. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Анализ приведенных норм применительно к диспозиции ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ, позволяет сделать вывод о том, что противоправным и административно наказуемым будет считаться такое использование земельного участка, которое осуществляется с нарушением правового режима земель, выразившегося в несоответствии цели фактического использования данного земельного участка его целевому предназначению, определяемому исходя из принадлежности земельного участка к той или иной категории земель, либо в изменении вида его разрешенного использования.

Доводы жалобы о том, что ФИО1 не была надлежаще уведомленной о факте привлечения ее к административной ответственности по ч.1 ст. 8.8 КоАП РФ, опровергаются материалами дела.

Извещение о месте и времени составления протокола от 16.12.2019 г., а также акт проверки и предписание об устранении выявленного нарушения земельного законодательства были направлены по адресу регистрации 18.12.2019 г. исх. № 53374 идентификационный , 21.12.2019 – неудачная попытка вручения, по адресу фактического места жительства 18.12.2019 г. исх. № 53372 идентификационный , 21.12.2019 г. – ожидает адресата в месте вручения, по месту нахождения земельного участка 18.12.2019 г. исх. № 53373 идентификационный , 23.12.2019 – неудачная попытка вручения.

Определение о назначении времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении от 13.01.2020 г. № 5/1, протокол об административном правонарушении были направлены по адресу регистрации 16.01.2020 г. исх. № 973 идентификационный , 27.01.2020 г. – возврат отправителю по иным обстоятельствам, по адресу фактического места жительства 16.01.2020 г. исх. № 978 идентификационный , 21.01.2020 г. – ожидает адресата в месте вручения, по месту нахождения земельного участка 16.01.2020 г. исх. № 980 идентификационный , 21.01.2020 – неудачная попытка вручения.

Согласно разъяснением, данными в п. 24.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 г. № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» не могут считаться не извещенными лица, отказавшиеся от получения направленных материалов или не явившиеся за их получением несмотря на почтовое извещение (при наличии соответствующих доказательств).

При этом согласно приказа Минкомсвязи России от 13.11.2018 г. № 619, указанным отправлением присвоен разряд почтовых отправлений «административное», на который распространяются особенности доставки (вручения), хранения, установленные для почтовых отправлений разряда «судебное».

Принимая во внимание то, что ФИО1 не обеспечила получение почтовой корреспонденции по указанным адресам, должностное лицо, направившее извещение, пришло к выводу, что ФИО1 была надлежащим образом извещена о времени и месте составления настоящего протокола и не была лишена возможности участвовать при его составлении и защищать свои права и законные интересы.

При таких обстоятельствах в отношении ФИО1 правильно составлен протокол об административном правонарушении, заявитель обоснованно привлечен к административной ответственности.

Порядок и сроки привлечения к административной ответственности не нарушены.

Оснований не согласиться с правильностью составления постановления об административном правонарушении у суда не имеется.

С учётом изложенного, суд соглашается с приведёнными в данном решении доводами заместителя главного государственного инспектора Краснодарского края по использованию и охране земель об обоснованном привлечении ФИО1 к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ по делу об административном правонарушении № 5/1.

На основании вышеизложенного и руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

постановление заместителя главного государственного инспектора Краснодарского края по использованию и охране земель о назначении административного наказания от 27.01.2020 г. по делу № 5/1 в отношении ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения <адрес>, в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Советский районный суд г. Краснодара в течение 10 суток с момента получения копии решения.

Судья

Советского районного суда г. Краснодара Н.А. Маслова