ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-400/2016 от 29.06.2016 Ленинградского районного суда г. Калининграда (Калининградская область)

Дело № 12-400/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 июня 2016 года г. Калининград

Ленинградский районный суд г. Калининграда в составе:

председательствующего судьи Подушкина О.В.,

при секретаре Ревва Ю.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ленинградского района суда г. Калининграда по адресу: <...>, жалобу руководителя Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Калининградской области ФИО1 на постановление заместителя руководителя - начальника отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области ФИО2 от 31.03.2016 №КС-49адм/2016, о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

Руководитель Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Калининградской области ФИО1 обратилась в суд с жалобой на постановление заместителя руководителя - начальника отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области ФИО2 от 31.03.2016 №КС-49адм/2016, указав, что оспариваемым постановлением она привлечена к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 7.32 КоАП РФ и ей назначено наказание в виде штрафа в размере 20 000 рублей. Оспаривая указанное постановление, указала, что 13.04.2015 Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Калининградской области (Калининградстат) в лице руководителя Калининградстата и ООО «Идеальный магазин» по результатам электронного аукциона заключили государственный контракт № 0135100003815000012-0006835-02 на поставку оригинальных цветных и совместимых монохромных лазерных картриджей для печатающей и копировально-множительной техники для нужд Калининградстата на сумму 282,8 тыс. рублей. На приобретение вышеуказанных картриджей были выделены целевые бюджетные ассигнования на закупку запасных частей, комплектующих и расходных материалов в сумме 553,0 тыс. рублей. Процедура электронного аукциона в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Калининградстатом проводилась впервые. Аукционной документацией на право заключения контракта на поставку оригинальных цветных и совместимых монохромных лазерных картриджей для печатающей и копировально-множительной техники для нужд Калининградстата в соответствии с ч. 18 ст. 34 Федерального закона № 44-ФЗ была предусмотрена возможность изменения условий контракта, а именно, при заключении контракта заказчик по согласованию с участником закупки, с которым заключается контракт, вправе увеличить количество поставляемого товара на сумму, не превышающую разницы между ценой контракта, предложенной таким участником, и начальной (максимальной) ценой контракта (далее - НМЦК). НМЦК в результате сопоставления рыночных цен составила 453,2 тыс. рублей. По результатам аукционных торгов цена контракта составила 282,8 тыс. рублей. Принимая во внимание, что количество картриджей не обеспечивало необходимые потребности Калининградстата в них, цена контракта была увеличена со ссылкой на п. 9.2 контракта, предусматривающий увеличение количества поставляемого товара (без увеличения цены) на сумму, не превышающую разницы между ценой контракта, и НМЦК, установленной в аукционной документации. Было заключено дополнительное соглашение с изменением цены контракта до суммы 380,3 тыс. рублей. Сумма увеличения цены контракта превысила разрешенную норму, установленную ч.1.ст.95 Федерального закона № 44-ФЗ, на 69,2 тыс. рублей. В результате исполнения контракта товар был поставлен в полном объеме надлежащего качества, в сроки, установленные контрактом. Бюджетные средства, выделенные на вышеуказанные цели, израсходованы по назначению, с существенной экономией. Полагает, что общественно опасных последствий от данных действий не наступило. При изменении цены контракта не преследовала какой-либо личной или корыстной заинтересованности. Просила принять во внимание, что за время руководства Калининградстатом с 2009 года, в адрес ФИО1 не было замечаний со стороны руководства Росстата и других контрольно-надзорных органов. Полагает, что назначенное мне наказание в виде штрафа в размере 20 тыс. рублей несоразмерно совершенному деянию. Просила отменить постановление от 31.03.2016 № КС-49адм/2016 и прекратить производство по делу вследствие наличия обстоятельства, предусмотренного ст. 2.9 КоАП РФ, то есть малозначительности совершенного административного правонарушения.

В судебное заседание руководитель Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Калининградской области ФИО1 не явилась, о месте и времени судебного заседания уведомлена надлежащим образом, с ходатайствами о рассмотрении дела в ее отсутствие либо об отложении дела не обращалась.

В судебном заседании представитель заявителя ФИО3 доводы жалобы поддержала по изложенным в ней основаниям, дала аналогичные пояснения, просила жалобу удовлетворить.

Заслушав участника процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что в период времени с 02.02.2016 по 09.02.2016 территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Калининградской области была проведена выездная проверка осуществления отдельных закупок для обеспечения нужд, в Территориальном органе Федеральной службы государственной статистики по Калининградской области за 2015 год, в ходе которой, выявлены нарушения порядка изменения государственного контракта от 13.04.2015 № 0135100003815000012-0006835-02.

Проверкой установлено, что Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Калининградской области (Заказчик), в лице руководителя ФИО1 и ООО «Идеальный магазин» (Поставщик), в лице генерального директора Б.К.М... в дальнейшем именуемые Стороны, заключили государственный контракт на поставку оригинальных цветных и совместимых монохромных лазерных картриджей для печатающей и копировально-множительной техники для нужд Калининградстата в 2015 году от 13.04.2015 № 0135100003815000012-0006835-02.

Согласно условиям государственного контракта от 13.04.2015 № 0135100003815000012-0006835-02:

-пункт 1. Поставщик обязан поставить для нужд Заказчика оригинальные цветные и совместимые монохромные лазерные картриджи для печатающей и копировально-множительной техники (далее - Товар) в ассортименте и количестве в соответствии с Техническим заданием, а Заказчик принять и оплатить поставленный Товар в соответствии с условиями Контракта;

-пункты 2.1.-2.2. Цена Контракта в соответствии с результатом проведенного

электронного аукциона составляет 282833,79 руб. и включает все расходы Поставщика, включая уплату НДС и других налогов, выплаченные или подлежащие выплате, а также иные расходы Поставщика, связанные с выполнением условий Контракта, в том числе стоимость доставки.

- пункты 7.1.-7.2. Контракт вступает в силу с момента подписания и действует до исполнения сторонами принятых на себя обязательств. Срок оказания услуг по 31.12.2015;

- пункт 9.1. Изменение условий контракта не допускается, за исключением случаев, предусмотренных п.п. 1,6ч. 1 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ:

- по соглашению сторон возможно снижение цены Контракта без изменения предусмотренных Контрактом ассортимента и количества Товара (пункт 9.1.1.);

- увеличение или уменьшение, по предложению Заказчика, предусмотренных Контрактом количества Товара, не более чем на десять процентов. Изменение цены Контракта производится пропорционально дополнительному количеству товара, исходя из установленной в Контракте цены единицы товара, но не более чем на десять процентов цены контракта, (пункт 9.1.2.).

Частью 1 статьи 34 Федерального закона № 44-ФЗ установлено, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт.

Частью 2 статьи 34 Федерального закона № 44-ФЗ установлено, что при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных статьей 34 и статьей 95 Федерального закона №44-ФЗ.

В соответствии с ч. 18 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, Стороны по согласованию, вправе увеличить количество поставляемого товара на сумму, не превышающую разницы между ценой настоящего Контракта, и начальной (максимальной) ценой контракта, установленной в аукционной документации (пункт 9.2.).

В соответствии с документацией об аукционе в электронной форме на право заключения контракта на поставку оригинальных цветных и совместимых монохромных лазерных картриджей для печатающей и копировально-множительной техники на 2015 год для нужд Калипинградстата, утвержденной 16.03.2015 руководителем Калининградстата ФИО1, возможность заказчика изменить условия контракта допускается:

-при исполнении контракта по согласованию заказчика с поставщиком допускается поставка товара, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте;

-при заключении контракта заказчик по согласованию с участником закупки, с которым в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» заключается контракт, вправе увеличить количество поставляемого товара на сумму, не превышающую разницы между ценой контракта, предложенной таким участником, и начальной (максимальной) ценой

контракта (ценой лота), если это право заказчика предусмотрено конкурсной документацией, документацией об аукционе. При этом цена единицы товара не должна превышать цену единицы товара, определяемую как частное от деления цены контракта, указанной в заявке на участие в конкурсе или предложенной участником аукциона, с которым заключается контракт, на количество товара, указанное в извещении о проведении конкурса или аукциона и другое.

Согласно части 1 статьи 766 Гражданского кодекса Российской Федерации государственный или муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон, то есть условия о сроках начале и окончании подлежащих выполнению работ (поставка товара), являются существенными условиями контракта.

В соответствии с частью 18 статьи 34 Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», при заключении контракта заказчик по согласованию с участником закупки, с которым в соответствии с законом заключается контракт, вправе увеличить количество поставляемого товара на сумму, не превышающую разницы между ценой контракта, предложенной таким участником, и начальной (максимальной) ценой контракта (ценой лота), если это право заказчика предусмотрено конкурсной документацией, документацией об аукционе. При этом цена единицы товара не должна превышать цену единицы товара, определяемую как частное от деления цены контракта, указанной в заявке на участие в конкурсе или предложенной участником аукциона, с которым заключается контракт, на количество товара, указанное в извещении о проведении конкурса или аукциона и другое.

Согласно части 2 статьи 767 Гражданского кодекса Российской Федерации изменения условий государственного или муниципального контракта, не связанные с уменьшением бюджетного финансирования соответствующих работ, допускается только в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, в которой приведен ограниченный перечень случаев, когда могут быть изменены существенные условия контракта.

В соответствии с частью 1 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в случае 16):

1) если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контрактом:

2) если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цепы единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта. При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы пли услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя ш цены единицы товара, работы или услуги. Цена \ единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара.

Однако, между Калининградстат (Заказчик), в лице руководителя ФИО1 и ООО «Идеальный магазин» (Поставщик), в лице генерального директора Б.К.М. в ходе исполнения государственного контракта на поставку оригинальных цветных и совместимых монохромных лазерных картриджей для печатающей и копировально-множительной техники для нужд Калининградстата в 2015 году от 13.04.2015 № 0135100003815000012-0006835-02, было заключено 30.04.2015 дополнительное соглашение к государственному контракту на поставку оригинальных цветных и совместимых монохромных лазерных картриджей для печатающей и копировально-множительной техники для нужд Калининградстата в 2015 году от 13.04.2015 № 0135100003815000012-0006835-02, вносящее изменение в его существенные условия, а именно в цену контракта (282833,79 руб.), в результате чего предусмотренные контрактом количество товара и соответственно его стоимость увеличены более чем на десять процентов, а именно на 97459,00 руб. (стоимость дополнительно поставляемых 20 монохромных и 4 цветных лазерных картриджей) или на 34,46 % от первоначальной стоимости контракта, тогда как в соответствии с требованиями части 1 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ увеличение стоимости товара при исполнении контракта возможно только на 10% или на 28283,37 руб.

Приказом Минэкономразвития России № 2322-л от 29.12.2009 ФИО1 назначена руководителем Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Калининградской области.

В соответствии с пунктом 10.8 Положения о территориальном органе Федеральной службы государственной статистики по Калининградской области, утвержденном Приказом Росстата от 14.01.2014 № 9, руководитель территориального органа осуществляет руководство финансовой, хозяйственной деятельностью территориального органа и несет персональную ответственность за целевое использование выделенных бюджетных средств.

Согласно ст. 2.4 КоЛП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Таким образом, в нарушение части 1 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд руководитель Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Калининградской области ФИО1. заключила 30.04.2015 дополнительное соглашение к государственному контракту от 13.04.2015 № 0135100003815000012-0006835-02 и изменила цепу контракта при его исполнении на сумму 97459,00 руб. или па 34.46%. тогда как увеличение стоимости товара при исполнении контракта возможно было только на 10% или на 28283,37 руб., то есть были внесены изменения па сумму 09175,63 руб. в существенные условия государственного контракта от 13.01.2015 № 0135100003815000012-0006835-02, возможность изменения которых не предусмотрена законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

За изменение условий контракта, если возможность изменения условий контракта не предусмотрена законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, предусмотрена административная ответственность частью 4 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, при рассмотрении дела об администратвином правонарушении заместитель руководителя - начальника отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области ФИО2 обоснованно пришла к выводу о виновности руководителя Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Калининградской области ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Процессуальных нарушений, влекущих отмену постановления либо его изменение, суд не усматривает.

Доводы жалобы о малозначительности совершенного административного правонарушения, суд находит несостоятельными.

Статья 2.9 КоАП РФ предусматривает, что при малозначительности совершенного административного правонарушения, судья, орган, должностное лицо, уполномоченные рассматривать дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Согласно Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Состав вмененного руководителю Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Калининградской области ФИО1 административного правонарушения является формальным, поэтому для квалификации правонарушения не требуется наступления общественно опасных последствий. Отсутствие реального ущерба охраняемым законом общественным интересам также не свидетельствует о малозначительности совершенного заявителем правонарушения, относящегося к нарушению антикоррупционного законодательства.

Учитывая характер совершенного правонарушения, связанного с нарушением должностным лицом государственного заказчика требований закона, направленного на предотвращение злоупотреблений в сфере размещения государственных заказов, деяние не может быть признано малозначительным.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.6 – 30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд

Р Е Ш И Л :

Постановление заместителя руководителя - начальника отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области ФИО2 от 31.03.2016 №КС-49адм/2016, о привлечении руководителя Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Калининградской области ФИО1 – оставить без изменения, а жалобу, без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Ленинградский районный суд г. Калининграда в течение 10 дней.

Судья О.В. Подушкин