ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-400/2022 от 13.04.2022 Нижегородского областного суда (Нижегородская область)

Дело № 12-400/2022

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

г. Нижний Новгород 13 апреля 2022 года

Судья Нижегородского областного суда Михеева Т.П., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Яковлевой О.М. на постановление судьи Дзержинского городского суда Нижегородской области от [дата] по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, в отношении должностного лица – руководителя отдела персонала ООО «Фёст Логистик» Яковлевой ФИО8,

УСТАНОВИЛ:

постановлением судьи Дзержинского городского суда Нижегородской области от [дата] должностное лицо – руководитель отдела персонала ООО «Фёст Логистик» Яковлева О.М. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного

ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 25 000 (двадцати пяти тысяч) рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, должностное лицо Яковлева О.М. обратилась в Нижегородский областной суд с жалобой, в которой просит постановление суда отменить, производство по делу прекратить за отсутствием события административного правонарушения. В обоснование жалобы указывает, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным по делу доказательствам.

Исследовав представленные материалы, проверив доводы жалобы, выслушав в судебном заседании представителя по доверенности Болдину О.В., действующую в интересах Яковлевой О.М., которой разъяснены положения ст. 25.5 КоАП РФ, права понятны, отводов не поступило, доводы жалобы поддержала, а также выслушав представителя административного органа Святову А.В., возражавшую против удовлетворения жалобы, прихожу к следующим выводам.

Согласно ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Статьёй 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ) установлена обязанность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с осуществляемой ими деятельностью выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

При эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п. 1 ст. 24 Федерального закона N 52-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 29 указанного закона предусмотрено, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объёме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны адрес, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.

Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью (ч. 3 ст. 29 Федерального закона N 52-ФЗ).

Статьёй 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" на граждан возложена обязанность соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполнять установленные правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.

В силу п. 2 ст. 50 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения" при выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки:

об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований;

о прекращении реализации не соответствующей санитарно-эпидемиологическим требованиям продукции, в том числе продовольственного сырья и пищевых продуктов;

о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;

о проведении лабораторного обследования граждан, контактировавших с больными инфекционными заболеваниями, и медицинского наблюдения за такими гражданами;

о выполнении работ по дезинфекции, дезинсекции и дератизации в очагах инфекционных заболеваний, а также на территориях и в помещениях, где имеются и сохраняются условия для возникновения или распространения инфекционных заболеваний.

На основании пп. "а.2" п. "а" ст. 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.

Такие Правила утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2020 года N 417, в соответствии с пп. "б" п. 3, пп. "в", "г" п. 4 которых, при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации.

Согласно пп. "б" п. 6 ст. 4.1, пп. "а", "у", "ф" ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учётом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы её возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с пп. "а.2" п. "а" ст. 10 названного Федерального закона, могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.

На основании п. 2 Указа Президента РФ от 02 апреля 2020 N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на адрес в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации с учётом положений настоящего Указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий.

В развитие приведённых выше положений законодательства Российской Федерации в субъектах Российской Федерации приняты нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 мая 2020 года N 15 утверждены санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" (далее - СП 3.1.3597-20).

Из положений пункта 4.4 СП 3.1.3597-20 мероприятиями, направленными на "разрыв" механизма передачи инфекции, являются, в частности соблюдение социальной дистанции от 1,5 до 2 метров, использование антисептиков, медицинских масок, перчаток, организация дезинфекционного режима на предприятиях общественного питания, объектах торговли, транспорте, в том числе дезинфекция оборудования и инвентаря, обеззараживание воздуха; обеспечение организациями и индивидуальными предпринимателями проведения дезинфекции во всех рабочих помещениях, использования оборудования по обеззараживанию воздуха, создания запаса дезинфицирующих средств; организация выявления лиц с признаками инфекционных заболеваний при приходе на работу; использование мер социального разобщения (временное прекращение работы предприятий общественного питания, розничной торговли (за исключением торговли товаров первой необходимости), переход на удалённый режим работы, перевод на дистанционное обучение образовательных организаций.

Согласно п.1 Указа Губернатора Нижегородской области от 13.03.2020 N 27 "О введении режима повышенной готовности на территории Нижегородской области с 13 марта 2020 г. вводится режим повышенной готовности до принятия Указа Губернатора Нижегородской области о снятии режима повышенной готовности.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции [дата][дата] в ходе проведения санитарно-эпидемиологического расследования причин возникновения инфекционных заболеваний в ООО "Фёст Логистик", по адресу: [адрес] выявлены нарушения:

- во всех рабочих помещениях (за исключением кабинета Директоров, столовых) отсутствуют устройства по обеззараживанию воздуха (рециркуляторы, бактерицидные УФ-облучатели), что является нарушением абз. 4 п. 4.4 СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)";

- из <данные изъяты> сотрудников, согласно штатному расписанию вакцинировано против новой коронавирусной инфекции менее <данные изъяты> (<данные изъяты> человек, что составляет <данные изъяты>%), что является нарушением требований санитарного законодательства, в том числе Постановления № 4091 от 20.06.2021 г. «О проведении профилактических прививок отдельным гражданам по эпидемическим показаниям», Постановления № 5518 от 23.07.2021 г. «О внесении изменений в Постановление №4091 Главного государственного санитарного врача по Нижегородской области «О проведении профилактических прививок отдельным гражданам по эпидемическим показаниям», Постановления № 7418 от 07.10.2021 «О внесении изменений в Постановление №4091 Главного государственного санитарного врача по Нижегородской области «О проведении профилактических прививок отдельным гражданам по эпидемическим показаниям», Постановления № 9197 от 23.11.2021 «О внесении изменений в Постановление №4091 Главного государственного санитарного врача по Нижегородской области «О проведении профилактических прививок отдельным гражданам по эпидемическим показаниям».

Вместе с тем в материалах дела отражено, что на основании справки с места работы от 20.01.2022г., копии трудовой книжки Яковлевой О.М., приказа №21/1 от 01.07.2021 «О введении режима повышенной готовности» ответственным лицом, за применение бактерицидных облучателей, а также организацию проведения вакцинации на территории юридического лица сотрудников указанной организации, назначена руководитель отдела персонала ООО «Фёст Логистик» – Яковлева О.М. (л.д.37, 38-54, 61-64).

Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения должностного лица – руководителя отдела персонала ООО «Фёст Логистик» Яковлевой О.М. к административной ответственности по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ.

В силу статьи 26.11 КоАП РФ судья осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

В силу статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Факт совершения и вина должностного лица Яковлевой О.М. во вменяемом ей административном правонарушении подтверждаются собранными по делу доказательствами: копиями предписаний, копией распоряжения № 33 о проведении санитарно-эпидемиологического расследования причин возникновения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний или отравлений/причин возникновения профессиональных заболеваний (отравлений), протоколом осмотра помещений юридического лица, письменными объяснения Яковлевой О.М., протоколом об административном правонарушении, копией приказа (распоряжения) о назначении Яковлевой О.М. на должность, копией должностной инструкции, выпиской из ЕГРЮЛ и другими доказательствами, которые были оценены судом в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.

При этом протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом, его содержание и оформление соответствует требованиям статьи 28.2 КоАП РФ, сведения, необходимые для правильного разрешения дела в протоколе отражены.

Оснований полагать, что вышеуказанные доказательства получены с нарушением закона, при производстве по делу не имелось. Достоверность и допустимость данных доказательств сомнений не вызывает. Совокупность имеющихся в материалах дела доказательств являлась достаточной для вывода судьи городского суда о наличии в действиях должностного лица Яковлевой О.М., состава административного правонарушения, предусмотренного вменяемой статьёй.

Установив фактические обстоятельства дела, и дав им надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ суд первой инстанции правильно пришёл к выводу о вине должностного лица Яковлевой О.М. в совершении вменённого административного правонарушения, следовательно, действия должностного лица Яковлевой О.М. правильно квалифицированы по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ.

Постановление о привлечении должностного лица Яковлевой О.М. к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного части 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Доводы жалобы об отсутствии события правонарушения вышестоящий суд находит несостоятельными, поскольку наличие события и вина должностного лица Яковлевой О.М. материалами дела установлена и подтверждена совокупностью представленных материалов. Утверждение о том, что обеспечение проведения вакцинации лежит на медицинском учреждении, а должностное лицо обеспечивает лишь организацию прохождения вакцинации не свидетельствует об отсутствии состава и события правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 6.3 КоАП РФ в действиях должностного лица, поскольку представленные заявителем в подтверждение обеспечения организации вакцинации документы в своей совокупности не свидетельствуют о выполнении в полной мере обязанности по соблюдению законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Доводы об использовании на предприятии оборудования по обеззараживанию воздуха также нельзя признать обоснованным, поскольку факт наличия такого оборудования лишь в ряде помещений (кабинет директора, столовая) не свидетельствует об обеспечении в полной мере мероприятия направленного на «разрыв» механизма передачи инфекции связанного с обеззараживанием воздуха во всех рабочих помещениях. Ссылка о наличии в рабочих помещениях приточно-вытяжной вентиляции и представленные в подтверждение договоры на монтаж вентиляции не свидетельствуют о соблюдении условий эффективности работы системы вентиляции и рециркуляторного оборудования.

Несогласие заявителя с оценкой, данной собранным по делу доказательствам, равно как и несогласие с судебным постановлением, не является основанием к отмене судебного акта, постановленного с соблюдением требований КоАП РФ.

По существу доводы жалобы направлены на переоценку исследованных доказательств, и правильность вывода судьи городского суда не опровергают.

Ссылка заявителя на судебную практику по иным делам не свидетельствует о незаконности вынесенного постановления по настоящему делу, поскольку не имеет преюдиционного значения.

Административное наказание назначено Яковлевой О.М. в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ в размере менее минимального предусмотренного санкцией ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности административной ответственности.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену вынесенного постановления судьи, в ходе производства по настоящему делу допущено не было.

С учетом изложенного оснований для удовлетворения жалобы и отмены постановления суда, не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.6 – 30.9

КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

постановление судьи Дзержинского городского суда Нижегородской области от [дата] по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, в отношении должностного лица – руководителя отдела персонала ООО «Фёст Логистик» Яковлевой ФИО9, оставить без изменения, жалобу Яковлевой О.М. – без удовлетворения.

Судья областного суда Т.П. Михеева