Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе об административном правонарушении
г. Самара 20 июля 2018 года.
Судья Кировского районного суда г. Самары Третьяков А.Ф. с участием представителя ООО «Телекомстрой» ФИО1 (по доверенности), представителей Средне-Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) С.Е.В.Т.А.Б., рассмотрев жалобу генерального директора ООО «Телекомстрой» ФИО2 на постановление № 636-098-Ю государственного инспектора межрегионального отдела по надзору за объектами магистрального трубопровода, газораспределения и газопотребления Средне-Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) Р.Е.В. от 15.06.2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.9.1 КоАП РФ, (№ 12-401/2018)
У С Т А Н О В И Л:
По постановлению № 636-098-Ю государственного инспектора межрегионального отдела по надзору за объектами магистрального трубопровода, газораспределения и газопотребления Средне-Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) от 15.06.2018 года ООО «Телекомстрой» привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.9.1 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 200 000 (двести тысяч) рублей за нарушение требований промышленной безопасности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Не согласившись с данным постановлением, генеральный директор ООО «Телекомстрой» ФИО2 обратился в Кировский районный суд г. Самара с жалобой, в которой просит вышеуказанное постановление отменить, по следующим основаниям.
Согласно протокола № 636-098-Ю об административном правонарушении от 15.06.2018 года выявлено нарушение в виде не предоставления сведений об организации производственного контроля до 01.04.2018г. в Ростехнадзор на опасном производственном объекте, расположенном по адресу: <...>. В протоколе указано, что этот опасный производственный объект эксплуатирует ООО «Телекомстрой». Данный объект зарегистрирован в государственном реестре сведении об организации производственного контроля за номером А53-04811-0001.
26.04.2018 года инспектором Ростехнадзора ФИО3 было направлено в адрес ООО «Телекомстрой» уведомление о составлении протокола об административном правонарушении. 21.05.2018 года ООО «Телекомстрой» в адрес Ростехнадзора был направлен пакет документов, где указано, что ООО «Телекомстрой» с 01.05.2015 года не эксплуатирует объект расположенный по адресу: <...>.
01.10.2014г. был заключен договор № 34-16/238-АПД/САМ-2014 аренды
недвижимого имущества между ОАО «Ростелеком» и ООО «Телекомстрой», согласно
которому Арендодатель передавал Арендатору 2 нежилых помещения и котельное
оборудование (указанное в Приложении № 5). Согласно п.5.1. Договора срок действия
устанавливается на 11 месяцев с последующей пролонгацией. Однако, соглашением
от 01.05.2015 года договор аренды № 34-16/238-АПД/САМ-2014 был досрочно
расторгнут. Согласно акта приема-передачи от 01.05.2015 года 2 нежилых помещения
и котельное оборудование было возвращено собственнику ОАО «Ростелеком».
По имеющейся у ООО «Телекомстрой» информации, согласно договора
купли-продажи № 0607/25/1035-16 недвижимого имущества от 15.12.2016 года ПАО
«Ростелеком» продал ООО «Волжская энергетическая компания» нежилые
помещения расположенные по адресу: <...>, куда входили 2
нежилых помещения и котельное оборудование, ранее находившиеся в аренде у ООО
«Телекомстрой».
Согласно ст.55.25 Градостроительного Кодекса за безопасную эксплуатацию
опасного производственного объекта несет ответственность собственник и
предоставление сведений в Ростехнадзор об организации производственного контроля
до 1 апреля должен:
до 01.04.2016 года - ПАО «Ростелеком»
до 01.04.2017 года- ООО «ВЭК»
до 01.04.2018 года-ООО «ВЭК»
Всю эту информацию Генеральный директор ООО «Телекомстрой» ФИО2 довел до инспектора Р.Е.В. и ее руководителя отдела на комиссии 05.06.2018 года. Инспектором Р.Е.В. это не было учтено и даже не были приняты меры к выявлению информации, кто является собственником данного объекта, кто его эксплуатирует, кто должен был предоставлять сведения за 2016 год, 2017 год и 2018 год.
В соответствии с п.1.ст.9 ФЗ № 116-ФЗ от 21.07.1997 года организация, эксплуатирующая ОПО, обязана:
иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельность в области
промышленной безопасности;
уведомлять Ростехнадзор о наличии конкретного вида деятельности;
ООО «Телекомстрой» в 2014 году зарегистрировала ОПО в росреестре и получила свидетельство, но в п.1ст.9 ФЗ № 116-ФЗ не сказано, что эксплуатирующая организация уведомляет Ростехнадзор об окончании совей деятельности на ОПО, а уведомляет только о начале деятельности.
При регистрации в росреестре ОПО ООО «Телекомстрой» предоставило договор аренды от 01.10.2014 года, срок действия которого ограничено 11 месяцами, если не будет пролонгации. Соглашение о пролонгации в Ростехнадзор не поступило и в базе данных Ростехнадзора это указано. Инспектор, который должен был осуществлять контроль за деятельностью этого объекта, должен это знать.
Если Ростехнадзор считает, что нет уведомления от эксплуатирующей организации об окончании эксплуатации ОПО, то всю ответственность продолжает нести эта организация, а не собственник ОПО (в соответствии с внутренними регламентами Ростехнадзора, которые заявителем не были предъявлены). Согласно Правил безопасности в организации, эксплуатирующей ОПО, назначается ответственное лицо за безопасную эксплуатацию систем газопотребления, в функции которого и входит передача сведений об организации производственного контроля.
ООО «Телекомстрой», чтобы избежать административного наказания, 21.05.2018 года вынужденно предоставило в электронном виде отчет «об организации производственного контроля». Хотя ООО «Телекомстрой» предоставило информацию кто на сегодняшний момент, за период с 01.05.2015г. по 01.04.2018г., производит эксплуатацию этого ОПО, это новый собственник — ООО «ВЭК». Однако инспектором Р.Е.В. протокол об административном правонарушении был составлен не на физическое лицо — ответственное за безопасную эксплуатацию ОПО, а на юридическое лицо. До настоящего времени ООО «Телекомстрой» к административной ответственности не привлекалось.
В связи с тем, что в соответствии с ФЗ № 316-ФЗ от 03.07.2016г., в ст.4.1.1. КоАП РФ внесены изменения, инспектор Р.Е.В. могла применить административное наказание в виде предупреждения, а не в виде штрафа, т. к. ст.9.1. КоАП РФ не входит в перечень статей п.2 ст.4.1.1 КоАП РФ.
Согласно ст.23 ФЗ № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 года нормативные правовые акты органов государственного контроля (надзора) или муниципальные правовые акты органов муниципального контроля, нарушающие права и (или) законные интересы юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и не соответствующие законодательству Российской Федерации, могут быть признаны недействительными полностью или частично в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
На основании ст.30.7 КоАП РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности суд установит, что отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Таким образом, в виду того, что ООО «Телекомстрой» не является собственником котельной, расположенной по адресу: <...>, и с 01.05.2015 года не эксплуатирует её и согласно п.1 ст.9 ФЗ № 116 не обязано извещать об окончании эксплуатации ОПО, следовательно не должно предоставлять до 1 апреля 2018 года сведения в Ростехнадзор об организации производственного контроля, то имеются все основания об отмене постановления по делу об административном правонарушении № 636-098-ю от 15.06.2018 года.
В судебном заседании представитель ООО «Телекомстрой» ФИО1, доводы жалобы поддержал по изложенным в ней основаниям, просил жалобу удовлетворить, постановление государственного инспектора межрегионального отдела по надзору за объектами магистрального трубопровода, газораспределения и газопотребления Средне-Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) Р.Е.В. от № 636-098-Ю от 15.06.2018 года отменить, производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.
Представители Ростехнадзора С.Е.В.Т.А.Б. в судебном заседании возражали против удовлетворения жалобы, просили суд признать жалобу не обоснованной, не подлежащей удовлетворению, по следующим основаниям.
Согласно свидетельству о регистрации А53-04811 л.д. 92, выданного 10.11.2017 года Средне-Поволжским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), ООО «Телекомстрой» зарегистрировано в государственном реестре опасных производственных объектов в качестве эксплуатирующей организации опасных производственных объектов, эксплуатирует опасный производственный объект: «Сеть газопотребления административно-хозяйственного управления», рег. Номе А53-04811, дата регистрации 25.10.2012 года, третий класс опасности, расположенный по адресу: Ул. Утевская, дом 24, г. Самара, таким образом, ООО «Телекомстрой» подтвердило свой статус эксплуатирующей организации опасного производственного объекта, в связи с чем, ООО «Телекомстрой» в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 11 ФЗ №116 от 21.07.1997 года «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» обязано было до 1 апреля 2018 года предоставить в Ростехнадзор в письменном виде либо в форме электронного документа сведения об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности. Данную обязанность ООО «Телекомстрой» не исполнило, сведения по состоянию на 01.04.2018 года не предоставило, также оно не предоставило сведений о том, что не эксплуатирует объект повышенной опасности.
В соответствии с Административным регламентом по предоставлению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной услуги по регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденных приказом руководителя Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору от 25.11.2016 года № 494, п. 1 административного регламента устанавливает порядок взаимодействия структурных подразделений Ростехнадзора, их должностных лиц, а также взаимодействие Ростехнадзора с заявителями либо их уполномоченными представителями, органами государственной власти и органами местного самоуправления.
В соответствии с положениями п. 26 Административного регламента для исключения опасного производственного объекта (ОПО) из Реестра в случае его ликвидации или вывода из эксплуатации, утраты ОПО признаков опасности, указанных в приложении №1 к Федеральному закону №116, а также предусмотренного нормативными правовыми актами Российской Федерации изменения критериев отнесения объектов к категории ОПО или требований к идентификации ОПО заявитель предоставляет в соответствующий территориальный Ростехнадзора заявление с указанием причин исключения ОПО из Реестра, а также копии документов (по каждому конкретному случаю), подтверждающих:
- ликвидацию объекта или вывод его из эксплуатации;
- утрату объектом признаков опасности, указанных приложении №1 к Федеральному закону № 116.
ООО «Телекомстрой» в территориальный орган Ростехнадзора с заявлением для исключения опасного производственного объекта (ОПО) из Реестра в случае его ликвидации или вывода из эксплуатации не обращалось, следовательно, оно оставалось организацией, эксплуатирующей опасный производственный объект, и обязано было в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 11 ФЗ №116 от 21.07.1997 года «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» до 1 апреля 2018 года предоставить в Ростехнадзор в письменном виде либо в форме электронного документа сведения об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности.
Суд, заслушав доводы представителя ООО «Телекомстрой» ФИО1, доводы представителей Ростехнадзора С.Е.В.Т.А.Б., исследовав материалы дела об административном правонарушении в полном объёме, с учётом доводов жалобы и возражений представителей Ростехнадзора, приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ч.1 с.9.1 КоАП РФ, нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Как установлено судом, в ходе контроля за подведением итогов представления в Средне-Поволжское управление Ростехнадзора сведений об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте «Сеть газопотребления административно-хозяйственного управления» № рег. № А53-04811-0001 III кл., расположенном по адресу: ул. Утевская, д.24, <...> «26» апреля 2018 г. в «16» часов «00» минут было выявлено, что ООО «Телекомстрой» не представило сведения об организации производственного контроля до 1 апреля 2018 года (за 2017 год) в территориальный орган в письменной форме либо в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подпись.
Вследствие выявленных нарушений, в отношении юридического лица – ООО «Телекомстрой» 05.06.2018 года был составлен протокол № 636-098-Ю, а 15.06.2018г. вынесено постановление № 636-098-Ю, которым юридическое лицо привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.9.1 КоАП РФ и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 (двести тысяч) рублей.
Доводы ООО «Телекомстрой» о том, что оно не эксплуатирует объект ОПО, расположенный по адресу: <...>, с 01.05.2015 года не соответствует фактическим обстоятельствам по делу и опровергается исследованными в судебном заседании доказательствами.
Согласно копии свидетельства о регистрации А53-04811 л.д. 92, выданного 10.11.2017 года Средне-Поволжским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), ООО «Телекомстрой» зарегистрировано в государственном реестре опасных производственных объектов в качестве эксплуатирующей организации опасных производственных объектов, эксплуатирует опасный производственный объект: «Сеть газопотребления административно-хозяйственного управления», рег. Номер А53-04811, дата регистрации 25.10.2012 года, третий класс опасности, расположенный по адресу: Ул. Утевская, дом 24, г. Самара, таким образом, ООО «Телекомстрой» подтвердило свой статус эксплуатирующей организации опасного производственного объекта, в связи с чем, ООО «Телекомстрой» в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 11 ФЗ №116 от 21.07.1997 года «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» обязано было до 1 апреля 2018 года предоставить в Ростехнадзор в письменном виде либо в форме электронного документа сведения об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности за 2017 год. Данную обязанность ООО «Телекомстрой» не исполнило, сведения по состоянию на 01.04.2018 года не предоставило, также оно не предоставило сведений о том, что не эксплуатирует объект повышенной опасности.
Согласно сопроводительного письма л.д. 14, 101 от 21.05.2018 года отчет об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности в ООО «Телекомстрой» за 2017 год был направлен в Ростехнадзор 21.05.2018 года, с пропуском установленного ч. 2 ст. 11 ФЗ № 116 срока на один месяц и 25 дней.
В соответствии с Административным регламентом по предоставлению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной услуги по регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденных приказом руководителя Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору от 25.11.2016 года № 494, п. 1 административного регламента устанавливает порядок взаимодействия структурных подразделений Ростехнадзора, их должностных лиц, а также взаимодействие Ростехнадзора с заявителями либо их уполномоченными представителями, органами государственной власти и органами местного самоуправления.
В соответствии с положениями п. 26 Административного регламента для исключения опасного производственного объекта (ОПО) из Реестра в случае его ликвидации или вывода из эксплуатации, утраты ОПО признаков опасности, указанных в приложении №1 к Федеральному закону №116, а также предусмотренного нормативными правовыми актами Российской Федерации изменения критериев отнесения объектов к категории ОПО или требований к идентификации ОПО заявитель предоставляет в соответствующий территориальный Ростехнадзора заявление с указанием причин исключения ОПО из Реестра, а также копии документов (по каждому конкретному случаю), подтверждающих:
- ликвидацию объекта или вывод его из эксплуатации;
- утрату объектом признаков опасности, указанных приложении №1 к Федеральному закону № 116.
ООО «Телекомстрой» в территориальный орган Ростехнадзора с заявлением для исключения опасного производственного объекта (ОПО) из Реестра в случае его ликвидации или вывода из эксплуатации не обращалось, оно наоборот 10.11.2017 года получило свидетельство о регистрации в Государственном реестре опасных производственных объектов, подтвердив свой статус эксплуатирующей организации на опасный производственный объект: «Сеть газопотребления административно-хозяйственного управления», рег. Номер А53-04811, дата регистрации 25.10.2012 года, третий класс опасности, расположенный по адресу: Ул. Утевская, дом 24, г. Самара, следовательно, оно оставалось организацией, эксплуатирующей опасный производственный объект, и обязано было в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 11 ФЗ №116 от 21.07.1997 года «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» до 1 апреля 2018 года предоставить в Ростехнадзор в письменном виде либо в форме электронного документа сведения об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности.
С учетом изложенного суд не принимает во внимание доводы представителя ООО «Телекомстрой» о том, что с 01.05.2015года ООО «Телекомстрой» не эксплуатирует объект, расположенный по адресу: <...> не является эксплуатирующей организацией ОПО.
Частью 2 ст. 2.1 КоАП РФ установлено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения норм и правил, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Обстоятельства, указанные в частях 1 или 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Оснований для признания совершенного ООО «Телекомстрой» правонарушения малозначительным либо для замены назначенного наказания в виде административного штрафа на предупреждение либо для снижения размера назначенного штрафа суд не усматривает, поскольку правонарушение связано с безопасностью опасных производственных объектов и безопасностью населения.
Доводы жалобы о недоказанности вмененного административным органом юридическому лицу административного правонарушения, исследованы в судебном заседании, однако не могут быть признаны обоснованными, поскольку вина привлекаемого к ответственности лица во вмененном административном правонарушении подтверждается всей совокупностью собранных доказательств, доказательств обратного суду не представлено.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, каких либо нарушений при составлении процессуальных документов по административному делу, оснований для отмены или изменения обжалуемого решения, судом не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7, 30.8 Ко АП РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Жалобу генерального директора ООО «Телекомстрой» ФИО2 на постановление № 636-098-Ю от 15.06.2018 г. оставить без удовлетворения.
Постановление № 636-098-Ю государственного инспектора межрегионального отдела по надзору за объектами магистрального трубопровода, газораспределения и газопотребления Средне-Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) от 15.06.2018 года о признании ООО «Телекомстрой» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного по ч.1 ст.9.1 Ко АП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 200 000 (двести тысяч) рублей, оставить без изменения.
Решение может быть обжаловано в течение 10 суток со дня получения копии в Самарский областной суд через Кировский районный суд г. Самары.
Судья А.Ф.Третьяков