ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-401/2017 от 23.05.2017 Ленинскогого районного суда г. Курска (Курская область)

Дело № 12-401/26-2017 г.

Р Е Ш Е Н И Е

23 мая 2017 годаг. Курск

Судья Ленинского районного суда г. Курска Скрипкина Е.Ю., рассмотрев жалобу заместителя главы Администрации г Курска – председателя Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Курска Булгакова <данные изъяты> на постановление руководителя Курского УФАС России Комова Ю.А. от ДД.ММ.ГГГГг. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ, в отношении заместителя главы Администрации г. Курска – председателя Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Курска – Булгакова <данные изъяты>,

у с т а н о в и л А:

Постановлением руководителя Курского УФАС России Комова Ю.А. от ДД.ММ.ГГГГг. заместитель главы Администрации г. Курска – председатель Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Курска Булгаков А.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ с назначением наказания в виде администратвиного штрафа в размере 15000 руб.

При этом объективная сторона правонарушения выразилась в том, что организатором торгов Комитетом по управлению муниципальным имуществом г. Курска ДД.ММ.ГГГГ на официальном сайте www.torgi.gov.ru было размещено извещение о проведении торгов в форме аукционов, открытых по составу участников и форме подачи предложений о цене, по продаже муниципального имущества, являющегося собственностью муниципального образования «Город Курск», в котором содержится перечень документов, обязательных для представления претендентами на участие в аукционе, предполагающий представление документов, не предусмотренных ч. 1 ст. 16 федерального закона от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», а именно, претенденты должны представить платежный документ с отметкой банка плательщика об исполнении, подтверждающий перечисление претендентом задатка в счет обеспечения исполнения обязательств в соответствии с договором о задатке, физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, представляются дополнительно нотариально заверенные копии свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и свидетельства о постановке на учет в налоговом органе физического лица по месту жительства на территории РФ, выписку из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, выданную не более чем за 30 дней до даты подачи заявки, или нотариально заверенную копию такой выписки, юридические лица дополнительно прилагают нотариально заверенные копии свидетельства о государственной регистрации юридического лица, свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, выписку из единого государственного реестра юридических лиц, выданную не более чем за 30 дней до даты подачи заявки, или нотариально заверенную копию такой выписки, решение в письменной форме соответствующего органа управления юридического лица о приобретении имущества (если это необходимо в соответствии с учредительными документами претендента и законодательством государства, в котором зарегистрирован претендент; установление требования к претендентам на участие в аукционе, не предусмотренных законом, могло привести к ограничению конкуренции путем ограничения доступа к торгам тех участников, которые в составе своей заявки не представили пакет документов, предусмотренных в извещении о проведении торгов; блок земельно-имущественных отношений г. Курска курирует заместитель главы Администрации г. Курска – председатель Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Курска, который, в том числе, координирует вопросы

управления и распоряжения имуществом, являющимся собственностью муниципального образования «Город Курск», осуществления организационно-правовых мероприятий по приватизации муниципального имущества, проведения организационных мероприятий по отчуждению имущества из муниципальной собственности; председатель Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Курска несет персональную ответственность за реализацию Комитетом функций, установленных Положением о Комитете.

Не согласившись с указанным постановлением, Булгаков А.Н. обратился в суд с жалобой, в котором просил постановление отменить, а производство по делу прекратить в виду малозначительности административного правонарушения, поскольку Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Курска является отраслевым органом Администрации г.. Курска с правами юридического лица, осуществляющим полномочия по управлению и распоряжению имуществом муниципальной собственности г. Курска; одним из отделов Комитета является отдел приватизации имущества муниципальной собственности; осуществление организационно-правовых мероприятий по приватизации муниципального имущества и проведению торгов по продаже имущества, находящегося в муниципальной собственности, в том числе размещение информации о торгах на сайте Администрации г. Курска и на сайте www.torgi.gov.ru относится к исключительной компетенции должностных лиц отдела приватизации имущества муниципальной собственности (ФИО3, ФИО4), выполняющих организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции в части изложенных вопросов, а не к обязанностям Булгакова А.Н. как должностного лица – заместителя главы Администрации г. Курска – председателя Комитета по управлению муниципальным имуществом города Курска; мониторинг законодательства, отмена правовых актов, издаваемых Комитетом, в случае их несоответствия вновь принятым правовым актам, также не входит в обязанности должностного лица – заместителя главы Администрации г. Курска – председателя Комитета по управлению муниципальным имуществом города Курска; обращение в адрес газеты «Городские известия» и на официальный сайт Администрации г. Курска о размещении извещения Булгаков А.Н. не подписывал; текст указанного извещения и сопроводительных писем о размещении извещения в газете «Городские известия» и на официальном сайте Администрации г. Курска Булгаков А.Н. не согласовывал; извещение и сопроводительное письмо подготовлено заместителем начальника отдела приватизации имущества муниципальной собственности Комитета ФИО4; ответственность за организацию и результат административных процедур несет начальник отдела приватизации имущества муниципальной собственности (ФИО3); предъявленные требования к претендентам на участие в торгах по продаже муниципального имущества, извещение о проведении которых опубликовано ДД.ММ.ГГГГ на официальном сайте для размещения информации о проведении торгов www.torgi.gov.ru не повлекли за собой ограничение доступа к участию в указанных торгах; комитет не отказал в допуске ни одному претенденту на участие в торгах, который бы не предоставил в составе своей заявки указанный в извещении пакет документов; требования не повлекли за собой ни одного судебного спора; по результатам торгов заключены договоры купли-продажи; жалобы и претензии в отношении сотрудников Комитета и на процедуру торгов не поступало; Комитетом приняты все необходимые меры к недопущению выявленных нарушений в дальнейшем.

Булгаков А.Н. для участия в судебном разбирательстве не явился, извещен надлежащим образом о слушании дела, воспользовался правом представления своих интересов через защитника по доверенности.

В ходе судебного разбирательства защитник Булгакова А.Н. Дятлова С.А., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, поддержала доводы жалобы по изложенным в ней основанием.

В ходе судебного разбирательства ст. помощник прокурора г. Курска Емельянов Е.Ю., просил постановление руководителя Курского УФАС России Комова Ю.А. от ДД.ММ.ГГГГг. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ, в отношении заместителя главы Администрации

г. Курска – председателя Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Курска Булгакова А.Н оставить без изменения, а жалобу Булгакова А.Н.- без удовлетворения ввиду того, что форма извещения не утверждена, нет документа, определяющего, кто определяет содержание извещения в то время как Председатель Комитета координирует работу Комитета.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в судебном разбирательстве, оценив доводы жалобы, исследовав письменные материалы дела, судья приходит к следующему.

В соответствии с п. 8 ч. 2 и ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В силу ч. 1 ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).

Обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, установлены ст. 26.1 КоАП РФ, согласно которой по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Согласно ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ действия (бездействие) должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных лиц органов или организаций, государственных внебюджетных фондов, а также организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Согласно п. 2 ст. 17 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", если организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок, запросе предложений.

Перечень документов, представляемых покупателями государственного и муниципального имущества установлен ч. 1 ст. 16 федерального закона от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».

Часть 2 ст. 16 указанного закона содержит запрет на требование представления иных документов.

Организатором торгов Комитетом по управлению муниципальным имуществом г. Курска ДД.ММ.ГГГГ на официальном сайте www.torgi.gov.ru было размещено извещение о проведении торгов в форме аукционов, открытых по составу участников и форме подачи предложений о цене, по продаже муниципального имущества, являющегося собственностью муниципального образования «Город Курск», в котором содержится перечень документов, обязательных для представления претендентами на участие в аукционе, предполагающий представление документов, не предусмотренных ч. 1 ст. 16 федерального закона от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», а именно, претенденты должны представить платежный документ с отметкой банка плательщика об исполнении, подтверждающий перечисление претендентом задатка в счет обеспечения исполнения обязательств в соответствии с договором о задатке, физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, представляются дополнительно нотариально заверенные копии свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и свидетельства о постановке на учет в налоговом органе физического лица по месту жительства на территории РФ, выписку из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, выданную не более чем за 30 дней до даты подачи заявки, или нотариально заверенную копию такой выписки, юридические лица дополнительно прилагают нотариально заверенные копии свидетельства о государственной регистрации юридического лица, свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, выписку из единого государственного реестра юридических лиц, выданную не более чем за 30 дней до даты подачи заявки, или нотариально заверенную копию такой выписки, решение в письменной форме соответствующего органа управления юридического лица о приобретении имущества (если это необходимо в соответствии с учредительными документами претендента и законодательством государства, в котором зарегистрирован претендент.

Это могло привести к ограничению конкуренции путем ограничения доступа к торгам тем участникам, которые в составе своей заявки не предоставили пакет документов, предусмотренных в извещении о проведении торгов в нарушении ст. 16 федерального закона от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».

Решением Курского УФАС России от ДД.ММ.ГГГГ по делу действия Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Курска, выразившиеся в предъявлении к претендентам на участие в торгах по продаже муниципального имущества, разделенного на 18 лотов, извещение о проведении которых было размещено 13.11.2015г. на официальном сайте www. torgi.gov.ru, требований, не предусмотренных федеральным законом от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», были квалифицированы как нарушение п. 2 ст. 17 федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Согласно ч. 1 ст. 4 и ч.1 ст.46 Устава г. Курска, принятого решением Курского городского Собрания от 12.04.2007г. № 332-3-РС, Администрация г. Курска является органом местного самоуправления г. Курска, в структуру которой входят отраслевые органы Администрации г. Курска.

В соответствии с пунктами 1.1 и 2.1 Положения о Комитете по управлению муниципальным имуществом г. Курска, утвержденного решением Курского городского Собрания от 29.05.2008г. №43-4-РС, права собственника в отношении муниципального имущества от имени муниципального образования «Город Курск» осуществляет Комитет, являющийся отраслевым органом Администрации г. Курска, а следовательно, органом местного самоуправления г. Курска. При этом одной из основных задач Комитета является осуществление организационно-правовых мероприятий по приватизации муниципального имущества в соответствии с действующим законодательством.

Из распоряжения главы Администрации г. Курска ФИО7 от 30.05.2008г. -р, а также трудового договора с муниципальным служащим от 09.04.2008г. следует, что Булгаков А.Н. с 02.06.2008г. назначен на должность заместителя главы Администрации г.Курска–председателя Комитета по управлению муниципальным имуществом г.Курска, должностные обязанности определены постановлением Администрации г. Курска от 26.04.2014г. «О распределении обязанностей между заместителями главы администрации г. Курска». В силу указанного постановления пред-

седатель Комитета курирует блок земельно-имущественных отношений г. Курска, курирует вопросы управления и распоряжения имуществом являющимся собственностью муниципального образования «Город Курск», обеспечения единой политики в области управления муниципальным имуществом, обеспечения эффективного использования имущества, осуществления организационно-правовых мероприятий по приватизации муниципального имущества, а также проведения организационных мероприятий по отчуждению имущества из муниципальной собственности, несет персональную ответственность за реализацию Комитетом функций, установленных Положением.

Заместителем главы Администрации г. Курска – председателем Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Курска Булгаковым А.Н. ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение об отделе приватизации имущества муниципальной собственности, согласно которому отдел приватизации имущества муниципальной собственности является структурным подразделением Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Курска.

Основными задачами отдела являются осуществление организационно-правовых мероприятий по приватизации муниципального имущества и проведение торгов по продаже имущества, находящегося в муниципальной собственности, или права заключения договоров аренды.

Согласно Должностной инструкции начальника отдела приватизации имущества муниципальной собственности, утвержденной заместителем главы Администрации г. Курска – председателем Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Курска Булгаковым А.Н. ДД.ММ.ГГГГ, начальник отдела приватизации имущества муниципальной собственности обеспечивает организацию осуществления организационно-правовых мероприятий по приватизации муниципального имущества и проведения торгов по продаже имущества, находящегося в муниципальной собственности, или права заключения договоров аренды такого имущества, а также анализ проведенных мероприятий в пределах полномочий и обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, а также функций и задач, возложенных на Комитет.

Согласно Должностной инструкции заместителя начальника отдела приватизации имущества муниципальной собственности, утвержденной заместителем главы Администрации г. Курска – председателем Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Курска Булгаковым А.Н. ДД.ММ.ГГГГ, заместитель начальника отдела приватизации имущества муниципальной собственности обеспечивает организацию осуществления организационно-правовых мероприятий по приватизации муниципального имущества и проведения торгов по продаже имущества, находящегося в муниципальной собственности, или права заключения договоров аренды такого имущества, а также анализ проведенных мероприятий в пределах полномочий и обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, а также функций и задач, возложенных на Комитет.

В соответствии с п. 3.1 Административного регламента по исполнению комитетом по управлению муниципальным имуществом города Курска муниципальной функции «Продажа имущества муниципального образования «Город Курск» на аукционе», утвержденного постановлением Администрации г. Курска от ДД.ММ.ГГГГ, исполнение муниципальной функции включает в себя следующие административные процедуры:

подготовка и опубликование информационного сообщения;

прием заявок и документов претендентов для участия в аукционе по продаже имущества муниципальной собственности города Курска;

рассмотрение заявок, представленных документов и признание претендентов участниками аукциона;

проведение аукциона;

возврат перечисленных претендентами задатков лицам, не признанными участниками аукциона, а также участникам, не признанными победителями аукциона;

заключение с победителем аукциона договора купли-продажи муниципального имущества;

проведение мероприятий по регистрации сделки в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области.

Согласно п. 3.2 указанного Административного регламента ответственными лицами за исполнение муниципальной функции являются: заместитель главы Администрации города Курска - председатель Комитета, начальник отдела приватизации имущества муниципальной собственности Комитета, заместитель начальника отдела приватизации имущества муниципальной собственности Комитета, специалисты отдела приватизации имущества муниципальной собственности Комитета.

Ответственными лицами за организацию и выполнение административных процедур, предусмотренных Административным регламентом, являются специалисты отдела приватизации имущества муниципальной собственности Комитета, в обязанности которых в соответствии с их должностными инструкциями включено выполнение муниципальной функции.

Таким образом, у трех должностных лиц - заместителя главы Администрации города Курска - председатель Комитета, начальника отдела приватизации имущества муниципальной собственности Комитета, заместителя начальника отдела приватизации имущества муниципальной собственности Комитета – имеются идентичные полномочия, но тем не менее документ, устанавливающий, кто определяет содержание извещения, отсутствует, форма извещения не утверждена.

При таких обстоятельствах, должностное лицо, вынесшее оспариваемое постановление, правомерно привлекло к административной ответственности заместителя главы Администрации г. Курска - председателя Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Курска Булгакова А.Н., поскольку он координирует вопросы осуществления организационно-правовых мероприятий по приватизации муниципального имущества, проведения организационных мероприятий по отчуждению имущества из муниципальной собственности, однако им не установлено конкретное должностное лицо, которое несет ответственность именно за разработку формы и содержание извещения о проведении торгов.

Действия заместителя главы Администрации г. Курска – председателя Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Курска Булгакова А.Н. верно квалифицированы по ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ.

Факт совершения административного правонарушения и виновность Булгакова А.Н. подтверждены материалами дела.

Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, должностное лицо, пришло к обоснованному выводу о доказанности вины заместителя главы Администрации г.Курска – председателя Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Курска Булгакова А.Н. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ.

Согласно ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Согласно пункту 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2010 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные

обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 указанного Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.

Правонарушение, предусмотренное ч. 1 статьей 14.9 КоАП РФ, носит формальный характер, то есть не следует рассматривать вопрос о наступлении негативных последствий. Но само деяние, выраженное в нарушении Закона о защите конкуренции, является существенным, что не позволяет признать его малозначительным и применить статью 2.9 КоАП РФ.

Административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 статьей 14.9 КоАП РФ, посягает на правовые основы конкурентного законодательства, а именно на нарушение целей Федерального закона "О защите конкуренции" - обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Доводы жалобы направлены на переоценку исследованных доказательств и не могут являться основанием к отмене постановления должностного лица Курского УФАС, не свидетельствуют о невиновности Булгакова А.Н. в совершении правонарушения.

Оспариваемое постановление по настоящему делу соответствуют требованиям КоАП РФ.

При определении меры наказания должностное лицо учло характер совершенного административного правонарушения, личность виновного.

Административное наказание в виде административного штрафа в размере 15000 руб. назначено в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ в пределах санкции ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ, является справедливым и соразмерным содеянному.

Срок давности и порядок привлечения к административной ответственности не нарушены.

Нарушений норм материального и процессуального права не допущено.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что обжалуемое постановление является законными и обоснованным, оснований для его отменены или изменения не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья

Р е ш и л А:

Постановление руководителя Курского УФАС России Комова Ю.А. от ДД.ММ.ГГГГг. по делу об административном правонарушении предусмотренном ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ, в отношении заместителя главы Администрации г. Курска – председателя Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Курска Булгакова <данные изъяты> оставить без изменения, а жалобу заместителя главы Администрации г. Курска – председателя Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Курска Булгакова <данные изъяты> - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Курский областной суд через Ленинский районный суд г. Курска в течение 10 дней с момента получения его копии.

Судья подпись Е.Ю. Скрипкина

Копия верна.

Судья:

Секретарь: