УИД 03RS0007-01-2021-005477-83
№12-401|2021
Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
24 сентября 2021 года г. Уфа
Судья Советского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан Джояни И.В.,
с участием: помощника прокурора г.Уфы РБ Минниахметова В.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление врио заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по ...ФИО2....30-1308/2021 от < дата > по ч. 4.2 ст.7.30 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением временно исполняющего обязанности заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по ...ФИО2 должностное лицо – заместитель начальника Управления капитального строительства и благоустройства Администрации ГО ... РБ ФИО1 подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 3000 руб. за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
Не согласившись с постановлением, ФИО1 обратился в суд с жалобой. В жалобе заявитель просит постановление отменить за отсутствием состава административного правонарушения, производство по делу прекратить.
Заявитель ФИО1, должностное лицо - врио заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по ...ФИО2 в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении не заявляли.
Суд полагает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие указанных лиц.
Помощник прокурора ... РБ Минниахметов В.Р. в судебном заседании пояснил, что постановление в отношении ФИО1 по ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ является законным и обоснованным. Доводы жалобы основаны на неверном толковании норм действующего законодательства о контрактной системе.
Изучив и оценив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения, утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 4.1 этой статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере трех тысяч рублей.
Частью 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе) предусмотрено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование (пункт 1).
Не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом (часть 3 статьи 33 Закона № 44-ФЗ).
Из материалов дела следует, что в ходе проверки, проведенной прокуратурой ... установлено, что Управлением в системе ЕИС размещена закупка ... на «Выполнение работ по обеспечению транспортной безопасности на территории городского округа ... Республики Башкортостан и разработка проектов по оснащению категорированных мостов - объектов транспортной инфраструктуры техническими средствами и инженерными сооружениями обеспечения транспортной безопасности».
В извещении Управления установлен код позиции по КТРУ 71.12.19.100: Услуги по инженерно-техническому проектированию прочих объектов, кроме объектов культурного наследия.
Объектом закупки является: выполнение работ по обеспечению транспортной безопасности на территории городского округа ... Республики Башкортостан и разработка проектов по оснащению категорированных мостов - объектов, транспортной инфраструктуры техническими средствами и инженерными сооружениями обеспечения транспортной безопасности.
Управление установило следующие значимости
критериев: 12. Сумма величин значимости критериев оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме составляет 100 %, а именно: значимость критерия «Цена контракта» - 40% (коэффициент значимости 0,4), значимость критерия «Квалификация участников закупки» - 60% (коэффициент значимости 0,6).
Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1085 «Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» установлены предельные величины значимости критериев оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для 1 обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Предельные величины значимости критериев оценки на «оказание услуг специализированной организации» составляют:
- минимальная значимость стоимостных критериев оценки 40 (процентов);
- максимальная значимость нестоимостных критериев оценки 60 процентов).
Установлено, что оценку уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и/или транспортных средств осуществляет специализированная организация, которая должна иметь действующее свидетельство об аккредитации специализированной организации на право осуществлять оценку уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств в сфере дорожного хозяйства, автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, выданное Федеральным дорожным агентством Министерства транспорта РФ (Росавтодор), в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2009 № 289 «Об утверждении правил аккредитации юридических лиц для проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств».
Предельные величины значимости критериев оценки на «Работы, услуги за исключением отдельных видов работ, услуг», установленных п. 2 Постановления Правительства РФ от 28.11.2013 № 1085 составляют:
- минимальная значимость стоимостных критериев оценки 60 (процентов);
- максимальная значимость нестоимостных критериев оценки 40 (процентов).
При осуществлении разработки проектов, предусмотренных объектом закупки Заказчика, постановление Правительства РФ от 28.11.2013 № 1085 предусматривает установление: минимальная значимость стоимостных критериев оценки (процентов) — 60%; максимальная значимость нестоимостных критериев оценки (процентов) — 40%.
Таким образом, Управлением установлены предельные величины значимости критериев оценки при оказании услуг специализированной организации (осуществлении оценки уязвимости объектом транспортной инфраструктуры и/или транспортных средств), вместе с тем, при осуществлении разработки проектов, предусмотренных объектом закупки, предельные величины значимости критериев оценки стоимостных критериев оценки 60 % и нестоимостных критериев оценки 40 % заказчиком установлено не было, вследствие объединения выполнения разных работ в одной закупке.
В соответствии с п. 2.2 Технического задания «Исходными данными для выполнения работ по проектированию технических систем и инженерных сооружений обеспечения, транспортной безопасности являются результаты проведенной оценки уязвимости, планы обеспечения транспортной безопасности, внутренние организационно-распорядительские документы, которые являются документами с грифом ограничения доступа «Для служебного пользования» и будут предоставлены представителю Исполнителя на основании письменного запроса по месту хранения документов в рабочие дни в рабочее время, на основании заявления любого заинтересованного лица, поданного в письменной форме, подписанной руководителем, с указанием контактного лица, контактных номеров телефона/факса с соблюдением требований Постановление Правительства РФ от 24 ноября 2015 года №1257 «Об утверждении Правил обращения со сведениями о результатах проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры, судов ледокольного флота, используемых для проводки по морским путям, судов, в отношении которых применяются правила торгового мореплавания и требования в области охраны судов и портовых средств, установленные международными договорами Российской Федерации, а также со сведениями, содержащимися в планах и паспортах обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств, которые являются информацией ограниченного доступа, и Правил проверки субъектом транспортной инфраструктуры сведений в отношении лиц, принимаемых на работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности, или выполняющих такую работу(с изменениями на 22 мая 2020 года)». Лицо, направленное для ознакомления с документами с грифом ограничения доступа «Для служебного пользования» должно иметь доверенность и быть аттестованным в качестве работника подразделения транспортной безопасности, ответственного за выполнение работ, непосредственно связанных с обеспечение транспортной безопасности, иметь при себе паспорт гражданина для оформления пропуска на территорию субъекта транспортной инфраструктуры».
Вышеуказанные требования устанавливаются при осуществлении оценки уязвимости объектом транспортной инфраструктуры и/или транспортных, вместе с тем, при осуществлении разработки проектов, предусмотренных объектом закупки Заказчика, вышеуказанные требования, действующим Законодательством Российской Федерации, не предусмотрены.
Таким образом, при выполнении проектно-изыскательских работ участник должен соответствовать определенным требованиям, отличным от требований при проведении оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и/или транспортных средств.
Таким образом, в действиях Управления установлено нарушение п.1 с.1 ст.33 Федерального закона от 05.04.2013г. №44-ФЗ.
Конкурсная документация утверждена заместителем начальника Управления коммунального хозяйства и благоустройства Администрации ГО ... ФИО1
Вышеуказанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении ФИО1 как должностного лица и привлечения его к административной ответственности по ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ с назначением штрафа.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, регулируются Законом о контрактной системе, в части, касающейся:
1) планирования закупок товаров, работ, услуг;
2) определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
3) заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением, государственным, муниципальным унитарными предприятиями либо иным юридическим лицом в соответствии с ч.1, 2.1, 4 и 5 ст.15 настоящего Федерального закона;
4) особенностей исполнения контрактов;
5) мониторинга закупок товаров, работ, услуг;
6) аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг;
7) контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - контроль в сфере закупок).
Закон о контрактной системе согласно статье 1 регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
В соответствии со ст. 7 Закона о контрактной системе в Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок. Открытость и прозрачность информации, указанной в части 1 настоящей статьи, обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе (п.2). Информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной (п.3).
В силу пункта 1 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Согласно пункту 2 статьи 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Следовательно, сформулированные заказчиком требования к объекту закупки должны быть указаны таким образом, чтобы они не привели к необоснованному ограничению количества участников аукциона. Порядок проведения торгов на право заключения контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, а также порядок рассмотрения жалоб участников закупок регулируется с 01.01.2014г. Федеральным законом от 05.04.2013 № 44- ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 44-ФЗ и Закон о контрактной системе).
В соответствии с п.1.1 аукционной документации основной целью работ по обеспечению транспортной безопасности на территории городского округа ... Республики Башкортостан и разработки проектов по оснащению категорированных мостов - объектов транспортной инфраструктуры техническими средствами и инженерными сооружениями обеспечения транспортной безопасности является исполнение требований Федерального Закона РФ от 9 февраля 2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», на объектах транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства, расположенных на автомобильных дорогах общего пользования регионального значения городского округа Уфа Республики Башкортостан» и Распоряжения Правительства РФ от «05» ноября 2009 года № 1653-р «Об утверждении перечня работ, связанных с обеспечением транспортной безопасности».
Согласно п. 2.1. основными задачами выполнения работ по обеспечению транспортной безопасности на территории городского округа ... Республики Башкортостан и разработки проектов по оснащению категорированных мостов - объектов транспортной инфраструктуры техническими средствами и инженерными сооружениями обеспечения транспортной безопасности (перечень объектов - Приложение №1 к Техническому заданию (описание объекта закупки), Поз.2), предусмотренных Распоряжением Правительства РФ от «05» ноября 2009 года №1653-р «Об утверждении перечня работ, связанных с обеспечением транспортной безопасности» на объектах транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства (далее – ОТИ ДХ), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования регионального значения городского округа Уфа Республики Башкортостан, являются:
- Работы по разработке проектной документации в соответствии с Техническим заданием (Приложение №1 к Техническому заданию (описание объекта закупки), Поз. 2, Поз.4);
- Работы по разработке рабочей документации в соответствии с Техническим заданием (Приложение №1 к Техническому заданию (описание объекта закупки), Поз.2, Поз.4).
Работы осуществляются по каждому из объектов параллельно в соответствии с Техническим заданием (Приложение №1 к Техническому заданию (описание объекта закупки), Поз.2, Поз.4).
В соответствии с п. 2.2. исходными данными для выполнения работ по проектированию технических систем и инженерных сооружений обеспечения транспортной безопасности являются результаты проведенной оценки уязвимости, планы обеспечения транспортной безопасности, внутренние организационно-распорядительские документы, которые являются документами с грифом ограничения доступа «Для служебного пользования» и будут предоставлены представителю Исполнителя на основании письменного запроса по месту хранения документов в рабочие дни в рабочее время, на основании заявления любого заинтересованного лица, поданного в письменной форме, подписанной руководителем, с указанием контактного лица, контактных номеров телефона/факса с соблюдением требований Постановление Правительства РФ от 24 ноября 2015 года № 1257 «Об утверждении Правил обращения со сведениями о результатах проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры, судов ледокольного флота, используемых для проводки по морским путям, судов, в отношении которых применяются правила торгового мореплавания и требования в области охраны судов и портовых средств, установленные международными договорами Российской Федерации, а также со сведениями, содержащимися в планах и паспортах обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной 13 2007_5129745 инфраструктуры и (или) транспортных средств, которые являются информацией ограниченного доступа, и Правил проверки субъектом транспортной инфраструктуры сведений в отношении лиц, принимаемых на работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности, или выполняющих такую работу(с изменениями на 22 мая 2020 года)».
Лицо, направленное для ознакомления с документами с грифом ограничения доступа «Для служебного пользования» должно иметь доверенность и быть аттестованным в качестве работника подразделения транспортной безопасности, ответственного за выполнение работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности, иметь при себе паспорт гражданина для оформления пропуска на территорию субъекта транспортной инфраструктуры.
Согласно подпункту 6 статьи 1 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее – Закона № 16-ФЗ) оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств представляет собой определение степени защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от угрозы совершения актов незаконного вмешательства.
Пунктами 1, 2, 3 статьи 5 Закона № 16-ФЗ установлено, что порядок проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры проводится специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности с учетом требований по обеспечению транспортной безопасности на основе публичного договора. Результаты проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утверждаются компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 12.04.2010 N 87 утвержден Порядок проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (далее – Порядок № 87).
Пунктом 2 Порядка № 87 установлено, что оценка уязвимости объекта транспортной инфраструктуры и/или транспортного средства (далее - оценка уязвимости) проводится в целях определения степени защищенности объекта транспортной инфраструктуры и транспортного средства от потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
В соответствии с пунктом 3 Порядка № 87 в ходе проведения оценки уязвимости в отношении объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, за исключением акватории морского порта, осуществляется: изучение технических и технологических характеристик объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства (включая геологические, гидрологические и географические особенности дислокации объекта транспортной инфраструктуры), а также организации их эксплуатации (функционирования).
Результатом изучения является описание технических и технологических характеристик объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства (включая геологические, гидрологические и географические особенности дислокации объекта транспортной инфраструктуры), а также организации их эксплуатации (функционирования), определение границ зоны транспортной безопасности, ее частей и перечня критических элементов объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства, которые определяются в случае проведения оценки уязвимости организациями, указанными в части 2 статьи 5 Закона от № 16-ФЗ, по согласованию с субъектом транспортной инфраструктуры либо в отношении транспортных средств субъектами транспортной инфраструктуры (пункт 3.1.1 Порядка № 87); изучение системы принятых на объекте транспортной инфраструктуры или транспортном средстве мер по защите от актов незаконного вмешательства. Результатом изучения является описание системы принятых субъектом транспортной инфраструктуры мер на объекте транспортной инфраструктуры и/или транспортном средстве по защите от актов незаконного вмешательства, а также оценка ее соответствия требованиям по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (пункт 3.1.2 Порядка № 87); изучение способов реализации потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объекта транспортной инфраструктуры и транспортного средства с использованием совокупности сведений о численности, оснащенности, подготовленности, осведомленности, а также действий потенциальных нарушителей, преследуемых целей при совершении акта незаконного вмешательства в деятельность объекта транспортной инфраструктуры и транспортного средства (далее - модель нарушителя). Результатом изучения является описание способов реализации потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства применительно к модели нарушителя (пункт 3.1.3 Порядка № 87); определение рекомендаций субъекту транспортной инфраструктуры в отношении мер, которые необходимо дополнительно включить в систему мер по обеспечению 15 2007_5129745 транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и/или транспортного средства. Результатом определения рекомендаций является описание дополнительных мер, которые необходимо принять субъекту транспортной инфраструктуры на объекте транспортной инфраструктуры и/или транспортном средстве в соответствии с требованиями по обеспечению транспортной безопасности (пункт 3.1.4 Порядка № 87).
В силу пункта 6 Порядка № 87 результаты проведенной оценки уязвимости оформляются в виде документа с графическими планамисхемами в трех экземплярах (первый и второй экземпляры на бумажном носителе, третий - на электронном носителе) и направляются в компетентный орган в области обеспечения транспортной безопасности (далее - компетентный орган) для рассмотрения и принятия решения об утверждении, а именно в Федеральное дорожное агентство (приказ Минтранса России от 07.05.2013 № 178).
Согласно пунктам 8 и 8.1 Порядка № 87 решение об утверждении результатов проведенной оценки уязвимости либо об отказе в их утверждении принимается компетентным органом в срок, не превышающий 30 дней. Решение оформляется в виде заключения и утверждается руководителем компетентного органа (либо уполномоченным им лицом).
В силу пункта 9 Порядка № 87 при изменении конструктивных, технических и технологических характеристик объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства, и (или) потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, в трехмесячный срок проводится дополнительная оценка уязвимости в части, касающейся произошедших изменений. Из приведенных норм следует, что оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры является видом деятельности, для которого установлен особый порядок осуществления, предмет и способ оформления результата.
Более того, в силу пункта 4 Порядка № 87 оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры проводится специализированными организациями, а транспортных средств - специализированными организациями либо субъектами транспортной инфраструктуры.
То есть указанный вид деятельности осуществляется специальным субъектом права.
При этом в силу подпункта 8 статьи 1 Закона № 16-ФЗ специализированные организации в области обеспечения транспортной безопасности - юридические лица, аккредитованные компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, для проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2009 № 289 утверждены Правила аккредитации юридических лиц для проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (далее - Правила аккредитации). В силу пункта 3 Правил аккредитации аккредитация организации, осуществляемая с целью определения способности организации проводить оценку уязвимости объектов в области конкретного вида транспорта, а также дорожного хозяйства, проводится федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными Правительством Российской Федерации осуществлять функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности (далее - компетентный орган).
Из изложенного следует, что специализированные организации в сфере обеспечения транспортной безопасности – это организации, осуществляющие проведение оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры. То есть статус специализированной организации дает право на осуществление лишь такой оценки. Для осуществления иных действий в сфере обеспечения транспортной безопасности иметь данный статус, то есть быть аккредитованным, не требуется.
Соответственно, специализированные организации в сфере обеспечения транспортной безопасности – это организации, имеющие право на проведение оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры, как вида юридически значимой деятельности, осуществляемой в особом порядке, имеющей свой предмет и способ оформления результата.
Согласно части 1 статьи 9 Закона № 16-ФЗ на основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и не позднее трех месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости направляют их на утверждение в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности. Порядок разработки указанных планов устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Приказом Минтранса РФ от 11.02.2010 № 34 утверждён Порядок разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, утвержденного приказом (далее - Порядок № 34).
Согласно пункту 2 Порядка № 34 план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства (далее - План) разрабатывается субъектом транспортной инфраструктуры и утверждается компетентным органом в области обеспечения транспортной безопасности (далее - компетентный орган).
В силу пункта 3 Порядка № 34 план разрабатывается на основании результатов оценки уязвимости и определяет систему мер для защиты объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства от потенциальных, непосредственных и прямых угроз совершения акта незаконного вмешательства, а также при подготовке и проведении контртеррористической операции.
План обеспечения транспортной безопасности, является результатом деятельности, отличной от деятельности по проведению оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры, осуществляется иным субъектом, чем деятельность по оценке уязвимости.
Более того, сам план, как документ, изготавливаемый по результатам его разработки, то есть как результат деятельности, содержит иную информацию, чем та, которая содержится в результатах проведенной оценки уязвимости, что следует из буквального толкования положений Порядка № 87 и Порядка № 34.
При этом не имеет правового значения то, что План разрабатывается на основании результатов проведенной оценки уязвимости, поскольку, несмотря на данное обстоятельство, как виды деятельности, данные виды отличаются друг от друга: имеют отличный друг от друга результат и осуществляются различными субъектами права (специализированная организация и субъект транспортной инфраструктуры).
Предметом спорной закупки являются проектно-изыскательские работы.
В соответствии со статьей 758 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик (проектировщик, изыскатель) обязуется по заданию заказчика разработать техническую документацию и (или) выполнить изыскательские работы, а заказчик обязуется принять и оплатить их результат.
В силу пункта 15 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации инженерные изыскания - изучение природных условий и факторов техногенного воздействия в целях рационального и безопасного использования территорий и земельных участков в их пределах, подготовки данных по обоснованию материалов, необходимых для территориального планирования, планировки территории и архитектурно-строительного проектирования.
Состав разделов проектной документации и требования к содержанию этих разделов Подрядчик принимает в соответствии с Положениями о составе разделов проектной документации и требованиям к их содержанию, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87 (по согласованию с Заказчиком) и Требованиями по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры по видам транспорта на этапе их проектирования и строительства и требований по обеспечению транспортной безопасности объектов (зданий, строений, сооружений), не являющихся объектами транспортной инфраструктуры и расположенных на земельных участках, прилегающих к объектам транспортной инфраструктуры и отнесённых в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации к охранным зонам земель транспорта, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.01.2016 № 29 (пункт 20.10.4 технического задания).
Таким образом, разработка проектно-сметной документации, исходя из приведенных выше положений Гражданского и Градостроительного кодексов Российской Федерации, положений документации по спорной закупке, по своему предмету, содержанию и результату значительно отличается от деятельности по проведению оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры и по разработке Плана обеспечения транспортной безопасности.
Таким образом, из приведенных обстоятельств, а также исходя из указанных выше положений технического задания документации по спорному конкурсу, согласно которым подрядчик при выявлении необходимости корректировки результатов оценки уязвимости и плана, производит дополнительную оценку уязвимости и вносит изменения в планы обеспечения транспортной безопасности с организацией работ по их утверждению, следует, что фактически заказчик укрупнил лот, посредством объединения в него работ с различным предметом, порядком выполнения и результатом, а именно работ по проведению оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры, работ по разработке изменений в План обеспечения транспортной безопасности и по подготовке на основании результатов оценки и плана проектно-сметной документации посредством проведения проектно-изыскательских работ.
То есть заказчик фактически объединил в один лот работы ни технологически, ни функционально не связанные друг с другом, поскольку данные работы, несмотря на то, что результаты оценки и план являются исходными данными для проектно-изыскательских работ, отличаются по методике их проведения, по объему подлежащей исследованию информации, а также по результату.
Более того, суд также учитывает, что проведение оценки уязвимости и разработка плана обеспечения транспортной безопасности, исходя из приведенных выше требований к содержанию данных документов, не ограничивается лишь использованием сведений, содержащихся в данных документах, для проведения проектно-изыскательских работ с целью разработки проектно-сметной документации по оснащению объектов транспортной инфраструктуры техническими средствами обеспечения транспортной безопасности.
Сведения, содержащиеся в указанных документах, используются и в иных целях, обусловленных необходимостью обеспечения транспортной безопасности, что следует из пункта 4 Порядка № 34 и пункта 3 Порядка № 87.
Объединение в один лот различных по функциональным характеристикам услуг (работ) влечет ограничение конкуренции при проведении торгов ввиду сокращения числа хозяйствующих субъектов, которые могут принять участие в торгах по отдельным товарам или группам таких товаров. Более того, исходя из приведенных выше нормативных положений, и сделанных на их основании выводов, установлено, что заказчиком установлены необоснованные требования к участникам закупки, что имеет следствием ограничение их числа.
Согласно п. 18 аукционной документации Заказчика, в составе второй части заявки должны быть представлены документы или копии документов, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с Градостроительным кодексом Российской Федерации, к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки: - копию действующего свидетельства об аккредитации специализированной организации на право осуществлять оценку уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств в сфере дорожного хозяйства, автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, выданное Федеральным дорожным агентством Министерства транспорта РФ (Росавтодор) в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2009 № 289 «Об утверждении правил аккредитации юридических лиц для проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств»; - копию действующей выписки из реестра членов саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования. Таким образом участник по спорной закупке должен обладать статусом специализированной организации в сфере обеспечения транспортной безопасности и статусом члена саморегулируемой организации. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ при осуществлении закупки заказчик устанавливает к участникам закупки требование о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим 22 2007_5129745 поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки. Как было указано выше специализированная организация в сфере обеспечения транспортной безопасности – это организация, имеющая право на проведение оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (подпункта 8 статьи 1 Закона № 16-ФЗ). Вместе с тем, объектом спорной закупки является не проведение оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры, а проведение проектно- изыскательских работ с целью разработки проектно-сметной документации на оснащение автомобильной дороги Тымовское - Александровск-Сахалинский техническими средствами обеспечения транспортной безопасности. В этой связи установление такого требования к участникам закупки по спорному конкурсу как наличие свидетельства об аккредитации организации на проведение оценки уязвимости, то есть наличие статуса специализированной организации в сфере обеспечения транспортной безопасности, не соответствует объекту и предмету спорной закупки, а также приведенным положениям Закона № 44-ФЗ, и имеет следствием ограничение числа ее участников.
Доводы ФИО1 о том, что установление данного требования к участникам закупки, а именно проведение закупки среди лиц, обладающих статусом специализированной организации в сфере обеспечения транспортной безопасности, обусловлено тем, что результаты оценки уязвимости и план обеспечения транспортной безопасности относятся к информации ограниченного доступа, доступ к которой может иметь либо сам субъект транспортной безопасности, либо специализированная организация в сфере обеспечения транспортной безопасности, несостоятельны ввиду следующего.
В силу части 4 статьи 5 Закона № 16-ФЗ сведения о результатах проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры, судов ледокольного флота, используемых для проводки по морским путям, а также судов, в отношении которых применяются правила торгового мореплавания и требования в области охраны судов и портовых средств, установленные международными договорами Российской Федерации являются информацией ограниченного доступа.
В соответствии с частью 3 статьи 9 Закона № 16-ФЗ сведения, содержащиеся в планах обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, судов ледокольного флота, используемых для проводки по морским путям, судов, в отношении которых применяются правила торгового мореплавания и требования в области охраны судов и портовых средств, установленные международными договорами Российской Федерации, паспортах обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, являются информацией ограниченного доступа.
Постановлением Правительства РФ Постановлением от 24.11.2015 №1257 утверждены Правила обращения со сведениями о результатах проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и сведениями, содержащимися в планах обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, которые являются информацией ограниченного доступа (далее – Правила № 1257). Согласно пункту 4 Правил № 1257 допускается обращение с информацией ограниченного доступа: а) исполнителями работ на объекте транспортной инфраструктуры и транспортном средстве в объеме сведений, необходимых для выполнения этих работ, на основании письменного распоряжения лица, ответственного за обеспечение транспортной безопасности, и (или) руководителя специализированной организации; б) силами обеспечения транспортной безопасности на объекте транспортной инфраструктуры и транспортном средстве и силами обеспечения транспортной безопасности на других объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах в целях обеспечения взаимодействия между указанными силами. В силу пункта 2 Правил № 1257 данные правила обязательны к применению осуществляющими обращение с информацией ограниченного доступа: а) специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности (далее - специализированные организации); б) субъектами транспортной инфраструктуры; в) силами обеспечения транспортной безопасности.
Из изложенного следует, что к сведениям о результатах оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и содержащихся в планах обеспечения транспортной безопасности могут быть допущены исполнители работ на объекте транспортной инфраструктуры в необходимом для выполнения работ объеме на основании письменного распоряжения субъекта транспортной инфраструктуры, то есть к таким сведения могут быть допущены лица, не обладающие статусом специализированной организации в сфере обеспечения транспортной инфраструктуры.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о несоответствии приведенного выше довода заявителя правовым и фактическим обстоятельствам. В этой связи заказчиком по спорной закупке необоснованно установлено требование к участникам спорной закупки в виде наличия у них статуса специализированной организации в сфере обеспечения транспортной безопасности, учитывая приведенные выше положения норм действующего законодательства РФ, а также объект и предмет спорной закупки.
Установлено, что Заказчик установил следующие значимости критериев: 12. Сумма величин значимости критериев оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме составляет 100 %, а именно: 24 2007_5129745 значимость критерия «Цена контракта» – 40% (коэффициент значимости 0,4), значимость критерия «Квалификация участников закупки» - 60% (коэффициент значимости 0,6). В соответствии с Предельными величинами значимости критериев оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд постановления Правительства 1085: Предельные величины значимости критериев оценки минимальная значимость стоимостных критериев оценки (процентов) максимальная значимость нестоимостных критериев оценки (процентов) оказание услуг специализированной организации 40 60.
Должностным лицом УФАС по РБ было установлено, что оценку уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и/или транспортных средств осуществляет специализированная организация, которая должна иметь действующее свидетельство об аккредитации специализированной организации на право осуществлять оценку уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств в сфере дорожного хозяйства, автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, выданное Федеральным дорожным агентством Министерства транспорта РФ (Росавтодор) в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2009 № 289 «Об утверждении правил аккредитации юридических лиц для проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств».
В п. 2 Предельных величин значимости критериев оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд постановления Правительства 1085 указано: Предельные величины значимости критериев оценки минималь максимальн 25 2007_5129745 ная значимость стоимостных критериев оценки (процентов) ая значимость нестоимостных критериев оценки (процентов) Работы, услуги за исключением отдельных видов работ, услуг 60 40.
При осуществлении разработки проектов, предусмотренных объектом закупки Заказчика, постановление Правительства 1085 предусматривает установление: минимальная значимость стоимостных критериев оценки (процентов) – 60%; максимальная значимость нестоимостных критериев оценки (процентов) – 40%. Следовательно, Заказчик установил Предельные величины значимости критериев оценки при оказании услуг специализированной организации (осуществлении оценки уязвимости объектом транспортной инфраструктуры и/или транспортных средств), вместе с тем, при осуществлении разработки проектов, предусмотренных объектом закупки, предельные величины значимости критериев оценки стоимостных критериев оценки 60% и нестоимостных критериев оценки 40% Заказчиком установлено не было, в следствии объединения выполнения разных работ в одной закупке.
Согласно доводам жалобы, подобное установление значимости стоимостного и нестоимостного критериев обусловлено требованиями, содержащимися в приложении к Правилам оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1085, а также тем, что предметом спорной закупки является оказание услуг специализированной организацией.
Поскольку в рассматриваемом случае предметом спорной закупки является выполнение проектно-изыскательских работ с целью разработки проектно-сметной документации на оснащение категорированных мостов техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, а не оказание услуг специализированной организацией в сфере обеспечения транспортной безопасности, должностное лицо УФАС по РБ, проанализировав положения документации, руководствуясь указанными выше нормами законодательства, правомерно пришло к выводу, что заказчиком критерии оценки заявок по спорной закупке установлены с нарушением требований законодательства РФ о контрактной системе (п.1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе). При указанных обстоятельствах выводы должностного лица УФАС по РБ о виновности ФИО1 как должностного лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ являются верными.
Согласно статье 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Конкурсная документация закупки утверждена заместителем начальника Управления коммунального хозяйства и благоустройства Администрации ГО ... РБ ФИО1, который согласно приказу начальника Управления ...лс от < дата > назначен заместителем начальника Управления коммунального хозяйства и благоустройства. Администрации ГО ... РБ.
Суд приходит к выводу, что вина ФИО1 состоит в том, что, имея реальную возможность для исполнения своих обязанностей, им не были выполнены требования, предусмотренные Законом о контрактной системе, и не предприняты все зависящие от нее меры, по их соблюдению.
Таким образом, действия должностного лица – заместителя начальника Управления коммунального хозяйства и благоустройства Администрации ГО ... РБ ФИО1 содержат состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ, что подтверждается протоколом об административном правонарушении, документацией об электронном аукционе и другими материалами дела.
При рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении заявителя были установлены все фактические обстоятельства дела, которые полностью подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами, исследованными в ходе рассмотрения дела и получившими правильную оценку в постановлении. Оснований полагать, что доказательства получены с нарушением закона, у суда не имеется. Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ. Административное наказание назначено в пределах санкции части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ. Нарушений норм процессуального права, которые могли повлиять на вынесение законного и обоснованного постановления, не допущено.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно пункту 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Поскольку состав административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 7.30 КоАП РФ, является формальным и не предусматривает наступления неблагоприятных последствий. В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей.
Обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности правонарушения и являющихся основанием для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ, по настоящему делу не имеется.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемого постановления, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
Руководствуясь ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд
РЕШИЛ:
Постановление временно исполняющего обязанности заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по ...ФИО2 в отношении должностного лица – заместителя начальника Управления капитального строительства и благоустройства Администрации ГО ... РБ ФИО1 по ч. 4.2 ст.7.30 КоАП РФ оставить без изменения, жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан через Советский районный суд ... в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Джояни И.В.