Дело №12-402/22
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
30 марта 2022 года г.Хабаровск
Судья Центрального районного суда г.Хабаровска Ткаченко Е.С., рассмотрев жалобу защитника Гуменюк М.А. на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Приамурского межрегионального управления Росприроднадзора Васильевой А.Э. №09-718/2021х от 23.12.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении Акционерного общества «Дальневосточная генерирующая компания», местонахождение по адресу: <адрес>
УСТАНОВИЛ:
Постановлением от 23.12.2021 АО «Дальневосточная генерирующая компания» привлечено к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях, ему назначено наказание в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
В жалобе на постановление защитник Гуменюк М.А. указала, что в связи с истечением 31.12.2016 срока действия Решения, начиная с октября 2016 года, в Министерство природных ресурсов неоднократно подавались заявления о предоставлении водного объекта в пользование; Министерство отказывало в предоставлении водного объекта в пользование по причине сброса сточных вод без очистки; после получения разрешения на ввод в эксплуатацию очистных сооружений №27-23-127-2019 от 06.11.2019 и направления соответствующего пакета документов в Министерство Решение получено; за период с 01.01.2019 по 10.02.2020 в связи с отсутствием Решения о предоставлении водного объекта в пользование в целях сброса сточных вод, плата за негативное воздействие на окружающую среду производилась как за сверхлимитные сбросы с коэффициентом к ставке платы за сброс = 25 в 2019 году и коэффициентом к ставке платы за сброс =100, что свидетельствует о принятии всех мер для исполнения требований законодательства в части получения правоустанавливающих документов по водопользованию; в связи с паводковой ситуацией на территории края, эксплуатация станции химико-биологической очистки и обеззараживания сточных вод на объекте 08-127-000235-П на момент проверки производилась в режиме ЧС, введенном Правительством Хабаровского края от 07.08.2021 №707-рп; во избежание затопления территории и сооружений «Хабаровской ТЭЦ-2» перекрыта шандора на береговом выпуске; все паводковые и фильтрационные воды, поступающие через грунт территории станции, заведены через установку SMART, с последующей откачкой погружными насосами марки «Гном» и сбросом в р.Амур с помощью пожарных рукавов; основной задачей в режиме ЧС является сохранение работоспособности станции и осуществление бесперебойного теплоснабжения, по завершению паводковой ситуации работа очистных сооружения переведена в штатный режим; согласно условиям использования водного объекта, указанных в п.13 Решения о предоставлении водного объекта в пользование от 11.02.2020, установленным показателям качества воды должна соответствовать вода в р.Амур в месте сброса сточных вод; в экспертном заключении от 28.09.2021 №135/2021 представлены сточные воды после очистных сооружений, а не природные в р.Амур, следовательно, результаты экспертного заключения не являются подтверждением нарушения условий использования водным объектом; сведения, представленные акте проверки от 05.10.2021 в разделе «Соблюдение требований водного законодательства» по ОНВ СП «Хабаровская ТЭЦ-2», а также постановлении, не соответствуют действительности в части превышения объема сброса сточных вод; согласно журналам учета водоотведения и журналам учета качества сбрасываемых сточных вод, за 2020 год отведено 17,7846 тыс. м3, в том числе в 3 квартале 5,33550 тыс. м3, что не превышает установленные лимиты; превышение объема сброса сточных вод отсутствует; согласно протоколам результатов анализа сточных вод после СХБО, в марте по показателям нефтепродукты, БПКполн и алюминий, в апреле по показателю алюминий, в июне по показателю алюминий - не превышает нормативы допустимых сбросов; по другим показателям, несмотря на превышение нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в сточной воде, по представленным протоколам результатов анализа сброса сточной воды и воды р.Амур в месте сброса сточных - концентрация загрязняющих веществ в речной воде выше, чем в сточной воде, что говорит о том, что «Хабаровская ТЭЦ-2» не добавляет загрязняющих веществ в речную воду, не оказывает негативного влияния на водный объект; расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду по показателям, превышающим допустимые концентрации, производилась как за сверхлимитные сбросы с коэффициентом к ставке платы за сброс = 100; АО «ДГК» при пользовании водными объектами в проверяемый период соблюдались требования по охране окружающей среды; основания для привлечения к административной ответственности по ст.8.14 КоАП РФ отсутствуют; постановления об административных правонарушениях №09-716/2021х, 09-717/2021х, №09-718/2021х, вынесены по одной статье, в отношении одного юридического лица по результатам одной проверки, по завершении которой составлен один акт проверки; ходатайство об объединении дел отклонено; АО «ДГК» является регулируемой организацией, выполняющей социальные функции, и не имеет иных источников финансирования, кроме утверждаемых органами государственного регулирования тарифов на тепловую энергию в зоне операционной деятельности; имеет тяжелое финансовое положение, стабильно убыточную деятельность, значительный кредитный портфель от годовой выручки, характеризуется низкой финансовой устойчивостью, в связи с чем, показатели рентабельности из года в год имеют отрицательные значения в связи с убыточностью деятельности; просит постановление отменить либо снизить размер назначенного штрафа.
В судебном заседании защитник Ковтун А.Ю. доводы жалобы поддержала в полном объеме, дала пояснения по их существу.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, выслушав защитника, суд приходит к следующему.
Частью 1 статьи 8.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
Отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации регулирует Федеральный закон от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (принят Государственной Думой 20.12.2001).
Как следует из оспариваемого акта, должностными лицами Росприроднадзора проведена плановая выездная проверка АО «Дальневосточная генерирующая компания» в части соблюдения его структурным подразделением «Хабаровская ТЭЦ-2» обязательных требований законодательства РФ в области охраны окружающей среды.
В ходе проверки установлены нарушения требований п.п.1,2 ч.2 ст.39, ч.1 ст.44, ч.ч.4,6 ст.56, ч.1 ст.60, п.1 ч.6 ст.60 Водного кодекса Российской Федерации и ч.ч.1,3 ст.22, ст.34, ч.ч.1,2 ст.39 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», что выразилось: 1. в пользовании СП «Хабаровская ТЭЦ-2» филиала «ХТСК» АО «ДГК» в период с 01.01.2019 по 10.02.2020 водным объектом - р.Амур в части сброса сточных вод без правоустанавливающих документов, а именно без Решения о предоставлении водного объекта в пользование; 2. в сбросе в р.Амур сточных вод после очистки на химико-биологической станции и их обеззараживания с превышением концентрации загрязняющих веществ по титану, кремнию и железу общему; 3. в превышении утвержденных (разработанных) нормативов допустимого сброса веществ и микроорганизмов в водные объекты (р.Амур) (концентраций загрязняющих веществ, мг/дм3) в сбрасываемых сточных водах по следующим загрязняющим веществам: в проверяемом периоде 2021 года - март, апрель (железо), май (фосфаты (по Р), алюминий, железо, нефтепродукты); июнь (железо, нефтепродукты); в 2020 году - июнь, апрель (алюминий, железо, нефтепродукты), май, март, июль, август, октябрь (алюминий и железо); в 2019 году - январь, май, июнь, июль (алюминий, железо, нефтепродукты); февраль, октябрь, ноябрь, декабрь (алюминий и железо); март (железо, нефтепродукты); апрель (железо); 4. в превышении утвержденных (разработанных) нормативов допустимого сброса веществ и микроорганизмов в водные объекты (р. Амур) (количества сбрасываемых загрязняющих веществ) в сбрасываемых сточных водах по следующим загрязняющим веществам: в 2019 году по взвешенным веществам, алюминию, железу, нефтепродуктам, в 2020 году по алюминию и железу.
Выявив несоблюдение требований природоохранного законодательства, 20.12.2021 в отношении АО «Дальневосточная генерирующая компания» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Постановлением от 23.12.2021 юридическое лицо привлечено к ответственности за указанное правонарушение.
Согласно ст.1.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом
В соответствии с ч.1 ст.26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
При рассмотрении дела об административном правонарушении собранные по делу доказательства должны оцениваться в соответствии со ст.26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также с позиции соблюдения требований закона при их получении (ч.3 ст.26.2 указанного Кодекса).
В подтверждение вины юридического лица административным органом представлены: протокол об административном правонарушении от 20.12.2021, договор водопользования от 28.12.2010, журналы учета качества сбрасываемых сточных вод и (или) дренажных вод, данные статистического наблюдения, решение о предоставлении водного объекта в пользование от 11.02.2020, расчет нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты, норматив допустимого сброса в р.Амур, график химконтроля за природными и сточными водами.
Указанные доказательства не свидетельствуют в полной мере о виновности АО «Дальневосточная генерирующая компания» во вмененном правонарушении; в материалах настоящего дела отсутствуют доказательства наличия у должностных лиц административного органа законных оснований для проведения проверки, соблюдения при проведении указанного мероприятия законодательства о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле, а также доказательства, подтверждающие обстоятельства, изложенные в постановлении и протоколе об АП, в том числе, касающиеся осмотра 02.09.2021 СП «Хабаровская ТЭЦ-2» филиала «ХТСК» АО «ДГК», отбора проб сточных вод, результатов их исследования, полученного заключения, деятельности юридического лица, исходя из правоустанавливающих документов Общества и его структурного подразделения, на которые ссылается административный орган.
При таких обстоятельствах, выводы о наличии в действиях АО «Дальневосточная генерирующая компания» состава вмененного правонарушения, при указанных в постановлении фактических обстоятельствах являются преждевременными, поскольку доказательствами не подтверждены.
Изложенное указывает, что дело рассмотрено без принятия всех мер к всестороннему, полному и объективному выяснению обстоятельств, имеющих значение для дела, требования ст.ст.24.1, 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях не соблюдены, что свидетельствует о наличии оснований для отмены оспариваемого акта и возвращения дела об административном правонарушении на новое рассмотрение.
По указанным основаниям, настоящее постановление подлежит отмене, дело - направлению на новое рассмотрение, при котором должностному лицу следует принять меры к полному, всестороннему и объективному выяснению всех обстоятельств дела, дать оценку доводам заявителя и имеющимся в деле доказательствам, принять по делу законное и обоснованное решение.
Установленный ст.4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях срок привлечения к административной ответственности за правонарушение не истек.
Все доводы, изложенные в жалобе, подлежат проверке при новом рассмотрении дела об административном правонарушении.
Руководствуясь ст.30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
Постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Приамурского межрегионального управления Росприроднадзора Васильевой А.Э. №09-718/2021х от 23.12.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении Акционерного общества «Дальневосточная генерирующая компания» отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Приамурское межрегиональное управление Росприроднадзора.
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд в течение 10 суток со дня его получения через Центральный районный суд г.Хабаровска.
Судья Ткаченко Е.С.