ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-403/18 от 29.10.2018 Псковского городского суда (Псковская область)

Дело № 12-403/18

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

город Псков 29 октября 2018 года

Судья Псковского городского суда Псковской области Дуженко Л.В.,

при секретаре Колмаковой Ю.С., рассмотрев жалобу генерального директора АО «Связной Логистика» ФИО1 на постановление начальника Межрайонной ИФНС России № 1 по Псковской области К.А.№** от ** **** 2018 года делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.27 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее – КоАП РФ),

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением начальника Межрайонной ИФНС России № 1 по Псковской области К.А.№** от ** **** 2018 года генеральный директор АО «Связной Логистика» ФИО1 был признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ и назначено административное наказание в виде предупреждения, в связи с тем, что в магазине (помещение А6), расположенном по адресу: <...> д. №** ТРЦ «А.», принадлежащем АО «Связной Логистика», в момент проверки ** ****2018 года в 11 часов 14 минут управляющий магазином А.Я. с помощью сканера считал штрих-код выбранного клиентом лотерейного билета «Русское лото» №**, спросил номер телефона клиента и внес его в программу ПАК «Р.», распечатал предварительный чек, в котором расписался клиент, принял от клиента деньги в сумме 100 рублей, отпустил клиенту лотерейный билет «Русское лото» №**, вторую часть лотерейного билета и кассовый чек №** от ** ****2018. При этом, управляющим магазином А.Я. не проведено мероприятие – проверка в отношении клиента сведений о причастности к экстремистской деятельности или терроризму. В магазине АО «Связной Логистика» по указанному адресу отсутствовал доступ к личному кабинету АО «Связной Логистика на официальном сайте Росфинмониторинга www.fedsfm.ru, необходимый для проверки наличия или отсутствия в отношении клиента сведений о причастности к экстремистской деятельности или терроризму, также, отсутствовал актуальный перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму.

Не согласившись с данным постановлением, генеральный директор АО «Связной Логистика» ФИО1 через своего представителя обратился с жалобой в Псковский городской суд, где указал, что в данном случае сверка покупателя лотерейного билета с базой Росфинмониторинга на предмет причастности к экстремисткой деятельности не проведена, поскольку, согласно действующему законодательству, во-первых, идентификация клиента не проводится при осуществлении организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, операций по приему от клиентов – физических лиц платежей, страховых премий, если их сумма не превышает 15000 рублей либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 15000 рублей; во–вторых, распространитель лотереи не обязан производить идентификацию участника лотереи при оформлении выдачи лотерейного билета, лотерейной квитанции, а также, выплаты по выигрышу по договору при сумме расчета, составляющей менее 15000 рублей; в третьих, АО «Связной Логистик» обязано идентифицировать только тех лиц, в пользу которых производятся денежные выплаты в виде выигрыша, полученного от участия в организованной обществом лотереи в размере не свыше 600000 рублей либо в сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600000 рублей или выше. В данном случае стоимость билета составляла 100 рублей, что позволяет не проводить идентификацию его покупателя, и следовательно проверку клиента на причастность к экстремисткой деятельности. Кроме того, при проведении проверки МИФНС России № 1 по Псковской области допущено нарушение норм процессуального права. В связи с изложенным, постановление №** следует признать незаконным и подлежащим отмене, а производство по делу прекратить, в связи с отсутствием в действиях генерального директора АО «Связной Логистика» ФИО1 отсутствует состав административного правонарушения.

Генеральный директор АО «Связной Логистика» ФИО1, а также, его представитель, будучи надлежаще извещенными о дате, месте и времени рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явились. В суд поступило ходатайство из АО «Связной Логистика» о рассмотрении дела в отсутствие генерального директора и его представителя.

Представители Межрайонной ИФНС России № 1 по Псковской области в судебном заседании просили оставить обжалуемое постановление без изменения, а жалобу без удовлетворения.

Изучив материалы дела, доводы жалобы, суд приходит к следующему.

Частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленных порядка и сроков, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 2 - 4 настоящей статьи.

Пунктом 10 статьи 2 Федерального закона от 11.1 1.2003 №138-Ф3 «О лотереях» установлено, что распространитель - лицо, заключившее договор на распространение (реализацию, выдачу) лотерейных билетов, лотерейных квитанций, электронных лотерейных билетов, прием лотерейных ставок среди участников лотереи, выплату, передачу или предоставление выигрышей участникам лотереи.

Таким образом, деятельность распространителя направлена на проведение лотереи. В судебном заседании установлено, что АО «Связной Логистика» осуществляет деятельность по распространению лотерейных билетов.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона № 115-ФЗ от 07.08.2001 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - Федеральный закон №115-ФЗ) организации, проводящие лотереи, в том числе в электронной форме, относятся к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны принимать меры, направленные на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Вместе с тем, согласно части 2 статьи 6 Федерального закона №115- ФЗ операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю в случае, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в установленном в соответствии с Федеральным законом №115-ФЗ порядке сведения юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица. Порядок определения и доведения до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, перечня таких организаций и лиц устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 06.08.2015 № 804 утверждены Правила определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, и доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей. Согласно указанным правилам, перечень доводится до организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, путем обеспечения доступа таких организаций к личному кабинету на официальном сайте Росфинмониторинга.

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, определенные статьей 5 Федерального закона № 115-ФЗ, обязаны идентифицировать клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя, за исключением случаев, установленных пунктами 1.1, 1.2, 1.2, 1.4, 1.4-1 и 1.4-2 статьи Федерального закона № 115-ФЗ.

Получение денежных средств в виде платы за участие в лотерее, в том числе в электронной форме, в перечень указанных исключений не входит, также Федеральный закон № 115-ФЗ не содержит изъятий в части осуществления идентификации клиента в зависимости от суммы денежных средств внесенных за участие в азартных играх.

Получение денежных средств в виде платы за участие в лотерее, в том числе в электронной форме, не является платежом за предоставляемые услуги, и не подпадает под положения пункта 1.1 ст.7 Федерального закона № 115-ФЗ.

Исходя из смысла ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лип, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, а также принимать иные внутренние организационные меры, в указанных целях. Правила внутреннего контроля разрабатываются с учетом требований, утверждаемых Правительством Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что генеральным директором АО «Связной Логистика» ФИО1 30.03.2017 утверждены Правила внутреннего контроля АО «Связной Логистика». Согласно п. 4.2 Правил внутреннего контроля программа идентификации включает проведение, в том числе следующего мероприятия: выявление причастности клиента к экстремистской деятельности или терроризму на основании Перечня террористов. Требование наличия данного пункта в Правилах внутреннего контроля содержится в требованиях к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2012 № 667. Таким образом, из содержания приведенных норм следует, что в целях осуществления обязательного в силу Закона №115-Ф3 контроля при осуществлении операций с денежными средствами или иным имуществом организация АО "Связной Логистика" должна иметь доступ к размешенной в личном кабинете на официальном сайте www.fedsfm.ru информации о перечне организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму.

В магазине АО "Связной Логистика", по указанному выше адресу, осуществляющем продажу лотерейных билетов, отсутствовал доступ к личному кабинету АО "Связной Логистика" на официальном сайте Росфинмониторинга www.fedsfm.ru, необходимый для проверки наличия или отсутствия в отношении клиента сведений об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, также в магазине (помещение А6) отсутствовал актуальный перечень организаций и физических лиц, в отношении которых, имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму.

АО "Связной Логистика" не исполняет законодательство Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части организации и осуществления внутреннего контроля. Генеральный директор АО "Связной Логистика" ФИО1 не принял все зависящие от него организационные и контрольные меры для обеспечения соблюдения законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, за нарушение которого предусмотрена административная ответственность.

В результате чего были нарушены статьи 6, 7 Федерального закона № 115-ФЗ от 07.08.2001 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2012 № 667 "Об утверждении требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" и правила внутреннего контроля ООО "Связной Логистика" от 30.03.2017 года.

Факт совершения административного правонарушения и виновность генерального директора АО «Связной Логистика» ФИО1 подтверждаются:

- копией протокола №** об административном правонарушении от 04.06.2018г.;

- постановлением об административном правонарушении от ** ****2018 года, которым генеральный директор АО «Связной Логистика» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.27 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде предупреждения;

- копией акта №** проверки соблюдения законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при проведении лотерей;

- копией билета №** «Русского лото»;

- копией кассового чека от ** ****2018г.;

- копией объяснения А.А. от ** ****2018 года;

- копией объяснения управляющего магазина А.Я. от ** ****2018 года;

- копией протокола осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от ** ****2018 года;

- копиями правил внутреннего контроля, утвержденных генеральным директором АО «Связной Логистика».

Выводы должностного лица о виновности генерального директора АО «Связной Логистика» ФИО1 в совершении правонарушения основаны на полном, всестороннем и объективном исследовании имеющихся доказательств, в связи с чем, оснований не согласиться с виновностью генерального директора АО «Связной Логистика» ФИО1 у суда не имеется. Действия генерального директора АО «Связной Логистика» ФИО1 правильно квалифицированы по ч.1 ст. 15.27 КоАП РФ. Наказание назначено в пределах санкции статьи. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену обжалуемого постановления, при рассмотрении дела должностным лицом не допущено. Постановление о привлечении генерального директора АО «Связной Логистика» ФИО1 к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности.

Доводы жалобы о нарушении при составлении протокола об административном правонарушении Федерального закона №294-ФЗ « О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля и муниципального контроля» своего подтверждения в судебном заседании не нашли, т.к. проверка соблюдения требований ФЗ РФ №115 от 07.08.2001 года « О противодействии легализации отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» под действие ФЗ РФ № 294 не подпадает.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, -

Р Е Ш И Л:

Постановление начальника Межрайонной ИФНС России № 1 по Псковской области К.А.№** от ** **** 2018 года о привлечении генерального директора АО «Связной Логистика» ФИО1 к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ - оставить без изменения, жалобу генерального директора АО «Связной Логистика» ФИО1 – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд в течении 10 дней с момента вынесения.

Судья Л.В. Дуженко