ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-403/20 от 10.07.2020 Центрального районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край)

Дело № 12-403/20

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

10 июля 2020 года г.Хабаровск

Судья Центрального районного суда г.Хабаровска Ткаченко Е.С., рассмотрев жалобу начальника Краевого государственного специализированного автономного учреждения «Дальневосточная база авиационной охраны лесов» Ежкова Александра Валентиновича, родившегося ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированного по адресу: <данные изъяты>, проживающего по адресу: <данные изъяты>, на постановление заместителя руководителя управления – начальника отдела контроля закупок УФАС по Хабаровскому краю Ильченко Л.А. №7-4/70 от 25.02.2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением от 25.02.2020 Ежков А.В. привлечен к административной ответственности по ч.3 ст.7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях, ему назначено наказание в виде штрафа в размере 50 000 рублей.

Полагая данное постановление незаконным, Ежков А.В. обратился в суд с жалобой, указав на отсутствие оснований для привлечения к административной ответственности; административный орган безосновательно не принял во внимание доводы заявителя и положения ст.19 ЛК; выполнение санитарно-оздоровительных мероприятий возложено на авиабазу по государственному заданию на 2019 год, выданному Управлением лесами, в связи с этим, положения ч.4 ст.19 ЛК РФ не применимы; не было обязанности объявлять и проводить закупку в соответствии с законодательством РФ о контрактной системе, т.к. Управление лесами, как орган государственной власти, уже выбрало один из двух способов по ст.19 ЛК РФ; Учреждение не отказывалось от государственного задания, и продолжало его выполнять до приемки по акту комиссией лесничества; определяющим моментом является то, что о выполнении государственного задания в течение всего года и перед Управлением лесами в лице лесничества отчитывалась авиабаза; привлечение руководителем Учреждения иных лиц на договорной основе в целях выполнения государственного задания не является нарушением законодательства РФ; в соответствии с ч.5 ст.19 ЛК РФ, при осуществлении закупок работ по охране, защите, воспроизводству лесов одновременно осуществляется продажа лесных насаждений для заготовки древесины в порядке, уст. Правительством РФ от 27.11.2014 №1261; в этих целях в контракт на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов включаются условия о купле-продаже лесных насаждений; данная норма является обязывающей (предписывающей), а не управомочивающей; согласно п.2 Положения о продаже лесных насаждений для заготовки древесины при осуществлении закупок работ по охране, защите и воспроизводству лесов, органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий при осуществлении закупок работ по охране, защите и воспроизводству лесов в соответствии с Законом №44-ФЗ и ЛК РФ одновременно осуществляют продажу лесных насаждений для заготовки древесины; Государственным учреждениям, подведомственным органам государственной власти и органам местного самоуправления, не предоставлено право продажи лесных насаждений для заготовки древесины при осуществлении санитарных рубок по государственному заданию, право проводить закупки работ по охране, защите и воспроизводству лесов, в том числе по санитарным рубкам, в соответствии с Законом Хабаровского края, они обязательно сопровождаются продажей лесных насаждений для заготовки древесины; Управление лесами уже продало авиабазе лесные насаждения для заготовки древесины при выполнении санитарных рубок по договору купли-продажи лесных насаждений от 29.01.2019 №01-11; Учреждение, заплатившее плату в бюджет, не имеет права перепродавать лесные насаждения другому лицу, поскольку заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях лесного фонда, относится к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ, переданным Российской Федерацией; Авиабаза уже понесла расходы, уплатив в бюджет попенную плату, за лесные насаждения и не смогла бы их возместить, перепродав другому лицу, т.к. новый покупатель лесных насаждений также был бы обязан перечислить в бюджет попенную плату, а не возместить расходы по ее уплате Авиабазе; Учреждением может быть продана древесина, которая заготавливается в ходе санитарных рубок согласно предмету договора (п.1 договора) купли-продажи от 29.01.2019 №01-11, а не лесные насаждения, расположенные на землях лесного фонда; договор купли-продажи лесных насаждений №01-11 не предполагает возможность перепродажи этих лесных насаждений другому лицу; вопреки выводам прокуратуры и административного органа о необходимости торговать лесными насаждениями при выборе органом власти субъекта РФ второго способа - осуществление закупки услуг по санитарным рубкам в соответствии с Законом №44-ФЗ лесные насаждения продаются победителю закупки (единственному участнику закупки) по фиксированной ставке поденной платы, рассчитанной в соответствии со ст.76 ЛК РФ и торгов в этой части в целях защиты конкуренции не проводится, торгуется только цена работы по санитарным рубкам; торги возможны в части продажи заготовленной древесины как товара, но не в рамках осуществления закупки по Закону №44-ФЗ; древесина продается по отдельно заключаемым заявителем от имени Авиабазы договорам купли-продажи древесины и при этом, на федеральном уровне порядка отчуждения государственными учреждениями субъектов РФ этого товара не установлено; в настоящее время в Государственную Думу ФС РФ внесен и находится на стадии независимой антикоррупционной экспертизы проект Федерального закона «О внесении изменений в Лесной кодекс РФ и Федеральный закон «Об организованных торгах» в части регулирования оборота древесины; на региональном уровне в соответствии с распоряжением Губернатора края от 10.10.2019 №529-р краевым государственным учреждениям лесного хозяйства предписано древесину, заготовленную в ходе мероприятий по охране и защите лесов, с использованием биржевых механизмов торговли лесом, в частности используемых при проведении торгов на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже, что до настоящего время осуществляется; одновременная продажа заготавливаемой в ходе санитарных рубок древесины возможна при осуществлении закупки услуг по санитарным рубкам в соответствии с Законом №223-ФЗ и Положением, в том числе в виде лесных насаждений; закупка услуг по выполнению лесохозяйственных работ, в том числе санитарных рубок, не указана в исчерпывающих случаях, указанных в ч.ч.4,6 ст.15 Закона №44-ФЗ, когда автономное учреждение обязано проводить закупки в соответствии с положениями Закона о контрактной системе; Авиабаза не может бытъ государственным заказчиком по Закону №44-ФЗ; договоры с ООО «Автоспецтех» на оказание услуг по санитарным рубкам заключены Авиабазой в соответствии с Законом №223-ФЗ и Положением о закупках товаров, работ, услуг для нужд Авиабазы, утв. Наблюдательным советом авиабазы 24.12.2018 (пункт 7.1.48 Положения); источником финансирования договоров являются средства от приносящей доход деятельности - выписка из распределения расходов на выполнение государственного задания к Плану финансово-хозяйственной деятельности Учреждения на 2019 год; письмом от 11.03.2015 №02-02-04/12917 Минфин России разъяснил, что положения ч.ч.4 и 6 ст.15 ФЗ №44-ФЗ направлены на реализацию норм ст.ст.78.2 и 79 БК РФ, регламентирующих порядок осуществления капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной или муниципальной собственности; в этой связи в Федеральном законе №44-ФЗ (ч.4 ст.14, ч.1 ст.93) использован установленный БК РФ термин - «субсидии на осуществление капитальных вложений»; в отношении закупок государственного (муниципального) автономного учреждения, источником финансового обеспечения которых является субсидия на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания, сообщено, что указанные правоотношения не являются предметом регулирования; в соответствии со ст.1 ФЗ от 18.07.2011 №223-Ф3, автономные учреждения осуществляют закупки товаров, работ, услуг, руководствуясь данным законом; в письме от 01.12.17 №24-02-07/80566 Минфин РФ также подтверждает исчерпывающие случаи обязанности применения автономными учреждениями положений Федерального закона 44-ФЗ; Минэкономразвития России письмом от 21.02.2017 №Д28-и-658 разъясняет, что автономные учреждения при осуществлении закупок для своевременного и полного удовлетворения своих потребностей в товарах, работах, услугах применяют положения Закона №223-Ф3; учитывая, что ст.15 Закона №44-ФЗ не установлены нормы о применении его положений в отношении закупок автономных учреждений, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, предоставленные из бюджета, в соответствии со ст.78.1 БК РФ при осуществлении закупок за счет указанных средств автономные учреждения применяют положения Закона №223-ФЗ; Соглашением от 11.01.2019№06-11/1 Учреждению предоставлена субсидия на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, которым не предусматривалось выделение средств на финансовое обеспечение выполнения государственного задания в части санитарных рубок; указанные мероприятия Учреждение запланировало за счет средств от приносящей доход деятельности; дополнительным соглашением №1 от 18.03.2019 к соглашению №06-11/1 предусмотрено выделение в соответствии со ст.78.1 БК РФ финансирования для выполнения госзадания в размере 1 368 950 руб. с назначением расходов - «локализация и ликвидация очагов вредных организмов: сплошная санитарная рубка»; с учетом дополнительного соглашения №9 от 20.12.2019 данная сумма составляет 1 454 835 руб.; указанные средства Учреждение израсходовало на заработную плату, по данному факту замечаний от проверяющих органов в Авиабазу не поступало; указанные в постановлении договоры на оказание услуг по санитарным рубкам ко времени получения дополнительного соглашения №1 заключены и реализовывались за счет средств от приносящей доход деятельности; законодательство РФ не запрещает автономному учреждению привлекать к выполнению государственного задания иных лиц и расходовать субсидии на выполнение государственного задания на оказание услуг (выполнение работ) в соответствии с Законом №223-Ф3; если бы теоретически Учреждение приняло решение о расходовании Авиабазой в соответствии с требованиями ФЗ №223 и Положения о закупках товаров, работ, услуг для нужд учреждения, в том числе с применением конкурентных способов закупки, предусмотренных Положением о закупках, указанных выше бюджетных средств на выполнение части санитарных рубок, это не являлось бы нарушением законодательства; Авиабаза не является заказчиком по Закону №44-ФЗ, не может осуществлять закупки в соответствии с Законом №44-ФЗ для расходования средств субсидии для выполнения государственного задания с назначением расходов – «санитарные рубки»; для этого необходимы выделенные и подтвержденные Управлением лесами лимиты бюджетных обязательств для закупки по Закону №44-ФЗ, так как ст.ст.16 и 17 Закона №44-ФЗ требуют финансового обоснования и обеспечения каждой закупки; Управление лесами такие лимиты не может и не имеет право выделять, это противоречит положениям ч.ч.4 и 6 ст.15 Закона №44-ФЗ; не доказано, что Авиабазе выделены на 2019 год денежные средства, являющиеся лимитами бюджетных обязательств, для расходования их по нормам Закона №44-ФЗ; для осуществления закупки по Закону 44-ФЗ необходимо соблюдать требования законодательства о планировании и финансовом обеспечении закупок; КГСАУ «ДВ авиабаза», являющемуся автономным, не могут выделить, и начальник не вправе получить и расходовать лимиты бюджетных обязательств по Закону №44-Ф3 для осуществления санитарных рубок; такие средства Авиабазе выделяются в виде субсидии на выполнение государственного задания; административный орган обязывает Учреждение и его начальника осуществлять то, что осуществить невозможно без внесения изменений в законодательство; если бы он от имени Учреждения захотел израсходовать данные бюджетные средства непосредственно на выполнение санитарных рубок выделенного финансирования бы не хватило; ст.ст.16 и 17 Федерального закона №44 требуют финансового обоснования и обеспечения каждой закупки; в подтверждение доводов, что закупка государственным автономным учреждением субъекта РФ, получившим соответствующее государственное задание, работ по санитарным рубкам, не является нарушением законодательства РФ, являются сведения на официальном сайте ЕИС; на указанном сайте не содержатся закупки автономным учреждением работ по санитарным рубкам в соответствии с нормами Закона №44-ФЗ; Учреждение выполнило государственное задание без претензий; права и интересы РФ не нарушены; находясь в тяжелой финансовой ситуации, предприняло все необходимые меры для выполнения государственного задания, не понеся практически затрат, получив прибыль, которая направлена на финансирование выполнения основных видов деятельности, так как исключительно за счет средств от приносящей доход деятельности финансируются такие жизненно важные направления деятельности; в нарушение ч.1 ст.29.11 КоАП РФ, мотивированное постановление не составлено в течение трехдневного срока; постановление отправлено в адрес КГСАУ «ДВ авиабаза» 28.04.2020; дата вынесения постановления - 25.02.2020 является неверной.

В дополнении к жалобе Ежков А.В. указал, что орган безосновательно посчитал, что факт получения и выполнения государственного задания обязывает учреждение осуществлять вместо органа государственной власти субъекта РФ, закупки услуг по санитарным рубкам в соответствии с Федеральным законом №44-ФЗ с одновременной продажей лесных насаждений и, соответственно, размещать информацию об этой закупке; не учел, что авиабаза осуществила оплату услуг ООО «Автоспецтех» за счет средств от приносящей доход деятельности и не обязано расходовать субсидию на финансовое обеспечение выполнения госзадания в части осуществления санитарных рубок на закупку услуг сторонней организации в целях обеспечения выполнения государственного задания; не применил основополагающие положения законодательства в сфере закупок; не принял во внимание доводы авиабазы и положения ст.19 ЛК РФ; выполнение санитарно-оздоровительных мероприятий возложено на КГСАУ «ДВ авиабаза» по признанному недействительным государственному заданию. Таким образом, положения ч.4 ст.19 ЛК РФ не применимы. У юрлица не было обязанности проводить закупку в соответствии с Законом №44-ФЗ. Авиабаза продолжала выполнять государственное задание до момента приемки по акту результатов санитарных рубок комиссией лесничества. Закупка у иных лиц в целях выполнения государственного задания за счет средств от приносящей доход деятельности не является нарушением; подведомственным государственным учреждениям не предоставлено право продажи лесных насаждений для заготовки древесины при осуществлении санитарных рубок по госзаданию и право проводить вместо органов власти закупки. Управление лесами продало лесные насаждения для заготовки древесины при выполнении санитарных рубок по недействительному договору купли –продажи от 29.01.2019. Авиабаза не имеет права перепродавать лесные насаждения иному лицу; договор купли-продажи от 29.01.2019 является действующим; авиабаза понесла расходы, уплатив в бюджет попенную плату и не смогла бы их возместить незаконно, перепродав лесные насаждения другому лицу; авиабазой может быть продана древесина, которая заготавливается в ходе санитарных рубок, а не лесные насаждения земель лесного фонда; при выборе второго способа лесные насаждения продаются победителю закупки и торги не проводятся; торги возможны в части продажи заготовленной в ходе санрубок древесины как товара, но не в рамках Федерального Закона №44-ФЗ; на официальном сайте ЕИС в сфере закупок отсутствуют сведения о подобных закупках с одновременной продажей лесных насаждений на корню; на федеральном уровне порядка отчуждения такого товара как древесина в ходе санрубок, не установлено; одновременная закупка услуг по санрубкам и продажа древесины как товара невозможна по Закону №44-ФЗ, тем более одновременная повторная перепродажа лесных насаждений на корню; учреждение не нарушало порядок закупки, т.к. была продажа товара – древесины; в силу правового положения автономные учреждения осуществляют закупки в соответствии с Законом №223 и Положением о закупках, товаров, работ и услуг.

Ежков А.В., его защитники ФИО1 и ФИО2 в судебном заседании доводы жалобы поддержали в полном объеме, дали пояснения по их существу.

Хабаровский межрайонный природоохранный прокурор ФИО3 и представитель ФАС ФИО4 в судебном заседании настаивают на законности оспариваемого постановления.

Изучив материалы дела, доводы жалобы, выслушав заявителя, его защитников, прокурора, должностное лицо ФАС, суд приходит к следующему.

Частью 3 статьи 7.30 КоАП РФ административным правонарушением признается неразмещение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, специализированной организацией в единой информационной системе в сфере закупок информации и документов, размещение которых предусмотрено в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

В соответствии со ст.19 ЛК РФ: ч.3- при осуществлении мероприятий по охране, защите, воспроизводстве лесов государственными (муниципальными) учреждениями, указанными в ч.2 данной статьи, одновременно осуществляется продажа лесных насаждений для заготовки древесины в соответствии с названным Кодексом, ч.4 - органы государственной власти, органы местного самоуправления осуществляют закупки работ по охране, защите, воспроизводству лесов в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и настоящим Кодексом; ч.5 - при осуществлении закупок работ по охране, защите, воспроизводству лесов одновременно осуществляется продажа лесных насаждений для заготовки древесины в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В этих целях в контракт на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов включаются условия о купле-продаже лесных насаждений.

В целях информационного обеспечения контрактной системы в сфере закупок создается и ведется единая информационная система. Единая информационная система содержит, в том числе информацию о закупках, предусмотренную настоящим Федеральным законом, об исполнении контрактов (ст.4 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ).

В силу ст.6 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг и для обеспечения государственных и муниципальных нужд», контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

В силу ст.7 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг и для обеспечения государственных и муниципальных нужд» - в Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок. Открытость и прозрачность информации, указанной в ч.11 настоящей статьи, обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе. Информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной; ст.8 - контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок: ч.1, ч.2 ст.24 - заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (электронный аукцион, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений. С учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом, в электронной форме проводятся открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, электронный аукцион, запрос котировок, запрос предложений, а также в случаях, установленных решением Правительства Российской Федерации, предусмотренным ч.3 ст.84.1 настоящего Федерального закона, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс, закрытый аукцион.

Как усматривается из материалов дела, КГСАУ «ДВ авиабаза» создано Постановлением Правительства Хабаровского края от 11.02.2011 №32-пр «Об автономных учреждениях Хабаровского края» путем изменения типа краевого государственного специализированного бюджетного учреждения «Дальневосточная база авиационной охраны лесов» в соответствии с распоряжением Правительства Хабаровского края от 28.12.2011 №836-рп «О создании краевого государственного специализированного автономного учреждения «Дальневосточная база авиационной охраны лесов».

Согласно п.п.1.3, 1.6 Устава, Учреждение является некоммерческой организацией, созданной на неопределенный срок для осуществления мероприятий по охране лесов от пожаров, иного негативного воздействия, а также по защите и воспроизводству лесов; Учредителем КГСАУ «ДВ авиабаза» является Хабаровский край, органом исполнительной власти Хабаровского края, осуществляющим функции и полномочия учредителя, - Управление лесами.

Согласно п.2.9, 2.11 Устава, Учреждение выполняет Госзадание, установленное Учредителем, в соответствии с видами деятельности, отнесенными Уставом к основной. Учреждение вправе осуществлять приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его Уставе. Доходы, полученные от такой деятельности и приобретенное за счет этих доходов имущество, поступают в самостоятельное распоряжение Учреждения и используются им для достижения целей, указанных в пункте 23 Устава.

Хабаровской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения КГСАУ «ДВ авиабаза» требований Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в сфере охраны лесов при осуществлении купли-продажи лесных насаждений в районе озера Амут Солнечного района Хабаровского края.

В ходе проведенной проверки установлено следующее.

Управлением лесами Правительства Хабаровского края в лице КГКУ «Амгуньское лесничество» на основании Государственного задания Учреждения на 2019 г., плановые 2020-2021 г.г., утв. распоряжением от 28.12.2018 №1401-р, по договору купли-продажи лесных насаждений от 29.01.2019 №01-11, согласно акту приема-передачи лесных насаждений от 05.02.2019 №33, КГСАУ «ДВ авиабаза» переданы лесные насаждения для сплошной санитарной рубки погибших и поврежденных насаждений в Солнечном лесничестве Солнечном участковом лесничестве (часть 2 квартала 2 деляна 1, выдел 10 (часть) на площади 24,4 га).

Учреждением в целях реализации договора купли-продажи лесных насаждений от 29.01.2019 №01-11, направленного на выполнение мероприятий, установленных Государственным заданием, заключены договоры оказания услуг по санитарным рубкам на территории Солнечного лесничества с ООО «Автоспецтех» без проведения торгов: от 28.01.2019 №14-У, от 31.01.2019 №15-У, от 27.02.2019 №45-У, от 04.03.2019 №66-У, от 13.03.2019 №74-У и №75-У, от 18.03.2019 №78-У; от 19.03.2019 №84-У.

Полученная в результате проведения сплошных санитарных рубок на территории Солнечного лесничества Хабаровского края древесина реализована Учреждением без проведения торгов на основании договоров купли-продажи древесины, заключенными с ООО «Автоспецтех»: от 27.02.2019 №46, от 05.03.2019 №67, от 13.03.2019 №76, от 14.03.2019 №77, от 19.03.2019 №85 на общую сумму 12 365,91 тыс. руб.

В связи с нарушением требований ст.ст.4, 6, 7, 24 Федерального закона от 05.04.2013 №44 в части несоблюдения принципов информации о контрактной системе, не размещении сведений о заключенных договорах, о продаже лесных насаждений в ЕИС, не проведении аукциона о реализации заготовленной древесины 27.12.2019 прокурором возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении начальника КГСАУ «Дальневосточная база авиационной охраны лесов» Ежкова А.В.

Постановлением должностного лица УФАС от 25.02.2020 Ежков А.В. признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.7.30 КоАП РФ, выразившегося в неразмещении сведений о заключении вышеназванных договоров, в том числе о санитарных рубках, купле-продаже древесины в Единой информационной системе в сфере закупок.

Согласно частей 1-2 ст.19 Лесного кодекса РФ, мероприятия по сохранению лесов, в том числе работы по охране, защите, воспроизводству лесов, лесоразведению, осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, и лицами, которые используют леса и (или) на которых настоящим Кодексом возложена обязанность по выполнению таких работ. Мероприятия по сохранению лесов могут осуществляться государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса.

Охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами (ч.3 ст.50.7 ЛК РФ).

На основании Лесного кодекса РФ: ч.1 ст.60.1 ЛК РФ - защита лесов осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами; ст.60.8 - ликвидация очагов вредных организмов в лесах включает в себя следующие меры: 1) проведение обследований очагов вредных организмов; 2) уничтожение или подавление численности вредных организмов, в том числе с применением химических препаратов; 3) рубка лесных насаждений в целях регулирования породного и возрастного составов лесных насаждений, зараженных вредными организмами. Указанные меры, в том числе на лесных участках, предоставленных в аренду для заготовки древесины, осуществляются в соответствии со статьей 19 настоящего Кодекса органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса; ст.82 ЛК РФ - к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относятся следующие полномочия в области лесных отношений: владение, пользование, распоряжение лесными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации; организация осуществления мер пожарной безопасности в лесах, расположенных на земельных участках, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации; ст.83 - средства на осуществление переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета. Общий объем субвенций, предоставляемых для осуществления полномочий, переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи, определяется в отношении каждого субъекта Российской Федерации с учетом затрат на организацию осуществления указанных полномочий в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Средства на осуществление переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий не могут быть использованы на другие цели.

28.12.2018 Управлением лесами Правительства края утверждено государственное задание на 2019 год, плановый период 2020 и 2021 годов, на выполнение КГСАУ «ДВ авиабаза» работ по проведению сплошных санитарно-оздоровительных рубок, в том числе в Солнечном лесничестве Солнечном участковом лесничестве часть 2 квартал 2 деляна 1 выдел 10 на площади 24,4 га.

Соглашением №06-11/1 от 11.01.2019 и дополнительным соглашением №8 от 18.11.2019 предусмотрено предоставление Учреждению субсидии из краевого бюджета за счет средств краевого бюджета, в том числе средств субвенций из федерального бюджета, на финансовое обеспечение выполнения государственного задания от 28.12.2018.

Как следует из материалов дела, Учреждением без конкурентных процедур определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) заключены договоры оказания услуг по санитарным рубкам на территории Солнечного лесничества с ООО «Автоспецтех» без проведения торгов, при этом, полученная древесина реализована этому же Обществу на основании договоров купли-продажи.

В соответствии со ст.42 Закона о контрактной системе, заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, с предусмотренной в указанной норме информацией.

Под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования. Для проведения открытого конкурса в электронной форме заказчик разрабатывает и утверждает конкурсную документацию (ч.1 ст.48, ч.1 ст.54.1 Федерального Закона о контрактной системе).

Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (ст.59 Федерального Закона №44-ФЗ).

Юридическим лицом под руководством Ежкова А.В., сведения о заключении договоров, в том числе о санитарных рубках, купли-продажи древесины в Единой информационной системе в сфере закупок не размещены.

Фактические обстоятельства и вина Ежкова А.В. в совершении вмененного правонарушения подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами, в том числе постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 27.12.2019, государственным заданием, утв. и.о. заместителя начальника Управления лесами от 28.12.2028, соглашением от 11.01.2019 №06-11/1 о предоставлении субсидии из краевого бюджета КГСАУ «ДВ авиабаза», дополнительными соглашениями №1 от 18.03.2019, №9 от 20.12.2019 к соглашению №06-11/1 от 11.01.2019, Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд КГСАУ «ДВ авиабаза», договором купли продажи лесных насаждений №01-11 от 29.01.2019, заключенным между Управлением лесами Правительства Хабаровского края и КГСАУ ДВ авиабаза», договорами на оказание услуг по санитарным рубкам с ООО «АСТ», договорами купли-продажи с ООО «АСТ», платежными поручениями, Уставом, решением Арбитражного суда Хабаровского края от 26.12.2019, вступившим в законную силу 08.06.2020, которые отвечают требованиям ст.26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, предъявляемым к доказательствам по делу об административном правонарушении.

Доводы Ежкова А.В. и его защитников, сводящиеся к отсутствию обязанности и невозможности соблюдения требований Федерального закона №44-ФЗ со ссылкой на осуществление закупок в соответствии с Федеральным Законом №223-ФЗ и Положением о закупках, товаров, работ и услуг, несостоятельны в силу нижеследующего.

Должностное лицо антимонопольной службы исходило из того, что КГСАУ "ДВ авиабаза" является некоммерческой организацией, созданной для осуществления мероприятий, в том числе по защите и воспроизводству лесов; виды работ, определенные договором купли-продажи лесных насаждений №01-11 от 29.01.2019, предусмотрены государственным заданием от 28.12.2018, утв. начальником Управления лесами, на выполнение в 2019 году государственных работ КГСАУ «ДВ авиабаза» в порядке части 2.1 статьи 4 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях"; учреждение не приступило к исполнению вышеуказанного государственного задания, а привлекло для этих целей в нарушение лесного законодательства без соблюдения конкурентных процедур ООО "Автоспецтех" по договорам на оказания услуг по санитарным рубкам от 28.01.2019 №14-У, от 31.01.2019 №15-У, от 27.02.2019 №45-У, от 04.03.2019 №66-У, от 13.03.2019 №74-У и №75-У, от 18.03.2019 №78-У; от 19.03.2019 №84-У, кроме того, без проведения торгов реализовало полученную древесину этому же Обществу на основании договоров купли-продажи от 27.02.2019 №46, от 05.03.2019 №67, от 13.03.2019 №76, от 14.03.2019 №77, от 19.03.2019 №85.

Тем самым, начальником КГСАУ «ДВ авиабаза» Ежковым А.В. не учтены положения Федерального Закона о контрактной системе №44-ФЗ при определении поставщика (подрядчика, исполнителя), не размещены сведения, предусмотренные указанным законом, в Единой информационной системе в сфере закупок в нарушение ст.7 Закона о контрактной системе.

Согласно ч.2 ст.4, ст.6 Бюджетного кодекса, государственное (муниципальное) задание для автономного учреждения формируется и утверждается учредителем в соответствии с видами деятельности, отнесенными его уставом к основной деятельности. Автономное учреждение осуществляет в соответствии с государственным (муниципальным) заданием и (или) обязательствами перед страховщиком по обязательному социальному страхованию деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг; государственное (муниципальное) задание - документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ).

Согласно ст.4 Федерального Закона №174-ФЗ от 03.11.2006 «Об автономных учреждениях», государственное (муниципальное) задание для автономного учреждения формируется и утверждается учредителем в соответствии с видами деятельности, отнесенными его уставом к основной деятельности. Основной деятельностью автономного учреждения признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых автономное учреждение создано. Автономное учреждение не вправе отказаться от выполнения государственного (муниципального) задания.

Финансовое обеспечение выполнения государственных (муниципальных) заданий осуществляется за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией (ст.69.2 БК РФ).

Исходя из положений ст.19 Лесного кодекса, мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов могут выполняться за счет бюджетных средств непосредственно автономным учреждением на основании государственного задания, от выполнения которого оно не вправе отказаться. В случае, если осуществление указанных мероприятий не возложено на автономные учреждения, исполнитель определяется уполномоченными органами государственной власти в соответствие с Законом №44-ФЗ с использованием конкурентных способов сделки.

Учитывая, что среди основных видов деятельности КГСАУ «ДВ авиабаза» отсутствует деятельность по рубке и заготовке древесины как предпринимательская деятельность, санитарные рубки при осуществлении санитарно-оздоровительных мероприятий по защите лесов могли производиться в целях реализации положений ст.19 Лесного кодекса РФ и строго в установленном порядке.

Целями регулирования Федерального закона №223-ФЗ от 18.07.2011 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи, в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

В соответствии с п.1.3 Устава, учреждение является некоммерческой организацией, созданной для осуществления мероприятий, в том числе по защите и воспроизводству лесов.

Согласно ст.60.7 ЛК РФ - предупреждение распространения вредных организмов включает в себя проведение, среди иных профилактических мероприятий по защите лесов; санитарно-оздоровительных мероприятий, в том числе рубок погибших и поврежденных лесных насаждений; ст.60.2 ЛК РФ - защита лесов включает в себя выполнение мер санитарной безопасности в лесах и ликвидацию очагов вредных организмов.

Виды работ, предусмотренные государственным заданием от 28.12.2018, и определенные договорами с ООО «Автоспецтех», относятся к санитарным рубкам.

В соответствии с частями 3 и 5 ст.19 ЛК РФ выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов предполагают наличие условий о купле-продаже лесных насаждений.

За исключением случаев, предусмотренных статьями 19 и 30 настоящего Кодекса, договор купли-продажи лесных насаждений заключается по результатам торгов на право заключения такого договора, которые проводятся в форме открытого аукциона (ст.77 Лесного кодекса РФ).

Уполномоченным органом по заключению договоров купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях лесного фонда, в целях заготовки древесины на территории Хабаровского края является Управление лесами.

По договору купли-продажи №01-11 от 29.01.2019 между Управлением лесами Правительства Хабаровского края (Продавец) и КГСАУ «ДВ авиабаза» (Покупатель), Учреждению переданы лесные насаждения, расположенные на землях, находящихся в федеральной собственности, для заготовки древесины в соответствии с частью 3 ст.29.1 Лесного кодекса РФ.

На основании ч.3 ст.29.1 ЛК РФ, при осуществлении мероприятий, предусмотренных статьей 19 настоящего Кодекса, заготовка соответствующей древесины осуществляется на основании договора купли-продажи лесных насаждений или указанного в части 5 статьи 19 настоящего Кодекса контракта.

Исходя из материалов дела, Учреждение для выполнения государственного задания, привлекло ООО «Автоспецтех» по договорам оказания услуг по санитарным рубкам без соблюдения конкурсных процедур, что свидетельствует о предоставлении преимуществ в осуществлении предпринимательской деятельности, ограничении конкуренции на рынке работ (услуг).

При этом, из условий указанных договоров следует, что Учреждением в нарушение установленных ст.ст.19, 77 ЛК РФ процедур данному Обществу фактически переданы лесные насаждения для целей заготовки древесины путем проведения санитарных рубок.

Поскольку выполнение государственного задания обеспечивает публичные интересы, а не нужды автономного учреждения, финансируется за счет выделенных на эти цели бюджетных средств, у КГСАУ «ДВ авиабаза» существует обязанность по соблюдению требований, установленных Федеральным Законом №44-ФЗ.

Кроме того, так как работы подлежали выполнению на землях лесного фонда во исполнение государственного задания для государственных нужд, у учреждения отсутствовало право самостоятельного распоряжения лесными насаждениями участка. В связи с этим, несостоятельны доводы стороны защиты на обоснованность применения положений Федерального Закона №223 от 18.07.2011 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Указанные доводы были предметом рассмотрения Арбитражного районного суда Хабаровского края от 13.01.2020, вступившего в законную силу 18.02.2020, которым договор на оказание услуг по санитарным рубкам от 27.02.2019 №45-У признан недействительным в связи тем, что его заключение проведено в нарушение установленных законом публичных процедур.

Вопреки доводам жалобы, исходя из материалов дела, постановление о назначении наказания вынесено 25.02.2020. Направление копии постановления позднее трехдневного срока не воспрепятствовало реализации права на его обжалование.

Поскольку письма Минфина и Миэкономразвития не обладают силой закона, ссылка на них в жалобе отклоняется.

Неразмещение подобных документов на официальном сайте ЕИС в сфере закупок не указывает на отсутствие у учреждения вышеназванной обязанности.

Отсутствие законодательных ограничений для привлечения автономными учреждениями к выполнению государственного задания третьих лиц, не исключает необходимости соблюдения требований Закона №44-ФЗ, поскольку выполнение государственного задания обеспечивает не нужды автономного учреждения, кроме того, финансируется за счет выделенных на эти цели бюджетных средств.

В силу ст.2.4 КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Приказом Управления лесами от 29.01.2018 № 19пк на должность начальника КГСАУ «ДВ авиабаза» назначен Ежков Александр Валентинович.

На основании Устава, начальник КГСАУ «ДВ авиабаза» осуществляет непосредственное управление, текущее руководство деятельностью учреждения, по вопросам, отнесенным законодательством Российской Федерации к его компетенции, действует на принципах единоначалия, действует без доверенности от имени Учреждения, представляет интересы во всех органах государственной власти, органах местного самоуправления, учреждениях, организациях, предприятиях.

Являясь руководителем КГСАУ «Дальневосточная база авиационной охраны лесов», за допущенные нарушения Федерального Закона №44-ФЗ Ежков А.В. обосновано привлечен к административной ответственности.

Дело рассмотрено и наказание назначено в соответствии с требованиями Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Постановление вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ.

В соответствии со ст. 30.7 КоАП РФ постановление подлежит отмене при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст.ст.2.9,24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.

При проверке законности и обоснованности постановления существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, не установлено.

Руководствуясь ст.30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

Р Е Ш И Л:

Постановление заместителя руководителя управления – начальника отдела контроля закупок УФАС по Хабаровскому краю Ильченко Л.А. №7-4/70 от 25.02.2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении начальника Краевого государственного специализированного автономного учреждения «Дальневосточная база авиационной охраны лесов» Ежкова Александра Валентиновича оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд в течение 10 суток со дня его получения через Центральный районный суд г.Хабаровска.

Судья Ткаченко Е.С.