ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-403/2021 от 21.05.2021 Йошкар-олинского городского суда (Республика Марий Эл)

дело № 12-403/2021 мировой судья Петрова Н.В.

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление об административном правонарушении

г. Йошкар-Ола 21 мая 2021 года

Судья Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл Касаткина Т.Н., рассмотрев жалобу Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Марий Эл на постановление мирового судьи судебного участка Йошкар-Олинского судебного района Республики Марий Эл от 10 марта 2021 года, которым производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.19.7 КоАП РФ, в отношении

Йошкар-Олинской коллегии адвокатов Республики Марий Эл, <иные данные>, сведений о привлечении к административной ответственности за совершение однородных правонарушений не имеется,

прекращено на основании п.6 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением мирового судьи судебного участка Йошкар-Олинского судебного района Республики Марий Эл от 10 марта 2021 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.19.7 КоАП РФ, в отношении Йошкар-Олинской коллегии адвокатов Республики Марий Эл прекращено на основании п.6 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.

Не согласившись с вышеуказанным постановлением мирового судьи, начальник Управления Министерства юстиции РФ по РМЭ обратился в Йошкар-Олинский городской суд с жалобой, в которой просит постановление отменить и направить дело на новое рассмотрение. В обоснование жалобы указано, что срок привлечения Йошкар-Олинской коллегии адвокатов Республики Марий Эл к административной ответственности по ст.19.7 КоАП РФ не истек, так как срок привлечения к административной ответственности начитает исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения, т.е. в данном случае со дня составления акта плановой проверки коллегии адвокатов с 01.03.2021. Управлением в отношении Коллегии адвокатов возбуждено дело об административном правонарушении за представление в государственный орган (Управление) сведений, предусмотренных законодательством и необходимых для осуществления государственным органом его законной деятельности, в искаженном виде (вместо отчетов по формам ОН0001 и ОН0002 представлено заявление о соответствии некоммерческой организации (Коллегии адвокатов) п.3.1 ст.32 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях»). Кроме того, вынося постановление, судья ссылается на нормы ст.4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и полагает, что срок давности привлечения к административной ответственности истек. Однако, указанное правонарушение выражается в длительном (в течение более двух лет) ненадлежащем выполнении Коллегией адвокатов предусмотренных законом обязанностей (предоставление предусмотренных Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» сведений в искаженном виде).

В суде представитель административного органа В.С.В. (доверенность от 15.03.2021 ) доводы жалобы поддержала, просила постановление мирового судьи отменить, дело направить на новое рассмотрение, ссылаясь на то, срок давности привлечения к ответственности Йошкар-Олинской коллегии адвокатов Республики Марий Эл по ст.19.7 КоАП РФ не истек.

Законный представитель Йошкар-Олинской коллегии адвокатов РМЭ В.И.А. просил постановление мирового судьи оставить без изменения, полагая, что оно является правильным, выводы мирового судьи об истечении срока давности обоснованны.

Проверив доводы жалобы, выслушав стороны, изучив материалы административного дела, прихожу к следующему.

В соответствии со ст.30.6 КоАП РФ, суд проверяет на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления по делу об административном правонарушении.

Статьей 19.7 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), государственный финансовый контроль, организацию, уполномоченную в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль, сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), государственный финансовый контроль, организацию, уполномоченную в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль, таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных статьей 6.16, частью 2 статьи 6.31, частями 1, 2 и 4 статьи 8.28.1, статьей 8.32.1, частью 1 статьи 8.49, частью 5 статьи 14.5, частью 2 статьи 6.31, частью 4 статьи 14.28, частью 1 статьи 14.46.2, статьями 19.7.1, 19.7.2, 19.7.2-1, 19.7.3, 19.7.5, 19.7.5-1, 19.7.5-2, частью 1 статьи 19.7.5-3, частью 1 статьи 19.7.5-4, статьями 19.7.7, 19.7.8, 19.7.9, 19.7.12, 19.7.13, 19.7.14, 19.8, 19.8.3 настоящего Кодекса.

Согласно протоколу от 01 марта 2021 года, составленному ведущим специалистом экспертом отдела по делам некоммерческих организаций Управления Министерства юстиции РФ по РМЭ З.Т.А., об административном правонарушении, предусмотренном ст.19.7 КоАП РФ, Коллегия адвокатов в 2019 году (27.03.2019) за 2018 год, в 2020 году (01.04.2020) за 2019 год представила в Управление через информационный портал Министерства юстиции Российской Федерации (unro.minjust.ru) заявление о соответствии некоммерческой организации (Коллегии адвокатов) пункту 3.1 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», т.е. поступление имущества и денежных средств организации в течение года составили менее трех миллионов рублей. В ходе проверки установлено, что поступления денежных средств Коллегии адвокатов за 2018, 2019 годы составили свыше трех миллионов рублей, в 2018 году - 4169,0 тыс. руб. и в 2019 году - 6255,0 тыс. руб. соответственно, что подтверждается данными бухгалтерского баланса за 2018, 2019 годы (отчета о движении денежных средств), главной книгой за 2018, 2019 годы, анализом счетов 50,51 за 2018, 2019 годы, то есть Коллегии адвокатов следовало представить в Управление отчеты за 2018 и 2019 годы по формам ОН0001 и ОН0002. Следовательно, Коллегией адвокатов была нарушена вышеуказанная норма законодательства, а установленные законодательством сведения за 2018, 2019 годы в Управление представлены в искаженном виде.

В соответствии с ч.3 ст.32 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих opганизациях», Приказа Минюста России от 29.03.2010 №72 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций» некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников.

Если поступления денежных средств и имущества таких организаций в течение года составили более трех миллионов рублей, то соответствующие документы представляются по формам ОН0001 и OН0002, если до трех миллионов рублей, то представляется заявление о соответствии требованиям пункта 3.1 ст.32 ФЗ от 12.01.1996 №7-ФЗ. Предоставляемая информация должна быть полной и достоверной, документы предоставляются в срок до 15 апреля года, следующего за отчетным, за 2019 год сведения должны были быть представлены не позднее 01.07.2020.

Мировым судьей установлено, что Йошкар-Олинской коллегией адвокатов Республики Марий Эл через информационный портал Минюста России unro.minjust.ru предоставлено заявление о соответствии требованиям пункта 3.1 ст.32 ФЗ от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» за 2018 год - 27.03.2019, за 2019 год - 01.04.2020.

При этом сделан вывод, исходя из положений ч.1 ст.4.5 и п.6 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, что по истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос об административной ответственности лица, в отношении которого производство по делу прекращено, обсуждаться не может.

20 мая 2021 года в суд из Управления Министерства юстиции по РМЭ поступил ответ на запрос, из которого следует, что в 2019 году срок предоставления отчетности некоммерческими организациями был установлен постановлением Правительства РФ от 15.04.2006 №212, а также приказом Министерства юстиции РФ от 07.10.2010 №252, в 2020 году этот срок установлен приказом Министерства юстиции РФ от 26.05.2020 №122. Установить достоверность сведений, указанных в отчетах, в т.ч. данные финансово-хозяйственной деятельности некоммерческих организаций, возможно только при проведении проверочных мероприятий в отношении некоммерческой организации. Полномочия территориальных органов Министерства юстиции РФ по запросу сведений финансово-хозяйственной деятельности некоммерческих организаций вне рамок проверочных мероприятий законодательством РФ не предусмотрена.

В соответствии с разъяснениями, данными в п.19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N5 (ред. от 19.12.2013) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена возможность привлечения к административной ответственности только за оконченное правонарушение. Административное правонарушение считается оконченным с момента, когда в результате действия (бездействия) правонарушителя имеются все предусмотренные законом признаки состава административного правонарушения. В случае, если в соответствии с нормативными правовыми актами обязанность должна быть выполнена к определенному сроку, правонарушение является оконченным с момента истечения этого срока.

Проверяя соблюдение срока давности привлечения к административной ответственности, следует также учитывать, что КоАП РФ не предусматривает возможности перерыва данного срока (п.14 постановления Пленума).

Постановлением Правительства РФ от 15.04.2006 №212 «О мерах по реализации отдельных положений Федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» некоммерческим организациям установлен срок для предоставления в уполномоченный орган (его территориальный орган) документов, содержащих отчет об их деятельности, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.

Данное постановление действовало до 05.06.2020, т.е. оно действовало в 2019 году.

Приказом Министерства юстиции РФ от 26.05.2020 №122 некоммерческим организациям установлен срок для предоставления в Минюст России (его территориальный орган) документов, содержащих отчет об их деятельности за 2019 год, не позднее 01 июля 2020 года.

Принимая во внимание вышеизложенное, учитывая, что Йошкар-Олинская коллегия адвокатов Республики Марий Эл в установленные сроки 27.03.2019 и 01.04.2020 предоставила в Управление Минюста по РМЭ сведения о своей деятельности за 2018 и 2019 год соответственно в искаженном виде, прихожу к выводу, что срок давности привлечения к административной ответственности юридического лица за данное правонарушение следует исчислять с 27.03.2019 и 01.04.2020 соответственно.

Мировой судья обоснованно пришел к выводу, что данное правонарушение не является длящимся, поскольку оно окончено с момента подачи сведений в уполномоченный орган в искаженном виде, т.е. на данный момент в результате действия правонарушителя имелись все предусмотренные законом признаки состава административного правонарушения.

Довод жалобы относительно того, что срок давности привлечения к административной ответственности по настоящему делу не истек, основан на неверном толковании норм закона.

Вместе с тем, объектом рассматриваемого административного правонарушения по ст.19.7 КоАП РФ является установленный порядок управления, поскольку ст.19.7 КоАП РФ включена законодателем в главу 19 КоАП РФ, объединяющую правонарушения, родовым объектом которых являются правоотношения в сфере установленного порядка управления.

Из содержания ч.1 ст.4.5 КоАП РФ следует, что срок давности привлечения к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное ст.19.7 КоАП РФ, составляет три месяца со дня его совершения.

Протокол об административном правонарушении по ст.19.7 КоАП РФ в отношении Йошкар-Олинской коллегии адвокатов РМЭ составлен 01 марта 2021 года, то есть по истечении установленного законом срока.

Следовательно, вывод мирового судьи о прекращении в отношении Йошкар-Олинской коллегии адвокатов РМЭ производства по делу об административном правонарушении в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности является законным и обоснованным.

При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения жалобы Управления Министерства юстиции РФ по РМЭ не усматривается.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

Постановление мирового судьи судебного участка Йошкар-Олинского судебного района Республики Марий Эл от 10 марта 2021 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.19.7 КоАП РФ, в отношении Йошкар-Олинской коллегии адвокатов РМЭ оставить без изменения, жалобу Управления Министерства юстиции РФ по РМЭ – без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу немедленно после его вынесения.

Судья Т.Н. Касаткина