ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-404/2021 от 09.07.2021 Куйбышевского районного суда г. Омска (Омская область)

УИД 54RS0010-01-2021-003881-42 Дело № 12-404/2021

г. Омск, ул. Лермонтова, 61

РЕШЕНИЕ

09 июля 2021 года г. Омск

Судья Куйбышевского районного суда г. Омска Романюк Л.А., при секретаре Захаровой О.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу общества с ограниченной ответственностью «Омский завод технического углерода» на постановление по делу об административном правонарушении № А-989-в/7 от 15.10.2020 года по ст. 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением должностного лица Сибирского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования № А-989-в/7 от 15.10.2020 года общество с ограниченной ответственностью «Омский завод технического углерода» (далее по тексту ООО «Омсктехуглерод», Общество, юридическое лицо) привлечено к административной ответственности по ст. 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту КоАП РФ) с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 20000 (двадцать тысяч) рублей.

ООО «Омсктехуглерод» признано виновным в нарушении требований абз. 7 п. 1 ст. 30 Закона от 04.05.1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», а именно:

- не проводится инструментальный контроль выбросов смеси углеводородов С1-С5 (ист. №№ 0002, 0003, 0021, 0126), смеси углеводородов С6-С10 (ист. №№ 0002, 0003, 0021, 0126), диэтилбензолов (ист. №№ 0021, 0126), углерода оксида (ист. №№ 0022, 0023, 0027, 0028, 0068, 0069, 0111, 0112, 0202, 0033, 0036, 0039, 0042, 0072, 0127, 0128, 0130, 0131, 0129, 0133, 0134);

- не проводится расчетный контроль выбросов алканов С12-С19 (ист. №№ 0002, 0003), карбазола (ист. №№ 0002, 0003, 6101, 0021, 0126, 6083, 6089, 6090); мезитилена (ист. № 0126), этилбензола (ист. № 0126), углерода оксида (ист. №№ 0064, 0065, 0066, 0067, 0025, 0031, 0200, 0201, 0203, 0204, 0205, 0206, 0207, 0038, 0041, 0044); метана (ист. №№ 0025, 0031, 0114, 0119, 0194, 0195, 0196, 0197, 0199, 0200, 0201, 0038, 0041, 0044), смесь природных меркаптанов (ист. №№ 0114, 0119, 0194, 0195, 0196, 0197, 0198, 0199), фторидов (ист. №№ 0201, 0202), хрома шестивалентного (ист. № 0202), фтористого водорода (ист. № 0202), керосина (ист. №№ 0203, 0204, 0205, 0206, 0207).

- непроведение контроля выбросов на источниках (ист. № 0035);

- осуществляется ненормированный выброс загрязняющих веществ углерода (сажа) источниками залповых выбросов №№ 0025, 0031, 0035, 0038, 0041, 0044, 0048, 0053, 0084, 0058 и выброс метана, нормированного ниже, чем в разрешении вы выброс вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух № 1/2017 от 10.01.2017.

Не согласившись с принятым постановлением, Общество в лице генерального директора обратилось с жалобой в суд, указывая, что должностным лицом административного органа вина Общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ, не доказана. Во исполнение приказа Минприроды России № 74 от 28.02.2018 года «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля» утверждены Требования к содержанию программы производственного экологического контроля, в которых регламентировано на каких источниках, по каким загрязняющим веществам и какими методами (инструментальными или расчетными) требуется осуществлять производственный экологический контроль. Пунктом 9.1.2 Требований установлено, что в план-график контроля не включаются источники, выброс от которых по результатам рассеивания не превышает 00,1 ПДК мр. загрязняющих веществ на границе предприятия. Во исполнение данного приказа, а также требований Закона «Об охране окружающей среды» на ООО «Омсктехуглерод» разработана и 18.12.2018 года утверждена программа производственного экологического контроля, в состав которой входит план-график контроля стационарных источников выбросов. Производственный экологический контроль в 2019 году осуществлялся ООО «Омсктехуглерод» в соответствии с планом-графиком контроля стационарных источников выбросов в составе программы производственного экологического контроля. В соответствии с планом-графиком загрязняющие вещества: смесь углеводородов С1-С5, смесь углеводородов С6-С10, углерод оксид, метан, хром шестивалентный, фториды неорганические, хлористый водород, смеси природных меркаптанов, керосин, карбазол, не подлежат производственному экологическому контролю, так как по результатам расчета рассеивания выброс указанных загрязняющих веществ на границе предприятия не превышает 0,1 ПДК мр., что подтверждается таблицей 3.3.1 «Перечень веществ, расчет загрязнения атмосферы для которых не целесообразен» и графиками рассеивания загрязняющих веществ для определения зон влияния. Производственный контроль за выбросами загрязняющих веществ: алканы С12-С19 на источниках выбросов №№ 0002, 0003, диэтилбензол на источниках выбросов №№ 0021, 0126, мезитилен на источниках выбросов № 0126 выполняется расчетным путем, этилбензола – инструментальными замерам. Проведение производственного контроля загрязняющих веществ алканы С12-С19 (источники №№ 0002, 0003), диэтилбензола (источники №№ 0021, 0026), мезитилен (источник №; 0126), подтверждается проведенным расчетом от -10.10.2019 года, этилбензола (ист. 0126) подтверждается протоколом результата анализа промышленных выбросов в атмосферу от 06.09.2019 № 521А. Вмененное ООО «Омсктехуглерод» нарушение невыполнение в 2019 году плана-графика было установлено на основании плана-графика производственного контроля в составе проекта предельно-допустимых выбросов, утвержденного в декабре 2016 года, по которому производственный экологический контроль осуществлялся в декабре 2016 года, по которому производственный экологический контроль не осуществляется с даты утверждения программы производственного экологического контроля, разработанной в соответствии с требованиями, установленными приказом Минприроды России от 28.02.2018 № 74. В данной связи нарушения плана-графика производственного экологического контроля не установлено.

Также Обществу вменятся ненормированный выброс загрязняющих веществ: углерод (сажа) источниками залповых выбросов №№ 0025, 0031, 0035, 0038, 0041, 0044, 0048, 0053, 0084, 0058 и выброс метана, нормированного ниже, чем в разрешении на выброс вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Вместе с тем, согласно выполненному расчету количества вредных веществ, поступающих в атмосферу при сжигании газа на факеле, согласно РМ-62-91-90, при сжигании газа на факелах в выбросах в атмосферу присутствует метан, диоксид серы, азота диоксид, азота оксид, углерод оксид. Выбросы загрязняющего вещества углерода (сажа) источниками выбросов №№ 0025, 0031, 0035, 0038, 0041, 0044, 0048, 0053, 0084, 0058 не осуществляется. Данное обстоятельство подтверждается проектом нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ, инвентаризацией выбросов загрязняющих веществ в атмосферу по состоянию на 01.07.2016 года.

Просили отменить постановление о назначении административного наказания (том 1 л.д.6-9).

Законный представитель ООО «Омсктехуглерод», должностное лицо, вынесшее постановление в судебное заседание не явились, извещены надлежаще (том 3 л.д.9-14, 27-31, 44).

Суд, руководствуясь ч. 3 ст. 25.4, п. 4 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ, счел возможным рассмотреть жалобу в отсутствие указанных лиц.

В судебном заседании защитники ООО «Омсктехуглерод» по доверенности Никонова Т.В., Тимофеева К.В. (том 3 л.д.16, 32) доводы и требования, приведенные в жалобе на постановление, поддержали, дополнительная пояснив, что в декабре 2018 года на предприятии утверждена программа производственного контроля в соответствии с требованиями приказа Минприроды России № 74 от 28.02.2018 года, в план-график контроля не включаются источники, выброс от которых по результатам рассеивания не превышает 0,1 ПДК загрязняющих веществ на границе предприятия. В программе производственного контроля указан перечень веществ, которые не включаются в перечень веществ, подлежащих производственному контролю, в том числе в соответствии с п. 9.1.2 Приказа Минприроды № 74, это смеси углеводородов, углерод оксида и другие. Они включены в таблицу рассеивания, их выброс на границе предприятия не превышает 0,1 ПДК, соответственно они не подлежат контролю. В материалах дела есть документы подтверждающие, что выбросы загрязняющих веществ контролируются расчетным способом, по этилбензолу производится инструментальные замеры, в ходе проверки эти доказательства были предоставлены должностному лицу, но учтены им не были. Полагают, что нарушения были вменены ошибочно, так как в проект предельно допустимых выбросов была приложена программа производственного контроля, которая действовала на предприятии до издания приказа Минприроды России № 74 и должностное лицо нарушения вменило на основании данной программы производственного контроля, хотя новая программа производственного контроля ими также была предоставлена, но она не была принята во внимание. Вывод о не проведении контроля выбросов на источнике № 0035 сделан необоснованно, все документы были ими представлены в административный орган сопроводительным письмом, которое они приобщили в ходе рассмотрения настоящей жалобы к материалам дела. Нарушения по залповым выбросам также нет. Ими оспаривалось предписание в данной части по пункту 5, Арбитражный суд Омской области согласился, что нарушений в данной части не имеется, так как исследования административным органом не проводились, установлено нарушение документально. Углерод (сажу) они не выбрасывают совсем, это следует из материалов инвентаризации, метан не выбрасывают, так как у них установлена система электронного поджига и метан сжигается в ней, поэтому выброс в его атмосферу не производится. Поскольку исследования не проводились, не было установлено, что метан выбрасывается хоть в какой-то части. Просили отменить постановление о привлечении Общества к административной ответственности.

Представитель административного органа по доверенности Саввина О.В. (том 3 л.д.15) с доводами жалобы и защитников не согласилась, суду пояснила, что действительно план-график к программе производственного контроля был приложен, в нем указано о сроках и порядке производственного контроля. Расчетный и инструментальный порядок контроля можно доказать протоколами испытаний или расчетами, но инспектору данные документы представлены не были, хотя со слов защитника следует, что они предоставлялись инспектору. По какой причине данные сведения, представленные инспектору не были им приняты, не известно. По не проведению контроля выбросов на источнике № 0035 инспектор исходил из отсутствия протоколов испытаний, которые не были представлены. Также просила учесть, что метан входит в список запрещенных веществ независимо от количества выбросов, поэтому он подлежит нормированию.

Выслушав участников процесса, изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

В силу части 2 статьи 30.3 КоАП РФ в случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 данной статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.

Копия постановления получена защитником ООО «Омсктехуглерод» 15.10.2020 года (том 3 л.д. 4). Жалоба направлена в суд почтой 23.10.2020 года (том 2 л.д. 61), срок на обжалование не пропущен.

Статья 8.1 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.48 настоящего Кодекса и влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.

Из материалов дела следует, что в ходе проведения Сибирским межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования внеплановой выездной проверки с 19.08.2020 года по 15.09.2020 года в отношении ООО «Омсктехуглерод», расположенного по адресу: г. Омск, ул. Барабинская, 20 (юридический адрес организации до 09.12.2020 года г. Омск, ул. Пушкина, 17/1) установлено, что ООО «Омсктехуглерод», оказывает негативное воздействие на окружающую среду: Омская производственная площадка, относится к I категории негативного воздействия на окружающую среду. При проведении проверки был сделан выборочный контроль за исполнением план-графика контроля на предприятии за соблюдением нормативов ПДВ на источниках выбросов. По результатам проверки составлен Акт № А-989-в от 28.09.2020 года, согласно которого установлено, что ООО «Омсктехуглерод» в 2019 году было допущено не исполнение план-графика:

1. не проводится инструментальный контроль выбросов смеси углеводородов С1-С5 (ист. 0002, 0003, 0021, 0126), смеси углеводородов С6-С10 (ист. 0002, 0003, 0021, 0126), диэтилбенозолов (ист. 0021, 0126), углерода оксида (ист. 0022, 0023, 0027, 0028, 0068, 0069, 0111, 0112, 0202, 0033, 0036, 0039, 0042, 0072, 0127, 0128, 0130, 0131, 0129,0133, 0134);

2. не производится расчетный контроль выбросов алканов С12-С19 (ист. 0002, 003), карбазлоа (ист. 0002, 0003, 6101, 0021, 0126, 6083, 6089, 6090), мезитилена (ист. 0126), этилбензола (ист. 0126), углерода оксида (ист. 0064, 0065, 0066, 0067, 0025, 0031, 0200, 0201, 0203, 0204, 0205, 0206, 0207, 0038, 0041, 0044), метана (ист. 0025, 0031, 0114, 0119, 0194, 0195, 0196, 0197, 0199, 0200, 0201, 0038, 0041, 0044), смесь природных меркаптанов (ист. 0114, 0119, 0194, 0195, 0196, 0197, 0198, 0199), фторидов (ист. 0201, 0202), хрома шестивалентного (ист. 0202), фтористого водорода (ист. 0202), керосина (ист. 0203, 0204, 0205, 0206, 0202;

- не проводится контроль выбросов на источниках (ист. 0035).

- в ходе проведения анализа информации установлено, что фактические залповые выбросы за период с 01.01.2019 года по 19.08.2020 года осуществлялись от стационарных источников выбросов № 0025, № 0031, № 0035, № 0038, № 0041, № 0044, № 0048, № 0053, № 0058, при этом выбросы загрязняющих веществ (углерод (сажа) и метан), установленных проектом ПДВ при залповых выбросах от данных источников не нормированы в разрешении на выброс № 1/2017 от 10.01.2017 либо нормированы ниже (том 2 л.д. 101, 105, 209, том 3 л.д. 45, 46).

Указанными действиями Обществом, по мнению административного органа, нарушены требования ч.2 ст. 12, ч. 1 ст. 30, абз. 7 п. 1 ст. 30 ФЗ от 04.05.1999 года № 96- ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».

В данной связи 09.10.2020 года в отношении ООО «Омсктехуглерод» был составлен протокол об административном правонарушении по ст. 8.1 КоАП РФ № А-989-в/7 (том 2 л.д.238). Постановлением должностного лица Сибирского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования № А-989-в/7 от 15.10.2020 года ООО «Омсктехуглерод» привлечено к административной ответственности по ст. 8.1 КоАП РФ (том 2 л.д.248).

Вместе с тем, выводы о вине юридического лица должностным лицом административного органа сделаны, по мнению суда преждевременно, без надлежащей оценки и исследования всех имеющихся доказательств.

Как указывал в судебном заседании защитник Общества, ими в ходе производства по делу были представлены необходимые сведения для правильного разрешения дела, в подтверждение чего в судебное заседание представлена копия сопроводительного письма о предоставлении документов (том 3 л.д.34). Вместе с тем, как пояснил защитник, должностным лицом при проверке исполнения план-графика контроля ошибочно была учтена программа производственного контроля 2016 года, которая действовала до издания приказа Минприроды России № 74, несмотря на то, что Обществом была представлена программа производственного контроля, утвержденная в декабре 2018 года. Кроме того, должностным лицом не были учтены документы подтверждающие, что выбросы веществ контролируются расчетным способом, по этилбензолу производятся инструментальные замеры, осуществляется контроль выбросов на источнике № 0035.

Также в судебном заседании установлено, что в отношении ненадлежащего анализа залповых выбросов на ряде стационарных источников Обществу было выдано предписание - пункт 5 которого в части указанных источников, решением Арбитражного суда Новосибирской области по делу № А45-26875/2020 от 08.12.2020 года, оставленного без изменения постановлением Седьмого Арбитражного апелляционного суда от 01.03.2021 года, отменен. Арбитражным судом Новосибирской области установлено, что выброс загрязняющих веществ: метан осуществляется в соответствии с нормативами предельно допустимых выбросов, рассчитанных на основании проведенной инвентаризации и утвержденного разрешения на выброс вредных веществ № 1/2017, по результатам проведенной инвентаризации вредных веществ источники №№ 0025, 0031, 0035, 0038, 0041, 0044, 0048, 0053, 0084, 0058 не осуществляют выброс загрязняющих веществ углерод (сажа) (том 3 л.д. 36-43).

Учитывая вышеперечисленные обстоятельства, суд приходит к выводу, что решение о привлечении ООО «Омсктехуглерод» к административной ответственности по ст. 8.1 КоАП РФ принято преждевременно, без полного и всестороннего исследования всех имеющих доказательств.

Учитывая, что сроки давности привлечения к административной ответственности в настоящее время не истекли, постановление подлежит отмене с возвращением материалов дела на новое рассмотрение.

На основании изложенного и руководствуясь п. 4 ч.1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

РЕШИЛ:

Постановление должностного лица Сибирского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования № А-989-в/7 от 15.10.2020 года о привлечении общество с ограниченной ответственностью «Омский завод технического углерода» к административной ответственности по ст. 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отменить, направив материалы дела на новое рассмотрение.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Куйбышевский районный суд г. Омска в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья (подпись) Л.А. Романюк