ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-404/2021 от 19.05.2021 Петропавловска-камчатского городского суда (Камчатский край)

Дело

УИД 41RS0-05

ПЕТРОПАВЛОВСК-КАМЧАТСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД КАМЧАТСКОГО КРАЯ

683009 Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, <адрес>

РЕШЕНИЕ

«19» мая 2021 года г. Петропавловск-Камчатский

Судья Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края Лаевская Римма Петровна, при секретаре ФИО2, рассмотрев жалобу защитника ФИО3 на постановление начальника отделения-старшего судебного пристава Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу -АП от ДД.ММ.ГГГГ о признании Федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением начальника отделения-старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления ФССП по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу (далее-Межрайонного ОСП по ИОИП) -АП от ДД.ММ.ГГГГ Федеральное казенное учреждение «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» (далее-ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 руб.

Не согласившись с постановлением, защитник ФИО3 обратилась в суд с жалобой, просили постановление отменить и прекратить производство по делу, со ссылками на положения ч. 1 ст. 1.6, ст. 24.1, ч.2 ст. 25.1, ч.ч. 1,3 ст. 25.4, ч. 1 ст. 29.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, ст. 185.1 ч. 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, указали следующее. Обжалуемое постановление не содержит указание о дате, времени и месте совершения юридическим лицом вмененному ему правонарушения. Указанное процессуальное нарушение является грубым, влекущее за собой отмену постановления по делу об административном правонарушении. При вынесении оспариваемого постановления не дана оценка отсутствия надлежащего уведомления ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» о рассмотрении дела и вызове для составления протокола по делу об административном правонарушении. При составлении протокола была обеспечена явка представителя войсковой части 25030-58 капитана 3 ранга ФИО4, который не являлся уполномоченным представителем юридического лица, ему не выдавалась доверенность на совершение каких-либо действий, в том числе, на участие в деле об административном правонарушении и подписание каких-либо процессуальных документов от имени ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа». Поскольку ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» не было надлежащим образом извещено о месте совершения исполнительных действий, ему не была предоставлена возможность для дачи пояснений и надлежащей защиты своих прав.

ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» о времени и месте рассмотрения жалобы извещено в установленном законом порядке, законный представитель участия в судебном заседании не принимал, ходатайство об отложении рассмотрения жалобы не направлял.

Защитники ФИО3 и ФИО4 участия в рассмотрении жалобы не принимали, извещались в установленном законом порядке, ходатайств не направляли.

Проверив материалы дела об административном правонарушении -АП в отношении ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа», исполнительное производство -ИП, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.

В силу ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Федеральный закон № 229-ФЗ) законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 229-ФЗ судебный пристав - исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Статьей 113 Федерального закона № 229-ФЗ предусмотрено, что в случае нарушения законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве виновное лицо подвергается административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Частью 1 ст. 17.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлена ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.

Указанная норма направлена на своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

Исследованием материалов дела установлено, решением Кировского районного суда <адрес> по гражданскому делу от ДД.ММ.ГГГГ на ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» возложена обязанность обеспечить в отделении хранения горючего (обособленный, п-ов Завойко, губа Авачинская, <адрес>, Камчатского края) отдела хранения (материальных и технических средств службы горючего) (п-ов ФИО1, губа Авачинская, <адрес>, Камчатского края) склада (комплексного хранения материальных и технических средств, г. Петропавловск-Камчатский) в войсковой части 25030-4 техническое диагностирование и калибровку 73 заглубленных горизонтальных сварных цилиндрических резервуаров емкостью 578,3 и 981,5 м3 1978-1984 годов постройки, в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. Решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.

На основании вступившего в законную силу решения, ДД.ММ.ГГГГ Кировским районным судом по гражданскому делу выдан исполнительный лист ФС (далее – Исполнительный лист) (л.д.1-2).

Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Межрайонного ОСП по ИОИП в отношении ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа», на основании Исполнительного листа, возбуждено исполнительное производство -ИП. Должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения копии настоящего постановления (л.д. 3-4).

В силу ч.ч. 11, 12 ст. 30 Федерального закона № 229-ФЗ, если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных ст.ст. 112, 116 настоящего Федерального закона. Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Межрайонного ОСП по ИОИП УФССП вынесено постановление о взыскании с ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» исполнительского сбора в размере 50 000 руб., поскольку должником не исполнен исполнительный документ в срок, установленный для добровольного исполнения (л.д. 5-6).

ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Межрайонного ОСП по ИОИП выдано требование об исполнении в срок до ДД.ММ.ГГГГ требования Исполнительного листа. Сведения о получении ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» требования отсутствуют (л.д. 7).

В связи с неисполнением требования судебного пристава-исполнителя Межрайонного ОСП по ИОИП, в отношении ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» ДД.ММ.ГГГГ составлен протокол об административном правонарушении -АП, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях. При составлении протокола принимал участие защитник ФИО4 (л.д. 28-29).

На основании совокупности исследованных материалов дела, постановлением начальника отделения - старшего судебного пристава Межрайонного ОСП по ИОИП -АП от ДД.ММ.ГГГГ ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях (л.д. 31-34).

Не согласившись с постановлением, защитник ФИО3 обратилась в суд с жалобой, при рассмотрении которой законность и обоснованность вынесенного постановления проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов (п. 8 ч. 1 ст. 30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Частью 3 ст. 30.6 названного Кодекса установлено, что судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

В соответствии с ч. 1 ст. 1.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Статьей 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях определены задачи производства по делам об административных правонарушениях, которыми являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. В соответствии со ст. 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях в числе прочих обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Системный анализ положений ст.ст. 25.4 и 28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях позволяет сделать вывод о том, что должностное обязано известить (уведомить) законного представителя юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, в целях обеспечения возможности реализации гарантий, предусмотренных ст. 28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Неизвещение лица, привлекаемого к административной ответственности, о времени и месте составления протокола об административном правонарушении является существенным нарушением порядка привлечения к административной ответственности, так как лицо лишается предоставленных Кодексом РФ об административном правонарушении процессуальных прав и гарантий защиты.

Поскольку Кодекс РФ об административных правонарушениях не содержит каких-либо ограничений, связанных с извещением, оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено.

В случае составления протокола об административном правонарушении в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, административный орган должен представить доказательства, подтверждающие факт извещения лица, о месте и времени составления протокола.

Согласно материалам дела, ДД.ММ.ГГГГ в 17 час. 00 мин. в отношении ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» составлен протокол об административном правонарушении -АП, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Протокол составлен в отсутствие законного представителя юридического лица, с участием защитника ФИО4 (л.д. 28-29).

В деле имеется извещение от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому протокол об административном правонарушении в отношении ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» по ч. 1 ст. 17.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях будет составлен ДД.ММ.ГГГГ в 11 час. 30 мин. (л.д.9).

В подтверждение направления извещения о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении в отношении ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» по ч. 1 ст. 17.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в деле представлен отчет об отслеживании почтового отправления с почтовым идентификатором 80091856377121, согласно которому, почтовое отправление получено адресатом ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» ДД.ММ.ГГГГ (л.д.10).

ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем принято решение об отложении составления протокола на ДД.ММ.ГГГГ на 17 час. 00 мин., о чем вынесено извещение об отложении составления протокола, которое вручено защитнику ФИО4 (л.д.12).

В деле отсутствуют доказательства направления извещения от ДД.ММ.ГГГГ в адрес ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» о составлении ДД.ММ.ГГГГ в 17 час. 00 мин. протокола об административном правонарушении посредством почтовой связи или телеграфа по месту нахождения юридического лица, либо извещение иным способом, позволяющим контролировать отправление информации и ее получение адресатом.

Извещение защитника ФИО4 о месте и времени составления протокола об административном правонарушении в отношении ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» не свидетельствует о соблюдении требований закона о надлежащем извещении законного представителя ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа», поскольку защитник, по смыслу ст. 25.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, таковым не является.

Изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» не извещено о составлении ДД.ММ.ГГГГ в 17 час. 00 мин. протокола об административном правонарушении, что свидетельствует о несоблюдении должностным лицом административного органа требований ч. 4.1 ст. 28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях и влечет признание протокола недопустимым доказательством по делу.

Согласно п. 3 ст. 29.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняет правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные Кодексом РФ об административных правонарушениях, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.

Протокол об административном правонарушении в отношении ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» подлежал возвращению должностному лицу, его составившему, для устранения существенного процессуального нарушения, связанного с не извещением привлекаемого к административной ответственности ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа», однако, начальником отделения-старшим судебным приставом Межрайонного ОСП по ИОИП не выполнены требования п. 3 ст. 29.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, дело рассмотрено ДД.ММ.ГГГГ с вынесением постановления, в связи с чем, на стадии рассмотрения жалобы отсутствуют правовые основания для возвращения протокола должностному лицу, его составившему.

Допущенное нарушение является существенным, неустранимым, исключающим возможность привлечения ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» к административной ответственности.

Установленный законом порядок наложения административного взыскания является обязательным. Несоблюдение этого порядка свидетельствует о том, что взыскание применено незаконно, независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к ответственности, административное правонарушение.

Следовательно, протокол об административном правонарушении в отношении ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» является недопустимым доказательством, не мог быть использован начальником отделения - старшим судебным приставом Межрайонного ОСП по ИОИП при рассмотрении дела и вынесении постановления.

При таких обстоятельствах, постановление начальника отделения - старшего судебного пристава Межрайонного ОСП по ИОИП от ДД.ММ.ГГГГ о признании ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях, не может быть признано законным и обоснованным.

Кроме того, начальником отделения - старшим судебным приставом Межрайонного ОСП по ИОИП допущено процессуальное нарушение, выразившееся в рассмотрении дела в отсутствие сведений надлежащего извещения ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа».

Из представленных материалов дела усматривается, что сведения о месте и времени рассмотрения дела содержались в определении от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.30).

Однако, доказательств направления определения о назначении времени и места рассмотрения дела от ДД.ММ.ГГГГ в адрес ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» посредством почтовой связи либо извещение иным способом, позволяющим контролировать отправление информации и ее получение адресатом, в материалах дела не представлены.

Рассмотрение начальником отделения - старшим судебным приставом Межрайонного ОСП по ИОИП дела об административном правонарушении в отношении ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» в отсутствие надлежащего извещения его законного представителя, лишило названное юридическое лицо возможности воспользоваться предоставленными ему процессуальными правами.

Реализация задач производства по делу об административном правонарушении включает не только выяснение имеющих значение для правильного рассмотрения дела обстоятельств, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения к административной ответственности, в том числе процессуальных прав всех участников производства по делу.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

В соответствии с ч.ч. 1 и 4 ст. 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Учитывая, что протокол об административном правонарушении является недопустимым доказательством, вывод о наличии в действиях ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях, является преждевременным.

На основании изложенного, постановление в отношении ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» от ДД.ММ.ГГГГ нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене, производство по делу прекращению на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

РЕШИЛ:

Жалобу защитника ФИО3 - удовлетворить.

Постановление начальника отделения-старшего судебного пристава Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу № -АП от ДД.ММ.ГГГГ о признании Федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях, - отменить, прекратить производство по делу, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.

Судья Р.П. Лаевская