ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-404/2022 от 12.04.2022 Ленинскогого районного суда г. Перми (Пермский край)

59RS0004-01-2022-000926-95

Дело № 12-404/2022

Р Е Ш Е Н И Е

12 апреля 2022 г. г. Пермь

Судья Ленинского районного суда г. Перми Порошин О.В.,

с участием защитника должностного лица, привлекаемого к административной ответственности - Хлебниковой А.Ф.,

представителя Министерства финансов Пермского края - Андреева С.Н.,

рассмотрев в судебном заседании жалобу Рожнева ФИО8, <данные изъяты> на постановление начальника отдела административного производства контрольно-ревизионного управления Министерства финансов Пермского края Григорьевой О.Н. от 17.01.2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренной ч. 1 ст. 7. 29 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением начальника отдела административного производства контрольно-ревизионного управления Министерства финансов Пермского края от 17.01.2022 Григорьевой О.Н. первый заместитель министра здравоохранения Пермского края Рожнев Е.В. привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 7. 29 КоАП РФ, в связи с тем, что в соответствии с планом контрольных мероприятий Министерства финансов Пермского края в отношении Министерства здравоохранения Пермского края проведена плановая проверка на предмет соблюдения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Пермского края за период с 01.10.2020 по сентябрь 2021 года. Итоги проверки отражены в акте о результатах проведения плановой проверки от 15.10.2021 № 48. При проверке правомерности выбора способа определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), установлено следующее.

В проверяемом периоде Заказчиком без проведения конкурентной процедуры с АО «Пермфармация» заключены два государственных контракта от 16.02.2021: 1) № 77 на сумму 498 750 рублей на поставку лекарственного препарата для медицинского назначения «Кветиапин»; 2) № 78 на сумму 487 591 руб. на поставку лекарственных препаратов для медицинского назначения «Кветиапин», «Сульпирид», «Репаглинид», «Пирантел». Общая сумма государственных контрактов составляет 986 341 руб., что следует из актов приема – передачи товара.

Фактическое исполнение указанных государственных контрактов от 16.02.2021 по поставке лекарственного препарата для медицинского назначения «Кветиапин» осуществлено на общую сумму 755 550 руб., в том числе по государственному контракту № 77 на сумму 498 750 руб., по государственному контракту № 78 на сумму 265 800 руб. Каждый государственный контракт с единственным поставщиком заключен на сумму, не превышающую 600 000 руб. для формального соблюдения размера, предусмотренного пунктом 4 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обсечения государственных и муниципальных нужд».

Заключение вышеуказанных контрактов с единственным поставщиком приводит к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупки. Дробление единой закупки на разные контракты, сумма по каждому из которых не превышает предусмотренного законом ограничения, свидетельствует о намерении заказчика уйти от соблюдения процедуры торгов.

Рожневу Е.В. назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

Рожнев Е.В. обратился в суд с жалобой на указанное постановление, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить. Указал, что в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обсечения государственных и муниципальных нужд» заказчик вправе заключать договоры, цена каждого из которых не должна превышать 600 000 рублей, при этом годовой объем таких закупок заказчика не должен превышать 2 000 000 рублей или не должен превышать 10% совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем 50 000 000 рублей.

Закон о контрактной системе не содержит иных ограничений на осуществление закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании вышеуказанной статьи, в том числе на приобретение одноименных товаров, работ, услуг, а также ограничений по количеству договоров с одним поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Аналогичная позиция изложена в письмах – разъяснениях министерства экономического развития российской Федерации от 20.10.2015 № Д28и-3179, Федеральной антимонопольной службы от 25.04.2017 № РП/27902/17, Министерства экономического развития Российской Федерации от 28.09.2016 № Д28и-2534, Министерства финансов российской Федерации от 24.07.2017№ 24-05-09/47113, от 14.11.2019 № ИА/100041/19 Федеральной антимонопольной службы.

Данные закупки осуществляются с использованием конкурентноспособных автоматизированных информационных систем «Портал поставщиков» и «Биржевая площадка» в сети «Интернет». Данные информационные системы для осуществления закупок «малого» объема определены Приказом Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края от 27.03.2020 № СЭД-32-01-04-38 «Об осуществлении закупок товаров, работ, услуг «малого» объема с использованием информационных систем». Закупки с данных информационных систем осуществляются с помощью котировочных сессий, выставления потребностей со стороны заказчика и поиска оферт, опубликованных поставщиками.

Считает, что должностным лицом не представлено доказательств того, что заключение заказчиком контрактов на поставку товаров с единственным поставщиком привели к необоснованному ограничению количества участников закупки.

Закуп Министерством здравоохранения Пермского края лекарственных препаратов для обеспечения льготных категорий граждан осуществляется на основании сводной заявки от медицинских организаций Пермского края, сформированный в соответствии с назначениями лечащих врачей и по решению врачебных комиссий. Исходя из того, что дозировки лекарственных средств не являются взаимозаменяемыми и кратными, Министерством была организована закупка на право заключения государственных контрактов на поставку лекарственных препаратов в разных дозировках. Поэтому государственные контракты заключены на лекарственный препарат по одному наименованию, но в разных дозировках. Данный препарат является атипичным нейролептиком, применяется для лечения хронической и острой шизофрении и доза применения лекарственного препарата зависит от степени тяжести заболевания.

Материалами дела подтверждается, что закупка вышеуказанных лекарственных препаратов для обеспечения льготных категорий граждан произведена исходя из персонифицированных заявок медицинских организаций в соответствии с потребностью пациентов. Кроме того, на момент осуществления закупки данные лекарственные препараты отсутствовали на складе заказчика.

Также считает, что проведение конкурентной закупки препаратов с различными дозировками, напротив, привело бы к неэффективному расходованию бюджетных средств, к ограничению конкуренции, а также неполучению необходимой медицинской помощи при психических заболеваниях, что при оказании лечения гражданам недопустимо.

Указанное полностью согласуется с разъяснениями Верховного Суда российской Федерации, согласно которым в силу статьи 6 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обсечения государственных и муниципальных нужд» к числу основных принципов контрактной системы относятся принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и принцип эффективности осуществления закупки (эффективного использования источников финансирования), который должен соблюдаться наряду с принципом обеспечения конкуренции.

Считает, что Министерством здравоохранения края все условия для заключения сделок с единственным поставщиком соблюдены, вышеперечисленные закупки совершены на конкурентоспособном сайте, исходя из принципа эффективности осуществления закупки и в связи с обоснованной потребностью Министерства.

Защитник Хлебникова А.Ф. в судебном заседании поддержала доводы жалобы, просила ее удовлетворить и пояснила, что мнение административного органа, что единая закупка была искусственно разделена с целью формального соблюдения предельного размера закупки у единственного поставщика является субъективным. Госконтракты № 77 и 78 от 16.02.2021 были заключены для скорейшего лекарственного обеспечения льготных категорий больных при отсутствии препаратов на складе медицинских организаций. Закупка препарата «Кветиапин» дозировкой 100 и 200 мг произведена путем аукциона, так как его объем в заявках был большой и эти дозировки кратны друг другу. Этот же препарат в дозировках 300 и 400 мг был заказано медучреждениями в меньшем объеме и которые не кратны друг другу, был закуплен у единственного поставщика по госконтрактам № 77, 78 от 16.02.2021. В приказе о распределении обязанностей между заместителями министра здравоохранения Пермского края с апреля 2021 ответственность за организацию закупок медицинских препаратов и оборудования была возложена на других заместителей министра, а не на Рожнева Е.В. Только в ноябре 2021 приказом министра здравоохранения Рожневу Е.В. было предоставлено право подписи государственных контрактов на поставку лекарственных препаратов, но контроль за организацией закупок на него не был возложен. Отдел закупок и отдел управления лекарственным обеспечением Минздрава Пермского края подчинялся и подчиняется заместителю министра Чулаковой О.Ю. Служебная записка о необходимости закупки медицинских лекарственных препаратов на 2021 год по заявкам медучреждений края поступила в отдел закупок министерства здравоохранения края в октябре 2020, «кветиапин» дозировкой 300 и 400 мг по заявке на 2021 год был закуплен в феврале 2021. Срок организации конкурсной закупки – около 30-40 дней, срок проведения закупки – примерно 20 дней, всего примерно 2 месяца.

Представитель министерства финансов Пермского края возражал против удовлетворения жалобы, полагает, что закупка была раздроблена на два госконтракта от 16.02.2021 во избежание превышения предела закупки у единственного поставщика, о потребности в проведении закупки в Минздраве Пермского края было известно еще в октябре 2020 года, у министерства было достаточно времени организовать конкурсную закупку.

Выслушав защитника, представителя административного органа, исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 7.29 КоАП РФ принятие решения о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе решения о закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), с нарушением требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее также - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок), за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 2.1 и 4 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере тридцати тысяч рублей.

Согласно статье 8 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ) контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (часть 1). Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям названного закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

В силу части 1 статьи 24 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

В соответствии с ч. 5 ст. 24 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», действующего в редакции на момент совершения правонарушения, заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

Исходя из пункта 4 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ закупка товара, работы или услуги у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком на сумму, не превышающую 600 тысяч рублей, либо закупка на сумму, предусмотренную частью 12 настоящей статьи, если такая закупка осуществляется в электронной форме. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать 2 миллиона рублей или не должен превышать 10 процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем 50 миллионов рублей.

Как следует из дела об административном правонарушении № 39-07-32-3, Рожнев Е.В. является первым заместителем министра здравоохранения Пермского края, что подтверждается распоряжением председателя правительства Пермского края от 28.07.2020 № 104-ркп о назначении Рожнева Е.В. Согласно должностного регламента первого заместителя министра здравоохранения Пермского края, утвержденного министром здравоохранения Пермского края 27.04.2020, в число квалификационных требований к должности входит знание основ законодательства, в том числе Федерального закона от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд».

Между АО «Пермфармация» и министерством здравоохранения Пермского края в лице первого заместителя министра здравоохранения Пермского края Рожневым Е.В. заключены 16.02.2021 контракты на поставку лекарственных препаратов № 77 и № 78 на общую сумму 986 341 руб., в том числе лекарственного препарата «кветиапин» различной дозировки на общую сумму более 600 тысяч рублей.

Таким образом, должностным лицом Заказчика, допустившим нарушение требований Закона о контрактной системе, является первый заместитель министра здравоохранения Пермского края Рожнев Е.В., подписавший вышеуказанные контракты как лицо, обладающее организационно-распорядительными функциями.

Факт совершения Рожневым Е.В. правонарушения подтверждается письменными доказательствами: протоколом об административном, правонарушении от 17.01.2022 № 39-07-32-2, актом (с приложениями к акту) о результатах проведения плановой проверки № 48 от 15.10.2021, пояснениями министерства здравоохранения Пермского края, распоряжениями председателя Правительства Пермского края от 28.07.2020 № 104-ркп и 14.04.2020 № 48-ркп о назначении Рожнева Е.В. на должность, должностным регламентом первого заместителя министра здравоохранения Пермского края, утвержденного 27.04.2020 Министром здравоохранения Пермского края Мелеховой О.Б. и изменениями в должностной регламент от 17.09.2020, листками ознакомления с должностным регламентом, справкой о статусе сертификата ключа проверки электронной подписи, государственными контрактами от 16.02.2021 № 77, № 78 с приложениями, ответами на запросы о предоставлении документов, письмом об организации закупа лекарственных препаратов на 2021 год с приложениями, протоколами согласования цен поставки лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых важнейших лекарственных препаратов АО «Пермфармация» от 19.05.2021 и 16.09.2021, актами приема передачи к государственным контрактам № 77, № 78 от 16.02.2021, списками медикаментов в заявке в резерве МО от 28.12.2020, письмом о предоставлении информации, приказом министра здравоохранения Пермского края от 17.05.2021 № 34-01-05-490 о делегировании права подписи, приказом министра Пермского края от 27.04.2020 № СЭД-34-01-05-332 о распределении функций и закреплении полномочий заместителей министра здравоохранения Пермского края с приложением и таблицей, приказом министра Пермского края от 18.11.2020 № СЭД-34-01-05-617 о внесении изменений в приказ министерства здравоохранения Пермского края от 27.04.2020 № СЭД-34-01-05-332 о распределении функций и закреплении полномочий заместителей министра здравоохранения Пермского края, скриншотами, пояснениями по фактам допущенных нарушений Рожнева Е.В.

Имеющиеся в деле доказательства отвечают принципам допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Деяние Рожнева Е.В. правильно квалифицировано административным органом по части 1 статьи 7.29 КоАП РФ, как ппринятие решения о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе решения о закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), с нарушением требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее также - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок), за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 2.1 и 4 настоящей статьи.

Оценивая изложенные в жалобе доводы Рожнева Е.В. о том, что проведение конкурентной закупки препаратов с различными дозировками, напротив, привело бы к неэффективному расходованию бюджетных средств, к ограничению конкуренции, а также неполучению необходимой помощи при психических заболеваниях, что при оказании лечения гражданам недопустимо, судья учитывает следующее.

В силу статьи 2.7 КоАП РФ не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.

Между тем, в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие доводы об имеющейся острой потребности в закупке указанных лекарственных препаратов. В приложениях («отгрузочная разнарядка») к госконтрактам № 77 и 78 от 16.02.12021 указывалось, что указанные в ней лекарственные препараты необходимо поставить в медучреждения в 2021 году частями, поквартально, по 25% от общего количества. Доказательств отсутствия указанных препаратов в соответствующих медучреждениях на день заключения госконтрактов № 77 и 78 не представлено. Кроме того, на заявителе лежит обязанность по своевременному принятию мер к закупке товаров, потребность в которых является прогнозируемым событием, в целях недопущения ситуаций, которые могут повлечь причинение вреда. О потребности в указанных лекарственных препаратах на 2021 год в Министерстве здравоохранения Пермского края было известно в октябре 2020 года, имелось достаточно времени для организации проведения аукциона по закупке препаратов.

Доводы о некратных, невзаимозаменяемых дозировках 300 и 400 мг лекарственного препарата «кветиапин», что повлекло необходимость их отдельной закупки у единственного поставщика, являются надуманными, не имеют существенного значения. Фактически дозировка 100 мг кратна дозировкам 200, 300 и 400 мг, а дозировка 200 мг кратна дозировке 400 мг. Потребность в препарате «кветиапин» во всех указанных дозировках была доведена до Министерства здравоохранения одномоментно, ничто не мешало своевременно организовать одновременную закупку на конкурсной основе данного препарата в различных дозировках, а не только по 100 и 200 мг.

При таких обстоятельствах прихожу к выводу, что обстоятельства, при которых должностным лицом Рожневым Е.В. было совершено настоящее административное правонарушение, и его действия не отвечают условиям, при наличии которых в соответствии со статьей 2.7 КоАП РФ возникает состояние крайней необходимости.

Оснований для освобождения Рожнева Е.В. от административной ответственности в соответствии со ст.2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется.

Постановление о привлечении должностного лица Рожнева Е.В. к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел. Административное наказание назначено в пределах санкции части 1 статьи 7.29 КоАП РФ.

При рассмотрении дела нарушений КоАП РФ, влекущих безусловную отмену или изменение принятого постановления административного органа, допущено не было.

Иных доводов, которые могли бы явиться основаниями к отмене постановления по делу, в жалобе не приведено. Несогласие с оценкой имеющихся в деле доказательств и толкованием норм законодательства, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о незаконности постановления административного органа.

На основании изложенного, руководствуясь ст.30.7, 30.9 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л:

Постановление начальника отдела административного производства контрольно-ревизионного управления Министерства финансов Пермского края Григорьевой О.Н. от 17.01.2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренной ч.1 ст.7.29 КоАП РФ, в отношении первого заместителя министра здравоохранения Пермского края Рожнева ФИО9 - оставить без изменения, жалобу Рожнева Е.В. - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.

Судья - подпись

Верно. Судья - О.В.Порошин