ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-405/18 от 14.08.2018 Кировского районного суда г. Ярославля (Ярославская область)

Дело № 12-405/2018

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ярославль 14 августа 2018 года

Судья Кировского районного суда г. Ярославля Барышева В.В., при секретаре Кохановой В.А., рассмотрев жалобу мэрии г. Ярославля, юридический адрес: 150999, <...> номер регистрационного свидетельства: серия 76 № 000481681 от 26.12.2003 года, орган, зарегистрировавший юридическое лицо: Инспекция Министерства РФ по налогам и сборам по Кировскому району г. Ярославля, ОГРН <***>, ИНН <***>, на постановление о привлечении к административной ответственности по части 1 ст. 20.4 КоАП РФ,

у с т а н о в и л:

Постановлением № 275 главного государственного инспектора г. Ярославля по пожарному надзору ФИО1 от 23 мая 2018 года мэрия г. Ярославля признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 150 000 руб.

Из постановления следует, что в период с 17.04.2018 по 17.05.2018 года в отношении мэрии г. Ярославля, юридический (фактический) адрес 150999, <...> на основании распоряжения главного государственного инспектора г. Ярославля по пожарному надзору от 12.04.2018 года № 1-02 проведена проверка исполнения органом местного самоуправления и должностным лицами органов местного самоуправления федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, при решении ими вопросов местного значения, связанных с обеспечением первичных мер пожарной безопасности и осуществлении полномочий по решению указанных вопросов, закрепленных за ними в соответствии с федеральными законами, уставами муниципальных образований, в ходе которой выявлены нарушения требований Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Федерального закона РФ от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Правил противопожарного режима РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012, СП 8.12120.2009 «Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения», Федерального закона «ОБ общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Сводов правил СП 11.13130.2009 «Места дислокации подразделений пожарной охраны. Порядок и методика определения, Федерального закона «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации», Федерального закона «О безопасности дорожного движения», а именно:

- в нарушение ст.ст. 62,68 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», СП 8.12120.2009 «Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения» не соответствует требованиям законодательства организация наружного противопожарного водоснабжения в части устройства противопожарного водопровода с пожарными гидрантами на следующих территориях города Ярославля: Дзержинский район: дел. Пятовское, <...> Брагино, ул. Балочная, ул. 2-я Тутаевская ( 5 адресов), Заволжский район: ул. Хлебная, ул. Смежная, ул. Братская, ул. Высокая, ул. Нововоздвиженская набережная, ул. Голубятная, ул. Тихая, ул. Памятная, ул. Медведевская, ул. Волгостроевская набережная, ул. Овражная, с 1-го по 3-1 Овражный переулок, ул. Ясная, ул. Сергейцевская, ул. 3-я Сергейцевская, ул. Районная, ул. Сибирская, ул. Заручейная, ул. Дудкино, ул. Трофимково, д. Косая Гора, д. Куксенки ( старые и новые), Долматово ( старое и новое), <...> Нижний поселок, Больничные улицы, Ляпинские улицы, ул. Кавказская, Новые улицы, <...> от <...> от д. 96 ( 38 адресов), Красноперекопский район: <...>), ул. Стрелецкая, ул. Лекарская д.28 и ниже, ул. Захарова д.29 и ниже, ул. 2-я Бутырская <...> адресов), Фрунзенский район: ул. 2-я Мельничная, 2-1 Тропинский проезд, ул. Кирпичная, ул. Запольская, ул. Родниковая, ул. Крылова, ул. Короленко, ул. Л. Толстого, верх ул. Достоевского, пос. Куйбышева, пос. Великий ( 11 адресов)

- в нарушение п.7 ст. 77 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» не соответствуют требованиям законодательства мероприятия по обеспечению безопасности дорожного движения при следовании пожарных подразделений к месту вызова, а именно: проезжая часть улицы и тротуар напротив выездной площадки пожарного депо (ПСЧ-1 <...> ПСЧ-4 <...>, ПСЧ-5 <...> ПСЧ-12 <...> Спартаковская, 1-е, ПСЧ-31 <...> ОАО «Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез», ПСЧ-14 <...> «Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез», ФГКУ «СПСЧ ФПС по Ярославской области» <...> Судостроителей,5, ПЧ-102 г. Ярославль пос. Парижская коммуна, 22, ПЧ-103 <...> Путевая,40, ПЧ-262 <...> Октября, 79) не оборудованы светофором и (или) световым указателем с акустическим сигналом, позволяющим останавливать движение транспорта и пешеходов во время выезда пожарных автомобилей из гаража по сигналу тревоги. Включение и выключение светофора может также осуществляться дистанционно из пунктов связи пожарной охраны,

- в нарушение п. 26 ст.9, ст. 98 Устава города Ярославля, п. 78 Правил противопожарного режима в РФ не приведены в соответствие с требованиями законодательства мероприятия по отделению участков леса защитной противопожарной минерализованной полосой ) другие мероприятия, предупреждающие распространение огня при природных пожарах) от объектов защиты, а именно: земельный участок, занятый городскими лесами с кадастровым номером 76:23:020803:42 площадью 25270 кв.м. и земельный участок, занятый городскими лесами с кадастровым номером 76:23:200803:43 площадью 8957 кв.м.- от жилых домов и хозяйственных построек, расположенных на ул. Брикетной,

- в нарушение п. 80 (1), п. 487 Правил противопожарного режима в РФ созданная муниципальная система оповещения и информирования населения г. Ярославля «Постановление мэра г. Ярославля от 02.02.2015 № 177-2» не обеспечивает оповещение населения жилых домов и зданий, расположенных на ул. Брикетной и ул. Красноборская, <...>, д.16 о чрезвычайных ситуациях, связанных с лесными пожарами. В паспорте населенного пункта отсутствуют сведения о наличии звуковой системы оповещения населения от чрезвычайной ситуации, связанной с лесными пожарами,

- в нарушение п.2 абзаца 2 ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», п.1 ст. 76 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» не соответствует требованиям законодательства время прибытия первого пожарного подразделения к месту вызова к следующим участкам <...> ( начиная с д.23), п. Старое и Новое Долматово, д. Старые и Новые Куксенки, ул. 1-я Шоссейная ( начиная с д.20), Средний и Нижний поселок,

-в нарушение п. 80 (1) Правил противопожарного режима в РФ в паспорте безопасности населенного пункта г. Ярославля, составленного мэрией г. Ярославля, не предоставлена информация по источникам наружного противопожарного водоснабжения (пожарные гидранты), в том числе о достаточности предусмотренного для целей пожаротушения запаса воды на территории населенного пункта (кроме участков, граничащих с лесами),

-в нарушение п.1 абзаца 2 статьи 19 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», п.11 ст.9 Устава города Ярославля, п.4 ст. 98 Устава города Ярославля нормативными правовыми актами мэрии города Ярославля не определен порядок и условия участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах,

- в нарушение ст.ст. 65, 66 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» не соответствует требованиям законодательства решение муниципалитета г. Ярославля от 06.04.2006 № 226 «Об утверждении генерального плана города Ярославля», в части отсутствия описания положений, касающихся проведения мероприятий по обеспечению пожарной безопасности территорий поселений и городских округов. В генеральном плане не предусмотрены мероприятия по запрету размещения на территории города Ярославля вновь проектируемых взрывопожароопасных объектов ( выводы за границ городского округа существующих взрывопожароопасных объектов) и не разработаны меры по защите людей, зданий и сооружений, находящихся за пределами территории взрывопожароопасного объекта, от воздействия опасных факторов пожара и ( или) взрыва,

-в нарушение п.1 абзаца 2 и абзаца 3 ст.19 Федерального закона № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», п.10 ст.16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п.0 ст.3 Федерального закона № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» нормативными правовыми актами мэрии г. Ярославля не определен порядок и условия для организации добровольной пожарной охраны,

-в нарушение п.1 абзаца 2 статьи 19 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», п.5 ст. 63 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.11 ст.9, ст. 98 Устава города Ярославля нормативными правовыми актами мэрии г. Ярославля не определен порядок установления особого противопожарного режима на территории города Ярославля, обстоятельства, послужившие основанием для введения на территории особого противопожарного режима, дополнительные требования по пожарной безопасности, устанавливаемые на период действия особого противопожарного режима,

- в нарушение ст.ст. 65, 66 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» не соответствует требованиям законодательства решение муниципалитета г. Ярославля от 06.04.2006 № 226 «Об утверждении генерального плана города Ярославля», в части отсутствия описания положений, касающихся проведения мероприятий по обеспечению пожарной безопасности территорий поселений и городских округов. В генеральном плане не предусмотрены мероприятия по запрету размещения на территории города Ярославля вновь проектируемых взрывопожароопасных объектов ( выводы за границ городского округа существующих взрывопожароопасных объектов) и не разработаны меры по защите людей, зданий и сооружений, находящихся за пределами территории взрывопожароопасного объекта, от воздействия опасных факторов пожара и ( или) взрыва, мэрией г. Ярославля не приняты меры по внесению изменений в генеральный план г. Ярославля, не принято решение о подготовке проекта Генерального плана г. Ярославля, включающего положения, касающихся проведения мероприятий по обеспечению пожарной безопасности территорий поселений и городских округов,

то есть мэрией г. Ярославля совершено административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.

Считая постановление незаконным, мэрия г. Ярославля обратилось в суд с жалобой на указанное постановление, в которой просит постановление отменить.

В обоснование доводов жалобы заявитель сослался на следующее.

На территориях Дзержинского, Заволжского, Красноперекопского и Фрунзенского районов г. Ярославля расположены пруды, которые являются водными объектами, и которые наравне с противопожарными гидрантами обеспечивают население г. Ярославля противопожарным водоснабжением. В соответствии с информацией, предоставленной АО «Ярославльводоканал» по состоянию на 01.05.2018 года пожарные гидранты и хозяйственно-питьевой водопровод имеется на всей территории г. Ярославля, за исключением территории Заволжского района ( д. Трофимовка, Косая гора, Куксенки ( старые и новые), п. Долматово ( старое и новое), д. Борки, а также ул. Брикетная ( сети водопровода запитаны от скважин) и Фрунзенского района ( пос. Великий). Постановлением мэрии г. Ярославля от 24.06.2016 № 960 утверждена схема водоснабжения и водоотведения г. Ярославля на перспективу до 2030 года. Установка новых пожарных гидрантов производится в соответствии с проектом, в рамках которого учитывается необходимость обеспечения пожарной безопасности строящихся объектов с учетом утвержденной схемы водоснабжения. Таким образом, мэрией г. Ярославля разрабатываются и реализуются меры пожарной безопасности по организации водоснабжения. Из буквального толкования п.7 ст. 77 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» следует, что пожарные депо должны размещаться на земельных участках, имеющих выезды на магистральные улицы или дороги общегородского значения. При этом площадь земельных участков в зависимости от типа пожарного депо определяется техническим заданием на проектирование. Таким образом, соблюдение отдельных требований пожарной безопасности, предъявляемых к пожарному депо, возлагается на собственников указанного объекта, либо на контролирующий орган в указанной сфере. На основании решения муниципалитета г. Ярославля от 09.07.2015 № 563 «О передаче в собственность Ярославской области МКУ «Муниципальная пожарная охрана» города Ярославля, здания пожарного депо переданы в собственность Ярославской области. Следовательно, к полномочиям мэрии по реализации такого вопроса местного значения, как обеспечение первичных мер пожарной безопасности, содержание пожарного депо не относится. В соответствии с п. 78 Правил противопожарного режима в РФ на объектах защиты, граничащих с лесничествами (лесопарками), а также расположенных в районах с торфяными почвами, необходимо предусматривать создание защитных противопожарных минерализованных полос, удаление (сбор) в летний период сухой растительности или другие мероприятия, предупреждающие распространение огня при природных пожарах. Противопожарные минерализованные полосы не должны препятствовать проезду к населенным пунктам и водоисточникам в целях пожаротушения. На территории Яковлевского бора ( земельные участки, занятые городскими лесами с кадастровыми номерами 76:23:020803:42 площадью 25270 кв.м., 76:23:200803:43 площадью 8957 кв.м.) от жилых домов и хозяйственных построек, расположенных на ул. Брикетная, проходит грунтовая дорога, возведение защитных полос с учетом существующего рельефа местности не представляется возможным. Органом местного самоуправления иным образом организована работа по предупреждению распространения огня при возможных природных пожарах. Ежегодно после таяния снега перед началом пожароопасного периода МБУ «Горзеленхозстрой» проводит очистку территории, прилегающей к лесному участку в указанных районах от сухой травянистой растительности, пожнивших и порубочных остатков, валежника, поваленных деревьев, мусора и других горючих материалов. Муниципальным заданием на выполнение данного вида работ на 2018 год МБУ «Горзеленхозстрой» выделено 300 000 руб. В Заволжском районе г. Ярославля установлено 10 оконечных устройств (громкоговорители и сирены) муниципальной системы оповещения населения о чрезвычайной ситуации, в том числе и о пожаре в лесном фонде, действие которых распространяется на расстояние от 1,5 до 3 км. Ближайшие к ул. Брикетной системы оповещения установлены на д.98 по пр. Авиаторов и на д.7 по ул. Красноборская. Принятия дополнительных мер и установки дополнительных громкоговорящих устройств не требуется. К полномочиям мэрии г. Ярославля принятие нормативного правового акта по организации добровольной пожарной охраны не относится. Административным органом не представлено доказательств нарушения порядка оформления паспорта безопасности города. Из текста постановления по делу об административном правонарушении не усматривается, непринятие каких именно нормативных правовых актов по определению порядка и условий для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности привело к совершению административного правонарушения. В 2018 году мэрией г. Ярославля приняты муниципальные правовые акты в сфере обеспечения первичных мер пожарной безопасности, а именно: постановление мэрии г. Ярославля от 25.04.2018 № 629 «О мерах по обеспечению пожарной безопасности в весенне-летний период 2018 года», от 10.04.2018 № 564 «О проведении на территории города Ярославля месячника по обеспечению первичных мер пожарной безопасности», от 26.01.2018 № 635 «Об установлении особого противопожарного режима на территории города Ярославля», где определены мероприятия по информированию населения об ограничении выезда автотранспорта в леечные зоны, о запрете проведения огневых работ, разведения костров, проведения разъяснительной работы с населением о запрете сжигания сухой травы, мусора в частном жилом секторе, изготовление баннеров, аншлагов, листовое, инструкций и других материалов для информирования населения по соблюдению правил пожарной безопасности в быту и на природе. Установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования является правом органа местного самоуправления. Решение муниципалитета г. Ярославля от 06.04.2006 № 226 «Об утверждении генерального плана города Ярославля» является действующим, не отменено. Вывод о несоответствии указанного нормативного правового акта требованиям действующего законодательства относится исключительно к компетенции суда. Кроме того, в требованиях к содержанию генерального плана городского округа, изложенных в ст. 23 ГрК РФ отсутствует указание на включение в материалы Генерального плана города мероприятий по запрету размещения вновь проектируемых взрывопожароопасных объектов ( выводу за границы городского округа существующих взрывопожароопасных объектов) и разработку мер по защите людей, зданий и сооружений, находящихся за пределами территории взрывопожароопасного объекта, от воздействия опасных факторов пожара и (или) взрыва. Генеральным планом г. Ярославля не размещаются объекты, а определяются границы функциональных зон и их назначение, в том числе функциональная производственная зона. Производственные зоны в Генеральном плане г. Ярославля запланированы в удалении от жилых территорий, в увязке с транспортной инфраструктурой, в том числе с обеспечением железнодорожным транспортом, имеющим санитарно-защитные зоны. В Правилах землепользования и застройки г. Ярославля от 17.09.2009 № 201 установлены территориальные зоны и градостроительные регламенты, в которых указаны виды разрешенного использования земельных участков, предельные (минимальные и ( или) максимальные) размеры земельных участков и предельные размеры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства. В Правилах функциональной производственной зоне соответствуют шесть территориальных зон, ст. 45-50 Правил, установленных в зависимости от класса опасности производственных предприятий по санитарной классификации. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с Генеральным планом г. Ярославля, установленными Правилами градостроительными регламентами, документацией по планировке территории, на основании разрешения на строительство в соответствии со ст. 51 ГрК РФ. Согласно требованиям ч. 14 ст. 48 ГрК РФ проектная документация опасных производственных объектов, особо опасных, технически сложных, уникальных объектов обороны и безопасности должна содержать перечень мероприятий по гражданской обороне, мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, мероприятий по противодействию терроризму. Организация и проведение государственной экспертизы проектной документации объектов капитального строительства, относящихся к особо опасным, технически сложным и уникальным объектам, перечень которых указан в ст. 48.1 ГрК РФ, относится к полномочиям органов государственной власти РФ в области градостроительной деятельности. Предметом экспертизы является оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов. Внесение изменений в Генеральный план г. Ярославля в части указания мероприятий по запрету размещения на территории г. Ярославля вновь проектируемых взрывопожароопасных объектов и разработки мер по защите людей, зданий и сооружений, находящихся за пределами территории взрывопожароопасного объекта, от воздействия опасных факторов пожара и (или) взрыва, не требуется. В соответствии с п.10 ч.4 ст. 42 ГрК РФ материалы по обоснованию документации по планировке территории содержат перечень мероприятий по защите территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в том числе по обеспечению пожарной безопасности и по гражданской обороне. Мэрия г. Ярославля просит прекратить производство по делу об административном правонарушении на основании ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ.

Защитник мэрии г. Ярославля по доверенности ФИО2 жалобу поддержала в полном объеме по изложенным в ней доводам и основаниям.

Представитель административного органа – заместитель начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Ярославлю – заместителя главного государственный инспектор г. Ярославля по пожарному надзору ФИО3 против удовлетворения жалобы возражал, считал оспариваемое постановление является законным и обоснованным. Указал на то, что при проведении проверки через мэрию г. Ярославля запрашивалась информация о наличии противопожарных гидрантов в районах г. Ярославля в ОАО «Ярославльводоканал». Полученная от мэрии г. Ярославля, ОАО «Ярославльводоканал» информация проверялась пожарными частями. По результатам сопоставления сведений, предоставленных мэрией г. Ярославля, ОАО «Ярославльводоканал» и пожарными частями был составлен акт проверки с указанием на улицы и районы г. Ярославля, не обеспеченные пожарными гидрантами. В соответствии с п.4 ст. 68 Федерального закона № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» в поселениях и городских округах с количеством жителей до 5000 человек, отдельно стоящих зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф2, Ф3, Ф4 объемом до 1000 кубических метров, расположенных в поселениях и городских округах, не имеющих кольцевого противопожарного водопровода, зданиях и сооружениях класса функциональной пожарной опасности Ф5 с производствами категорий В, Г и Д по пожаровзрывоопасности и пожарной опасности при расходе воды на наружное пожаротушение 10 литров в секунду, на складах грубых кормов объемом до 1000 кубических метров, складах минеральных удобрений объемом до 5000 кубических метров, в зданиях радиотелевизионных передающих станций, зданиях холодильников и хранилищ овощей и фруктов допускается предусматривать в качестве источников наружного противопожарного водоснабжения природные или искусственные водоемы. Таким образом, использование ввозных объектов (прудов) для городских поселений более 5000 человек действующим законодательством не предусмотрено. В случае отсутствия технической возможности создать минерализованную защитную полосу по ул. Брикетная г. Ярославля со стороны Яковлевского бора, орган местного самоуправления имел возможность принять иные меры, предупреждающие распространение огня при природных пожарах, а именно установить защитные ограждения. Созданная муниципальная система оповещения и информирования населения г. Ярославля не обеспечивает оповещение населения жилых домов и зданий, расположенных на ул. Брикетной и ул. Красноборская, <...>, д.16 о чрезвычайных ситуациях, связанных с леечными пожарами. Нарушения п.80 (1) Правил противопожарного режима в РФ в паспорте безопасности населенного пункта г. Ярославля заключаются в указании в паспорте безопасности населенного пункта недостоверной информации о наличии пожарных гидрантов на улицах г. Ярославля, поименованных в п.1 постановления по делу об административном правонарушении. Принятые мэрией г. Ярославля нормативные правовые акты в области установления особого противопожарного режима не определяли порядок и условия участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности, критерии для введения и отмены противопожарного режима в иное время. В соответствии с п. 3.1, п. 3.4 Постановления мэрии г. Ярославля от 06.12.2016 года № 1734 «Об утверждении положения о составе, порядке подготовки генерального плана города Ярославля и внесении изменений в генеральный план города Ярославля» решение о подготовке проекта Генерального плана принимается мэром г. Ярославля в форме постановления. Мэром г. Ярославля не инициировано внесение изменений в Генеральный план г. Ярославля, которые предусматривали бы мероприятия по обеспечению пожарной безопасности в части размещения взрывопожароопасных объектов на территории г. Ярославля.

Выслушав объяснения участников судебного разбирательства, изучив представленные материалы, материалы дела об административном правонарушении прихожу к следующему.

Постановление № 275 от 23 мая 2018 года вынесено в полном соответствии со ст. 29.10 КоАП РФ, уполномоченным на то лицом, срок рассмотрения дела об административном правонарушении, установленный ч. 1 ст. 29.6 КоАП РФ, а также срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный ст. 4.5 КоАП РФ, при вынесении постановления не нарушены, действия мэрии г. Ярославля по части 1 ст. 20.4 КоАП РФ квалифицированы правильно.

Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Административные правонарушения, ответственность за которые предусмотрена статьей 20.4 КоАП РФ, посягают на общественный порядок и общественную безопасность. Объектом данных правонарушений является пожарная безопасность – составная часть общественной безопасности, представляющая собой совокупность общественных отношений, охраняемых противопожарными правилами, нормами и стандартами, и направленных на обеспечение государственных мер по борьбе с огнем.Согласно материалам дела в период с 17.04.2018 по 17.05.2018 года в отношении мэрии г. Ярославля, юридический (фактический) адрес 150999, <...> на основании распоряжения главного государственного инспектора г. Ярославля по пожарному надзору от 12.04.2018 года № 102 проведена проверка исполнения органом местного самоуправления и должностным лицами органов местного самоуправления федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, при решении ими вопросов местного значения, связанных с обеспечением первичных мер пожарной безопасности и осуществлении полномочий по решению указанных вопросов, закрепленных за ними в соответствии с федеральными законами, уставами муниципальных образований.

Факт нарушения положений ст.ст. 62,68 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», СП 8.12120.2009 «Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения» в части несоответствия требованиям законодательства организации наружного противопожарного водоснабжения в части устройства противопожарного водопровода с пожарными гидрантами на указанных в тексте постановления по делу об административном правонарушении территориях города Ярославля подтвержден актом проверки № 102 от 17.05.2018 года. Выводы указанного акта лицом, привлекаемым к ответственности, не опровергнуты.

Доводы мэрии г. Ярославля о том, что исполнение требований законодательства об организации наружного противопожарного водоснабжения исполнено мэрией г. Ярославля иным способом- путем организации пожарных водоемов не свидетельствуют о соблюдении органом местного самоуправления положений ст.ст. 62,68 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», СП 8.12120.2009 «Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения», поскольку в силу п.4 ст. 68 Федерального закона № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» допускается организация наружного противопожарного водоснабжения путем организации противопожарных водоемов только в поселениях и городских округах с количеством жителей до 5000 человек. Поскольку количество жителей на территории г. Ярославля более 5000 руб. организация наружного противопожарного водоснабжения должна быть обеспечена в силу положений ст.ст. 62,68 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» только с использованием пожарных гидрантов. Отсутствие пожарных гидрантов на территориях г. Ярославля, перечисленных в п.1 постановления по делу об административном правонарушении является нарушением требований пожарной безопасности. В силу положений п.4 ч.1 ст.16, п.1 ст.17 Федерального закона № 131-ФЗ 2Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» решение вопросов местного значения в области водоснабжения и водоотведения относится к полномочиям органа местного самоуправления.

В силу п.7 ст. 77 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» проезжая часть улицы и тротуар напротив выездной площадки пожарного депо должны быть оборудованы светофором и (или) световым указателем с акустическим сигналом, позволяющим останавливать движение транспорта и пешеходов во время выезда пожарных автомобилей из гаража по сигналу тревоги. Включение и выключение светофора могут также осуществляться дистанционно из пункта связи пожарной охраны.

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» орган местного самоуправления обязан обеспечивать безопасность дорожного движения в пределах муниципального образования.

В соответствии со ст.3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной детальности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность представляет собой деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов, в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности дорог.

Согласно ст. 12 Федерального закона № 196-ФЗ от 10.12.1995 г. «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Поскольку часть улиц и тротуары напротив выездной площадки пожарного депо (ПСЧ-1 <...> ПСЧ-4 <...>, ПСЧ-5 <...> ПСЧ-12 <...> Спартаковская, 1-е, ПСЧ-31 <...> ОАО «Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез», ПСЧ-14 <...> «Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез», ФГКУ «СПСЧ ФПС по Ярославской области» <...> Судостроителей,5, ПЧ-102 г. Ярославль пос. Парижская коммуна, 22, ПЧ-103 <...> Путевая,40, ПЧ-262 <...> Октября, 79) находятся в собственности г. Ярославля, обязанность по обеспечению безопасности дорожного движения при следовании пожарных подразделений к месту вызова, по оборудованию светофором и (или) световым указателем с акустическим сигналом, позволяющим останавливать движение транспорта и пешеходов во время выезда пожарных автомобилей из гаража по сигналу тревоги, возложена на мэрию г. Ярославля вне зависимости от того, в чьей собственности находятся здания пожарного депо.

Вместе с тем, суд полагает, что в данной части органом местного самоуправления допущены нарушения законодательства в области организации безопасности дорожного движения, а не требований пожарной безопасности, в связи с чем указание на совершение мэрией г. Ярославля нарушения требований пожарной безопасности должно быть исключено из оспариваемого постановления по делу об административном правонарушении.

Согласно статье 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности», требования пожарной безопасности - это специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом. Они содержатся в технических регламентах, принятых в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, устанавливающих обязательные для исполнения требования пожарной безопасности, а также в национальных стандартах, сводах правил и иных документах, определяющих требования пожарной безопасности. Первичные меры пожарной безопасности - реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.

В соответствии с частью 4 статьи 6 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 настоящего Федерального закона.

В соответствии со статьей 63 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» первичные меры пожарной безопасности включают в себя:

1) реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования;

2) разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности;

3) разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности;

4) разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением;

5) установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия;

6) обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара;

7) обеспечение связи и оповещения населения о пожаре;

8) организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний;

9) социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.

Таким образом, соблюдение требований пожарной безопасности в населенных пунктах обеспечивается путем выполнения первичных мер пожарной безопасности.

25.04.2018 года мэрией г. Ярославля принято постановление № 629 «О мерах по обеспечению пожарной безопасности в весенне-летний период 2018 года», однако данное постановление предусматривает проведение мероприятий в области пожарной безопасности только на период с апреля по август 2018 года и не решает вопросов об определении порядка и условий для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иной промежуток времени, что является нарушением п.1 абзаца 2 статьи 19 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».

Постановлением мэрии г. Ярославля от 26.04.2018 № 635 на период с 29 апреля по 31 мая 2018 года установлен особый противопожарный режим, однако действие данного нормативного правового акта ограничено во времени, данный нормативный правовой акт не устанавливает критериев, в соответствии с которыми устанавливается особый противопожарный режим и с которыми должна быть связана отмена особого противопожарного режима, что является нарушением п.1 абзаца 2 статьи 19 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», п.5 ст. 63 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Вместе с тем, считаю необходимым исключить из объема вмененного мэрии г. Ярославля состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, п. 10 нарушений (мэром г. Ярославля не инициировано внесение изменений в Генеральный план г. Ярославля, которые предусматривали бы мероприятия по обеспечению пожарной безопасности в части размещения взрывопожароопасных объектов на территории г. Ярославля).

Данный вывод основываю на следующем.

В соответствии с п. 3.1, п. 3.4 Постановления мэрии г. Ярославля от 06.12.2016 года № 1734 «Об утверждении положения о составе, порядке подготовки генерального плана города Ярославля и внесении изменений в генеральный план города Ярославля» решение о подготовке проекта Генерального плана принимается мэром г. Ярославля в форме постановления.

Генеральный план г. Ярославля утверждается законодательным органом г. Ярославля- муниципалитетом г. Ярославля. Внесение изменений в Генеральный план г. Ярославля осуществляется путем рассмотрения муниципалитетом г. Ярославля предложений, поступающих в порядке законодательной инициативы. Мэрия г. Ярославля, являясь исполнительным органом, не имеет возможности влиять на принятие муниципалитетом г. Ярославля каких-либо нормативных правовых актов, относящихся к его компетенции.

Суд соглашается с доводами лица, привлекаемого к ответственности, о том, что в требованиях к содержанию генерального плана городского округа, изложенных в ст. 23 ГрК РФ, отсутствует указание на включение в материалы Генерального плана города мероприятий по запрету размещения вновь проектируемых взрывопожароопасных объектов ( выводу за границы городского округа существующих взрывопожароопасных объектов) и разработку мер по защите людей, зданий и сооружений, находящихся за пределами территории взрывопожароопасного объекта, от воздействия опасных факторов пожара и (или) взрыва. Генеральным планом г. Ярославля не размещаются объекты, а определяются границы функциональных зон и их назначение, в том числе функциональная производственная зона.

Следовательно, вины мэрии г. Ярославля в непринятии мер по внесению изменений в Генеральный план г. Ярославля, которые предусматривали бы мероприятия по обеспечению пожарной безопасности в части размещения взрывопожароопасных объектов на территории г. Ярославля не имеется.

Постановлением № 186 главного государственного инспектора г. Ярославля по пожарному надзору ФИО1 от 23 мая 2017 года мэрия г. Ярославля признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ, с назначением наказания в виде предупреждения. В число вмененных и признанных мэрией г. Ярославля нарушений правил и требований пожарной безопасности входило нарушение п. 80 (1), п. 487 Правил противопожарного режима в РФ созданная муниципальная система оповещения и информирования населения г. Ярославля «Постановление мэра г. Ярославля от 02.02.2015 № 177-2» не обеспечивает оповещение населения жилых домов и зданий, расположенных на ул. Брикетной и ул. Красноборская, <...>, д.16 о чрезвычайных ситуациях, связанных с лесными пожарами. В паспорте населенного пункта отсутствуют сведения о наличии звуковой системы оповещения населения от чрезвычайной ситуации, связанной с лесными пожарами.

Актом проверки органа государственного пожарного надзора № 102 от 17.05.2018 года установлено, что указанные нарушения не устранены.

Указывая в жалобе на оспариваемое постановление о привлечении к административной ответственности, мэрия г. Ярославля ссылается на то, что в Заволжском районе г. Ярославля установлено 10 оконечных устройств (громкоговорители и сирены) муниципальной системы оповещения населения о чрезвычайной ситуации, в том числе и о пожаре в лесном фонде, действие которых распространяется на расстояние от 1,5 до 3 км. Ближайшие к ул. Брикетной системы оповещения установлены на д.98 по пр. Авиаторов и на д.7 по ул. Красноборская. Вместе с тем, каких-либо доказательств, опровергающих выводы акта органа государственного пожарного надзора № 102 от 17.05.2018 года, лицом, привлекаемым к ответственности, не представлено. Какие-либо сведения о том, что в период с 17.05.2017 года мэрией г. Ярославля были приобретены и установлены системы оповещения населения жилых домов и зданий, расположенных на ул. Брикетной и ул. Красноборская, <...>, д.16 о чрезвычайных ситуациях, связанных с лесными пожарами, суду не представлено. Представленная мэрией г. Ярославля информация об отсутствии необходимости установки дополнительных громкоговорящих устройств является голословной.

Возражая против выводов оспариваемого постановления в части вмененного нарушения требований пожарной безопасности, выразившихся в нарушении обязанности по устройству минерализованной полосы по ул. Брикетная г. Ярославля, мэрия г. Ярославля ссылается на письмо департамента территориальной безопасности мэрии г. Ярославля о невозможности устройства минерализованной полосы в связи с особенностями рельефа почвы.

Вместе с тем, в силу 78 Правил противопожарного режима в РФ на объектах защиты, граничащих с лесничествами (лесопарками), а также расположенных в районах с торфяными почвами, необходимо предусматривать создание защитных противопожарных минерализованных полос, удаление (сбор) в летний период сухой растительности или другие мероприятия, предупреждающие распространение огня при природных пожарах. Противопожарные минерализованные полосы не должны препятствовать проезду к населенным пунктам и водоисточникам в целях пожаротушения.

В случае невозможности создания защитной минерализованной полосы в целях защиты населения ул. Брикетная, расположенной около городского лесного массива Яковлевского бора, мэрия г. Ярославля имела возможность обратиться за консультацией в орган государственного пожарного надзора и решить вопрос о возможности выполнения иных мероприятий, предупреждающих распространение огня при природных пожарах, в том числе решить вопрос о возможности устройства защитных ограждений.

Возражая против выводов оспариваемого постановления о нарушении мэрией г. Ярославля требований пожарной безопасности, выразившихся в том, что время прибытия первого пожарного подразделения к месту вызова к следующим участкам <...> ( начиная с д.23), п. Старое и Новое Долматово, д. Старые и Новые Куксенки, ул. 1-я Шоссейная ( начиная с д.20), Средний и Нижний поселок. Мэрией г. Ярославля не подготовлены исходные данные для определения числа и мест дислокации подразделений пожарной охраны на территории г. Ярославля, не выдано техническое задание исполнителю на осуществление работ по определению числа и мест дислокации подразделений пожарной охраны, не реализованы полномочия по включению мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в части определения числа и мест дислокации подразделений пожарной охраны на территории г. Ярославля в планы, схемы и программы развития территорий, при подготовке предложений о внесении изменений в Генеральный план г. Ярославля.

Главой 17 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ установлены общие требования пожарной безопасности к поселениям и городским округам по размещению подразделений пожарной охраны, в том числе частью 1 статьи 76 предусмотрено, что дислокация подразделений пожарной охраны на территориях поселений и городских округов определяется исходя из условия, что время прибытия первого подразделения к месту вызова в городских поселениях и городских округах не должно превышать 10 минут, а в сельских поселениях - 20 минут.

По смыслу Закона в его системном толковании, данной нормой установлены требования к дислокации подразделений пожарной охраны в городских округах и сельских поселениях, а не норматив прибытия подразделения пожарной охраны к месту пожара.

С учетом пункта 10 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского округа отнесено обеспечение первичных мер пожарной безопасности. Вопросы размещения подразделений пожарной охраны к первичным мерам пожарной безопасности не относятся, следовательно, мэрия г. Ярославля не наделена полномочиями в решении данных вопросов.

Перечень первичных мер пожарной безопасности установлен статьей 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» и статьей 63 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Обеспечение прибытия первого пожарного подразделения к месту вызова в течение 10 минут в числе первичных мер пожарной безопасности не отнесено.

Таким образом, вины мэрии г. Ярославля в нарушении требований пожарной безопасности в данной части не имеется.

С учетом всего изложенного, считаю, что мэрией г. Ярославля не были предприняты все зависящие меры по соблюдению требований пожарной безопасности; доказательства объективной невозможности соблюдения мэрией г. Ярославля требований законодательства Российской Федерации в сфере соблюдения требований пожарной безопасности в материалах дела отсутствуют; какие-либо иные обстоятельства, исключающие вину мэрии г. Ярославля в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, не установлены.

Соответственно, каких-либо оснований полагать, что в действиях мэрии г. Ярославля отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, не имеется, как не имеется и оснований для признания совершенного мэрией г. Ярославля административного правонарушения малозначительным.

При назначении наказания должностным лицом административного органа были учтены характер совершенного правонарушения, имущественное и финансовое положение привлекаемого к административной ответственности лица, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.

Вместе с тем, учитывая, что мэрией г. Ярославля с момента предыдущей проверки, имевшей место в период с 17.04.2017 года по 17.05.2017 года, часть ранее выявленных нарушений требований пожарной безопасности была устранена, выполнено устройство минерализованной полосы на ул. Красноборская г. Ярославля, суд полагает, что назначенное мэрии г. Ярославля наказание должно быть снижено на основании положений п. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ до 75 000 руб.

Руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья

р е ш и л:

Постановление № 275 главного государственного инспектора г. Ярославля по пожарному надзору ФИО1 от 23 мая 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, в отношении мэрии г. Ярославля изменить.

Исключить из объема состава вмененного мэрии г. Ярославля административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, нарушение, выразившееся в том, что в нарушение п.7 ст. 77 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» не соответствуют требованиям законодательства мероприятия по обеспечению безопасности дорожного движения при следовании пожарных подразделений к месту вызова; в том, что в нарушение п.2 абзаца 2 ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», п.1 ст. 76 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» не соответствует требованиям законодательства время прибытия первого пожарного подразделения к месту вызова к следующим участкам <...> ( начиная с д.23), п. Старое и Новое Долматово, д. Старые и Новые Куксенки, ул. 1-я Шоссейная ( начиная с д.20), Средний и Нижний поселок; в том, что в нарушение ст.ст. 65, 66 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» не соответствует требованиям законодательства решение муниципалитета г. Ярославля от 06.04.2006 № 226 «Об утверждении генерального плана города Ярославля», отсутствует описание положений, касающихся проведения мероприятий по обеспечению пожарной безопасности территорий поселений и городских округов. В генеральном плане не предусмотрены мероприятия по запрету размещения на территории города Ярославля вновь проектируемых взрывопожароопасных объектов ( выводы за границ городского округа существующих взрывопожароопасных объектов) и не разработаны меры по защите людей, зданий и сооружений, находящихся за пределами территории взрывопожароопасного объекта, от воздействия опасных факторов пожара и ( или) взрыва,

Снизить размер назначенного мэрии г. Ярославля наказания в виде административного штрафа до 75 000 рублей.

В остальной части постановление № 275 главного государственного инспектора г. Ярославля по пожарному надзору ФИО1 от 23 мая 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, в отношении мэрии г. Ярославля оставить без изменения.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.

Судья В.В.Барышева