ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-405/2023 от 14.09.2023 Ломоносовского районного суда г. Архангельска (Архангельская область)

Дело №12-405/2023

УИД 29RS0014-01-2023-004227-31

РЕШЕНИЕ

г. Архангельск, ул. Р. Куликова, д. 15

14 сентября 2023 года

Судья Ломоносовского районного суда города Архангельска Пяттоева Л.Э., рассмотрев жалобу Деньгина Е. В. на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области Малышевой О.С. о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении №50мз-23а от 05 мая 2023 года,

установил:

постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области Малышевой О.С. о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении №50мз-23а от 05 мая 2023 года должностное лицо заказчика – начальник Управления экономического развития администрации городского округа Архангельской области «Котлас» Деньгин Е.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 7.32 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

На основании статьи 4.1.1 КоАП РФ назначенное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей заменено на предупреждение.

Деньгин Е.В. не согласился с указанным постановлением, подал жалобу в суд. В жалобе просит постановление отменить, ссылаясь на отсутствие в его действиях состава вмененного ему административного правонарушения.

Проверив дело и рассмотрев доводы жалобы, выслушав Деньгина Е.В., его защитника Питькову Н.С., заместителя начальника отдела контроля закупок Титову О.Е., прихожу к следующему выводу.

Частью 4 статьи 7.32 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за изменение условий контракта, в том числе увеличение цен товаров, работ, услуг, если возможность изменения условий контракта не предусмотрена законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частью 4.1 настоящей статьи

Как следует из материалов дела, начальнику Управления экономического развития администрации городского округа Архангельской области «Котлас» Деньгину Е.В. как должностному лицу заказчика (Управления экономического развития администрации городского округа Архангельской области «Котлас») вменено нарушение части 65.1 статьи 112 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», что по мнению должностного лица административного органа выразилось в том, что дополнительное соглашение от 28.12.2022 №6 к муниципальному контракту от 28.03.2022 № 15/2022 заключено в отсутствие доведенных в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации лимитов бюджетных обязательств на срок исполнения указанного контракта, что не соответствует требованиям части 1.6 статьи 95 ФЗ «О контрактной системе».

Согласно тексту обжалуемого постановления <Дата> по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме № 0124300028922000013 между Заказчиком – Управлением экономического развития администрации городского округа Архангельской области «Котлас» и Подрядчиком – Акционерным обществом «Котласское дорожное ремонтно-строительное управление» был заключен муниципальный контракт №15/2022 на выполнение работ по строительству объекта «Строительство автодороги по ... на участке от ... до ... (протяженность 1900 м) в ... области» (реестровая запись 3290402572522000011).

Пунктом 12.4 данного контракта было установлено обеспечение исполнения контракта в размере 0,5% начальной (максимальной) цены контракта.

15.07.2022 на основании Распоряжения Администрации городского округа Архангельской области «Котлас» от 15.07.2022 №138р Заказчиком заключено дополнительное соглашение №4 к муниципальному контракту от 28.03.2022 №15/2022, в соответствии с которым установлен авансовый платеж по Контракту в размере 53% от цены Контракта, что составляет 106 848 678,40 руб.

С учетом положений статьи 96 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ обеспечение исполнения контракта должно было быль установлено в размере 106 848 678,40 руб.

28.12.2022 между сторонами заключено дополнительное соглашение №6, в соответствии с которым цена контракта была увеличена и составила – 960464234,65 рубля, что на 376% больше установленной контрактом цены, при этом обеспечение исполнения контракта было установлено в размере – 1 008 006,40 руб. и после заключения дополнительного соглашения №4 не изменялось.

При заключении дополнительного соглашения №6 обеспечение исполнения контракта увеличено до 4 802 321,17 руб. (0,5% от цены контракта).

После прохождения государственной экспертизы вынесено Распоряжение Администрации городского округа Архангельской области «Котлас» от 28.12.2022 № 341-р о внесении изменений на основании статьи 34 и части 65.1 статьи 112 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ в муниципальный контракт от 28.03.2022 № 15/2022 в связи с корректировкой проектно-сметной документации.

Согласно пункту 1.3.2 окончание выполнения работ по контракту установлено 15.12.2024.

В соответствии с пунктом 3.2 контракта (в редакции дополнительного соглашения от 28.12.2022 № 6) финансирование Заказчиком работ по контракту осуществляется в пределах лимита бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год:

«Финансирование по годам:

2022 год - 127 328 580,00 руб.;

2023 год - 0,00 руб.;

2024 год - 0,00 руб.;

2025 год - 833 135 654,65 руб.».

Согласно Постановлению Администрации городского округа АО «Котлас» от 23.09.2021 №1969 «Об утверждении муниципальной программы городского округа Архангельской области «Котлас» «Развитие дорожного, жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства на территории городского округа Архангельской области «Котлас» на 2022 - 2026 годы» на осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах городского округа Архангельской области «Котлас» и обеспечение безопасности дорожного движения на них, общий объем финансирования составляет - 610 925,2 тыс. руб., в том числе: средства бюджета городского округа «Котлас» - 479 211,6 тыс. руб., средства бюджета Архангельской области - 131 713,6 тыс. руб.

В соответствии с постановлением Администрации городского округа Архангельской области «Котлас» от 03.02.2022 №220 «О заключении Управлением экономического развития администрации городского округа «Котлас» долгосрочного муниципального контракта на выполнение работ по строительству объекта «Строительство автодороги по ... на участке от ... до ... (протяженность 1900 м) в ... области» предельный объем средств на оплату долгосрочного муниципального контракта - 204 344 092,00 руб. (двести четыре миллиона триста сорок четыре тысячи девяносто два рубля 00 копеек), в том числе с разбивкой по годам:

2022 год – 110 884 204,20 руб., в том числе: 99 684 900,00 руб. за счет средств федерального бюджета; 11 088 420,00 руб. за счет средств бюджета Архангельской области; 110 884,20 руб. за счет средств бюджета городского округа «Котлас»;

2023 год - 0,00 руб.;

2024 год - 0,00 руб.;

2025 год - 93 459 887,80 руб.

Финансирование в 2025 году в размере 93 459 887,80 руб. за счет средств бюджета городского округа «Котлас».

Соглашением о предоставлении субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации местному бюджету от 16.02.2022 №11710000-1-2022-013 из бюджета Архангельской области предоставлена субсидия, в том числе по объекту капитального строительства в 2022 году в размере не более 185 288 160,00 руб.

Таким образом общий объем финансового обеспечения, выделенного на объект «Строительство автодороги по ... на участке от ... до ... (протяженность 1900 м) в ... области» составляет 378 543 832,00 руб.

При этом, как указано в обжалуемом постановлении, дополнительное соглашение от 28.12.2022 №6 к муниципальному контракту от 28.03.2022 №15/2022 заключено в отсутствие доведенных в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации лимитов бюджетных обязательств на срок исполнения указанного контракта, что не соответствует требованиям части 1.6 статьи 95 ФЗ «О контрактной системе».

Между тем в соответствии с ч.2 ст.34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ при заключении и исполнении контракта изменение его существенных условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных Законом № 44-ФЗ.

В силу ч.65.1 ст.112 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ по соглашению сторон допускается изменение существенных условий контракта, заключенного до 1 января 2024 года, если при исполнении такого контракта возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения. Предусмотренное настоящей частью изменение осуществляется с соблюдением положений частей 1.3 - 1.6 статьи 95 Закона № 44-ФЗ на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно.

Таким образом положениями данной нормы предусмотрено специальное основание для изменения существенных условий контракта, при этом в ней не содержится ограничений пределов изменений, вносимых в условия контракта.

Т.е. в случае, если при исполнении контракта, заключенного для обеспечения муниципальных нужд, возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения, сторонами могут быть изменены любые существенные условия такого контракта в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ.

Как было отмечено выше 28.03.2022 по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме № 0124300028922000013 между Заказчиком – Управлением экономического развития администрации городского округа Архангельской области «Котлас» и Подрядчиком – Акционерным обществом «Котласское дорожное ремонтно-строительное управление» был заключен муниципальный контракт №15/2022 на выполнение работ по строительству объекта «Строительство автодороги по ... на участке от ... до ... (протяженность 1900 м) в ... области».

В связи с тем, что в ходе исполнения данного контракта возникли независящие от его сторон обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения, а именно возникли непредвиденные виды работ, в частности переустройство и вынос неучтенных сооружений и действующих инженерных коммуникаций: сети газоснабжения, сети связи, сети водоснабжения и водоотведения, сети электроснабжения, не предусмотренные проектно-сметной документацией, но без выполнения, которых невозможно выполнить работы по строительству объекта – автодорога по ... на участке от ... до ... (уведомление о приостановке выполнения работ (невозможности приступить к работам) от 13.04.2022 № 691), существенно возросла стоимость строительных материалов, используемых при производстве работ (письмо от 11.04.2022 № 654), 30 ноября 2022 года была откорректированная проектно-сметная документация, получено положительное заключение государственной экспертизы, согласно которому стоимость строительно-монтажных работ на объекте строительства по новому заключению, с учетом переустройства всех коммуникаций, составила 960,46 млн.руб. (первоначальная цена контракта № 15/2022 – 201 601 280,00 руб.).

Распоряжением Администрации городского округа «Котлас» от 28.12.2022 № 341-р заказчику было предписано внести изменения в условия контракта № 15/2022 в части увеличения цены контракта на 960 464 234,56 рублей.

Согласно ч.1.6 ст.95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ государственным или муниципальным заказчиком как получателем бюджетных средств изменения условий контракта могут быть осуществлены в пределах, доведенных в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации лимитов бюджетных обязательств на срок исполнения контракта.

В соответствии с правилами, установленными ст. 72, п. 5 ст. 161, ст. 219 Бюджетного кодекса РФ получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов и оплачивает их в пределах лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено Бюджетным кодексом РФ.

При этом абз.4 п.3 ст.219 БК РФ определено, что получатель бюджетных средств заключает государственные (муниципальные) контракты, иные договоры, предусматривающие исполнение обязательств по таким государственным (муниципальным) контрактам, иным договорам за пределами срока действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств, в случаях, предусмотренных положениями Бюджетного кодекса РФ и иных федеральных законов, регулирующих бюджетные правоотношения. Указанные положения, установленные для заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, применяются также при внесении изменений в ранее заключенные государственные (муниципальные) контракты, иные договоры.

В соответствии с п.3 ст.72 БК РФ государственные контракты, заключаемые от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципальные контракты, заключаемые от имени муниципального образования, предметами которых являются выполнение работ, оказание услуг, длительность производственного цикла выполнения, оказания которых превышает срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств, могут заключаться в случаях, предусмотренных соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации муниципального образования, в пределах средств и на сроки, которые установлены указанными актами, а также в соответствии с иными решениями Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации муниципального образования, принимаемыми в порядке, определяемом соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что бюджетным законодательством предоставлено право заказчикам не только заключать контракты для обеспечения муниципальных нужд на срок, превышающий срок действия утвержденных лимитов бюджетных средств, но и вносить изменения в такие ранее заключенные муниципальные контракты, в случаях, предусмотренных муниципальными правовыми актами местной администрации муниципального образования, в пределах средств и на сроки, которые установлены указанными актами.

Контракт <№> является долгосрочным контрактом, заключен с учетом Порядка принятия решений о заключении муниципальных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения муниципальных нужд муниципального образования «Котлас» на срок, превышающий срок действия утвержденных в решении о бюджете муниципального образования «Котлас» на очередной финансовый год и плановый период лимитов бюджетных обязательств, утвержденного постановлением администрации МО «Котлас» от 15.09.2014 №2186 и на основании постановления администрации городского округа «Котлас» от 03.02.2022 №220 «О заключении Управлением экономического развития администрации городского округа «Котлас» долгосрочного муниципального контракта на выполнение работ по строительству объекта «Строительство автодороги по ... на участке от ... до ... (протяженность 1900 м) в ... области», с ценой контракта 201 601 280,00 рублей и финансирование по годам:

2022 год – 108 547 616,88 руб.;

2023 год – 0,00 руб.;

2024 год – 0,00 руб.;

2025 год – 93 053 663 12 руб.

Постановлением администрации городского округа «Котлас» от 16.12.2022 №2644 в вышеуказанное постановление администрации городского округа «Котлас» от 03.02.2022 № 220 внесены изменения, согласно которым предельный объем средств на оплату долгосрочного муниципального контракта составил 974 339 990,00 руб.:

2022 год – 127 328 580,00 руб. (распределение между бюджетами производится в соответствии с Соглашением о предоставлении субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации местному бюджету);

2023 год – 0,00 рублей;

2024 год – 0,00 рублей;

2025 год – 847 011 410,00 руб.

Согласно данному постановлению финансирование в 2025 году в размере рублей 847 011 410,00 руб. осуществляется за счет средств бюджета городского округа «Котлас», окончательный расчет осуществляется не позднее 15.01.2025, объемы финансирования определяются на основании принятых бюджетов на очередной финансовый год и плановый период.

На сновании вышеуказанного муниципального правового акта и распоряжения администрации городского округа «Котлас» от 28.12.2022 № 341-р дополнительным соглашением №6 к контракту № 15/2022 в контракт были внесены изменения путем подписания сторонами контракта дополнительного соглашения №6 в части цены, установленной по достоверной сметной стоимости подлежащих выполнению работ. Цена контракта изменена на 960 464 234,56 рублей, а также были изменены условия финансирования:

2022 год – 127 328 580,00 руб.,

2023 год – 0,00 рублей.

2024 год – 0,00 рублей,

2025 год – 833 135 654,65 рублей.

Указанное подтверждено представленными в материалы дела и в судебном заседании документами, ссылка на которые приведена выше.

Статьей 6 БК РФ лимиты бюджетных обязательств определены как объем прав в денежном выражении на принятие казенным учреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде); плановыми периодами признаются два финансовых года, следующие за очередным финансовым годом.

Контракт 15/2022 и дополнительное соглашение №6 к нему заключены в 2022 году, который на момент подписания контракта и дополнительного соглашения №6 являлся текущим финансовым годом, плановым период являлись 2023 и 2024 года, соответственно 2025 год являлся неплановым периодом, т.е. периодом за пределами срока действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств.

В 2022 году в рамках софинансирования работ по строительству автодороги по ... на участке от ... до ... (протяженность 1900 м) в ... области городскому округу «Котлас» в соответствии с соглашением о предоставлении субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации местному бюджету №11710000-1-2022-013 от 16.02.2022 в редакции дополнительного соглашения от предоставлено финансовое обеспечение в объеме 127 328 580,00 руб.

До заказчика доведены лимиты бюджетных обязательств в указанном размере (127 328 580,00 руб.) (отчет о состоянии лицевого счета, код объекта ФАИП 3150409260F15021Д414), в том числе за счет субсидий из областного бюджета в сумме 127 201 260,00 рублей (уведомление о бюджетных ассигнованиях из областного бюджета).

Учитывая изложенное прихожу к выводу, что при заключении 28 декабря 2022 года дополнительного соглашения №6 к контракту №15/2022 не допущено превышение лимитов бюджетных обязательств, доведенных до заказчика – Управления экономического развития администрации городского округа Архангельской области «Котлас», фактическое расходование средств по указанному контракту производится заказчиком в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств.

Кроме того объем финансового обеспечения по контракту №15/2022, в том числе финансирование по годам, отраженный в плане-графике закупок, как до начала определения подрядчика (объявления электронного аукциона), так и по факту изменений, внесенных в данный контракт, был предметом контроля территориальным органом Федерального казначейства в соответствии со ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ по результатам которого, план-график прошел контроль и были размещены в Единой информационной системе в сфере закупок.

Следует также отметить, что ч.1.3 ст.95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ установлено, что изменения, в т.ч. и изменения условий контракта на основании ч.65.1 ст.112 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ осуществляются при условии предоставления подрядчиком в соответствии с настоящим Федеральным законом обеспечения исполнения контракта, если такие изменения влекут возникновение новых обязательств подрядчика, не обеспеченных ранее предоставленным обеспечением исполнения контракта, и если при определении подрядчика требование обеспечения исполнения контракта установлено в соответствии со ст. 96 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.

Порядок расчета такого обеспечения исполнения контракта и условия его предоставления определены пунктами 1-4 части 1.3 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.

Так, в силу п.4 ч.1.3 ст.95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ в случае увеличения цены контракта обеспечение исполнения контракта осуществляется путем внесения денежных средств, поставщик (подрядчик, исполнитель) вносит на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере, пропорциональном стоимости новых обязательств поставщика (подрядчика, исполнителя).

Следовательно вывод должностного лица УФАС о предоставлении обеспечения исполнения контракта в размере аванса не основан на положениях п.4 ч.1.3. ст. 95, ч. 65.1 ст. 112 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.

Частью 6 статьи 96 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ установлен порядок определения размера обеспечения исполнения контракта в период проведения процедуры определения подрядчика до момента заключения контракта, а не в процессе его исполнения.

Акционерным обществом «Котласское дорожное ремонтно-строительное управление» внесены денежные средства в качестве обеспечения исполнения Контракта № 15/2022 в размере, пропорциональном стоимости новых обязательств по Контракту № 15/2022 в сумме 3 794 314,77 руб., что также подтверждено представленными в материалы дела документами и не оспаривалось представителем административного органа в судебном заседании.

Учитывая изложенное выводы о нарушении должностным лицом заказчика – начальником Управления экономического развития администрации городского округа Архангельской области «Котлас» Деньгиным Е.В. части 65.1 статьи 112 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», что по мнению должностного лица административного органа выразилось в том, что дополнительное соглашение от 28.12.2022 №6 к муниципальному контракту от 28.03.2022 № 15/2022 заключено в отсутствие доведенных в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации лимитов бюджетных обязательств на срок исполнения указанного контракта, что не соответствует требованиям части 1.6 статьи 95 ФЗ «О контрактной системе», не нашли своего подтверждения в судебном заседании.

Согласно ч.1 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии со ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии со ст.2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

При этом в силу ч.4 ст.1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Указанное свидетельствует о том, что начальник Управления экономического развития администрации городского округа Архангельской области «Котлас» Деньгин Е.В. не допустил противоправного, виновного действия (бездействия), за которое ч.4 ст.7.32 КоАП РФ установлена административная ответственность, и в его действиях отсутствует состав вмененного административного правонарушения.

В соответствии с п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса.

В силу п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решил:

Жалобу Деньгина Е. В. удовлетворить.

Постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области Малышевой О.С. о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении №50мз-23а от 05 мая 2023 года отменить.

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении начальника Управления экономического развития администрации городского округа Архангельской области «Котлас» Деньгина Е. В. прекратить за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение десяти суток с момента вручения или получения копии решения.

Судья Л.Э. Пяттоева