ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-406/16 от 25.05.2016 Йошкар-олинского городского суда (Республика Марий Эл)

Дело № 12-406/2016РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление об административном правонарушении

424028

г.Йошкар-Ола 25 мая 2016 года

ул.Баумана 91-А

Судья Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл Сабирьянов Р.Я.,

с участием защитника лица, привлеченного к административной ответственности, - Кучерова А.Ю., действующего на основании доверенности от 31 мая 2013 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Романова Е.М. – Кучерова А.Ю. на постановление Государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Республике Марий Эл от 18 апреля 2016 года по делу об административном правонарушении, которым

Романов Е.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес>, проживающий по адресу: <адрес>, являющийся ректором ФГБОУ ВПО <данные изъяты>, ранее не привлекавшийся к административной ответственности за совершение однородных правонарушений,

привлечен к административной ответственности по части 1, части 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту КоАП РФ),

УСТАНОВИЛ:

Постановлением главного государственного инспектора труда ФИО3 Государственной инспекции труда в Республике Марий Эл от 18 апреля 2016 года Романов Е.М., как должностное лицо ФГБОУ ВПО <данные изъяты> (далее по тексту – ФГБОУ ВПО <данные изъяты> привлечен к административной ответственности и подвергнут в порядке части 2 статьи 4.4 КоАП РФ, административному взысканию в виде штрафа в размере 20 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1, частью 4 статьи 5.27.1 КоАП РФ.

Согласно постановлению, в бездействии ФИО1 имеются нарушения статьей 212, 221 Трудового Кодекса РФ.

Не согласившись с данным постановлением, защитник ФИО1 – Кучеров А.Ю. обратился в суд с жалобой, в которой просил отменить указанное постановление, административное дело в отношении ФИО1 прекратить за отсутствием в его действиях (бездействии) состава правонарушения. В обоснование жалобы указал, что на момент вынесения постановления о назначении административного наказания, нарушения, выявленные в ходе проверки ФГБОУ ВПО <данные изъяты> и указанные в акте проверки от 18 декабря 2015 года , устранны.

Считает, что из указанных доказательств должны быть исключены: акт о результатах проверки соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права от 18 декабря 2015 года, так как акт не содержит выводов о том, что ФИО1 виновен в допущении выявленных нарушений правил охраны труда, в качестве виновных лиц указаны юридическое лицо и начальник сектора охраны труда ФИО2; предписание об устранении нарушений от 18 декабря 2015 года, так как не указывает на то, что ФИО1 виновен в допущенных правонарушениях; протокол об административном правонарушении от 01 апреля 2016 года и протокол от 01 апреля 2016 года, поскольку они составлены с нарушением процессуальных прав ФИО1 и его защитника Кучерова А.Ю. ФИО1 в установленном порядке не был извещен о времени и месте составления протоколов об административном правонарушении. Защитнику Кучерову А.Ю. не разъяснены в установленном порядке статьи 25.1, 28.2, 25.5 КоАП РФ.

В судебное заседание ФИО1, надлежаще извещенный не явился, считаю возможным рассмотреть дело без его участия.

Защитник Кучеров А.Ю. доводы и требования жалобы подержал, и пояснил аналогично изложенному в жалобе.

Выслушав защитника, исследовав материалы дела Государственной инспекции труда в Республике Марий Эл, дополнительно предоставленные материалы, обсудив доводы жалобы, прихожу к следующему.

В соответствии со статьей 30.6 КоАП РФ, суд проверяет на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления по делу об административном правонарушении.

Как следует из материалов дела, в ходе проведенной с 23 ноября по 18 декабря 2016 года Государственной инспекции труда в РМЭ проверки в ФГБОУ ВПО <данные изъяты> выявлены нарушения ФГБОУ ВПО <данные изъяты> обязательных требований трудового законодательства и требований охраны труда в ФГБОУ ВПО <данные изъяты> по адресам: <адрес>, и <адрес>.

Работники службы инженерно-технического обеспечения: слесари-сантехники ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10 не обеспечены сапогами резиновыми, костюмами на утепляющей прокладке, сапогами кирзовыми утепленными в соответствии с п. 232 Типовых норм бесплатной выдачи сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам жилищно-коммунального хозяйства, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, утв. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 03 октября 2008 г. №543н.

Работники службы инженерно-технического обеспечения: электромонтеры ФИО35., ФИО11, ФИО12 не обеспечены ботинками кожаными, костюмами на утепляющей прокладке, сапогами кожаными утепленными в соответствии с п. 234 Типовых норм бесплатной выдачи сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам жилищно-коммунального хозяйства, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, утв. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 03 октября 2008 г. № 543н.

Работник службы инженерно-технического обеспечения: электрогазосварщик ФИО13 не обеспечен бельём нательным, ботинками кожаными или сапоги кирзовыми, костюмом сварщика зимним, валенками с резиновым "низом или сапогами кожаными утепленными, перчатками зимними двупалыми в соответствии с п. 240 Типовых норм бесплатной выдачи сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам жилищно-коммунального хозяйства, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, утв. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 03 октября 2008 г. №543н.

Работники службы текущего ремонта и эксплуатации: плотники ФИО14, ФИО15, ФИО16 не обеспечены костюмами хлопчатобумажными для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий или костюмом из смешанных тканей для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий, ботинками кожаными, куртками на утепляющей прокладке, брюками на утепляющей прокладке, валенками с резиновым низом в соответствии с п. 227 Типовых норм бесплатнойвыдачи сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам жилищно-коммунального хозяйства, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, утв. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 03 октября 2008 г. №543н.

Работники службы текущего ремонта и эксплуатации: маляры ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО3, ФИО20, ФИО21, не обеспечены комбинезонами хлопчатобумажными для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий или комбинезонами из смешанных тканей для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий, ботинками кожаными, перчатками резиновыми, очками защитными, респираторами, костюмами на утепляющей прокладке, валенками с резиновым низом или сапогами кожаными утепленными, рукавицами утепленными в соответствии с п. 222 Типовых норм бесплатной выдачи сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам жилищно-коммунального хозяйства, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, утв. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 03 октября 2008 г. №543н.

Водители автомобилей ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО33, ФИО27, ФИО28, ФИО29, ФИО30, ФИО31, ФИО32 не обеспечены жилетами сигнальными 2 класса защиты в соответствии с п. 2 Приложения № 1 типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам автомобильного транспорта и шоссейных дорог, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, утв. к приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 22 июня 2009 г. № 357н.

В нарушение п. 3.6 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утверждено Минтруда и Минобразования РФ от 13.01.2003 года № 1/29, в протоколах проверки знаний по охране труда от 13.08.2015 , 20.08.2015 , 27.08.2015 , 03.09.2015 , 08.09.2015 , 22.09.2015 , 01.10.2015 не указано наименование программы обучения по охране труда и количество часов обучения.

Согласно представленному Учреждением журналу регистрации инструктажа на рабочем месте в автотранспортном цехе (АТЦ), водители ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО33, ФИО27, ФИО28, ФИО29, ФИО30, ФИО31, ФИО32 прошли повторный инструктаж 23.06.2015.

В нарушение п. 10.10 ПОТРМ-027-2003 Межотраслевые правила по охране труда на автомобильном транспорте, водители АТЦ ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО33, ФИО27, ФИО28, ФИО29, ФИО30, ФИО31, ФИО32 допущены к работе 10.12.2015 без повторного инструктажа.

В нарушение п. 8.7.139 ПОТ РМ 001-97 Правил по охране труда в лесозаготовительном, деревообрабатывающем производствах и при проведении лесохозяйственных работ, п. 3,1.1 ГОСТ 12.2.026.0-93 "Оборудование деревообрабатывающее. Требования безопасности к конструкции», фрезерный станок расположенный в столярном цехе службы текущего ремонта по адресу: <адрес> эксплуатируется без защитного устройства, исключающего в процессе работы соприкосновение человека с режущим инструментом.

В нарушении п. 2.3.17 ПОТРМ-006-97 Межотраслевые правила по охране труда при холодной обработке металлов, система местного освещения заточного станка расположенного в столярном цехе не оборудована лампой накаливания.

В нарушение п. 6.1.25 ПОТ РМ-007-98 Межотраслевые правила по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов, стеллажи расположенные на участке металлообработки службы текущего ремонта по адресу: <адрес>, не имеют маркировку предельно допустимой нагрузки.

В нарушение п. 6.10.2.4 ПОТРМ-006-97 Межотраслевых правил по охране труда при холодной обработке металлов, вертикально-сверлильный станок инв. , расположенный на участке металлообработки службы текущего ремонта эксплуатируется с неисправным устройством обеспечивающим возврат шпинделя в исходное положение.

В нарушение п. 10.1 ГОСТ 12.2.118-2006 "Ножницы. Требования безопасности", ножницы листовые инв. , расположенные на участке металлообработки службы текущего ремонта, эксплуатируются не прошедшие испытание на безопасность.

В нарушение п. 6.10.11.2 ПОТ РМ 006-97 Межотраслевые правила по охране труда при холодной обработке металлов, на станине ножниц, в зоне обслуживания отсутствует краткая инструкция с указанием основных мер безопасности.

В нарушение п. 3.4.3 ПОТРМ-027-2003 Межотраслевых правил по охране труда на автомобильном транспорте, на территории автотранспортного цеха вдоль стен, у которых устанавливаются АТС отсутствуют колесоотбойные устройства, обеспечивающие зазор от крайней точки АТС до стены не менее 0,3 м.

В нарушение п. 7.5.30 ПОТРМ-027-2003 Межотраслевых правил по охране труда на автомобильном транспорте, не проведено статическое испытание козелков расположенных в боксе № 1 автотранспортного цеха предназначенных для вывешивания АТС при ремонте.

В нарушение п. 3.7.2.10 ПОТРМ-027-2003 Межотраслевых правил по охране труда на автомобильном транспорте, светильники, установленные в боксах №1,2 не закрыты стеклом и не ограждены защитной решеткой.

Согласно пункту 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

Статьей 21 Трудового кодекса Российской Федерации закреплены основные права и обязанности работодателя, в том числе, обязанность обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.

Согласно статьи 212 ТК РФ, обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить: безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов; создание и функционирование системы управления охраной труда; применение прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке средств индивидуальной и коллективной защиты работников; соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте; организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты.

Согласно статье 209 Трудового кодекса Российской Федерации средствами индивидуальной и коллективной защиты работников признаются технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения.

Статьей 221 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, а также смывающие и (или) обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Типовые нормы бесплатной выдачи сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам жилищно-коммунального хозяйства, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, утверждены Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 3 октября 2008 г. N 543н (далее по тексту – Типовые нормы).

В соответствии с пунктом 232 Типовых норм, слесарь-сантехник должен быть бесплатно обеспечен костюмом хлопчатобумажным для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий или костюмом из смешанных тканей для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий, ботинками кожаными, сапогами резиновыми, рукавицами комбинированными или перчатками с полимерным покрытием, каской защитной, подшлемником под каску, зимой дополнительно: костюмом на утепляющей прокладке, сапогами кирзовыми утепленными.

В соответствии с пунктом 234 Типовых норм, слесарь должен быть бесплатно обеспечен костюмом хлопчатобумажным для защиты от производственных загрязнений и механических воздействий, ботинками кожаными, рукавицами комбинированными или перчатками комбинированными, перчатками диэлектрическими дежурными, галошами диэлектрическими дежурными, зимой дополнительно: костюмом на утепляющей прокладке, сапогами кожаными утепленными.

В соответствии с пунктом 240 Типовых норм, электрогазосварщик должен быть бесплатно обеспечен костюмом сварщика, бельем нательным, ботинками кожаными или сапогами кирзовыми, рукавицами брезентовыми или рукавицами спилковыми, перчатками диэлектрическими; галошами диэлектрическими, шлемом защитным или каской защитной со щитком, подшлемником под каску, очками защитными или маской защитной, поясом предохранительным со страховочной веревкой. На наружных работах зимой дополнительно: костюмом сварщика зимним, валенками с резиновым низом или сапогами кожаными утепленными, подшлемником под каску утепленным, перчатками зимними двупалыми.

В соответствии с пунктом 227 Типовых норм, плотник должен быть бесплатно обеспечен костюмом хлопчатобумажным для защиты от производственных загрязнений и механических воздействий, ботинками кожаными, рукавицами комбинированными или перчатками с полимерным покрытием, перчатками трикотажными, курткой на утепляющей прокладке, брюками на утепляющей прокладке, валенками с резиновым низом, шапкой ушанкой.

В соответствии с пунктом 222 Типовых норм, маляр должен быть бесплатно обеспечен комбинезоном хлопчатобумажным для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий или комбинезоном из смешанных тканей для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий, ботинками кожаными, перчатками резиновыми, перчатками трикотажными хлопчатобумажными или перчатками с полимерным покрытием, очками защитными, респиратором. При выполнении работ с пульверизатором: комбинезоном хлопчатобумажным для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий или комбинезоном из смешанных тканей для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий, ботинками кожаными, перчатками резиновыми на трикотажной основе, очками защитными, респиратором. На наружных работах зимой дополнительно: костюмом на утепляющей прокладке, валенками с резиновым низом или сапогами кожаными утепленными, рукавицами утепленными.

В соответствии с пунктом 2 Приложения №1 типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам автомобильного транспорта и шоссейных дорог, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, утв. к приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 22 июня 2009 года №357н, водители автомобилей должны быть обеспечены жилетами сигнальными 2 класса защиты.

В соответствии с пунктом 41 Приложения № 4 к техническому регламенту Таможенного союза "О безопасности средств индивидуальной защиты" TP ТС 019/2011, утв. решением Комиссии Таможенного союза от 09 декабря 2011 года № 878 одежда специальная сигнальная повышенной видимости, а именно жилеты сигнальные 2 класса защиты относятся ко второму класса риска.

В соответствии с пунктом 3.6 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утверждено Минтруда и Минобразования РФ от 13.01.2003 года № 1/29, результаты проверки знаний требований охраны труда работников организации оформляются протоколом по форме согласно приложению №1 к Порядку.

Согласно пункту 10.10 ПОТРМ-027-2003 Межотраслевые правила по охране труда на автомобильном транспорте, повторный инструктаж проводится в целях закрепления знания безопасных методов и приемов труда по программе первичного инструктажа на рабочем месте. В связи с отнесением автотранспорта к средствам повышенной опасности повторный инструктаж проходят все работники независимо от их квалификации, образования и стажа работы, не реже 1 раза в 3 месяца.

В соответствии с пунктом 8.7.139 ПОТ РМ 001-97 Правил по охране труда в лесозаготовительном, деревообрабатывающем производствах и при проведении лесохозяйственных работ, на станках с ручной подачей обрабатываемого материала должны применяться ручные приспособления (толкатели и т.п.), обеспечивающие надежный прижим и направление материала, исключающие возможность соприкосновения рук или других частей тела работающего с режущим инструментом.

В соответствии с п. 3.1.1 ГОСТ 12.2.026.0-93 "Оборудование деревообрабатывающее. Требования безопасности к конструкции", станок должен иметь защитные устройства, исключающие в процессе работы соприкосновение человека с движущимися элементами и режущим инструментом.

В соответствии с пунктом 2.3.17 ПОТРМ-006-97 Межотраслевые правила по охране труда при холодной обработке металлов, для освещения зоны обработки станки следует оснащать светильниками местного освещения с непросвечивающими отражателями.

Согласно ст. 6.1.25 ПОТ РМ-007-98 Межотраслевые правила по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов, кассеты, елочные и стоечные стеллажи должны иметь маркировку предельно допустимой нагрузки и подвергаться периодическим испытаниям.

В соответствии с пунктом 6.10.2.4 ПОТРМ-006-97 Межотраслевых правил по охране труда при холодной обработке металлов, устройство (противовес или пружина) для возврата шпинделя станка в исходное положение, должно обеспечивать его перемещение на всей длине хода.

В соответствии с пунктом 10.1 ГОСТ 12.2.118-2006 "Ножницы. Требования безопасности", к эксплуатации допускаются ножницы, прошедшие испытания на безопасность (по программе и методике испытаний) и (или) имеющие соответствующие сертификаты (декларации) соответствия.

В соответствии с пунктом 6.10.11.2 ПОТ РМ 006-97 Межотраслевые правила по охране труда при холодной обработке металлов, на станине ножниц, в зоне обслуживания должна быть прикреплена краткая инструкция с указанием основных мер безопасности и наибольшей толщины разрезаемого материала.

Согласно пунктом 3.4.3. ПОТРМ-027-2003 Межотраслевых правил по охране труда на автомобильном транспорте, вдоль стен, у которых устанавливаются АТС, должны предусматриваться колесоотбойные устройства, выполненные в соответствии с требованиями действующих нормативных актов, обеспечивающих зазор от крайней точки АТС до стены не менее 0,3 м.

В соответствии с п. 7.5.30 ПОТРМ-027-2003 Межотраслевых правил по охране труда на автомобильном транспорте, конструкция металлических козелков, изготовляемых в организации, должна обеспечивать надежность и устойчивость при их применении. На каждом козелке должна быть указана предельно допустимая нагрузка. После изготовления козелки должны подвергаться статическому испытанию в течение 10 минут при перегрузке 25% с последующим ежегодным осмотром.

Согласно пункта 3.7.2.10 ПОТРМ-027-2003 Межотраслевых правил по охране труда на автомобильном транспорте, светильники следует закрывать стеклом или ограждать защитной решеткой.

В силу части 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 - 4 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

Согласно части 4 статьи 5.27.1 КоАП РФ, необеспечение работников средствами индивидуальной защиты влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

На основании имеющихся в деле доказательств должностное лицо административного органа пришло к обоснованному выводу о доказанности совершения ФБГОУ ВПО «ПГТУ» указанного выше административного правонарушения.

Согласно статье 362 ТК РФ, руководители и иные должностные лица организаций, а также работодатели - физические лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, несут ответственность в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

В соответствии с положениями статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключением экспертов, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественных доказательств.

В соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ, судья, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

Согласно статьи 2.4 КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В соответствии с примечанием к данной статье, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций несут административную ответственность как должностные лица.

Согласно Приказа от 11 марта 2013 года <данные изъяты> на ФИО1 с 12 марта 2013 года возложены обязанности ректора ФГБОУ ВПО «<данные изъяты>

Вина руководителя ФГБОУ ВПО <данные изъяты> в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1, частью 4 статьи 5.27.1 КоАП РФ, подтверждается материалами дела: распоряжением о проведении плановой, выездной проверки от 12 ноября 2015 года; приказом от 11 марта 2013 года; журналом инструктажа на рабочем месте – Автотранспортный цех; журналом инструктажа на рабочем месте – службы текущего ремонта и учебно-производственных мастерских; журналом инструктажа на рабочем месте – ОГМ СИТО; журналом инструктажа на рабочем месте – службы текущего ремонта и эксплуатации; журналом инструктажа на рабочем месте – УПМ; протоколом заседания комиссии по проверке знаний требований охраны труда работников от 13 августа 2015 года; протоколом заседания комиссии по проверке знаний требований охраны труда работников от 20 августа 2015 года; протоколом заседания комиссии по проверке знаний требований охраны труда работников от 27 августа 2015 года; протоколом заседания комиссии по проверке знаний требований охраны труда работников от 03 сентября 2015 года; протоколом заседания комиссии по проверке знаний требований охраны труда работников от 08 сентября 2015 года; протоколом заседания комиссии по проверке знаний требований охраны труда работников от 22 сентября 2015 года; протоколом заседания комиссии по проверке знаний требований охраны труда работников от 01 октября 2015 года; личными карточками учета выдачи средств индивидуальной защиты; актом проверки от 18 декабря 2015 года; предписанием от 18 декабря 2015 года; протоколом об административном правонарушении от 11 апреля 2016 года; протоколом об административном правонарушении от 11 апреля 2016 года.

При таких обстоятельствах административный орган обоснованно пришел к выводу о наличии в бездействии ФИО1 состава административного правонарушения.

Как следует из разъяснений пункта 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», в соответствии с частью 3 статьи 2.1 КоАП РФ в случае совершения юридическим лицом административного правонарушения и выявления конкретных должностных лиц, по вине которых оно было совершено (статья 2.4 КоАП РФ), допускается привлечение к административной ответственности по одной и той же норме как юридического лица, так и указанных должностных лиц.

Таким образом, привлечение к административной ответственности, в том числе, других виновных должностных лиц, в соответствии с названным разъяснением Пленума Верховного Суда РФ и статьи 362 ТК РФ, виновный руководитель юридического лица не освобождается от ответственности.

По результатам рассмотрения жалобы и материалов дела оснований полагать, что при рассмотрении настоящего дела административным органом были допущены существенные нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, не имеется. Обстоятельства, на основании которых были вынесены указанное постановление, доказаны.

Доводы жалобы об исключении из числа доказательств акта о результатах проверки от 18 декабря 2015 года, предписания об устранении нарушений от 18 декабря 2015 года признаются не состоятельными, поскольку вывод о виновности лица в совершении административного правонарушения устанавливается в окончательном решении по материалам проверки (постановлении о привлечении к административной ответственности).

Также отклоняются доводы жалобы о не разъяснении прав защитнику ФИО1 – Кучерову А.Ю. в протоколах об административных правонарушениях, поскольку в этих протоколах имеется ссылка о разъяснении статьи 25.5 КоАП РФ.

Доводы жалобы о том, что ФИО1 не был извещен в установленном законом порядке о времени и месте составления протоколов об административном правонарушении, отклоняются, поскольку в материалах дела имеется извещение от 31 марта 2016 года, направленное по месту работы ФИО1 факсом.

В соответствии с пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005года N5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", в целях соблюдения установленных статьей 29.6 КоАП РФ сроков рассмотрения дел об административных правонарушениях судье необходимо принимать меры для быстрого извещения участвующих в деле лиц о времени и месте судебного рассмотрения. Поскольку КоАП РФ не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено (судебной повесткой, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и т.п., посредством СМС-сообщения, в случае согласия лица на уведомление таким способом и при фиксации факта отправки и доставки СМС-извещения адресату)

Каких-либо иных доказательств, опровергающих вышеуказанные обстоятельства, не представлено.

Остальные доводы жалобы не являются юридически значимыми, так как не опровергают обстоятельств, на основании которых должностным лицом была установлена вина ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 и частью 4 статьи 5.27.1 КоАП РФ.

Материалы дела позволяют сделать вывод о том, что работодатель имел реальную возможность выполнить требования трудового законодательства и не допускать нарушения трудовых прав работников.

Вместе с этим, считаю необходимым исследовать вопрос о возможности применения при рассмотрении указанного дела об административном правонарушении статьи 2.9 КоАП РФ.

В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, уполномоченное решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение от административной ответственности и ограничиться устным замечанием при малозначительности совершенного административного правонарушения.

Согласно пункта 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу. Если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.

В данном случае существенная угроза общественным отношениям выразилась в нарушении трудового законодательства, поскольку совершенное административное правонарушение посягает на общественные отношения в области осуществления трудовых прав граждан и не может быть признано малозначительным по данному делу.

Таким образом, не нахожу основания для признания правонарушения малозначительным и освобождения заявителя от административной ответственности.

С учетом изложенного, привлечение ФИО1 к административной ответственности является законным и обоснованным, наказание назначено в пределах санкции частей 1 и 4 статьи 5.27.1 КоАП РФ в соответствии с требованиями статей3.1, 4.1 и части 2 статьи 4.4 КоАП РФ, с учетом характера совершенного административного правонарушения, объектом которого являются трудовые права граждан, фактических обстоятельств дела, в связи с чем, законных оснований для отмены или изменения постановления не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 30.7 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

Постановление Государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Республике Марий Эл от 18 апреля 2016 года о признании ректора ФГБОУ ВПО <данные изъяты> ФИО1 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 и частью 4 статьи 5.27.1 КоАП РФ, назначение ему административного наказания, в соответствии с частью 2 статьи 4.4. КоАП РФ, в виде штрафа в размере 20 000 рублей, – оставить без изменения, жалобу защитника ФИО1 – Кучерова А.Ю. – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Марий Эл в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.

Судья- Р.Я. Сабирьянов