ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-406/2022 от 22.07.2022 Центрального районного суда г. Новосибирска (Новосибирская область)

Дело

РЕШЕНИЕ

22 июля 2022 года

Судья Центрального районного суда А. Е.А., при секретаре Отт Н.С., рассмотрев в судебном заседании жалобу директора общества с ограниченной ответственностью «Макс Капитал Менеджмент Минеральные ресурсы» С С,В, на постановление начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по Л Г,А. от ДД.ММ.ГГГГ,

у с т а н о в и л :

Постановлением начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по Л Г,А. от ДД.ММ.ГГГГ директор общества с ограниченной ответственностью «Макс Капитал Менеджмент Минеральные ресурсы» С С,В, признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в сумме 20 000 рублей.

Директор ООО «Макс Капитал Менеджмент Минеральные ресурсы» С С,В, с указанным постановлением не согласен, в жалобе указывает, что свою позицию инспекция строит на копии приходного ордера от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 10 956 руб., выписанного на имя Васин7а С., нерезидента РФ в оплату его доли уставного капитала. Однако, отрывной части ордера, подтверждающей внесение денег и фактическое владение долей в обществе, у В С.Н. никто не запросил. Кроме этого указывает, что нерезидент В С.Н. фактически денег для внесения в уставной капитал резиденту РФ С С,В, не передавал, допрос В С.Н. На этот предмет проведен не был.

Кроме того, просил восстановить пропущенный срок на подачу жалобы.

С С,В, в судебном заседании доводы жалобы поддержал.

Представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по – П Е.А. на основании доверенности, в судебном заседании полагал, что постановление является законным и отмене не подлежит.

Исследовав письменные доказательства по делу, прихожу к следующим выводам.

На основании ч. 1, 2 ст. 30.3 КоАП РФ, жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.

В ходатайстве о восстановлении пропущенного срока заявитель указывает, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился с жалобой в вышестоящую УФНС, которая осталась без рассмотрения. Определение об оставлении жалобы без рассмотрения получил уже за пределами срока для обжалования.

Учитывая указанные обстоятельства, полагаю возможным восстановить срок для обжалования.

Согласно ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ административная ответственность за данное правонарушение наступает в случае осуществления незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.

Объектом указанного административного правонарушения являются экономические интересы государства, выражающиеся в контроле над деятельностью юридических и физических лиц в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации.

Объективная сторона правонарушения выражается в осуществлении незаконной валютной операции, то есть валютной операции запрещенной Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле».

Из материалов дела следует, что 19.05.2019 должностным лицом ООО «Макс Капитал Менеджмент Минеральные ресурсы» (далее Общество) принято заявление от 19.05.2019 о принятии в Общество и внесении в уставный капитал Общества вклада в виде денежных средств в размере 10 956 руб. (десять тысяч девятьсот пятьдесят шесть рублей) от нерезидента Васина С. (Латвия).

20.05.2019 учредителями Общества (С С,В, и А Ю.А.) при участии нотариуса нотариального округа П О.А. составлен протокол , на основании которого принято увеличить уставный капитал до 44 000 руб., приняв в Общество новых участников: Ж Н.А. (ДД.ММ.ГГГГ г.р., гражданку РФ и Васина С. (ДД.ММ.ГГГГ г.р., подданного Латвии).

ДД.ММ.ГГГГ денежные средства в размере 22 044 руб. внесены гр. России Ж Н.А., и денежные средства в размере 10 956 руб. внесены нерезидентом Васиным С..

Факт внесения денежных средств подтверждается приходным кассовым ордером от ДД.ММ.ГГГГ от Ж Н.А. и от ДД.ММ.ГГГГ от В С.Н. Основание платежа - взнос учредителя в уставный капитал. Денежные средства приняты в кассу должностным лицом Общества С С,В,, что подтверждается проставленными в приходном кассовом ордере и квитанциях подписями С С,В, за кассира и главного бухгалтера.

Приняв директором Общества С С,В, в кассу денежные средства на сумму 10 956,00 руб. от нерезидента В С.Н. в качестве вклада в уставный капитал, Общество осуществило валютную операцию.

Осуществление физическим лицом нерезидентом В С.Н. платежа в размере 10 956 российских рублей в качестве вклада в уставный капитал Общества и принятие денежных средств в кассу Общества, является валютной операцией.

Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения С С,В, как директора Общества, к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ, выразившееся в осуществлении незаконной валютной операции, расчеты по которой произведены минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.

Как следует из пункта 6 части 1 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее - Закон № 173-ФЗ), юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации являются резидентами.

Согласно пункту 7 части 1 статьи 1 Закона № 173-ФЗ, физические лица, не являющиеся резидентами в соответствии с подпунктами «а» и «б» пункта 6 настоящей части являются нерезидентами.

В соответствии с подпунктами «а» и «б» пункта 6 части 1 статьи 1 Закона № 173-ФЗ, физическими лицами - резидентами являются:

1) физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации;

2) постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством РФ, иностранные граждане и лица без гражданства.

В соответствии с частью 2 статьи 14 Закона № 173-ФЗ расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств.

Частью 2 статьи 14 Закона № 173-ФЗ установлен закрытый перечень случаев, при которых юридические лица - резиденты могут осуществлять расчеты с физическими лицами - нерезидентами в наличной иностранной валюте и валюте Российской Федерации без использования банковских счетов в уполномоченных банках.

Расчеты при осуществлении валютных операций могут производиться юридическими лицами - резидентами через счета, открытые в соответствии со статьей 12 Закона N 173-ФЗ в банках за пределами территории Российской Федерации, за счет средств, зачисленных на эти счета в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Указанной нормой Закона № 173-ФЗ устанавливается исчерпывающий перечень случаев, при которых расчеты при осуществлении валютных операций могут осуществляться резидентами помимо счетов в уполномоченных банках:

Юридические лица - резиденты могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчеты с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации по договорам розничной купли-продажи товаров, выплаты в наличной валюте Российской Федерации физическим лицам -нерезидентам в порядке компенсации суммы налога на добавленную стоимость в соответствии со статьей 169.1 Налогового кодекса Российской Федерации, а также расчеты в наличной валюте Российской Федерации при оказании физическим лицам -нерезидентам на территории Российской Федерации транспортных, гостиничных и других услуг, оказываемых населению.

Юридические лица - резиденты могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчеты с нерезидентами в наличной иностранной валюте и валюте Российской Федерации за обслуживание воздушных судов иностранных государств в аэропортах, судов иностранных государств в речных и морских портах, а также при оплате нерезидентами аэронавигационных, аэропортовых и портовых сборов на территории Российской Федерации.

Юридические лица - резиденты могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчеты в наличной иностранной валюте и наличной валюте Российской Федерации с нерезидентами за обслуживание воздушных судов таких юридических лиц в аэропортах иностранных государств, судов таких юридических лиц в речных и морских портах иностранных государств, иных транспортных средств таких юридических лиц во время их нахождения на территориях иностранных государств, а также при оплате такими юридическими лицами аэронавигационных, аэропортовых, портовых сборов и иных обязательных сборов на территориях иностранных государств, связанных с обеспечением деятельности таких юридических лиц.

Юридические лица - резиденты могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчеты в иностранной валюте и валюте Российской Федерации с находящимися за пределами территории Российской Федерации физическими лицами - резидентами, а также филиалами, представительствами и иными подразделениями юридических лиц, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, и физическими лицами - нерезидентами по договорам перевозки пассажиров, а также расчеты в иностранной валюте и валюте Российской Федерации с находящимися за пределами территории Российской Федерации физическими лицами -резидентами и физическими лицами - нерезидентами по договорам перевозки грузов, перевозимых физическими лицами для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Дипломатические представительства, консульские учреждения Российской Федерации, постоянные представительства Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях, иные официальные представительства Российской Федерации и представительства федеральных органов исполнительной власти, находящиеся за пределами территории Российской Федерации, могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчеты в наличной иностранной валюте, переведенной в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 9 Закона № 173-ФЗ, с представителями или сотрудниками представительств указанных в пункте 18 части 1 статьи Закона № 173-ФЗ федеральных органов исполнительной власти и организаций.

Юридические лица - резиденты могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчеты в наличной иностранной валюте с находящимися за пределами территории Российской Федерации физическими лицами -резидентами по операциям в соответствии с частью 6.1 статьи 12 Закона № 173-ФЗ.

Юридические лица - резиденты могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках операции с наличной иностранной валютой при оплате и (или) возмещении расходов физических лиц, связанных со служебными командировками за пределы территории Российской Федерации, а также при погашении неизрасходованных авансов, выданных такими юридическими лицами - резидентами в связи со служебными командировками за пределы территории Российской Федерации.

Иные валютные операции без использования банковских счетов в уполномоченных банках юридическими лицами при расчетах с нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации Законом № 173-ФЗ не предусмотрены.

Таким образом, приняв ДД.ММ.ГГГГ в кассу наличные денежные средства от нерезидента В С.Н. на сумму 10 956 российских рублей в качестве вклада в уставный капитал, Общество совершило административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ.

При этом, Васин С.ДД.ММ.ГГГГ г.р., подданный Латвии, следовательно, являлся нерезидентом.

Из приходного кассового ордера и квитанции к приходному кассовому ордеру от ДД.ММ.ГГГГ видно, что сумма в размере 10 956 руб. принята С С,В, от В С.Н., основание указано – взнос учредителя в уставной капитал.

Между тем, валютная операция в виде получения в кассу организации-резидента наличных денежных средств в качестве взноса учредителя в уставной капитал от физического лица – нерезидента, минуя счета в уполномоченных банках, валютным законодательством Российской Федерации не допускается.

Согласно Выписки из Единого государственного реестра юридических лиц ФНС России, директором ООО «Макс Капитал Менеджмент Минеральные ресурсы» является С С,В,, который в силу своих административно - хозяйственных и организационно-распорядительных функций, является исполнительным органом Общества и осуществляет руководство текущей деятельностью, без доверенности действует от имени Общества, в том числе представляет его интересы и совершает сделки.

Следовательно, приняв денежные средства в кассу Общества на общую сумму 10 956 российских рублей, от нерезидента В С.Н., совершил административное правонарушение, выразившееся в осуществлении незаконной валютной операции, расчеты по которой произведены минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ.

Вопреки доводам жалобы С С,В,, из приходного кассового ордера и квитанции к приходному кассовому ордеру от ДД.ММ.ГГГГ видно, что сумма в размере 10 956 руб. принята С С,В, именно от В С.Н.

Доводы жалобы о том, что В С.Н. должен был быть допрошен на предмет передачи денежных средств, несостоятелен, так как при рассмотрении дела, должностным лицом было установлен факт внесения денежных средств нерезидентом РФ, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.

Кроме этого, из протокола допроса С С,В, видно, что он подтверждает факт внесения вклада в уставной капитал Общества денежных средств в размере 10 956 руб. именно В С.Н.

Таким образом, должностным лицом, полно и объективно исследованы, верно установлены фактические обстоятельства дела, а все представленные доказательства получили надлежащую правовую оценку, оснований сомневаться в правильности которой не имеется. Каких-либо доказательств, опровергающих выводы о виновности С С,В, в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с жалобой не представлено и в материалах дела не содержится.

Существенных нарушений норм материального и процессуального права, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении, не допущено.

Постановление о привлечении С С,В, к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, а административное наказание назначено в соответствии с санкцией названной статьи.

При таких обстоятельствах вынесенное по делу постановление о привлечении к административной ответственности сомнений в законности и обоснованности не вызывают, а потому оснований для его отмены не имеется.

Руководствуясь ст. 30.7. Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд

Р Е Ш И Л :

Постановление начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по Л Г,А. от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении директора общества с ограниченной ответственностью «Макс Капитал Менеджмент Минеральные ресурсы» С С,В, к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ - оставить без изменения, жалобу директора общества с ограниченной ответственностью «Макс Капитал Менеджмент Минеральные ресурсы» С С,В, - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение 10 суток со дня получения копии решения.

Судья Е.А. А.