ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-406/2022 от 22.09.2022 Стерлитамакского городского суда (Республика Башкортостан)

Дело № 12 – 406 / 2022

Р Е Ш Е Н И Е

22 сентября 2022 года г. Стерлитамак РБ

Судья Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан Биккинина Татьяна Анваровна (адрес суда: Республика Башкортостан, г. Стерлитамак, ул. Вокзальная, д. 1а, каб.405), рассмотрев жалобу председателя Совета муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан Биктимерова И.Х. на постановление начальника отдела г. Стерлитамак УФСБ России по Республике Башкортостан подполковника Исмагилова Р.Р. от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении о привлечении к административной ответственности по части 7 ст. 13.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением начальника отдела г. Стерлитамак УФСБ России по Республике Башкортостан подполковника Исмагиловым Р.Р. Совет муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ признан виновным в совершении правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 7 ст. 13.12 КоАП с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.

Не согласившись с вышеуказанным постановлением, председатель Совета муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан Биктимеров И.Х. подал жалобу об отмене вышеуказанного постановления и прекращении производства по делу в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, мотивируя тем, что отсутствует состав административного правонарушения. Распоряжением и.о. главы Администрации муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ-лс ФИО1 назначен заместителем главы Администрации муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан, ДД.ММ.ГГГГ с ним заключен трудовой договор . Решением Совета от ДД.ММ.ГГГГ на заместителя главы Администрации муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан ФИО1 возложено исполнение обязанностей главы Администрации муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан с ДД.ММ.ГГГГ лишь на период до вступления в должность лица, назначенного Советом муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан на указанную должность по результатам конкурса. Действия Совета, выразившиеся в возложении исполнения обязанностей главы Администрации муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан на период до вступления в должность лица, назначенного Советом на указанную должность по результатам конкурса, буквально не идентичны назначению граждан на должность, предусматривающую по характеру выполняемых должностных (специальных, функциональных) обязанностей доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, только после оформлению допуска к государственной тайне по соответствующей форме. В действиях Совета о возложении обязанностей на ФИО1 отсутствуют признаки административного правонарушения. Кроме того Совет является представительным органом муниципального образования, осуществляющим на территории муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан полномочия по решению вопросов местного значения, установленные регламентов Совета муниципального района (решение Совета муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ)). Согласно данному регламенту в полномочия Совета не входит обеспечение защиты сведений, составляющих государственную тайну. Совет не является субъектом данного административного правонарушения.

В судебном заседании представитель Совета муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан по доверенности Фаткуллина Л.Т. просила отменить постановление по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, производство по делу прекратить, пояснила, что Совет не является субъектом данного административного правонарушения, кроме того было не назначение на должность главы Администрации муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан, а возложение исполнение обязанностей главы Администрации муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан.

Суд, изучив и оценив материалы административного дела, пришел к следующему выводу.

В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ должны быть всесторонне, полно и объективно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.

В соответствии со ст.26.1 КоАП РФ подлежат выяснению по делу об административном правонарушении следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В соответствии с частью 7 статьи 13.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований о защите информации, составляющей государственную тайну, установленных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 3 и 4 настоящей статьи, если такие действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей.

Согласно ст. 2 Закона РФ от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне" доступ к сведениям, составляющим государственную тайну - санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление конкретного лица со сведениями, составляющими государственную тайну.

В соответствии с пунктом 4 статьи 4 Закона РФ от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне" органы местного самоуправления во взаимодействии с органами защиты государственной тайны, расположенными в пределах соответствующих территорий, обеспечивают защиту переданных им другими органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями сведений, составляющих государственную тайну, а также сведений, засекречиваемых ими; обеспечивают защиту государственной тайны на подведомственных им предприятиях, в учреждениях и организациях в соответствии с требованиями актов законодательства Российской Федерации; устанавливают размеры предоставляемых социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны на подведомственных им предприятиях, в учреждениях и организациях; обеспечивают в пределах своей компетенции проведение проверочных мероприятий в отношении граждан, допускаемых к государственной тайне; реализуют предусмотренные законодательством меры по ограничению прав граждан и предоставлению социальных гарантий лицам, имеющим либо имевшим доступ к сведениям, составляющим государственную тайну; вносят в полномочные органы государственной власти предложения по совершенствованию системы защиты государственной тайны.

Согласно статьи 20 Закона РФ от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне" защита государственной тайны является видом основной деятельности органа государственной власти, предприятия, учреждения и организации и их структурные подразделения.

Органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации обеспечивают защиту сведений, составляющих государственную тайну, в соответствии с возложенными на них задачами и в пределах своей компетенции. Ответственность за организацию защиты сведений, составляющих государственную тайну, в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях и организациях возлагается на их руководителей.

В силу ст. 25 Закона РФ от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне" организация доступа должностного лица или гражданина к сведениям, составляющим государственную тайну, возлагается на руководителя соответствующего органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации, а также на их структурные подразделения по защите государственной тайны. Порядок доступа должностного лица или гражданина к сведениям, составляющим государственную тайну, устанавливается нормативными документами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Руководители органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций несут персональную ответственность за создание таких условий, при которых должностное лицо или гражданин знакомятся только с теми сведениями, составляющими государственную тайну, и в таких объемах, которые необходимы ему для выполнения его должностных (функциональных) обязанностей.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 февраля 2010 года № 63 утверждена Инструкция о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне.

Так пунктом 1 указанной Инструкции определено, что Инструкция, разработанная в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне, определяет порядок допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне и формы учетной документации, необходимой для оформления такого допуска.

Положения настоящей Инструкции обязательны для выполнения государственными органами, органами местного самоуправления и организациями, которые выполняют работы, связанные с использованием сведений, составляющих государственную тайну, либо намерены получить в установленном порядке лицензию на право проведения таких работ, гражданами, взявшими на себя обязательства либо обязанными по своему статусу исполнять законодательство Российской Федерации о государственной тайне.

Согласно пункта 3 Инструкции «доступ к сведениям, составляющим государственную тайну" - санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление конкретного работника со сведениями, составляющими государственную тайну.

В соответствии с пунктом 6 Инструкции, если по характеру выполняемых должностных (специальных, функциональных) обязанностей предусматривается доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, граждане могут быть назначены на эти должности только после оформления допуска к государственной тайне по соответствующей форме.

Решение о допуске к государственной тайне принимается в отношении руководителей негосударственных организаций - руководителем организации - заказчика работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну (подпункт «в» пункта 13 Инструкции).

Перечень должностей, при назначении на которые гражданам оформляется допуск к государственной тайне, определяется номенклатурой должностей работников, подлежащих оформлению на допуск к государственной тайне (форма 3) (пункт 19 Инструкции).

В соответствии с пунктом 22 Инструкции номенклатура должностей в 2 экземплярах направляется организацией, территориально обособленным подразделением на согласование в орган безопасности по месту их расположения.

Граждане, которым оформляется допуск к государственной тайне, представляют собственноручно заполненную анкету (форма 4), документы, удостоверяющие личность и подтверждающие сведения, указанные в анкете (паспорт, военный билет, трудовую книжку и (или) сведения о трудовой деятельности, предусмотренные статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации, свидетельство о рождении, свидетельство о заключении (расторжении) брака, диплом об образовании и т.п.), а также справку об отсутствии медицинских противопоказаний для работы со сведениями, составляющими государственную тайну. Форму и порядок получения справки устанавливает федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области здравоохранения и социального развития (пункт 28 Инструкции).В соответствии с подпунктом 4 статьи 34 и подпунктом 2 статьи 41 Федерального закона 131-ФЗ Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 30.12.2021) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти и как юридические лица являются муниципальными казенными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций.

Согласно ст.3 Регламента Совета муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан, утвержденному решением Совета муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ деятельность Совета осуществляется на основе Конституции Российской Федерации, федерального законодательства, Конституции Республики Башкортостан, законодательства Республики Башкортостан, Устава, решений, принятых на местных референдумах и иных муниципальных правовых актов.

Пунктом 1 статьи 22 Устава муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан (с изменениями и дополнениями) определено, что Администрация наделяется полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Республики Башкортостан. Администрацией руководит глава Администрации на принципах единоначалия.

Главой Администрации является лицо, назначаемое на должность главы Администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности (пункт 2 статьи 22 Устава).

Порядок проведения конкурса на замещение должности главы Администрации устанавливается Советом (пункт 6 статьи 22 Устава).

Лицо назначается на должность главы Администрации Советом из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса большинством голосов от установленного числа депутатов Совета. Контракт с главой Администрации заключается председателем Совета (пункт 7 статьи 22 Устава).

Порядок проведения конкурса на замещение должности главы Администрации муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан предусмотрен Положением о порядке проведения конкурса на замещение должности главы Администрации муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан, утвержденный решением Совета муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ

В соответствии с номенклатурой должностей работников администрации муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан, подлежащих оформлению на допуск к государственной тайне от ДД.ММ.ГГГГ должность главы администрации муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан предусматривает наличие допуска к сведениям, составляющим государственную тайну по второй форме.

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что решением Совета муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ председателем Совета муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан пятого созыва избран Биктимеров И.Х.

Решением Совета муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ исполнение обязанностей главы Администрации муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан возложены на заместителя главы Администрации муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ на период до вступления в должность лица, назначенного Советом муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан на указанную должность по результатам конкурса.

На момент вступления в указанную должность ФИО1 допуск к сведениям, составляющим государственную тайну по второй форме оформлен не был, чем допущено нарушение требований ст. 6 Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ.

В результате чего на юридическое лицо Совет муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан был составлен протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, отобраны объяснения председателя Совета муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан Биктимерова И.Х., секретаря Совета муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан ФИО2, заведующего сектором МП, ГО и ЧС администрации муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан ФИО3, исполняющего обязанности главы Администрации муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан ФИО1

Протокол по делу об административном правонарушении составлен правильно с точки зрения полноты исследования события правонарушения, и сведений о лице, его совершившем, не противоречит правилам, установленным ст.ст. 28.2, 28.3 КоАП РФ.

Поскольку сведений о какой-либо заинтересованности должностного лица УФСБ России по Республике Башкортостан, составившего вышеуказанный документ при исполнении служебных обязанностей, в исходе дела, его небеспристрастности или допущенных им злоупотреблениях по делу не установлено, оснований ставить под сомнение факты, указанные должностным лицом в протоколе относительно события административного правонарушения, не имеется.

Вопреки утверждению заявителя, совокупность имеющихся в материалах дела доказательств, является достаточной для вывода о виновности юридического лица Совета муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан в инкриминируемом правонарушении.

Доводы, приведенные в жалобе, что в действиях Совета муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан отсутствует состав вменяемого правонарушения, а также о том, что Совет муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан не является его субъектом, в виду чего не может быть привлечен к административной ответственности, основаны на неверном толковании норм материального права.

Доводы жалобы о том, что действия Совета, выразившиеся в возложении исполнения обязанностей главы Администрации муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан на период до вступления в должность лица, назначенного Советом на указанную должность по результатам конкурса не идентичны назначению граждан на должность, предусматривающую по характера выполняемых должностных (специальных, функциональных) обязанностей доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, только после оформления допуска к государственной тайне по соответствующей форме, судом отклоняются ввиду следующего.

Согласно Устава муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан (с изменениями и дополнениями (Решение «О внесении изменений и дополнений в Устав муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан» от ДД.ММ.ГГГГ)) определено, что в случае досрочного прекращения полномочий главы Администрации либо применения к нему по решению суда мер процессуального принуждения в виде заключения под стражу или временного отстранения от должности его полномочия временно исполняет заместитель главы Администрации, в чьи должностные обязанности входит временное исполнение обязанностей главы Администрации в период его временного отсутствия.

Решением Совета муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ «О возложении исполнения обязанностей главы Администрации муниципального района Стерлитамакский района Республики Башкортостан», исполнение обязанностей главы Администрации муниципального района район Республики Башкортостан возложены на заместителя главы Администрации муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ на период до вступления в должность лица, назначенного Советом муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан на указанную должность по результатам конкурса.

Вместе с тем пунктом 4.1 Положения о порядке проведения конкурса на замещение должности главы Администрации муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан, утвержденным решением Совета муниципального район Стерлитамакский район Республики Башкортостан ДД.ММ.ГГГГ/з-309, предусмотрен список документов, предоставляемых в конкурсную комиссию для участия в конкурсе, в том числе документы, предусмотренные пунктом 28 Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне, утвержденной постановлением правительства Российской Федерации от 06ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с Инструкцией о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне, утвержденной Постановлением правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, перечень должностей, при назначении на которые гражданам оформляется допуск к государственной тайне, определяется номенклатурой должностей работников, подлежащих оформлению на допуск к государственной тайне.

Согласно номенклатуре должностей работников Администрации муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан, подлежащих оформлению на допуск к государственной тайне от ДД.ММ.ГГГГ, должность главы Администрации МР Стерлитамакский район РБ предусматривает наличие допуска к сведениям, составляющим государственную тайну по второй форме (совершенно секретно).

Таким образом, возложение исполнения обязанностей главы Администрации муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан на исполняющего обязанности подразумевает осуществление исполняющим обязанности в полной мере функций, возложенных на главу администрации муниципального района.

По существу, жалоба не содержит обстоятельств, которые могут послужить основанием для отмены постановления должностного лица.

Постановление о привлечении юридического лица Совета муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 13.12 КоАП РФ вынесено начальником отдела г. Стерлитамак УФСБ России по Республике Башкортостан подполковником Исмагиловым Р.Р. в пределах должностных полномочий с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Административное наказание назначено в пределах, установленных санкцией части 7 статьи 13.12 КоАП РФ.

Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении, установленный главой 29 КоАП РФ, должностным лицом соблюден. Нарушений норм материального права, существенных процессуальных требований не допущено.

Таким образом, факт совершения юридическим лицом Советом муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан административного правонарушения должным образом установлен, а доводы жалобы не содержат оснований для отмены постановления начальника отдела г. Стерлитамак УФСБ России по Республике Башкортостан подполковника Исмагилова Р.Р. от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, в связи с чем оснований для отмены обжалуемого постановления суд не находит.

Руководствуясь статьями 30.6-30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

Р Е Ш И Л:

Постановление начальника отдела г. Стерлитамак УФСБ России по Республике Башкортостан подполковника Исмагилова Р.Р. от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении о привлечении к административной ответственности Совет муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан по части 7 ст. 13.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, - оставить без изменения, жалобу председателя Совета муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан Биктимерова И.Х., - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан через Стерлитамакский городской суд Республики Башкортостан в течение десяти суток со дня вручения.

Судья: Т.А. Биккинина