64RS0022-01-2018-001294-79
Дело № 12-407/2018
РЕШЕНИЕ
30 ноября 2018 года г. Маркс
Марксовский городской суд Саратовской области в составе:
председательствующего судьи Мурго М.П.,
при секретаре Погониной И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление административной комиссии Марксовского муниципального района Саратовской области № 06-07-13/215 от 09 октября 2018 года, вынесенное в отношении ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 6 ст. 8.2 Закона Саратовской области от 29 июля 2009 года № 104-ЗСО «Об административных правонарушениях на территории Саратовской области» (далее – Закон № 104-ЗСО),
установил:
постановлением административной комиссии Марксовского муниципального района Саратовской области № 06-07-13/215 от 09 октября 2018 года ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 8.2 Закона № 104-ЗСО с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.
Не согласившись с названным постановлением административного органа, ФИО1, обратилась в суд с жалобой, в которой просит его отменить, поскольку не является субъектом правонарушения.
В судебное заседание ФИО1, ее защитник адвокат Букаев А.Т., будучи надлежащим образом извещенными о месте и времени рассмотрения жалобы не явились. О причинах неявки не сообщили, о рассмотрении дела в свое отсутствие не ходатайствовали. Суд определил рассмотреть дело в отсутствии не явившихся участников процесса.
Ранее, в судебном заседании 27 ноября 2018 года ФИО1, ее защитник адвокат Букаев А.Т., представивший удостоверение № 475 и ордер № 114 от 27 ноября 2018 года, доводы жалобы поддержали и просили удовлетворить, дополнительно пояснив, что ФИО1 не только не является собственником жилого помещения по адресу: <адрес> не зарегистрирована в нем, но также не была извещена о месте и времени рассмотрения дела административным органом.
Для проверки доводов жалобы, судом была допрошена в качестве свидетеля главный специалист отдела по земельным отношениям администрации Марксовского муниципального района Саратовской области ФИО2, инициировавшая возбуждение административного материала в отношении ФИО1
Из показаний ФИО2 следует, что 02 октября 2018 года в ходе рейдового осмотра, ею был выявлен факт нарушения норм и правил в области благоустройства, а именно складирование навоза на пожарном проезде, на заднем дворе <адрес>, в связи с чем, ею было принято решение о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренным ч. 6 ст. 8.2 Закона № 104-ЗСО. Личность лица, привлекаемого к административной ответственности была установила ею по предоставленному паспорту, вышедшей из жилого помещения ФИО1, не оспаривавшей свое проживание в данном доме. Описывая существо административного правонарушения, она посчитала достаточным указания время и даты совершения правонарушения, датой и временем составления протокола. Также, ею непосредственно была извещена ФИО1 о рассмотрении протокола об административном правонарушении 09 октября 2018 года в 14:30 часов, согласно плана работы административной комиссии Марксовского муниципального района на 2018 год.
Свидетель ФИО7 в судебном заседании показала, что ФИО1 не является собственником жилого дома по адресу: <адрес>, а лишь иногда присматривает за ним. Складировоание навоза допустил бывший собственник данного жилого дома, державший большое хозяйство, которому она, как староста села, неоднократно указывала на необходимость освобождения пожарного проезда.
Проверив законность и обоснованность постановления административного органа в полном объеме в соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
Согласно ч. 6 ст. 8.2 Закона 104-ЗСО сброс мусора, иных отходов производства и потребления вне специально отведенных для этого мест, определенных муниципальными правовыми актами, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей.
В соответствии со ст. 24.1 КОАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии с ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1 и 3 статьи 28.6 указанного Кодекса.
Согласно ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
В силу ч. 4 ст. 28.2 КоАП РФ физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
Анализ приведенных норм свидетельствует о необходимости надлежащего извещения юридических и физических лиц, привлеченных к административной ответственности, о составлении протокола об административном правонарушении и о рассмотрении дела об административном правонарушении.
Судом установлено, что 02 октября 2018 года главным специалистом отдела по земельным отношениям администрации Марксовского муниципального района Саратовской области ФИО2, по факту складирования навоза на пожарном проезде заднего двора, было инициировано возбуждение административного материала по ч. 6 ст. 8.2 Закона № 104-ЗСО в отношении ФИО1, проживающей в <адрес>.
Из содержания протокола об административном правонарушении № 2818000447 от 02 октября 2018 года следует, что он был составлен, в присутствии лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, однако без указания его правового статуса к событию вменяемого правонарушения, объяснений и замечаний по содержанию протокола.
Также, при описании в протоколе существа административного правонарушения, должностным лицом административного органа не приведены выводы о надлежащем субъекте правонарушения, не указаны фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей, дата и время совершения правонарушения, объяснения физического лица, в отношении которого возбуждено дело, либо сведения об отказе дать объяснения по факту привлечения к административной ответственности.
Согласно пунктам 2 и 3 ст. 29.1 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении орган, должностное лицо, рассматривающее дело об административном правонарушении должен выяснить вопрос о том, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении.
Из содержания ст. 29.4 КоАП РФ следует, что протокол об административном правонарушении и другие материалы дела могут быть возвращены в орган (должностному лицу), который составил протокол, только на стадии подготовки дела об административном правонарушении к рассмотрению.
Из представленной выписки из ЕГРН, следует, что собственником жилого дома и земельного участка по адресу: <адрес>, является С.Е.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от 21 августа 2017 года (л.д. 6, 7).
Судом установлено, что при составлении 02 октября 2018 года главным специалистом отдела по земельным отношениям администрации Марксовского муниципального района Саратовской области ФИО2 протокола об административном правонарушении № 2818000447 были нарушены положения ч. 2, 4 ст. 28.2 КоАП РФ и права ФИО1, поскольку протокол об административном правонарушении не содержит выводов о надлежащем субъекте правонарушения, сведений о дате и времени совершения правонарушения, о свидетелях правонарушения, объяснениях лица, в отношении которого возбуждено дело, либо отказе дать объяснения по факту привлечения к административной ответственности.
Административной комиссией Марксовского муниципального района Саратовской области не был проверен факт создания ФИО1 необходимых условий для реализации права лица, привлекаемого к административной ответственности, на защиту и не выявлен факт существенного нарушения требований КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении, в том числе установления личности лица, привлекаемого к административной ответственности, являющегося субъектом административного правонарушения, отсутствия сведений о дате и времени совершения правонарушения, фамилии, имени, отчества, адреса места жительства свидетелей, объяснений лица, в отношении которого возбуждено дело, либо отказ дать объяснения по факту привлечения к административной ответственности.
Кроме того, в соответствии с ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Из представленных административным органом материалов дела следует, что дело об административном правонарушении рассмотрено административной комиссией Марксовского муниципального района 09 октября 2018 года в отсутствие ФИО1 Доказательств, подтверждающих направление ФИО1 уведомления или извещение её административным органом иным образом о рассмотрении дела, не имеется.
При таких обстоятельствах, в нарушение требований ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ, дело рассмотрено административной комиссией при отсутствии данных о надлежащем извещении ФИО1 о времени и месте его рассмотрения.
Указание в оспариваемом постановлении на надлежащее извещение ФИО1, не нашло подтверждение в ходе рассмотрения жалобы. Из показаний свидетеля ФИО2 следует, что ФИО1 была извещена о времени и месте рассмотрения дела в протоколе об административном правонарушении на дату заседания административной комиссии.
Указанные доводы нельзя признать обоснованными.
В соответствии с п. п. 1, 2 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ вопросы о назначении времени и места рассмотрения дела, вызове лиц, указанных в ст.ст. 25.1-25.10 КоАП РФ разрешаются при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении.
Признавая извещение в протоколе об административном правонарушении надлежащим уведомлением ФИО1 о рассмотрении дела, административный орган не учел, что оно сделано должностным лицом (главным специалистом отдела по земельным отношениям администрации Марксовского муниципального района), не уполномоченным решать вопрос о вызове лица на заседание административной комиссии.
Наличие такого извещения не освобождает административный орган от необходимости на стадии подготовки к рассмотрению дела самостоятельного решения вопросов, предусмотренных ст. 29.1, ст. 29.4 КоАП РФ (в том числе вопроса о вызове лица, привлекаемого к административной ответственности), с тем, чтобы при рассмотрении дела гарантировать создание необходимых процессуальных условий для реализации лицом права на защиту.
При таких обстоятельствах постановление административного органа нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем, оно подлежит отмене.
При установлении судом факта существенного нарушения требований КоАП РФ как при составлении протокола об административном правонарушении, так и при рассмотрении дела об административном правонарушении в отсутствие данных о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела, что является безусловным основанием для отмены постановления административного органа, суд не входит в обсуждение других доводов жалобы.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах, суд считает, что доводы жалобы заслуживают внимания и являются основанием для отмены оспариваемого постановления в связи с существенным нарушением процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, которые не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При новом рассмотрении должностному лицу следует устранить отмеченные существенные нарушения процессуального закона и принять необходимые меры для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела.
Руководствуясь п. 4 ч. 1 ст.30.7, ст. 30.8 КоАП РФ суд,
решил:
жалобу ФИО1 – удовлетворить.
Постановление административной комиссии Марксовского муниципального района Саратовской области № 06-07-13/215 от 09 октября 2018 года, вынесенное в отношении ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 6 ст. 8.2 Закона № 104-ЗСО - отменить и возвратить дело на новое рассмотрение в тот же орган.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 дней.
Судья М.П. Мурго