№ 12-407/2021
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу
об административном правонарушении
г. Махачкала 11 мая 2021 года
Судья Кировского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан Магомедов М.Г., рассмотрев жалобу представителя ОАО «Дагнефтепродукт» ФИО1 на постановление государственного инспектора Северо-Кавказского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования № 20-840/П/10 от 15.12.2020 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.42 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением государственного инспектора Северо-Кавказского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования № 20-840/П/10 от 15.12.2020 года юридическое лицо – ОАО «Дагнефтепродукт» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ и на него наложен штраф в размере 200 тыс. руб.
Не согласившись с этим постановлением, представитель ОАО «Дагнефтепродукт» ФИО1 обратился в суд с жалобой на него и просит отменить его с прекращением производства по делу, указывая, что согласно акту приемки в эксплуатацию строительного объекта «Сооружения для приемки и очистки баластных и льяльных вод с танкеров и других судов и реконструкции существующих очистных сооружений» от 27 декабря 1978 года у ОАО «Дагнефтепродукт» имеются локальные очистные сооружения для очистки сточных вод (в том числе производственных, дождевых, талых, поливомоечных вод), обеспечивающие их очистку исходя из нормативов, установленных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды.
Согласно Приложению №1 Акта от 27 декабря 1978 года, в составе очистных сооружений введен в эксплуатацию в том числе шламонакопитель, который согласно утвержденной Госкомнефтепродукт РСФСР от 1988-03-31 «Инструкции по эксплуатации очистных сооружений нефтебаз, наливных пунктов, перекачивающих и автозаправочных станций» предусматривает наличие данного сооружения для сбора, хранение осадков (нефтешламов), образующихся при эксплуатации песколовок, нефтеловушек, и других объектов очистных сооружений (приемных резервуаров, флотаторов, отсеков) при их эксплуатации и ремонте.
Шламонакопитель имеет непосредственную обвязку с очистными сооружениями для откачки уловленных с поверхности нефтепродуктов в разделочные резервуары для дальнейшей утилизации, а отстоенной воды обратно в систему очистки, что представляет собой единый комплекс очистных сооружений. Конструкция шламонакопителя соответствует проектным и природоохранным требованиям. Дно имеет шестислойный пленочный экран, территория обнесена бетонным забором, имеются 3 наблюдательных скважины для мониторинга грунтовых вод.
Согласно правил эксплуатации комплекса очистных сооружений, одним из условий эффективной эксплуатации очистных сооружений и достижения нормативной степени очистки, является своевременный ремонт объектов очистных сооружений, приводящий к образованию нефтешламов и размещению (хранению) значительных их объемов в предусмотренном для этих целей шламонакопителе.
Комплекс очистных сооружений ОАО «Дагнефтепродукт» обеспечивает в настоящее время охрану Каспийского моря от загрязнения промливневыми сточными водами, как самого предприятия, так и сточными водами АО «Черномортранснефть», нефтеперерабатывающих заводов ООО «Дагнотех», ООО «Транстек», ООО «Нафта», находящихся на территории нефтебазы, а также подсланевыми водами АО «Махачкалинской морской торговый порт», являясь единственными очистными сооружениями в северо-западной промзоне города Махачкалы.
Наличие у предприятия локальных очистных сооружений допущено к размещению в к вооохранной зоне согласно п.16 ст.65 Водного кодекса РФ.
Согласно п.5 ст. 12 Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", - «Запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Запрещается захоронение отходов в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ в случаях, если возникает угроза загрязнения мест залегания полезных ископаемых и безопасности ведения горных работ».
В соответствии с данной статьей Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ нарушения от хранения нефтешламов в шламонакопителе нет.
Расположение ОАО «Дагнефтепродукт» и его деятельность также допущены в водоохраной зоне в соответствии с п.6.5. Федерального закона от 03.06.2006 N 73-ФЗ "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации", так как допускается эксплуатация в границах водоохранных зон автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов и ипользуемых для технического осмотра и ремонта транспортных средств станций технического обслуживания, которые введены в эксплуатацию или разрешение на строительство которых выдано до дня вступления в силу пункта 5 части 15 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации.
Согласно данным, внесенным в учредительные документы Акционерного общества регистрационной службой юридических лиц и индивидуальных предпринимателей полное наименование Общества: Открытое акцйионерное общество по перевалке и обеспечению нефтепродуктами "Дагнефтепродукт" и по присвоенным кодам экономической деятельности ОАО «Дагнефтепродукт» занимается хранением и складированием нефти и продуктов ее переработки.
Исходя из вышеизложенного, ОАО «Дагнефтепродукт» попадает под формулировку «складов горюче-смазочных материалов», эксплуатируемого емкости для хранения нефтепродуктов задолго более 130 лет) до введения п.6.5. Федерального закона от 03.06.2006 N 73-ФЗ "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации", и со дня вступления в силу пункта 5 части 15 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель ОАО «Дагнефтепродукт» ФИО1 поддержал жалобу, просил ее удовлетворить по основаниям, указанным в ней.
Представитель Северо-Кавказского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО2 в судебном заседании просила отказать в удовлетворении жалобы и оставить постановление должностного лица без изменения.
Выслушав объяснения, исследовав материалы дела, нахожу постановление должностного лица подлежащим отмене по следующим основаниям.
ОАО «Дагнефтепродукт» привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за использование прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта (Каспийского моря) с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности.
Как следует из материалов дела, ОАО «Дагнефтепродукт» эксплуатирует объект размещения отходов (далее - ОРО) - шламонакопитель, который входит в состав очистных сооружений промливневой канализации, предназначенный для размещения (хранения) нефтесодержащих отходов. ОРО расположен в водоохранной зоне Каспийского моря, примерно в 220 метрах от уреза воды, на земельном участке с кадастровым номером 05-000017-886. Категория земель: земли населенных пунктов, по документам: Махачкалинская нефтебаза. Адрес <...> (примерные координаты расположения ОРО: 42.896958, 47.680773).
Согласно данным, размещенным в публичной кадастровой карте Росреестра (ссылка:https://pkk.rosreestr.ru/#/search/43.01526033872153,47.466721693266734/17/@d98n8041?text=42.896958%2047.680773&type=2&inPoint=true), шламонакопитель расположен в зоне с особыми условиями использования территории, водоохранная зона Каспийского моря на территории Республики Дагестан.
ОРО - шламонакопитель включен в государственный реестр объектов размещения отходов (далее - ГРОРО) за № 05-00002-Х-00371-270717.
Согласно характеристике ОРО, составленной по результатам инвентаризации ОРО, проведенной в 2016 г. площадь ОРО - 520 м2. Назначение ОРО - хранение отходов. ОРО введен в эксплуатацию - 1978 году (Акт приемки в эксплуатацию от 27.12.1978). Вместимость ОРО-12000 м?, Размещено отходов всего по состоянию на 2016г. - 2 850 м3. Основные виды отходов, размещаемые на ОРО: «всплывшие нефтепродукты из нефтеловушек и аналогичных сооружений (40635001313)»; «осадок механической очистки нефтесодержащих сточных вод, содержащий нефтепродукты в количестве 15% и более (нефтешлам» 72310201393)»; «шлам очистки емкостей и трубопроводов от нефти и нефтепродуктов (91120002393)».
К числу задач производства по делам об административных правонарушениях относятся всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Исходя из принципов законодательства Российской Федерации об административных правонарушениях, лицо может быть привлечено к административной ответственности лишь в рамках предусмотренных данным законодательством процедур, на основаниях и в порядке, установленных законом (статья 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
По смыслу содержащихся в статьях 26.1 и 29.10 Кодекса Российской Феде-рации об административных правонарушениях норм в их взаимной связи, орган, должностное лицо, осуществляющие функцию административно-правового пресле-дования, обязаны установить и сформулировать в постановлении о назначении административного наказания, среди прочего, событие административного право-нарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Все выводы, содержащиеся в постановлении по делу об административном право-нарушении, должны быть мотивированными. В случае привлечения к администра-тивной ответственности юридического лица в постановлении соответствующие формулировки должны быть сделаны с учетом положений части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которой юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вместе с тем, в постановлении не сформулировано, применительно к положениям части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в чем именно выразилась вина ОАО «Дагнефтепродукт» и какие именно из приведенных в постановлении правил и норм данным юридическим лицом были нарушены либо для соблюдения каких из этих правил и норм юридическим лицом не были приняты все зависящие от него меры, что обусловливает административную ответственность по части 1 статьи 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Частью 1 статьи 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за использование прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности.
Правовой режим водоохранной зоны водного объекта и его прибрежной защитной полосы регламентирован нормами статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации.
Так, водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществле-ния хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира (часть 1 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации).
В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности (часть 1 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации). Конкретные виды деятельности, запрещенные в границах водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов, перечислены в частях 15 и 17 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации.
В границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Выбор типа сооружения, обеспечивающего охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, осуществляется с учетом необходимости соблюдения установленных в соответствии с законода-тельством в области охраны окружающей среды нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов (часть 16 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 50 Водного Кодекса РФ при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания. Деятельность, указанная в части 1 настоящей статьи, осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 27.07.2017 N 371 (ред. от 23.03.2020) "О включении объектов размещения отходов в государственный реестр объектов размещения отходов" шламонакопитель очистных сооружений Махачкалинской нефтебазы ОАО "Дагнефтепродукт" включен в государственный реестр объектов размещения отходов (далее - ГРОРО) за № 05-00002-Х-00371-270717.
Согласно п.16 Приказа Минприроды России от 30.09.2011 N 792 "Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов" 16. Государственный реестр объектов размещения отходов (далее - ГРОРО) включает свод систематизированных сведений об эксплуатируемых объектах хранения отходов и объектах захоронения отходов, соответствующих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.
Судом установлено, что указываемый шламонакопитель введен в эксплуатацию 27.12.1978 года, что подтверждается актом приемки в эксплуатацию государственной приемочной комиссией.
Представитель ОАО «Дагнефтепродукт» в судебном заседании пояснил, что шламонакопитель эксплуатируется с 1978 года, физической возможности переноса такого объекта нет. Строительство нового шламонакопителя также невозможно из-за отсутствия свободной от производственных объектов территории ОАО «Дагнефтепродукт».
Указанные обстоятельства представителем Росприроднадзора не оспариваются.
С целью установления технической и технологической возможности переноса с центральной прибрежной территории нефтебазы за границы водоохраной зоны проведена техническая экспертиза, в результате производства которой эксперт заключением №2930 от 27.04.2021 года в результате исследования всех объектов очистных сооружений, находящихся на территории ОАО «Дагнефтепродукт» по адресу <...>, установил:
вынос за пределы водоохранной зоны (500 м) ни одного из этапов очистки единого комплекса очистных сооружений, в том числе шламонакопителя, который взаимоувязан с этапами очистки по технологической цепочке, технологически не возможен;
необходимость в составе очистных сооружений шламонакопителя, являющегося одним из этапов комплексной очистки промливневых сточных вод и обеспечение эффективной работы очистных сооружений, нефтеловушек за счет наличия такого сооружения;
отсутствие на территории предприятия свободной площади за границами водоохранной зоны для выноса очистных сооружений, либо шламонакопителя отдельно;
- застроенность всей территория нефтебазы производственными сооружениями и объектами их эксплуатации, пересеченность инженерными сетями и коммуникациями, технологическими узлами.
Кроме того, по настоящему делу существенное значение имеют сведения о границах водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы водного объекта.
Согласно части 18 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации установление границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе обозначение на местности посредством специальных информационных знаков, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно подпункту 1 пункта 4 и пункту 4.1 статьи 5 Водного кодекса РФ, пункту 5 и подпункту "а" пункта 10 Правил определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаев и периодичности ее определения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 апреля 2016 года N 377 (далее - Правила определения береговой линии), береговая линия (граница водного объекта) для моря определяется Федеральным агентством водных ресурсов и его территориальными органами по постоянному уровню воды, а в случае периодического изменения уровня воды - по линии максимального отлива.
Пунктом 3 Правил определения береговой линии определено, что установление местоположения береговой линии (границы водного объекта) осуществляется не реже одного раза в 25 лет, а также в случаях: а) если местоположение береговой линии (границы водного объекта) изменилось в результате естественных процессов руслоформирования, воздействий антропогенного характера и стихийных бедствий; б) если местоположение береговой линии (границы водного объекта) необходимо для установления границ водоохранной зоны и (или) границ прибрежных защитных полос соответствующего водного объекта.
Данное обстоятельство в качестве юридически значимого административный орган не определил.
В соответствии с ч. 8 ст. 65 Водного Кодекса РФ, ширина водоохранной зоны моря составляет пятьсот метров.
Между тем, ни в оспариваемом постановлении, ни в материалах дела об административном правонарушении не содержится сведений о местоположении береговой линии (границы водного объекта) Каспийского моря в месте расположения шламонакопителя.
В соответствии с Правилами утвержденными Постановлением Правительства РФ от 10.01.2009 N 17 (ред. от 30.11.2019) "Об утверждении Правил установления границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов" для установления на местности границ водоохранных зон и границ защитных полос водных объектов необходимо определить в установленном порядке местоположение береговой линии (границы водного объекта).
Доказательств внесения сведений о границах водоохранной зоны в государственный водный реестр в соответствии с требованиями части 18 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации должностным лицом не представлено.
Следовательно, не установив расположение границ береговой линии и соответственно водоохранной зоны, административный орган не мог вменить лицу правонарушение, совершенное в пределах этой зоны.
Допущенные по настоящему делу нарушения требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются существенными, повлияли на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела, а также на законность вынесенного постановления, в связи с чем, оспариваемое постановление подлежит отмене.
При рассмотрении данного дела об административном правонарушении требования статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, соблюдены не были.
В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 данного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесено постановление.
При таких обстоятельствах постановление государственного инспектора Северо-Кавказского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования № 20-840/П/10 от 15.12.2020, вынесенное в отношении ОАО «Дагнефтепродукт» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит отмене, производство по делу подлежит прекращению на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 названного Кодекса - в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено состоявшееся по делу судебное постановление.
Руководствуясь статьями 30.6-30.8 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Жалобу представителя ОАО «Дагнефтепродукт» ФИО1 удовлетворить.
Постановление государственного инспектора Северо-Кавказского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования № 20-840/П/10 от 15.12.2020 года, вынесенное в отношении ОАО «Дагнефтепродукт» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено вышеуказанное постановление.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан в течение 10 дней со дня вручения или получения его копии.
Судья М.Г.Магомедов