Дело 12-408/2020
68RS0№-67
РЕШЕНИЕ
12 октября 2020 года <адрес>
Судья Октябрьского районного суда <адрес> Заболотникова О.А.,
рассмотрев жалобу ФИО9 на постановление начальника ФИО1 по <адрес>№ от 18.08.2020г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.15.25 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением начальника ФИО1 по <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГФИО9 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 15.25 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.
ФИО9 обратился в Октябрьский районный суд <адрес> с жалобой на постановление начальника ФИО1 по <адрес>, указав, что считает его незаконным и необоснованным. В обоснование своих доводов указывает, что при приеме на работу гражданин Республики Молдова, Республики Армения при заключении с ними трудовых договоров они были предупреждены о необходимости предоставления данных по номеру банковского счета для перечисления им заработной платы. Однако от работников поступило коллективное заявление о выдаче заработной платы наличными через кассу общества, поскольку они испытывают трудности при обращении с банковскими картами и получать заработную плату через банковский счет им неудобно, т. к. для снятия денежных средств им постоянно нужно будет обращаться в отделение банка. В трудовых договорах, заключенных с работниками нерезидентами не указан порядок выдачи заработной платы. Им, как руководителем общества предприняты все возможные меры к недопущению нарушения валютного законодательства. В настоящее время нарушение устранено, правонарушение допущено неумышленно, выплаты заработной платы носили краткосрочный характер, выплата наличными денежными средствами производилась на основании заявления работников. Последствия административного деяния не привели к существенному нарушению охраняемых законом интересов, не содержит существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, не причинило вреда жизни, здоровью граждан, общества и государства. Действия ООО «Реал-Макс», руководителем которого он является, хотя и являются валютной операцией, но регулируются также положениями трудового законодательства, предусматривающими обязанность работодателя выплатить заработанную плату работнику. Принимая во внимание, что в данном случае трудовыми договорами не предусмотрена выплата заработной платы путем перечисления денежных средств в валюте Российской Федерации на банковский счет работника в уполномоченном банке, а федеральным законом не установлена обязанность физического лица - нерезидента открывать такие счета для получения заработной платы от юридического лица - резидента, то выплата Обществом его иностранным работникам заработной платы наличными денежными средствами не образует состав административного правонарушения. Правонарушение совершено им впервые, в материалах дела отсутствует информация о причинении вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также отсутствует имущественный ущерб. Само по себе возможное нарушение правил осуществления валютных операций не повлекло каких-либо последствий для финансовой системы Российской Федерации; выплата денежных средств иностранному работнику оформлялась обществом документально; установленное нарушение не влияет на отношения в сфере налогообложения. Просил отменить постановление, признать правонарушение малозначительным.
ФИО9 в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежаще, причина неявки неизвестна.
ФИО1 по <адрес>ФИО11 в судебном заседании возражала против удовлетворения жалобы, полагая, что вынесенное постановление является законным и обоснованным.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ административная ответственность предусмотрена за осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, что влечет наложение административного штрафа на граждан, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц в размере от 75 до 100 процентов суммы незаконной валютной операции; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Порядок валютного регулирования и валютного контроля установлен Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", в силу п.5, п. 6 ч. 1, пп. "а" п. 9 ч. 1, ч. 1 ст. 9 которого, под резидентами понимаются физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации; к валютной операции относится приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валютных ценностей на законных основаниях, а также использование валютных ценностей в качестве средства платежа; при этом под валютными ценностями понимается иностранная валюта и внешние ценные бумаги; валютные операции между резидентами запрещены, за исключением перечисленных в названной статье случаев.
В силу пп. «б» п. 9 ст. 1 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле», к валютным операциям относится приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа.
Права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций определены ст. 14 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле», в соответствии с ч. 2 которой установлено, что расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами – резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств.
Исчерпывающий перечень случаев, когда юридические лица – резиденты могут осуществлять расчеты с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации без использования банковских счетов в уполномоченных банках, предусмотрен этой же ч. 2 ст. 14 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле».
При этом юридические лица – резиденты могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчеты с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации по договорам розничной купли-продажи товаров, а также расчеты при оказании физическим лицам – нерезидентам на территории Российской Федерации транспортных, гостиничных и других услуг, оказываемых населению.
Возможность осуществления такой валютной операции, как выплата резидентом физическому лицу – нерезиденту заработной платы наличными денежными средствами, минуя счет в уполномоченных банках, валютным законодательством Российской Федерации не предусмотрена, в перечень исключений такая выплата не входит.
В соответствии с подп. «а» п. 7 ч. 1 ст. 1 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле», нерезидентами признаются физические лица, не являющиеся резидентами в соответствии с подп. «а» и «б» п. 6 настоящей статьи.
Согласно пп. 6, 7 ч. 1 ст. 1 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле», резидентами признаются физические лица, постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства. Российская организация вправе выплачивать заработную плату в рублях из кассы (без использования банковских счетов) работнику-иностранцу, постоянно проживающему в ФИО1 на основании вида на жительство, поскольку в данном случае такая операция не является валютной (подп. «б» п. 6 ч. 1 ст. 1 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле»).
Выплата заработной платы работнику-иностранцу, не имеющему вида на жительство в ФИО1, временно пребывающему в Российской Федерации, признается валютной операцией (подп. «а» п. 7, п. 9 ч. 1 ст. 1 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле», абзац четырнадцатый п. 1 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»). В этом случае расчеты с таким работником-нерезидентом необходимо производить только в безналичном порядке через счета в уполномоченных банках (ч. 2 ст. 14 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле»).
Как следует из постановления начальника ФИО1 по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении в ходе проведения проверки по соблюдению валютного законодательства за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Общества с ограниченной ответственностью «Реал - Макс» ИНН <***> КПП 682901001, обнаружено, что ООО «Реал-Макс» ИНН <***> заключены трудовые договоры для выполнения работ с определением по каждой должности должностных окладов и надбавок к нему с иностранными гражданами: ФИО10 - гражданином <адрес>, паспорт серия В №, выдан ДД.ММ.ГГГГ, трудовой договор № от ДД.ММ.ГГГГ; ФИО3 - гражданином Армении, паспорт серия ФИО7№, выдан ДД.ММ.ГГГГ, трудовой договор № от ДД.ММ.ГГГГ; ФИО4 - гражданином Армении, паспорт серия AR №, выдан ДД.ММ.ГГГГ, трудовой договор № от ДД.ММ.ГГГГ; ФИО5 - гражданином Армении, паспорт серия AN №, выдан ДД.ММ.ГГГГ, трудовой договор№ от ДД.ММ.ГГГГ; ФИО6 - гражданином Армении, паспорт серия AS №, выдан ДД.ММ.ГГГГ, трудовой договор № от ДД.ММ.ГГГГ; ФИО7 - гражданином Армении, паспорт серия AS №, выдан ДД.ММ.ГГГГ, трудовой договор № от ДД.ММ.ГГГГ; ФИО8 - гражданином Армении, паспорт серия AS №, выдан ДД.ММ.ГГГГ,трудовой договор № от ДД.ММ.ГГГГ; ФИО2 - гражданкой Армении, паспорт серия AR №, выдан ДД.ММ.ГГГГ, трудовой договор № от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно полученным от Управления по вопросам миграции УМВД ФИО1 по <адрес> сведениям (письмо № от ДД.ММ.ГГГГ, ответ б/н от ДД.ММ.ГГГГ) иностранные граждане (работники по трудовым договорам) ФИО10, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО2 не имеют вида на жительство в Российской Федерации. Документы о получении вида на жительство данными лицами на территории РФ ООО «Реал - Макс» ИНН <***> не представлены. Анализ данных АИС «Налог-3» подтвердил наличие в 2019 году у ФИО2, ФИО8, ФИО7 открытых счетов в банках (ветка «Банковские и лицевые счета». Согласно пункту 3.2 трудовых договоров заработная плата выплачивается работнику 2 раза в месяц: 05-ого и 20-ого числа каждого месяца. Во исполнение обязательств по трудовым договорам Общество произвело выплату заработной платы в 2019 году иностранным работникам - нерезидентам из кассы предприятия в наличной форме в сумме 291 914,89 руб.
Таким образом, валютная операция в виде выплаты заработной платы осуществлена ООО «Реал-Макс» без использования банковского счета, что является нарушением требований ч. 2 ст. 14 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле».
Объективную сторону рассматриваемого административного правонарушения образует осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.
Объектом указанного правонарушения являются общественные отношения в сфере валютного регулирования и валютного контроля.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что выдача иностранным работникам ООО «Реал-Макс» – гражданам Республики Молдова и Армения заработной платы наличными денежными средствами из кассы предприятия, то есть осуществление вышеназванной валютной операции не через банковский счет в уполномоченном банке свидетельствует о совершении незаконной валютной операции и образует событие административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах действия должностного лица ООО «Реал-Макс» ФИО9 верно квалифицированы по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, и ему правильно назначено административное наказание в пределах санкции данной статьи (штраф в минимальных размерах), в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ.
Вина должностного лица ООО «Реал-Макс» ФИО9 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, подтверждается совокупностью исследованных судом доказательств.
При рассмотрении дела должностным лицом ФИО1 по <адрес> правильно установлены все фактические обстоятельства совершения описанного выше административного правонарушения, подлежащие доказыванию, дана надлежащая юридическая оценка действиям должностного лица ООО «Реал-Макс» ФИО9, обоснованно в протоколе сделан вывод о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, и виновности должностного лица в его совершении.
Согласно абзацу 5 статьи 11 ТК РФ правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Требования к способу выплаты заработной платы иностранным работникам, помимо ст. 136 ТК РФ, установлены также Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле». При этом требование валютного законодательства Российской Федерации о проведении расчетов при осуществлении валютных операций юридическими лицами – резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, в том числе в части порядка выплаты юридическими лицами – резидентами – физическим лицам – нерезидентам заработной платы, не противоречит Трудовому кодексу РФ.
Поскольку в рассматриваемом случае работники являются гражданами иностранного государства – нерезидентами, реализация норм трудового права должна осуществляться с соблюдением норм Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле», а локальные акты общества (приказы, соглашения, договоры) не должны противоречить требованиям валютного законодательства.
Установленные ч. 2 ст. 14 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» требования об осуществлении расчетов через счета в уполномоченных банках обусловлены необходимостью обеспечения надлежащего контроля за проводимыми резидентами валютными операциями.
Таким образом, при выдаче обществом иностранным работникам заработной платы подлежали применению специальные нормы Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле».
Доводы жалобы ФИО9 о том, что трудовыми договорами не предусмотрена выплата заработной платы путем перечисления денежных средств в валюте Российской Федерации на банковский счет работника в уполномоченном банке, а федеральным законом не установлена обязанность физического лица - нерезидента открывать такие счета для получения заработной платы от юридического лица – резидента основаны на неверном понимании правовых норм, регулирующих валютные отношения, и не содержат оснований для отмены либо изменения обжалуемого постановления.
Непринятие работником мер к открытию счёта в уполномоченном банке не освобождает работодателя-резидента от соблюдения требований валютного законодательств, поскольку последний не лишён возможности предусмотреть разрешенный указанным Федеральным законом и не противоречащий положениям Трудового кодекса РФ способ выплаты иностранному работнику заработной платы еще на стадии заключения с иностранными гражданами трудовых договоров.
По смыслу ст. 2.9 КоАП РФ, руководящих разъяснений в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Поскольку малозначительность правонарушения имеет место быть при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, тогда как в данном случае нарушение валютных операций посягает на установленный и охраняемый государством порядок в сфере валютного регулирования и валютного контроля, который должен носить устойчивый характер, и соблюдение которого является обязанностью каждого участника правоотношений в названной сфере, за нарушение валютных операций законодателем установлена не только административная ответственность, продолжительный срок давности привлечения к административной ответственности, повышенный размер административных штрафов и возможность проведения административных расследований, но и уголовная ответственность, что указывает на высокую степень общественной опасности правонарушений в сфере валютного законодательства, административные правонарушения, предусмотренные ст. 15.25 КоАП РФ, не могут являться малозначительными.
Наличие смягчающих административную ответственность обстоятельств, в качестве которых в жалобе указано на устранение выявленных нарушений и привлечение впервые подобного правонарушения, не могут повлиять на квалификацию действий должностного лица по ч.1 ст.15.25 КоАП РФ и явиться основанием к освобождению от административной ответственности, так как действующее валютное законодательство Российской Федерации не содержит положений, освобождающих от ответственности по данному обстоятельству.
Вопреки доводам в жалобе, административное наказание назначено в пределах санкции ч.1 ст.15.25 КоАП РФ, в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, с учетом конкретных обстоятельств дела, данных о личности виновного, степени общественной опасности, характера совершенного противоправного деяния, посягающего на интересы государства в области реализации единой государственной валютной политики, соответствует конституционным принципам дифференцированности, справедливости, законности, неотвратимости наказания, отвечает признаку индивидуализации административной ответственности, согласуется с его предупредительными целями, является минимальным. Сумма штрафа, указанная в постановлении в размере 20 000 руб. соответствует целям административного наказания.
Таким образом, учитывая вышеизложенное, при рассмотрении жалобы по существу, суд не усматривает оснований для её удовлетворения.
Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд,
РЕШИЛ:
Постановление начальника ФИО1 по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ в отношении генерального директора ООО «Реал-Макс» ФИО9 о признании его виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 15.25 КоАП РФ и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 20000 руб. оставить без изменения, жалобу ФИО9 - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Тамбовского областного суда в течение десяти дней со дня его получения через Октябрьский районный суд <адрес>.
Судья О.А. Заболотникова