РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Подушкин О.В. Дело № 12-408/2020
(5-261/2020)
РЕШЕНИЕ
17 декабря 2020 года г. Калининград
Судья Калининградского областного суда Тращенкова О.В.,
при секретаре Чика О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу старшего уполномоченного по особо важным делам отдела административных расследований Калининградской областной таможни ФИО1 на постановление Ленинградского районного суда г. Калининграда от 10 июля 2020 года, которым производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.16.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении ИП ФИО2 прекращено на основании п.2 ч.1 ст.24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях – в связи с отсутствием состава административного правонарушения,
выслушав должностное лицо – старшего уполномоченного по особо важным делам отдела административных расследований Калининградской областной таможни ФИО1, поддержавшего доводы жалобы, ФИО2, возражавшего против удовлетворения жалобы, исследовав письменные материалы дела, судья
УСТАНОВИЛ:
26 декабря 2019 года старшим уполномоченным по особо важным делам отдела административных расследований Калининградской областной таможни ФИО1 в отношении ИП ФИО2 был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.16.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Постановлением судьи Ленинградского районного суда Калининградской области от 10 июля 2020 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.16.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении ИП ФИО2 прекращено на основании п.2 ч.1 ст.24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях – в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
С таким постановлением не согласился старший уполномоченный по особо важным делам отдела административных расследований Калининградской областной таможни ФИО1, подав на него жалобу. В жалобе должностное лицо настаивает на том, что действия ИП ФИО2 образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.16.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, поскольку в ходе таможенного досмотра было установлено, что сведения о 21 деревянном поддоне (паллете) не были указаны в транзитной декларации и товаросопроводительных документах, в то время как при таможенном оформлении товаров на паллетах паллеты подлежат самостоятельному декларированию.
Выслушав должностное лицо – старшего уполномоченного по ОВД отдела административных расследований Калининградской областной таможни ФИО1, поддержавшего доводы жалобы, ИП ФИО2, возражавшего против удовлетворения жалобы, изучив жалобу, проверив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с подп.2 п.2 ст.142 ТК ЕАЭС таможенная процедура таможенного транзита применяется для перевозки (транспортировки) с одной части таможенной территории Союза на другую часть таможенной территории Союза через территории государств, не являющихся членами Союза, и (или) морем товаров Союза и указанных в п.4 ст.302 настоящего Кодекса иностранных товаров.
Перевозчик обязан уведомить таможенный орган о прибытии товаров на таможенную территорию Союза путем представления документов и сведений, предусмотренных ст.89 ТК ЕАЭС, в зависимости от вида транспорта, которым осуществляется перевозка (транспортировка) товаров (п.1 ст.88 ТК ЕАЭС).
При уведомлении таможенного органа о прибытии товаров на таможенную территорию Союза при международной перевозке автомобильным транспортом согласно подп.1 п.1 ст.89 ТК ЕАЭС перевозчик представляет среди прочих документов имеющиеся у перевозчика коммерческие документы на перевозимые товары и сведения о товарах.
На основании п.3 ст.105 ТК ЕАЭС при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита используется транзитная декларация. Перечень сведений, подлежащих указанию в транзитной декларации, установлен п.1 ст.107 ТК ЕАЭС и включает в себя, в том числе, сведения о наименовании, количестве и стоимости товаров в соответствии с коммерческими, транспортными (перевозочными) документами, о весе товаров брутто или объеме, о количестве грузовых мест.
Частью 3 статьи 16.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за сообщение в таможенный орган недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе брутто и (или) об объеме товаров при прибытии на таможенную территорию Таможенного союза, убытии с таможенной территории Таможенного союза либо помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита или на склад временного хранения путем представления недействительных документов либо использование для этих целей поддельного средства идентификации или подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и (или) транспортным средствам.
Указанной нормой установлен исчерпывающий перечень недостоверных сведений, за сообщение которых наступает административная ответственность: количество грузовых мест, маркировка грузовых мест, наименование товаров, вес брутто и (или) объем товаров.
Из материалов дела следует, что 29 ноября 2019 года в зоне таможенного контроля пункта пропуска «Советск-Панемуне» таможенного поста МАПП Советск Калининградской области по направлению на въезд в Российскую Федерацию из Литовской Республики прибыло транспортное средство – автомобиль марки «ДАФ», государственный регистрационный знак №, с товаром - материалы кровельные теплоизоляционные и комплектация к ним в количестве 21 место общим весом 18 741 кг брутто, перемещаемые с остальной части таможенной территории ЕАЭС на территорию Калининградской области по таможенной процедуре таможенного транзита по транзитной декларации № 11216401/281119/0173944, перевозчик - ИП ФИО2
Водитель перевозчика уведомил таможенный орган о прибытии транспортного средства с товаром для целей завершения таможенной процедуры таможенного транзита путем подачи транзитной декларации с приложенным комплектом товаросопроводительных документов, согласно которым в транспортном средстве перемещается товар: плиты минераловатные техноакустик, подкладочный ковер под гибкую черепицу, бикрост, унифлекс, стеклоизол, код товара по ТН ВЭД ЕАЭС 6806100008, весом 673 кг брутто; лента герметизирующая самоклеющаяся, код товара по ТН ВЭД ЕАЭСВ 6807100001, весом 16 605 кг брутто; мастика гидоизоляционная, код товара по ТН ВЭД ЕАЭС 2715000000, весом 462 кг брутто; черепица финская, код товара по ТН ВЭД ЕАЭС 6807900000, весом 995 кг брутто; проходной элемент кровельный, код товара по ТН ВЭД ЕАЭС 3925908009, весом 3 кг брутто; колпак, код товара по ТН ВЭД ЕАЭС 3925908009, весом 3 кг брутто.
Таким образом, перемещаемым товаром являлись материалы кровельные теплоизоляционные и комплектация к ним весом брутто 18 741 кг, расположенные на 21 деревянном поддоне (паллете), всего 21 грузовое место.
В результате таможенного досмотра административным органом было установлено, что в представленных товаросопроводительных документах отсутствовали сведения о товаре – 21 деревянном поддоне.
Согласно протоколу об административном правонарушении ИП ФИО2 вменяется нарушение требований, предусмотренных ст.89 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, выразившееся в непредоставлении сведений о наименовании товара при прибытии на таможенную территорию Таможенного союза, а именно, несообщение таможенному органу сведений о перемещаемых поддонах количестве 21 шт.
Прекращая производство по делу об административном правонарушении, судья районного суда исходил из того, что деревянные поддоны (паллеты) в данном случае не являлись товаром – предметом внешнеторгового договора, предусматривающую их передачу в собственность, в связи с чем у таможенного органа не имелось оснований для вывода о предоставлении перевозчиком недостоверных сведений о наименовании товара.
Такой вывод является верным, оснований не согласиться с ним не имеется.
Так, согласно Рекомендациям Европейской экономической комиссии Организации Объединенных Наций (Рекомендация № 21/Rev.1 европейской экономической комиссии ООН «Коды для видов груза, упаковки и материалов упаковки» от августа 1994 года):
- "грузовое место" - конечный продукт упаковочной операции в том виде, в каком он подготовлен для транспортировки и состоит из собственно упаковки (резервуар, контейнер) и находящегося в ней груза. Термин "грузовое место" включает все применяемые для упаковки приспособления, и в частности держатели, используемые в качестве внешней или внутренней оболочки товаров, держатели, с помощью которых товары накручиваются, наматываются или связываются (в отличие от тех, что определены в международных конвенциях), и резервуары. Данный термин исключает средства транспортировки и транспортное оборудование, как-то поддоны и контейнеры;
- "упаковка" - материалы и компоненты, используемые при любых упаковочных операциях для упаковки, хранения и защиты готовых изделий или материалов во время транспортировки.
Согласно решениям Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 257 «Об Инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций" и от 18.06.2010 № 289 «О форме и порядке заполнения транзитной декларации» для товара, имеющего упаковку, через запятую указывается общее количество грузовых мест, занятых товаром, коды видов упаковки товара в соответствии с классификатором видов груза, упаковки и упаковочных материалов с проставлением через тире "-" количества упаковок по каждому виду. При этом под упаковкой понимаются любые изделия и материалы, служащие или предназначенные для упаковки, защиты, размещения и крепления или разделения товаров, за исключением упаковочных материалов (солома, бумага, стекловолокно, стружка и т.п.), перевозимых навалом. Если декларируемый товар находится на поддонах - сведения о поддонах и их количестве с указанием через знак разделителя "/" кода поддона в соответствии с классификатором видов груза, упаковки и упаковочных материалов. При этом под поддоном понимается устройство, на настиле которого можно разместить вместе некоторое количество товаров с тем, чтобы образовать транспортный пакет с целью его перевозки, погрузки (выгрузки) или штабелирования с помощью механических аппаратов.
Деревянные поддоны (паллеты) в данном случае не являлись товаром, в связи с чем основания для вывода о предоставлении ИП ФИО2 29 ноября 2019 на таможенном посту МАПП Советск Калининградской областной таможни при прибытии на таможенную территорию Таможенного союза недостоверных сведений о наименовании товара отсутствуют.
Анализ фактических данных, отраженных в акте таможенного досмотра, в частности о весе брутто товара, заявленного в товаросопроводительных документах, о способе размещения упаковок товаров на поддонах, позволяет сделать вывод о том, что в транспортные документы была внесена информация о весе брутто товара с учетом использованных при его упаковке материалов и изделий, а также поддонов, непосредственно используемых при размещении товара в грузовом отсеке транспортного средства на период осуществления перевозки.
Поддоны в данном случае не являлись предметом внешнеторгового договора, предусматривающего их передачу в собственность.
С учетом изложенного, в действиях ИП ФИО2 отсутствует объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения.
Отсутствие состава административного правонарушения является одним из обстоятельств, при которых производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению (п.2 ч.1 ст.24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения).
Процессуальных нарушений, которые могли бы повлечь отмену постановления и возвращение дела на новое рассмотрение, не допущено.
Руководствуясь ст.30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Постановление судьи Ленинградского районного суда Калининградской области от 10 июля 2020 года оставить без изменения, жалобу старшего уполномоченного по ОВД отдела административных расследований Калининградской областной таможни ФИО1 – без удовлетворения.
Судья