Судья Жила Н.Л. Дело № 7-12-408
Р Е Ш Е Н И Е
22 сентября 2015 года город Владивосток
Судья Приморского краевого суда Кубатова О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу старшего уполномоченного по особо важным делам отдела административных расследований Находкинской таможни ФИО1 на постановление судьи Находкинского городского суда Приморского края от 22 июля 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «ТДГ»,
у с т а н о в и л а:
постановлением судьи Находкинского городского суда Приморского края от 22 июля 2015 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «ТДГ» прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В жалобе старшего уполномоченного по особо важным делам отдела административных расследований Находкинской таможни ФИО1 ставится вопрос об отмене постановления, как незаконного.
Проверив материалы дела, доводы жалобы, полагаю, что постановление судьи подлежит отмене по следующим основаниям.
Ответственность по части 3 статьи 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наступает за сообщение в таможенный орган недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе брутто и (или) об объеме товаров при прибытии на таможенную территорию Таможенного союза, убытии с таможенной территории Таможенного союза либо помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита или на склад временного хранения путем представления недействительных документов либо использование для этих целей поддельного средства идентификации или подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и (или) транспортным средствам.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ в российский порт Восточный из корейского порта Пусан на борту теплохода «HS OCEANO» по коносаменту № от 26 апреля 2015 года в контейнере был ввезен товар иностранного производства. Согласно коносаменту в контейнере находился товар: мобильные телефоны, общим количеством 44 грузовых места (паллета) общим весом брутто – 13350 кг.
06 мая 2015 года в отдел контроля за таможенным транзитом таможенного поста Морской порт Восточный Находкинской таможни была подана транзитная декларация №, в которой заявлен товар: мобильные телефоны, общим количеством 44 грузовых места (паллета) общим весом брутто – 13350 кг.
07 мая 2015 года в ходе таможенного досмотра было установлено, что фактически в данном контейнере находятся: поддоны из клееной фанеры, на которых разным количеством размещены картонные коробки, обтянутые полимерной плёнкой, закреплённые на поддонах полимерными лентами. Между поддонами с товаром установлены пустые полимерные поддоны и поддоны из спрессованной древесной стружки. Всего в контейнере находилось 44 грузовых места с товаром (мобильные телефоны «Micromax» различных моделей), весом брутто – 13375,5 кг и 22 пустых поддона (5 поддонов полимерного материала и 17 – из спрессованной древесной стружки), общим весом 222 кг.
Прекращая производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за отсутствием в действиях ООО «ТДГ» состава административного правонарушения, судья городского суда пришел к выводу о том, что поддоны в данном случае не являлись предметом внешнеэкономической сделки, в связи с чем не относятся к числу товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации и подлежащих декларированию.
Данные выводы нельзя признать правильными в силу следующего.
Согласно статье 179 Таможенного кодекса Таможенного союза товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с настоящим Кодексом.
В силу статьи 182 Таможенного кодекса Таможенного союза при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита таможенному органу отправления представляется транзитная декларация, в которой указываются сведения, в том числе, о наименовании, количестве, весе товаров брутто или объеме, количестве грузовых мест.
Согласно пункта 14 Инструкции о порядке заполнения транзитной декларации, утвержденной Решением Комиссии таможенного союза от 18.06.2010 №289, под номером 1 в графе №31 «Грузовые места и описание товаров» транзитной декларации указывается общее наименование товара, а также дается его описание в соответствии с коммерческими, транспортными перевозочными) документами, достаточное для его идентификации таможенным органом. Под номером 2 для товаров, имеющих упаковку, указывается количество грузовых мест (в соответствии с законодательством государств членов Союза под номером 2 через запятую могут указываться коды видов упаковки товаров в соответствии с классификатором видов груза, упаковки и упаковочных материалов с проставлением через тире «-» количества упаковок по каждому виду, а также данные об их маркировке); для товаров без упаковки делается запись: «без упаковки» (в соответствии с законодательством государств членов Союза для товаров, перевозимых насыпом, навалом, наливом в оборудованных емкостях транспортного средства международной перевозки, через знак разделителя могут указываться код вида груза в соответствии с классификатором видов груза, упаковки и упаковочных материалов). Под номером 3 на основном листе ТД при использовании контейнеров указываются идентификационные номера контейнеров.
Также, решением Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 года № 263 утверждена Инструкция о порядке использования транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов в качестве декларации на товары (далее - Инструкция).
В соответствии с подпунктом 3 пункта 12 Инструкции таможенное декларирование контейнеров, не используемых в качестве транспортных средств международной перевозки, поддонов, упаковки и иной многооборотной тары, подлежащих возврату в соответствии с условиями внешнеэкономической сделки и заявляемых под таможенные процедуры временного ввоза (допуска) или временного вывоза, если в отношении таких товаров предоставляется полное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, а также под таможенные процедуры реэкспорта или реимпорта в целях завершения действия таможенных процедур временного ввоза (допуска) или временного вывоза, может осуществляться с применением в качестве декларации на товары транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов с предоставлением перечня. Форма указанного перечня установлена приложением № 3 к Инструкции.
Перечень поддонов ООО «ТДГ» при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита в таможенный пост Находкинской таможни не предоставлено.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 ноября 1995 г. № 1084 "О присоединении Российской Федерации к Таможенной конвенции о карнете АТА для временного ввоза товаров от 6 декабря 1961 г. и Конвенции о временном ввозе от 26 июня 1990 г. с принятием ряда приложений" Российская Федерация является участницей Конвенции о временном ввозе, заключенной в г. Стамбуле 26 июня 1990 г. (далее - Конвенция).
Согласно пункту 1 статьи 5 Приложения B.3 "О контейнерах, поддонах, упаковках, образцах и других товарах, ввезенных в связи с коммерческой операцией" (далее - Приложение B.3) к Конвенции режим временного ввоза контейнеров, поддонов и упаковок предоставляется без предъявления таможенного документа и установления гарантии. Вместо таможенного документа и гарантии на поддоны и упаковки от пользователя права временного ввоза может быть потребовано письменное обязательство об их вывозе (пункт 3 статьи 5 Приложения B.3 к Конвенции).
В случае, если многооборотная тара удовлетворяет требованиям пункта "b", пункта "c" или пункта "d" статьи 1 Приложения B.3 к Конвенции и рассматривается как упаковка, контейнеры или поддоны, то совершение таможенных операций в отношении такой тары может осуществляться в упрощенном порядке на основании представленного письменного обязательства об их обратном вывозе (реэкспорте) с территории Российской Федерации, а также транспортных (перевозочных) и/или коммерческих документов и без оформления таможенной декларации.
В соответствии с Федеральным законом от 15 июля 1995 года № 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" международные договоры Российской Федерации наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права являются в соответствии с Конституцией Российской Федерации составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом Российской Федерации, то применяются правила международного договора.
Таким образом, при совершении таможенных операций в отношении контейнеров, поддонов и упаковок (многооборотной тары) по выбору декларанта могут быть использованы как нормы Конвенции, так и нормы таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле.
Также необходимо учесть, что в соответствии с пунктом 1 статьи 278 и пунктом 1 статьи 286 Таможенного кодекса Таможенного союза помещение товаров под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) и временного вывоза допускается при условии возможности идентификации товаров, помещаемых под эти таможенные процедуры, при последующем завершении таможенной процедуры временного ввоза (допуска) или таможенной процедуры временного вывоза.
В отношении многооборотной тары возможно осуществлять идентификацию способами либо одним из способов, указанных в абзаце втором пункта 1 статьи 109 Таможенного кодекса Таможенного союза, в зависимости от вида (типа) ввозимой/вывозимой многооборотной тары.
В пункте 1 статьи 109 Таможенного кодекса Таможенного союза содержится открытый перечень способов идентификации товаров и транспортных средств. В частности, идентификация может производиться путем наложения пломб, печатей, нанесения цифровой, буквенной и иной маркировки, идентификационных знаков, проставления штампов, отбора проб и образцов, подробного описания товаров, составления чертежей, изготовления масштабных изображений, фотографий, иллюстраций, использования товаросопроводительной и иной документации.
Из поданной Обществом декларации № усматривается, что в соответствии с подпунктом 3 пункта 12 решения Комиссии Таможенного союза 20.05.2010 №263 «О порядке использования транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов в качестве декларации на товары» спорные 22 поддона ООО «ТДГ» при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита в таможенный пост Морской порт Восточный Находкинской таможни не указывались, доказательств обратного вывоза поддонов Общество не предоставило, письменное обязательство об их вывозе и иные документы, содержащие сведения об их обратном вывозе, таможенному органу не предоставлялось.
Кроме того, из материалов дела (фототаблицы) усматривается, что данные поддоны ввезены без осуществления какого-либо способа идентификации, из чего можно сделать вывод о том, что данные поддоны возврату не подлежали.
Также, в результате таможенного досмотра установлено, что ООО «ТДГ» в нарушение статьи 182 Таможенного кодекса Таможенного союза, сообщило таможенному органу недостоверные сведения о весе товара.
В нарушение требований статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении судьей городского суда настоящего дела собранные по делу доказательства не получили должной оценки в их совокупности.
Вышеуказанные процессуальные нарушения являются существенными и создали препятствия для всестороннего и полного исследования доказательств по административному делу.
В соответствии с частью 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Поскольку при рассмотрении настоящего дела были допущены существенные нарушения процессуальных норм, связанные с оценкой доказательств, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а срок давности привлечения ООО «ТДГ» к административной ответственности не истек, то постановление судьи Находкинского городского суда Приморского края от 22 июля 2015 года подлежит отмене, дело – направлению на новое рассмотрение.
Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
р е ш и л а:
постановление судьи Находкинского городского суда Приморского края от 22 июля 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «ТДГ» отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Находкинский городской суд Приморского края.
Судья О.А. Кубатова