ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-408/2016 от 15.04.2016 Петропавловска-камчатского городского суда (Камчатский край)

Дело

ПЕТРОПАВЛОВСК-КАМЧАТСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД КАМЧАТСКОГО КРАЯ

683009 Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, <адрес>

РЕШЕНИЕ

«15» апреля 2016 года г. Петропавловск-Камчатский

Судья Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края Лаевская Римма Петровна, при секретаре ФИО2, рассмотрев жалобу председателя Рыболовецкого колхоза им. ФИО3ФИО4 на постановление государственного инспектора РФ по государственному контролю в сфере охраны морских биоресурсов 3 отделения ОРКМ ПУ ФСБ России по восточному арктическому району от 12 февраля 2016 года о признании Рыболовецкого колхоза им. ФИО3 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением государственного инспектора РФ по государственному контролю в сфере охраны морских биоресурсов 3 отделения ОРКМ ПУ ФСБ России по восточному арктическому району (далее – госинспектор 3 ООРКМ) от ДД.ММ.ГГГГ Рыболовецкий колхоз им. ФИО3 (далее – РК им. ФИО3) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 400 000 руб.

Не согласившись с постановлением, председатель РК им. ФИО3ФИО4 обратился в Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края с жалобой, просил постановление отменить, производство по делу прекратить. В обоснование жалобы указал следующее. При рассмотрении представлены пояснения относительно обстоятельств, изложенных в протоколе об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, содержащие основательные доводы, имеющие значение для дела и подлежащие оценке для установления состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 18.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и принятия объективного и беспристрастного решения. При рассмотрении дела не дана оценка доводам, пояснения защитника РК им.ФИО3 в постановлении не отражены, чем существенно нарушили процедуру привлечения юридического лица к административной ответственности. Со ссылками на ст.7, ч. 21 ст. 9, постановление Правительства РФ , указал, что в действиях РК им. ФИО3 отсутствует состав административного правонарушения, поскольку п. 2 Правил уведомления пограничных органов о намерении пересечь Государственную границу РФ российским судами, имеющими право на неоднократное пересечение Государственной границы РФ без прохождения пограничного, таможенного иных видов контроля (утв. Постановлением правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, далее – Правила уведомления), нарушение которого вменено РК им. ФИО3, не распространяется на суда, осуществляющие рыбопромысловую деятельность. На сегодняшний день на территории Камчатского края принят Временный порядок уведомления пограничных органов о намерении пересечь государственную границу Российской Федерации судами рыбопромыслового флота, имеющими право на неоднократное пересечение государственной границы Российской Федерации без прохождения пограничного, таможенного и иных видов контроля и передачи в пограничные органы данных о их местоположении (далее - Временный порядок), которым предложено руководствоваться положениями Правил уведомления, с учетом особенностей порядка уведомления в отношении судов, осуществляющих рыболовство. Временный порядок официально не опубликован, не зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ, поэтому не является нормативным актом, по своему характеру является рекомендацией, то есть не представляет собой нормативный акт обязательный для исполнения. Таким образом, руководствуясь ч. 21 ст. 9 Закона о Госгранице, Временным порядком, протоколом совместного совещания по вопросу практики применения временного порядка уведомления пограничных органов о намерении пересечь государственную границу РФ судами рыбопромыслового флота от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ перед первоначальным выходом судна ПЗ «Планета» из порта Петропавловск-Камчатский, посредством РДО капитаном судна ФИО6 подано уведомление о намерении пересечь госграницу РФ российским судном, имеющим право на неоднократное пересечение госграницы РФ без прохождения пограничного, таможенного (в части совершения таможенных операций, связанных с прибытием (убытием) судов и иных видов контроля (далее по тексту - Уведомление) в ПУ ФСБ по Камчатскому краю за 24 часа до первоначального выхода судна из порта (п.1 Временного порядка, пдп.1 п. 1 Протокола совместного совещания). ДД.ММ.ГГГГ капитаном ПЗ «Планета» посредством РДО подано уведомление о намерении пройти контрольный пункт «Восток-7» и в соответствии с п. 8 Положения о порядке прохождения российскими и иностранными судами контрольных пунктов, утвержденного Приказом ФСБ России и Федерального агентства по рыболовству от ДД.ММ.ГГГГ, начальник ПУ ФСБ России по восточному арктическому району представил судну ПЗ «Планета» право прохода через КП «Восток-7» в координатах N 51 °20,&apos;0 Е 155°55,&apos;0 без осуществления контрольно-проверочных мероприятий, что подтверждается письмом ВрИО начальника координационного отдела ПУ ФСБ России по восточному арктическому району от ДД.ММ.ГГГГ. Указанный контрольный пункт находится в Камчатско-Курильской подзоне район . В соответствии с ч. 2 ст. 5, ч. 3 ст. 9 Закона о Госгранице, п. 1 Положения о порядке прохождения российскими и иностранными судами контрольных пунктов, утвержденного Приказом ФСБ России и Федерального агентства по рыболовству от ДД.ММ.ГГГГ, КП «Восток-7» является контрольным пунктом прохода судов через границу РФ, расположенным в Камчатско - Курильской подзоне район . Учитывая наличие разрешения на свободный проход судна ПЗ «Планета» без осуществления контрольно-проверочных мероприятий через КП «Восток-7», который получен в результате направления капитаном судна соответствующего уведомления, правила пересечения государственной границы были соблюдены в полном объеме. Капитан судна ПЗ «Планета» в соответствии с подп. 2 п. 2 Протокола совместного совещания, ДД.ММ.ГГГГ в 08 час. 47 мин. (время кмч) подал в ПУ ФСБ России по Камчатскому краю уведомление, согласно которому судно намерено в 10 час. 30 мин. ДД.ММ.ГГГГ пересечь границу РФ по факту выхода из ТМ РФ в координатах N 51°03,&apos;4 Е 156°20,&apos;9 и пройти контрольный пункт «Восток-7» в 13 час. 30 мин., тем самым полностью исполнил требования ч. 21 ст. 9 Закона о Госгранице. Далее, ДД.ММ.ГГГГ в 16 час. 20 мин. (время кмч) посредством РДО капитан судна уведомил пограничные органы о намерении пересечения государственной границы по факту входа в территориальные воды в координатах N 51°29,&apos;8 Е 156°09,&apos;6 в 17 час. 50 мин. Вышеуказанные уведомления подавались капитаном ПЗ «Планеты» дважды, за час до выхода/входа из/в ТМ РФ и по факту выхода/входа из/в ТМ РФ. Первичный выход судна в рейс состоялся ДД.ММ.ГГГГ и до пересечения Государственной границы ДД.ММ.ГГГГ случаев последующего убытия судна из порта (с оформлением портовыми властями) не имело места, таким образом, ч. 21 ст. 9 Закона о госгранице, Временный порядок, Протокол совместного совещания не устанавливают срок для предварительного уведомления погранорганов об изменении сведений, указанных в первичном уведомлении, в случае, если они изменились без последующего убытия судна из порта. Тем не менее, капитан судна уведомил погранорганы о намерении пересечь Госграницу в контрольном пункте «Восток-7» при следовании в Камчатско-Курильскую подзону более чем за 24 часа и получил соответствующее разрешение от начальника ПУ ФСБ России по восточному арктическому району. Капитаном судна неоднократно подавалось уведомление о намерении пересечь государственную границу РФ при выходе и входе из/в ТМ РФ. По факту получения указанных уведомлений, информация об отсутствии соответствующего разрешения от погранорганов на судно и судовладельцу не поступало. Также, ДД.ММ.ГГГГ в 08 час.00 мин. (время кмч) в пограничные органы поданы необходимые уведомления с изменениями относительно районов осуществления деятельности, после чего, ДД.ММ.ГГГГ на электронный адрес ПЗ «Планета» поступило РДО, подписанное помощником оперативного дежурного по контролю надводной обстановки ПУ ФСБ России по восточному арктическому району, что судно ПЗ «Планета» не оформлено на выход из ТМ РФ, а в действиях капитана судна имеются признаки нарушения законодательства о госгранице. Полагал, что РК им. ФИО3ДД.ММ.ГГГГ исполнил требования ч. 21 ст. 9 Закона о Госгранице, поскольку судно оснащено ТСК, уведомление пограничным органам о намерении пересечь Госграницу направлялось ДД.ММ.ГГГГ в 07 час. 49 мин. (время кмч) за 24 часа до пересеченияграницы, и ДД.ММ.ГГГГ заблаговременно, до выхода судна из территориальных вод РФ, сведения о фактическом местонахождении судна в момент пересечения государственной границы в пограничные органы направлялись. Поскольку отсутствует правовое регулирование порядка и сроков подачи уведомления судами рыбопромыслового флота, формы и содержания такого уведомления, порядка и сроков внесения изменений в указанное уведомление, в действиях РК им.ФИО3 отсутствуют нарушения Правил уведомления.

Законный представитель РК им. ФИО3 председатель ФИО4 в судебном заседании участия не принимал, извещен, ходатайств не направлял.

Защитник ФИО5, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании полагал обжалуемое постановление в отношении РК им. ФИО3 подлежащим отмене по изложенным в жалобе доводам.

Изучив доводы жалобы, выслушав защитника ФИО5, проверив материалы и обстоятельства дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.

Административная ответственность по ч. 1 ст. 18.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях наступает в случае нарушения правил пересечения Государственной границы Российской Федерации лицами и (или) транспортными средствами либо нарушения порядка следования таких лиц и (или) транспортных средств от Государственной границы Российской Федерации до пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации и в обратном направлении, за исключением случаев, предусмотренных статьей 18.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Объективная сторона данного правонарушения с учетом положения статей 1,9 Закона о Государственной границе, выражается в нарушении установленного порядка следования от Государственной границы РФ до пункта пропуска через нее (т.е. специально оборудованного места, где осуществляется пограничный (таможенный, санитарный и т.п.) контроль и пропуск через Государственную границу РФ (граждан, транспортных средств, грузов, товаров, животных) или в обратном направлении.

В соответствии со ст. 1 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О Государственной границе Российской Федерации» (далее - Закон о Государственной границе) Государственная граница Российской Федерации есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации.

Прохождение Государственной границы, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации, устанавливается на море - по внешней границе территориального моря Российской Федерации (п. «б» ч. 2 ст. 5 Закона о Государственной границе).

Статьей 7 Закона о Государственной границе установлено, что режим Государственной границы включает правила, в том числе, пересечения государственной границы лицами и транспортными средствами, пропуска через государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных, ведения на государственной границе либо вблизи нее не территории РФ хозяйственной, промысловой и иной деятельности.

Согласно ч. 5 ст. 9 Закона о Государственной границе российские и иностранные суда, иностранные военные корабли и другие государственные суда, эксплуатируемые в некоммерческих целях, пересекают Государственную границу на море, реках, озерах и иных водных объектах в соответствии с настоящим Законом, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами.

Как следует из материалов дела, на основании данных, внесенных в Государственный судовой реестр под от ДД.ММ.ГГГГ рыболовное судно ПЗ «Планета» принадлежит на праве собственности РК им. ФИО3, что подтверждается свидетельством о праве собственности на судно МР-IV от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.4).

Согласно свидетельству о соответствии ТСК от ДД.ММ.ГГГГ, судно ПЗ «Планета» оснащено средством контроля FELCOM-15, типа INMARSAT-C, идентификационный , серийный , соответствующим требованиям ОСМ (л.д. 6).

В соответствии с уведомлением о намерении пересечь государственную границу РФ судном, имеющим право на неоднократное пересечение государственной границы РФ без прохождения пограничного, таможенного и иных видов контроля, направленным капитаном ФИО6 в адрес ПУ ФСБ России по Камчатскому краю, судно ПЗ «Планета» намерено выйти из порта Петропавловск-Камчатский в целях осуществления рыболовства в части приема и обработки рыбы-сырца ДД.ММ.ГГГГ в 20 час. 00 мин.; районы осуществления промысла: 61022, 61021, сроки осуществления деятельности с ДД.ММ.ГГГГ, круглосуточно; предполагаемое время и координаты пересечения Государственной границы: отход от причала ДД.ММ.ГГГГ в 18 час. 00 мин.; проход мимо мысов ДД.ММ.ГГГГ в 20 час. 00 мин. Выход за пределы ТВ Российской Федерации в координатах 53°00?с.ш. 160°20,2?в.д. ДД.ММ.ГГГГ в 04 час. 00 мин. с последующим заходами и выходами по необходимости с обязательным уведомлением ПУ ФСБ России по арктическому району (л.д. 51,52).

По данным судового журнала , начатого ДД.ММ.ГГГГ, судно ПЗ «Планета» ДД.ММ.ГГГГ в 11 час. 27 мин. в средних географических координатах 51°03,4? с.ш. 156°21?в.д. пересекло линию Государственной границы на выход из территориальных вод Российской Федерации в ИЭЗ Российской Федерации (л.д.13-18).

Согласно радиограмме (предварительной), направленной капитаном судна ПЗ «Планета» ФИО6ДД.ММ.ГГГГ в 08 час. 47 мин. в адрес ПУ ФСБ по восточному арктическому району, судно ПЗ «Планета» предположительно ДД.ММ.ГГГГ в 10 час. 30 мин. в координатах 51°03,4?с.ш. 156°20,9?в.д. намерено выйти из территориальных вод Российской Федерации. Граница открыта. Следует в контрольный пункт «Восток-7» (л.д.19).

Согласно радиограмме, направленной капитаном судна ПЗ «Планета» ФИО6ДД.ММ.ГГГГ в 11 час. 00 мин. в адрес ПУ ФСБ по восточному арктическому району, судно ПЗ «Планета» ДД.ММ.ГГГГ в 11 час. 27 мин. в координатах 51°03,4?с.ш. 156°21,0?в.д. вышло из территориальных вод Российской Федерации. Граница открыта. Следует в контрольный пункт «Восток-7» (л.д.20).

Как установлено государственным участковым инспектором РФ по государственному контролю в сфере охраны морских биоресурсов 3 отделения ОРКМ ПУ ФСБ России по восточному арктическому району ФИО7, судно ПЗ «Планета», принадлежащее на праве собственности РК им. ФИО3, под управлением капитана ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ в 11 час. 27 мин. в географических координатах 51°03,4?с.ш. 156°21,0?в.д. в Камчатско-Курильской промысловой подзоне (6105,4), не указанной в уведомлении о намерении пересечь Государственную границу Российской Федерации российскими судами, имеющими право на неоднократное пересечение Государственной границы Российской Федерации без прохождения пограничного, таможенного (в части совершения таможенных операций, связанных с прибытием (убытием) судов) и иных видов контроля, пересекло линию Государственной границы Российской Федерации на выход из территориального моря Российской Федерации.

Изложенные обстоятельства явились основанием к составлению ДД.ММ.ГГГГ в отношении РК им. ФИО3 протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 18.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях (л.д.59-62).

Постановлением госинспектора 3 ООРКМ от ДД.ММ.ГГГГ РК им. ФИО3 признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях (л.д.75-84).

Виновность РК им. ФИО3 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, установлена госинспектором 3 ООРКМ на основании исследованных при рассмотрении дела доказательств: протокола об административном правонарушении, судового журнала судна «Планета» , начатого ДД.ММ.ГГГГ, уведомления о фактическом пересечении Государственной границы РФ, уведомления о намерении пересечь государственную границу РФ судном, имеющим право на неоднократное пересечение государственной границы РФ без прохождения пограничного, таможенного и иных видов.

Вместе с тем, обжалуемое постановление нельзя признать законным и обоснованным по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 1.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В соответствии со ст. 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (действие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

В силу ст. 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежит установлению наличие события административного правонарушения, лицо, его совершившее, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Установление виновности предполагает доказывание того факта, что именно данное лицо совершило административное правонарушение. Выяснение указанного вопроса имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного лица к административной ответственности.

В соответствии со ст. 26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, могут быть установлены различными доказательствами, перечисленными в ч. 2 ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии со ст. 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях доказательства оцениваются по внутреннему убеждению судьи, должностного лица, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

Защитник ФИО5 указал о выполнении РК им. ФИО3 возложенной обязанности по исполнению положений ч. 21 ст. 9 Закона о Государственной границе, поскольку ДД.ММ.ГГГГ в 08 час. 47 мин. капитан судна ПЗ «Планета» ФИО6 направил в адрес ПУ ФСБ России по восточному арктическому району уведомление о намерении выхода из территориальных вод Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ в 10 час. 30 мин. в координатах 51°03,4?с.ш. 156°20,9?в.д, полученное ПУ ФСБ России по восточному арктическому району ДД.ММ.ГГГГ в 09 час. 00 мин.

Изложенные в жалобе и поддержанные защитником в ходе ее рассмотрения вышеуказанные доводы заслуживают внимание по следующим основаниям.

По данным судового журнала , начатого ДД.ММ.ГГГГ, судно ПЗ «Планета» ДД.ММ.ГГГГ в 11 час. 27 мин. в средних географических координатах 51°03,4? с.ш. 156°21?в.д. пересекло линию Государственной границы Российской Федерации на выход из территориальных вод Российской Федерации в ИЭЗ Российской Федерации.

О намерении ДД.ММ.ГГГГ в 10 час. 30 мин. (время кмч) в координатах 51°03,4? с.ш. 156°20,9?в.д. осуществить выход из территориальных вод Российской Федерации капитаном ПЗ «Планета» ФИО6ДД.ММ.ГГГГ в 08 час. 47 мин. подано сообщение «Выход из ТВ за час», успешно полученное почтовым сервером ПУ ФСБ России по Камчатскому краю, что подтверждается ответным сообщением, написанным ДД.ММ.ГГГГ в 09 час. 00 мин. (л.д.19).

Как указывалось ранее, в соответствии со свидетельством о праве собственности, судно ПЗ «Планета» является рыболовным.

Порядок пересечения государственной границы Российской Федерации лицами и транспортными средствами регулируется ст. 9 Закона о Государственной границе.

Охрана Государственной границы является составной частью защиты Государственной границы и осуществляется пограничными органами, входящими в состав федеральной службы безопасности, в пределах приграничной территории, Вооруженными Силами Российской Федерации в воздушном пространстве и подводной среде и другими силами (органами) обеспечения безопасности Российской Федерации в случаях и в порядке, определяемых законодательством Российской Федерации (абз. 5 ст. 3 Закона о Государственной границе).

В соответствии с ч. 21 ст. 9 Закона о Государственной границе российские суда, убывающие из российских портов или морских терминалов в целях торгового мореплавания во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне и (или) на континентальном шельфе Российской Федерации с последующим прибытием в российские порты или морские терминалы либо в иных случаях, установленных Правительством Российской Федерации, могут неоднократно пересекать Государственную границу без прохождения пограничного, таможенного (в части совершения таможенных операций, связанных с прибытием (убытием) судов) и иных видов контроля при условии выполнения требований к оснащению судов техническими средствами контроля, обеспечивающими постоянную автоматическую передачу информации о местоположении судна, и (или) другими техническими средствами контроля местоположения судна и при условии уведомления пограничных органов о намерении пересечь Государственную границу и передачи в пограничные органы данных о местоположении таких судов.

Правила уведомления пограничных органов о намерении пересечь Государственную границу судами, указанными в части двадцать первой настоящей статьи, и правила передачи в пограничные органы данных о местоположении судов, указанных в частях двадцать первой и двадцать второй настоящей статьи, устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч. 23 ст. 9 Закона о Государственной границе).

Таким образом, согласно действующей редакции ч. 21 ст. 9 Закона о Государственной границе, необходимыми условиями для возможности неоднократного пересечения Государственной границы без прохождения пограничного (таможенного) контроля является оснащение судна средствами технического контроля, позволяющими передавать информацию о местоположении судна, а также направление соответствующего уведомления в органы пограничного контроля о намерении пересечь Государственную границу. При этом названный Закон не регламентирует правила выполнения этого условия, содержит бланкетную норму, указывающую, что правила такого уведомления устанавливаются Правительством Российской Федерации.

На момент совершения вмененного РК им. ФИО3 административного правонарушения действовало лишь постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, которым утверждены Правила уведомления пограничных органов о намерении пересечь государственную границу Российской Федерации российскими судами, имеющими право на неоднократное пересечение государственной границы Российской Федерации без прохождения пограничного, таможенного (в части совершения таможенных операций, связанных с прибытием (убытием) судов) и иных видов контроля (далее – Правила уведомления).

Настоящие Правила уведомления устанавливают порядок уведомления пограничных органов о намерении пересечь государственную границу Российской Федерации российскими судами, имеющими право на неоднократное пересечение государственной границы Российской Федерации без прохождения пограничного, таможенного (в части совершения таможенных операций, связанных с прибытием (убытием) судов) и иных видов контроля (далее - российские суда), осуществляющими плавание между российскими портами или морскими терминалами, а также убывающими во внутренние морские воды или в территориальное море Российской Федерации в целях торгового мореплавания (за исключением деятельности, связанной с использованием судов для рыболовства) с последующим прибытием в российские порты, а равно в иных случаях, установленных Правительством Российской Федерации (п. 1 Правил).

Как следует из п. 1 Правил уведомления, в нем прямо закреплено, что Правила устанавливают порядок уведомления за исключением деятельности, связанной с использованием судов для рыболовства, то есть не распространяется на суда, осуществляющие рыболовство.

Правительством Российской Федерации до настоящего времени не приняты нормативные акты, устанавливающие правила уведомления пограничных органов о намерении пересечь государственную границу Российской Федерации российскими судами, имеющими право на неоднократное пересечение государственной границы Российской Федерации без прохождения пограничного, таможенного (в части совершения таможенных операций, связанных с прибытием (убытием) судов) и иных видов контроля в отношении российских судов, осуществляющих рыболовство.

Согласно исследованным материалам дела, РК им. ФИО3 посредством судна «Планета» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ осуществляло рыболовство и на него не распространялись Правила уведомления, в том числе, в части направления Уведомления о намерении пересечь государственную границу РФ российским судном, имеющим право на неоднократное пересечение государственной границы РФ без прохождения пограничного, таможенного (в части совершения таможенных операций, связанных с прибытием (убытием) судов) и иных видов контроля, по форме установленной Приложением к Правилам уведомления, не позднее чем, за 24 часа до выхода российского судна из порта, из которого планируется убытие российского судна в целях неоднократного пересечения государственной границы РФ.

Как указал в жалобе председатель РК им. ФИО3ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ принят Временный порядок уведомления пограничных органов о намерении пересечь государственную границу Российской Федерации судами рыбопромыслового флота, имеющими право на неоднократное пересечение государственной границы Российской Федерации без прохождения пограничного, таможенного и иных видов контроля и передачи в пограничные органы данных об их местоположении (далее – Временный порядок), подписанный заместителем руководителя Федерального агентства по рыболовству, а также заместителем руководителя Службы – руководитель департамента береговой охраны Пограничной службы ФСБ России. Временным порядком предложено руководствоваться положениями Правил (утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 863), с учетом особенностей порядка уведомления в отношении судов, осуществляющих рыболовство. До выхода такого российского судна из порта, из которого планируется убытие данного судна в район осуществления рыболовства, уведомление о намерении пересечь государственную границу Российской Федерации должно быть направлено заявителем в пограничный орган, в зоне ответственности которого находится порт, не позднее, чем за 24 часа до выхода судна из порта. Уведомление предоставляется по форме, указанной в приложении к Правилам уведомления. Вместо маршрута плавания указывается маршрут в район осуществления рыболовства, вместо плана перехода прилагаются сведения о районе осуществления рыболовства и планируемый маршрут следования судна в указанный район. При наличии изменений данных, указанных в уведомлении, заявитель направляет новое уведомление.

Следует отметить, что Временный порядок официально не опубликован, не зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ, поэтому не является нормативным актом, по своему характеру является рекомендацией, то есть не представляет собой нормативный акт обязательный для исполнения.

С целью разработки практики применения Временного порядка ДД.ММ.ГГГГ в г. Петропавловске-Камчатском состоялось совместное совещание с участием Министра рыбного хозяйства Камчатского края, представителей ПУ ФСБ России по Камчатскому краю, Камчатского филиала ФГБУ «ЦСМС», а также рыбопромышленников. Участники совещания решили до принятия правительством российской Федерации нормативного правового акта, регламентирующего уведомительный порядок пересечения государственной границы российской федерации российскими судами, осуществляющими рыболовство, в целях реализации ч. 21 ст. 9 закона о Государственной границе применять отдельные положения Временного порядка с учетом ряда особенностей. В частности, подачу уведомления предложено осуществлять не менее, чем за 4 часа до выхода судна из порта. Также оговорены особенности, касающиеся формы и содержания уведомления. Кроме того решено, что в течение всего периода следования судна при осуществлении рыболовства капитану судна необходимо уведомлять пограничные органы о каждом факте пересечения государственной границы Российской Федерации с указанием географических координат фактического нахождения российского судна, осуществляющего рыболовство, и производить об этом запись в судовом журнале.

Таким образом, Временный порядок и протокол совместного совещания не являются нормативными актами, устанавливающими правила уведомления пограничных органов рыбопромысловыми судами, имеющими право на неоднократное пересечение государственной границы Российской Федерации.

При изложенных выше обстоятельствах прихожу к выводу, что РК им. ФИО3ДД.ММ.ГГГГ в 11 час. 27 мин. при выходе судна ПЗ «Планета» из территориального моря Российской Федерации и пересечении в координатах 51°03,4? с.ш. 156°20,9?в.д. линии Государственной границы Российской Федерации исполнены требования, предусмотренные ч. 21 ст. 9 Закона о Государственной границе, поскольку судном ПЗ «Планета», оснащенным ТСК, осуществлялось рыболовство, уведомление ПУ ФСБ России по Камчатскому краю о намерении пересечь Государственную границу Российской Федерации в районе 61054 (Камчатско-Курильская подзона) направлялось ДД.ММ.ГГГГ в 08 час. 47 мин. (время кмч), заблаговременно до выхода судна из территориальных вод Российской Федерации.

Иных нормативно-правовых актов, устанавливающих правила уведомления пограничных органов рыбопромысловыми судами, имеющими право на неоднократное пересечение государственной границы Российской Федерации, вышеуказанные Правила для судов, в настоящее время и на момент выявленного события не имеется.

Поскольку отсутствует правовое регулирование порядка и сроков подачи уведомления судами рыбопромыслового флота, формы и содержания такого уведомления, порядка и сроков внесения изменений в указанное уведомление, отсутствует возможность прийти к однозначному выводу о том, что РК им. ФИО3ДД.ММ.ГГГГ в 11 час. 27 мин., при изложенных в обжалуемом постановлении обстоятельствах, нарушило правила уведомления пограничных органов о намерении пересечь государственную границу Российской Федерации российскими судами, имеющими право на неоднократное пересечение государственной границы Российской Федерации без прохождения пограничного, таможенного (в части совершения таможенных операций, связанных с прибытием (убытием) судов) и иных видов контроля.

В соответствии со ст. 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

С учетом вышеизложенного, полагаю, что в действиях РК им. ФИО3 отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях

В силу п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению, в том числе, при отсутствии состава административного правонарушения.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Принимая во внимание установленные в ходе рассмотрения жалобы председателя РК им. ФИО3ФИО4 фактических обстоятельств административного правонарушения, прихожу к выводу об отмене обжалуемого постановления госинспектора 3 ООРКМ в отношении РК им. ФИО3 и прекращении производства по делу на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.8. Кодекса РФ об административных правонарушениях,

РЕШИЛ:

Жалобу председателя РК им. ФИО3ФИО4 – удовлетворить.

Постановление государственного инспектора РФ по государственному контролю в сфере охраны морских биоресурсов 3 отделения ОРКМ ПУ ФСБ России по восточному арктическому району от ДД.ММ.ГГГГ о признании Рыболовецкого колхоза им. ФИО3 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, - отменить.

Производство по настоящему делу прекратить, на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.

Судья Р.П. Лаевская