ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-409/16 от 24.10.2016 Заволжского районного суда г. Ульяновска (Ульяновская область)

Дело № 12-409/16

Р Е Ш Е Н И Е

24 октября 2016 года город Ульяновск

Судья Заволжского районного суда города Ульяновска Высоцкая А.В.,

при секретере ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора магазина АО «Гулливер» ФИО2 на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области ФИО3 от 29.08.2016 , по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.9.16 КоАП РФ, в отношении директора магазина АО «Гулливер» ФИО2,

УСТАНОВИЛА:

Постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области ФИО3 от 29.08.2016 директор магазина АО «Гулливер» ФИО2 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.9.16 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 руб.

В вину указанному должностному лицу вменено то, что 20.04.2016 в продаже магазина АО «Гулливер», расположенного по адресу: г.Ульяновск, <адрес>, находились лампы накаливания торговой марки Philips в количестве 35 штук производства, согласно маркировке, Польши и Республики Беларусь. Так, лампы накаливания <данные изъяты> мощностью 60W (с цоколем Е14) по цене 39,90 рублей производства Польши в количестве 12 штук не были маркированы единым знаком обращения на рынке государств - членов Таможенного союза, на лампах накаливания <данные изъяты> мощностью 60W (с цоколем Е27) по цене 59,90 рублей в количестве 5 штук не был указан класс энергетической эффективности. Указанные обстоятельства нарушают положения п.3 ст.3 Технического регламента Таможенного союза «О безопасности низковольтного оборудования» <данные изъяты>, согласно которым низковольтное оборудование, не маркированное единым знаком обращения на рынке государств - членов Таможенного союза, не допускается к выпуску в обращение на рынке.

Не согласившись с данным постановлением, директор магазина АО «Гулливер» ФИО2 в жалобе просит его отменить, как незаконное, производство по делу прекратить ввиду отсутствия состава административного правонарушения. В обоснование доводов жалобы указывает, что в день проверки она была уведомлена о проведении проверки по соблюдению законодательства, регулирующего оборот продовольственных товаров, а также ценообразование на них, однако проверка проводилась и в отношении непродовольственных товаров. Маркировка единым знаком обращения на рынке государств – членов Таможенного союза имелась на самой лампе на стекле, однако проверяющим лицом данное обстоятельство не учтено. Кроме того, упаковка ламп накаливания <данные изъяты> мощностью 60W (с цоколем Е14) по цене 39,90 руб. производства Польши имела маркировку знаком соответствия национальным стандартам (РСТ), и реализовывались в течение срока их службы. Знак РСТ предоставляет информацию покупателю продукции о том, что она сертифицирована. Согласно п.3.4 Решения Комиссии Таможенного союза от 16.08.2011 №768, обращение продукции, выпущенной в обращение в период действия документов об оценке (подтверждения) соответствия, указанных в подпункте 3.3. настоящего Решения, допускается в течение срока службы продукции, установленного в соответствии с законодательством государств – членов Таможенного союза. Проверяющим лицом также не отмечено, что в маркировке на упаковке ламп накаливания <данные изъяты> мощностью 60W (с цоколем Е27) по цене 59,90 руб. имелось слово «<данные изъяты>», что означает, что лампы рефлекторные, в связи с чем, класс энергетической эффективности на данных лампах не указывается.

Лицо, привлекаемое к административной ответственности - директор магазина АО «Гулливер» ФИО2 в судебном заседании доводы, изложенные в жалобе, поддержала в полном объеме, дополнительно суду пояснила, что на дату проверки ламп накаливания <данные изъяты> мощностью 60W (с цоколем Е27) по цене 59,90 руб. в продаже магазина не имелось, что подтверждается сведениями об остатке товара в виде ламп накаливания на 20.04.2016 и товарными накладными.

Представитель лица, привлекаемого к административной ответственности, ФИО4, допущенная к участию в деле на основании письменного ходатайства ФИО2, в судебном заседании настаивала на удовлетворении жалобы.

Представитель органа, вынесшего постановление о привлечении должностного лица к административной ответственности, ФИО5 (доверенность от 06.10.2016, выдана сроком на 1 год) в судебном заседании просил оставить постановление от 29.08.2016 без изменения, а жалобу директора магазина АО «Гулливер» ФИО2 без удовлетворения.

Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела, заслушав участников процесса, прихожу к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно ч.ч.1, 3 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Частью 2 статьи 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за реализацию товаров без информации о классе их энергетической эффективности, иной обязательной информации об энергетической эффективности в технической документации, прилагаемой к товарам, в их маркировке, на их этикетках в случае, если наличие такой информации является обязательнымобязательным, и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.

В ч. 2 ст. 10ч. 2 ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей» предусмотрено, что информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать, в том числе, информацию об энергетической эффективности товаров, в отношении которых требование о наличии такой информации определено в соответствии с законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

Согласно ч. 1 ст. 10 ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» производимые на территории Российской Федерации товары, импортируемые в Российскую Федерацию для оборота на территории Российской Федерации товары должны содержать информацию о классе их энергетической эффективности в технической документации, прилагаемой к этим товарам, в их маркировке, на их этикетках. В отношении бытовых энергопотребляющих устройств требование распространяется с 01 января 2011 года. Начиная с даты, определенной в соответствии с ч. 1 настоящей статьич. 1 настоящей статьи, производители, импортеры обязаны указывать информацию о классе энергетической эффективности товаров в технической документации, прилагаемой к товарам, в их маркировке, на их этикетках (ч. 6 ст. 10ч. 6 ст. 10 Закона).

Согласно ч. 5 ст. 10 приведенного Закона, включение информации о классе энергетической эффективности товара в техническую документацию, прилагаемую к товару, в его маркировку, нанесение этой информации на его этикетку осуществляются в соответствии с правилами, утвержденными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В приложении к Постановлению Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 №1222 «О видах и характеристиках товаров, информация о классе энергетической эффективности которых должна содержаться в технической документации, прилагаемой к этим товарам, в их маркировке, на их этикетках, и принципах правил определения производителями импортерами класса энергетической эффективности товара» в перечнеперечне товаров указаны лампы накаливания мощностью до 100 Вт.

Правила включения информации о классе энергетической эффективности товара в техническую документацию, прилагаемую к товару, в его маркировку и нанесения этой информации на его этикетку, утверждены Приказом Минпромторга РФ от 07.09.2010 №768.

Решением Комиссии Таможенного союза от 16.08.2011 №768 в целях установления на единой таможенной территории Таможенного союза единых обязательных для применения и исполнения требований к низковольтному оборудованию, обеспечения свободного перемещения низковольтного оборудования, выпускаемого в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза, принят технический регламент Таможенного союза «О безопасности низковольтного оборудования».

В силу п.3 ст.3 приведенного технического регламента, низковольтное оборудование, не маркированное единым знаком обращения на рынке государств - членов Таможенного союза, не допускается к выпуску в обращение на рынке.

Как следует из материалов дела, в результате проведенной 20.04.2016 прокуратурой Заволжского района г.Ульяновска проверки соблюдения магазином АО «Гулливер», расположенном по адресу: г.Ульяновск, <адрес>, законодательства, регламентирующего правила хранения и реализации продовольственных и иных товаров, установлено, что на момент проверки в продаже находились лампы накаливания торговой марки Philips в количестве 35 штук, производства, согласно маркировке, Польши и Республики Беларусь. Лампы накаливания <данные изъяты> мощностью 60W (с цоколем Е14) по цене 39,90 руб. производства Польши в количестве 12 штук не были маркированы единым знаком обращения на рынке государств - членов Таможенного союза; на лампах накаливания <данные изъяты> мощностью 60W (с цоколем Е27) по цене 59,90 руб. в количестве 5 штук не был указан класс энергетической эффективности. Указанные обстоятельства нарушают положения п.3 ст.3 Технического регламента Таможенного союза «О безопасности низковольтного оборудования» <данные изъяты>, согласно которым низковольтное оборудование, не маркированное единым знаком обращения на рынке государств - членов Таможенного союза, не допускается к выпуску в обращение на рынке.

Таким образом, являясь должностным лицом, исполняя обязанности директора магазина АО «Гулливер» ФИО2, допущена реализация товаров без информации о классе их энергетической эффективности, иной обязательной информации об энергетической эффективности в технической документации, прилагаемой к товарам, в их маркировке, на этикетках, наличие которой, в силу положений п.3 ст.3 Технического регламента Таможенного союза «О безопасности низковольтного оборудования» TP TC004/2011, является обязательным. Тем самым указанным должностным лицом совершено административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрено ч.2 ст.9.16 КоАП РФ.

Данные обстоятельства подтверждаются постановлением прокурора Заволжского района г.Ульяновска о возбуждении дела об административном правонарушении от 11.05.2016, объяснением, данным ФИО2 11.05.2016, в котором она подтверждает, что выявленные в рамках проверки прокуратурой района 20.04.2016 нарушения законодательства в магазине АО «Гулливер по адресу: г.Ульяновск, <адрес>, имели место быть, вину в совершении административного правонарушения она признает, указывает, что все выявленные нарушения закона устранены посредством установления в магазине устройства для проверки качества ламп накаливания, а также посредством снятия с продажи ламп накаливания <данные изъяты> мощностью 60W (с цоколем Е27) по цене 59,90 руб. и возврата их поставщику.

Доводы жалобы о том, что проверяющим лицом не отмечено наличие на маркировке на упаковке ламп накаливания <данные изъяты> мощностью 60W (с цоколем Е27) по цене 59,90 руб. сведений, позволяющих отнести данные лампы к числу рефлекторных, относительно которых класс энергетической эффективности не указывается, суд отклоняет, как необоснованные, поскольку объективных доказательств в подтверждение данного факта суду не представлено, в рамках проведенной проверки на данное обстоятельство должностным лицом указано не было, как не было и указано на дату вынесения обжалуемого постановления. По указанным основаниям фотоматериалы, приложенные к жалобе, также не могут быть приняты судом в качестве доказательств, подтверждающих указанные обстоятельства.

В судебном заседании лицом, привлекаемым к административной ответственности, заявлено о том, что на дату проверки ламп накаливания <данные изъяты> мощностью 60W (с цоколем Е27) по цене 59,90 руб. в продаже магазина не имелось. Между тем, суд находит данные доводы необоснованными, поскольку материалами проверки объективно подтверждается обратное, при этом на указанное обстоятельство не указывалось ни в рамках проверки (20.04.2016), ни на дату вынесения постановления (29.08.2016), ни при подаче настоящей жалобы (13.09.2016).

Таким образом, доводы, изложенные ФИО2 в жалобе, а также в судебном заседании, не могут служить основанием для отмены постановления и прекращения производства по делу.

Так, в силу требований ст. 26.1 КоАП РФ установлены: наличие события административного правонарушения, должностное лицо, не выполнившее в силу возложенных на него должностной инструкцией обязанностей по соблюдению правил продажи отдельных видов товаров, иных нормативных правовых документов, устанавливающих требования к осуществлению розничной торговли, виновность данного должностного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в ст. ст. 1.5, 1.6 КоАП РФ, при привлечении ФИО2 к административной ответственности по ч.2 ст.9.16 КоАП РФ, не допущено.

Административное наказание назначено должностному лицу в пределах минимальной санкции ч.2 ст.9.16 КоАП РФ. Оснований для изменения назначенного наказания не имеется.

Вопреки доводам жалобы оспариваемое постановление соответствует нормам административного законодательства, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.

Каких-либо нарушений прав должностного лица при привлечении к административной ответственности, влекущих отмену постановления, по делу допущено не было.

Постановление по делу об административном правонарушении от 29.08.2016 является законным и обоснованным, в силу чего подлежит оставлению без изменения, а жалоба директора магазина АО «Гулливер» ФИО2 – без удовлетворения.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.6–30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л А:

Постановление заместителя руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области ФИО3 от 29.08.2016 о привлечении директора магазина АО «Гулливер» ФИО2 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу директора магазина АО «Гулливер» ФИО2 – без удовлетворения.

Судья А.В. Высоцкая