ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-40/18 от 07.05.2018 Усти-кутския городского суда (Иркутская область)

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление

по делу об административном правонарушении

7 мая 2018 года в г. Усть-Куте № 12-40/18

Судья Усть-Кутского городского суда Иркутской области Бунаева Л.Д., единолично, при участии законного представителя Кичий Л.Г., её представителя Таюрской А.А., в открытом судебном заседании в зале судебных заседаний городского суда рассмотрев

жалобу директора МОУ СОШ с. Ния УКМО Кичий Любови Георгиевны на постановление по делу об административном правонарушении от 22 февраля 2018г. № ЮЛ/К-012/18-16-11

по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 6.7 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации

в отношении юридического лица - муниципального общеобразовательного учреждения Средней общеобразовательной школы с. Ния Усть-Кутского муниципального образования Иркутской области (сокращенно МОУ СОШ с. Ния УКМО, далее – МОУ либо Учреждение) юридический адрес: 666763, Иркутская область, Усть-Кутский район, п. Ния, ул. Тбилисская, 4, фактический адрес: 666763, Иркутская область, Усть-Кутский район, п. Ния, ул. Тбилисская, 4,

привлеченного к административной ответственности к административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 (тридцать тысяч) рублей,

проверив законность и обоснованность вынесенного постановления,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением и.о. начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Иркутской области в г. Усть-Куте, Усть-Кутском, Казачинско-Ленском и Киренском районах – и.о. (заместитель) главного государственного санитарного врача по Иркутской области в г. Усть-Куте, Усть-Кутском, Казачинско-Ленском и Киренском районах П. Н.В. МОУ СОШ с. Ния УКМО признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.7 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

Директор школы Кичий Любовь Георгиевна, с данным постановлением не согласилась, обратилась с жалобой, в которой указала, что выводы Роспотребнадзора не основаны на законе и фактических обстоятельствах дела, полагала спорное постановление подлежащим отмене, представитель Таюрская Анна Александровна мнение законного представителя поддержала.

Представитель территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Иркутской области в Казачинско-Ленском и Киренском районах П.Н. жалобу не признала, просила в удовлетворении требований заявителя отказать.

Выслушав участников, исследовав представленные доказательства, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с частями первой, второй и третьей статьи 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина; лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП РФ, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело; лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к указанной статье.

Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

В соответствии с положениями ст. 26.2, ст. 26.11 КоАП РФ судья устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица в его совершении на основании доказательств, оценка которых производится на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств в совокупности.

В соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Согласно части 1 статьи 6.7 КоАП РФ, административная ответственность наступает за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям отдыха и оздоровления детей, их воспитанию и обучению (в ред. Федерального закона от 05.06.2012 N 52-ФЗ), за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям отдыха и оздоровления детей, их воспитанию и обучению, к техническим, в том числе аудиовизуальным, и иным средствам воспитания и обучения, к учебной мебели, а также к учебникам и иной издательской продукции; в отношении юридических лиц предусматривается административный штраф в размере от тридцати до семидесяти тысяч рублей.

Согласно п. 11.1, п. 11.2, п. 11.4 и п. 13.1 СанПиН 2.4.2.2821-10 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» во всех общеобразовательных организациях должно быть организовано медицинское обслуживание учащихся; медицинские осмотры обучающихся в общеобразовательных организациях и воспитанников подразделений дошкольного образования следует организовывать и проводить в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения, обучающиеся допускаются к занятиям в общеобразовательной организации после перенесенного заболевания только при наличии справки врача-педиатра, во всех видах общеобразовательных организаций организуется работа по профилактике инфекционных и неинфекционных заболеваний; Руководитель общеобразовательной организации является ответственным лицом за организацию и полноту выполнения настоящих санитарных правил.

Согласно п. 3.3 СП 3.1.2.3114-13 «Профилактика туберкулеза» при обнаружении во время обследования пациента признаков, указывающих на возможное заболевание туберкулезом, в целях постановки окончательного диагноза он направляется в специализированную медицинскую организацию по профилю "фтизиатрия" по месту жительства.

Согласно п. 4.12, п. 4.18 СП 3.1.2.3114-13 «Профилактика туберкулеза» по эпидемиологическим показаниям (независимо от наличия или отсутствия признаков заболевания туберкулезом) профилактические медицинские осмотры проходят 2 раза в год; ответственность за организацию прохождения профилактических медицинских осмотров на туберкулез возлагается на руководство организации по месту работы, учебы лиц, подлежащих профилактическому медицинскому осмотру на туберкулез.

Согласно материалов дела об административном правонарушении, постановлением от 22 февраля 2018 года МОУ признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и Учреждению назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей за допущенные нарушения требований п.п. 11.1, п. 11.2, п. 11.4 и п. 13.1 СанПиН 2.4.2.2821-10 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», п. 4.12, п. 4.18 СП 3.1.2.3114-13 «Профилактика туберкулеза», п. 15.1 СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней», ст.ст. 28, 29, 34, 35 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", п. 4 ст. 8 Федерального Закона от 18.06.2001 № 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации», п.п. 11.8, 13.1 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», п. 4.13, п. 4.18 СП 3.1.2.3114-13 «Профилактика туберкулеза», п. 7.1, п. 7.4, п. 7.6 СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней», ч. 2 ст. 5 Федерального Закона от 17.09.98 года № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», п. 8.1. СП 3.1.2.3109-13 «Профилактика дифтерии», п. 6.2. СП 3.1.2952-11 «Профилактика кори, краснухи и эпидемического паротита», п. 8.3., п. 11.2 СП 3.1.2.3117-13 «Профилактика гриппа и других острых респираторных вирусных инфекций», п. 18.1, п. 18.8 СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней», п. 8.3.1 СП 3.1.958-00 «Профилактика вирусных гепатитов. Общие требования к эпидемиологическому надзору за вирусными гепатитами», п. 8.4.2 СП 3.1.1.2341-08 «Профилактика вирусного гепатита «В», п. 2 статьи 5 Федерального закона от 17 сентября 1998 года N 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», раздела VI СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней».

В судебном заседании законный представитель МОУ Кичий Л.Г. пояснила, что школа находится в сельской местности, в школе нет медицинского кабинета, и организация медицинского обслуживания производится в амбулатории с. Ния Усть-Кутской РБ на основании соответствующего договора с Усть-Кутской РБ.

16 октября 2017 года работниками амбулатории с. Ния в школе всем учащимся была проведена проба Манту, каких-либо уведомлений в адрес школы о том, что учащиеся имеют положительную реакцию на Манту, уведомлений о необходимости отстранения учащихся от занятий до заключения фтизиатра, от амбулатории с. Ния не поступило.

Результаты проб Манту школе не направлялись, директор школы в известность о положительных результатах проб Манту учеников Б. и А. не ставилась.

О том, что работников школы необходимо отправлять на медицинский осмотр, не знала; о том, что дети больны, узнала от матери самих заболевших детей; не знала, что обязанность контроля проведения профилактических прививок исполняется директором; отсутствие медицинских книжек работников М. и М. имеет уважительные причины, считает, что указанные обстоятельства являются основанием для отмены постановления.

Представитель заявителя Таюрская Анна Александровна пояснила, что медицинский работник, заподозривший лиц в заболевании туберкулезом, в течение двух часов сообщает об этом по телефону, затем в течение 12 часов в письменной форме по месту жительства и месту работы, однако последний этого не предпринял.

Представитель территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Иркутской области в Казачинско-Ленском и Киренском районах П. Н.В. и главный специалист –эксперт того же органа С. пояснили, что 16 января 2018г. должностными лицами территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Иркутской области в г. Усть-Куте, Усть-Кутском, Казачинско-Ленском и Киренском районах на основании распоряжения № 1 от 10 января 2018 года проведено эпидемиологическое расследование случаев заболевания туберкулезом среди учащихся МОУ СОШ с. Ния УКМО, в ходе которого установлен факт отсутствия документа, подтверждающего, что в общеобразовательном учреждении МОУ СОШ с. Ния УКМО организовано медицинское обслуживание учащихся, которым определен порядок организации медицинского обслуживания учащихся и проведения мероприятий по профилактике инфекционных заболеваний, не представлены (отсутствовали) документы, подтверждающие выполнение требований санитарного законодательства по медицинскому обслуживанию учащихся, в том числе по проведению противоэпидемических мероприятий по случаю регистрации очага туберкулеза.

Свидетель С., являющаяся главным специалист-экспертом территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Иркутской области в г. Усть-Куте, Усть-Кутском, Казачинско-Ленском и Киренском районах, пояснила, что на основании полученных экстренных извещений от 09 января 2018 г. о случаях заболевания туберкулезом в активной форме у детей, посещающих МОУ СОШ с. Ния УКМО Иркутской области, была произведена проверка образовательного учреждения. Дети заболели в октябре 2017 года, по состоянию на 16 января 2018 года директор школы мер для реагирования на данную ситуацию не принимала, как и фельдшер медицинской амбулатории.

Договор о совместной деятельности по организации охраны здоровья обучающихся с ОГБУЗ «Усть-Кутская РБ», представителям Роспотребнадзора представлен не был. В ходе проверки выявлено, что сотрудники школы также не собирались проходить осмотр, количество предъявленных медицинских книжек не соответствовало фактическому числу работников, выявлено нарушение сроков прохождения флюорографического обследования работников, к работе допущены четыре человека без профилактических прививок от дифтерии и столбняка, отсутствовали сведения в отношении трех человек о своевременном проведении профилактических прививок против вирусного гепатита В, восемь человек работали без сведений о своевременном проведении профилактических прививок против кори; один человек - без сведений о своевременном проведении профилактических прививок краснухи; 27 человек - без сведений о своевременном проведении профилактических прививок против гриппа, о чем был составлен акт обследования и составлен протокол об отсутствии контроля со стороны руководителя.

Анализ истребованных материалов показал, что согласно распоряжения главного специалиста-эксперта территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Иркутской области в г. Усть-Куте, Усть-Кутском, Казачинско-Ленском и Киренском районах С. от 10 января 2018г. о проведении эпидемиологического расследования очага инфекционного (паразитарного) заболевания на основании экстренных извещений, полученных из филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Иркутской области» от 09 января 2018г. № 30 и № 31 в целях установления причин и условий возникновения случаев заболевания туберкулезом, предупреждения их возникновения и распространения, среди учащихся МОУ СОШ с. Ния УКМО в период с 10 января 2018г. проведено эпидемиологическое расследование, копия распоряжения 16 января 2018г. получена директором школы Кичий Л.Г.

Согласно акта санитарно-эпидемиологического обследования МОУ СОШ с. Ния УКМО от 16 января 2018г. в МОУ СОШ с. Ния УКМО по факту выявления туберкулеза у детей, учащихся 7 и 8 классов руководителем образовательного учреждения не организовано проведение флюорографического осмотра сотрудников, находящихся в контакте в очаге туберкулеза по эпидемическим показателям, не организован осмотр детей фтизиатром, не проводились противоэпидемические мероприятия, отсутствует договор о совместной деятельности ОГБУЗ «Усть-Кутская РБ», отсутствуют документы, подтверждающие допуск детей в учреждение с заключением фтизиатра, приведены и иные сведения, свидетельствующие о нарушениях санитарно-эпидемиологического законодательства; копия акта вручена директору школы Кичий Л.Г., замечаний не поступило.

Согласно протокола об административном правонарушении от 29 января 2018 года № муниципальное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа с. Ния Усть-Кутского муниципального образования Иркутской области совершило административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 6.7 КоАП РФ, выразившееся в нарушении санитарно-эпидемиологических требований к условиям отдыха и оздоровления детей, их воспитания и обучения, к техническим, в том числе аудиовизуальным, и иным средствам воспитания и обучения, к учебной мебели, а также к учебникам и иной издательской продукции, нарушении ст. 28 Федерального закона от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», нарушении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

Согласно обжалуемого постановления по делу об административном правонарушении, - в месте осуществления хозяйственной деятельности МОУ СОШ с. Ния УКМО, т.е. в школе, расположенной в с. Ния Усть-Кутского района по ул. Тбилисская, 4, шестнадцатого января 2018 года в период с 11 до 14 часов Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Иркутской области в г. Усть-Куте, Усть-Кутском, Казачинско-Ленском и Киренском районах обнаружено нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям отдыха и оздоровления детей, их воспитания и обучения, к техническим, в том числе аудиовизуальным, и иным средствам воспитания и обучения, к учебной мебели, а также к учебникам и иной издательской продукции, нарушении ст. 28 Федерального закона от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», нарушении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

Между тем, согласно части 1 статьи 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении кроме должности, фамилии, имени, отчества должностного лица, наименования и состава коллегиального органа, вынесших постановление, их адреса, и иного, должно быть указано и мотивированное решение по делу.

Согласно частей 1 и 2 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Из материалов дела об административном правонарушении установлено, что согласно распоряжения главного специалиста-эксперта территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Иркутской области в г. Усть-Куте, Усть-Кутском, Казачинско-Ленском и Киренском районах С. от 10 января 2018г. о проведении эпидемиологического расследования очага инфекционного (паразитарного) заболевания на основании экстренных извещений, полученных из филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Иркутской области» от 09 января 2018г. № 30 и № 31, в целях установления причин и условий возникновения случаев заболевания туберкулезом, предупреждения их возникновения и распространения, среди учащихся МОУ СОШ с. Ния УКМО в период с 10 января 2018г. проведено эпидемиологическое расследование, о чем в материалах дела имеется акт проверки от 16 января 2018г., и другие документальные доказательства, однако последние не приведены в постановлении, не исследованы, оценка им не дана.

При таком положении, постановление по делу об административном правонарушении в отношении Учреждения не может быть признано законным и обоснованным, поэтому постановление необходимо отменить и возвратить материалы на новое рассмотрение должностному лицу, правомочному рассмотреть дело в связи с существенными нарушениями процессуальных требований КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения за нарушения законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности по части 1 статьи 6.7 КоАП РФ не истек.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.2 - 30.9 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л:

Жалобу законного представителя - директора МОУ СОШ с. Ния УКМО Кичий Любови Георгиевны, удовлетворить.

Постановление и.о. начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Иркутской области в г. Усть-Куте, Усть-Кутском, Казачинско-Ленском и <адрес>х – и.о. (заместитель) главного государственного санитарного врача по Иркутской области в г. Усть-Куте, Усть-Кутском, Казачинско-Ленском и Киренском районах П. Н.В. по делу об административном правонарушении № ЮЛ/К-012/18-16-11 от 22 февраля 2018г., - отменить.

Возвратить материалы дела на новое рассмотрение должностному лицу, правомочному рассмотреть дело, в связи с существенными нарушениями процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ.

Решение может быть обжаловано в порядке ст. 30.9 КоАП РФ.

Судья Л.Д. Бунаева