ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-40/18 от 09.02.2018 Братского городского суда (Иркутская область)

Р Е Ш Е Н И Е

г. Братск 09 февраля 2018 года

Судья Братского городского суда Иркутской области Орлова О.В., рассмотрев административный материал № 12-40/2018 по жалобе управляющего директора ПАО «РУСАЛ Братск» ФИО1 на постановление мирового судьи судебного участка № 44 Центрального района г.Братска Иркутской области от 18.12.2017 года о назначении административного наказания по ст. 15.33.2 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением мирового судьи судебного участка № 44 Центрального района г. Братска Иркутской области от 18.12.2017 года должностное лицо – управляющий директор ПАО «РУСАЛ Братск» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.33.2 КоАП РФ, и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 300 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением мирового судьи, управляющий директор ПАО «РУСАЛ Братск» ФИО1 обратился в Братский городской суд Иркутской области с жалобой, в которой просит постановление отменить, производство по делу об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 15.33.2 КоАП РФ, в отношении него прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.

В обоснование жалобы заявитель указал, что основанием для вынесения постановления от 18.12.2017 года явился тот факт, что им не приняты все зависящие от него меры по предупреждению совершения административного правонарушения. Однако, существование альтернативных способов подачи сведений по форме СЗВ-М не является свидетельством отсутствия принятых мер. Суд при вынесении постановления об административном наказании руководствовался п.2 ст. 8 Федерального закона №27-ФЗ, согласно пп.2 которого, указанные сведения могут представляться как в виде документов в письменной форме, так и в электронной форме (на магнитных носителях или с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг) при наличии гарантий их достоверности и защиты от несанкционированного доступа и искажений. Между тем, статья 8 Федерального закона № 27-Ф3 также содержит норму о невозможности подачи таких сведений, кроме как через специализированные информационно-телекоммуникационные сети, в случае предоставления сведений на 25 и более работающих в организации застрахованных лиц. Форма СЗВ-М утверждена Постановлением Правления ПФР от 1 февраля 2016 г. N 83п. Ее электронный формат утвержден Постановлением Правлением ПФР от 7 декабря 2016 г. № 1077п. Списочная численность застрахованных лиц ПАО «РУСАЛ Братск» составляет более 6000 человек. Нарушение способа представления формы СЗВ-М, то есть если, подача сведений на 6000 человек на бумажном носителе, тогда как требуется их сдать в электронном виде, влечет наложение штрафа в размере 1 000 руб. Данная норма урегулирована ст. 17 Федерального Закона N 27-ФЗ. Предоставление указанного отчета ПАО «РУСАЛ Братск» на альтернативном носителе (в бумажном виде) явилось бы нарушением законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном ) учете.

Таким образом, судом при вынесении постановления неверно применены нормы права, следовательно, имеются основания для его отмены.

На рассмотрение жалобы должностное лицо - управляющий директор ПАО «РУСАЛ Братск» ФИО1 не явился, будучи извещен надлежащим образом о дате времени и месте рассмотрения дела.

Изучив жалобу, исследовав материалы дела, считаю жалобу подлежащей удовлетворению, по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Согласно ч. 1 и ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении рассматривается судьей, должностным лицом единолично. Судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

Согласно ст. 24.1 КоАП РФ одной из задач производства по делу об административном правонарушении является разрешение дела в соответствии с законом.

Статьей 15.33.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за непредставление в установленный законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования срок либо отказ от представления в органы Пенсионного фонда Российской Федерации оформленных в установленном порядке сведений (документов), необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде.

Субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.33.2 КоАП РФ, является должностное лицо.

Согласно ст. 2.4 КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В силу части 4 статьи 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Указанные положения получили развитие в пункте 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", согласно которому при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в статье 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу. Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.

Как усматривается из материалов дела, заместителем начальника Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Братске и Братском районе составлен протокол об административном правонарушении в отношении ФИО1 о том, что он, являясь управляющим директором ПАО «РУСАЛ Братск», 16.06.2017 года будучи должностным лицом, зная о правилах, установленных законодательством РФ, ответственным за соблюдение этих правил, допустил непредставление в установленный законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования сроке за май 2017. Форму СЗВ-М за май 2017 необходимо было представить не позднее 15.06.2017. Таким образом, в действиях ФИО1 содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.33.2 КоАП РФ. Сведения персонифицированного учета за май 2017 представлен электронно 16.06.2017.

Постановлением мирового судьи судебного участка № 44 Центрального района г. Братска Иркутской области от 18.12.2017 года должностное лицо – управляющий директор ПАО «РУСАЛ Братск» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.33.2 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 300 рублей.

При вынесении постановления, мировой судья исходил из того, что сведения на работников ПАО «РУСАЛ Братск», необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за май 2017 года, направлены обществом в электронном виде 16.06.2017, то есть с пропуском установленного срока их подачи. Представление сведений в электронном виде с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования (связи Интернет) является одним из предусмотренных законом способов представления указанных сведений. Доказательств принятия должностным лицом всех зависящих от него мер по предупреждению совершения административного правонарушения, а также доказательств наличия объективных препятствий для соблюдения требований законодательства, которые он не мог предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, а именно невозможности представить сведения в предусмотренный законом срок в условиях отсутствия связи Интернет, на бумажном или магнитном носителе, как предусмотрено п. 2 ст. 8 Федерального закона. N 27-ФЗ, в материалах дела не имеется, что свидетельствует о наличии в его действиях вины в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 15.33.2 КоАП РФ.

С таким выводом мирового судьи нельзя согласиться по следующим основаниям.

Согласно ст. 5 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения (за исключением сведений, предусмотренных пунктом 2.3 статьи 11 настоящего Федерального закона) о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы. Документы, содержащие указанные сведения, могут быть представлены в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг. Документы в электронной форме, содержащие указанные сведения, должны быть подписаны электронной подписью в соответствии с Федеральным законом от 6 апреля 2011 года N 63-ФЗ "Об электронной подписи". Вид электронной подписи и порядок ее проверки устанавливаются Пенсионным фондом Российской Федерации.

Сведения для индивидуального (персонифицированного) учета, представляемые в соответствии с настоящим Федеральным законом в органы Пенсионного фонда Российской Федерации, представляются в соответствии с порядком и инструкциями, устанавливаемыми Пенсионным фондом Российской Федерации. Формы и форматы сведений для индивидуального (персонифицированного) учета, порядок заполнения страхователями форм указанных сведений определяются Пенсионным фондом Российской Федерации.

Указанные сведения могут представляться как в виде документов в письменной форме, так и в электронной форме (на магнитных носителях или с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг) при наличии гарантий их достоверности и защиты от несанкционированного доступа и искажений.

Страхователь представляет сведения на 25 и более работающих у него застрахованных лиц (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы) за предшествующий отчетный период в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, который устанавливается Пенсионным фондом Российской Федерации. В таком же порядке могут представляться сведения страхователем менее чем на 25 работающих у него застрахованных лиц (включая заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы) за предшествующий отчетный период.

Согласно ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 2.2 настоящей статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации, а сведения, предусмотренные пунктом 2.3 настоящей статьи, - в налоговые органы по месту их учета.

Согласно ч. 2.2 ст. 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).

Из материалов дела, а также письменных пояснений ФИО1 следует, что Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Братске и Братском районе (далее - Пенсионный фонд) в июне 2017 года в отношении ПАО «РУСАЛ Братск» проведена проверка достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности предоставления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Закон), а также соблюдения порядка предоставления указанных сведений в форме электронного документа за май 2017 года.

По результатам проведенной проверки Пенсионным фондом выявлены нарушения в сфере законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, выразившиеся в несоблюдении обществом срока предоставления отчетности по форме СЗВ-М за май 2017 г. в отношении 6 430 застрахованных лиц - отчетность по форме СЗВ-М предоставлена ПАО «РУСАЛ Братск» в Пенсионный фонд по средствам телекоммуникационного канала связи 16.06.2017 года вместо установленного 15.06.2017 года, составлен Акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 21.06.2017 года *** (далее - Акт).

На основании Акта Пенсионным фондом в отношении ПАО «РУСАЛ Братск» вынесено Решение о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 01.08.2017 года, согласно которому общество привлечено к ответственности, предусмотренной ст. 17 Закона, в виде финансовой санкции в сумме 3215000 руб.

Вместе с тем, в период со 02.05.2017 года по 16.05.2017 года у общества отсутствовала объективная возможность представить сведения, предусмотренные пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ, за отчетный период май 2017 года.

Подготовка отчета СЗВ-М для отправки в Пенсионный фонд осуществляется ПАО «РУСАЛ Братск» путем формирования файла в системе 1С, переноса сформированного файла на флэш-носитель, загрузки сформированного файла с флэш-носителя в систему «КОНТУР» и последующей его отправки с использованием связи Internet.

Согласно постановлению об отказе в возбуждении уголовного дела от 12.06.2017 в п. Строитель в лесном массиве в 10 час. 45 мин. 02.06.2017 повреждена оптоволоконная оптическая линия связи. В результате чего ПАО «РУСАЛ Братск» осталось без доступа связи Internet, сети общего пользования, прямых связей с МЧС и РДУ.

Таким образом, в период с 02.06.2017 г. по 15.06.2017 г. система «КОНТУР» не работала в связи с отсутствием связи Internet.

Обслуживание кабельных линий связи, принадлежащих ПАО «РУСАЛ Братск» и обеспечивающих передачу данных, в том числе Internet, осуществляет ООО «ИТ-Сервис» по договору Абонентского обслуживания от 01.01.2015 года № ИТ-БР-06/15/РБ-Д-15-44-90.

16.06.2017 кабельная трасса ПАО «РУСАЛ Братск» - АТС - 43 восстановлена в полном объеме, восстановлены в полном объеме услуги по передаче данных в сеть Интернет, предоставляемые оператором Ростелеком, телефонная связь с выходом в сеть общего пользования, междугородняя и внутризоновая связь, корпоративная связь. По получении от ООО «ИТ-Сервис» уведомления (письма) о восстановлении линии связи ПАО «РУСАЛ Братск» направлена в Пенсионный фонд отчетность по форме СЗВ-М.

При изложенных обстоятельствах суд полагает, что общество сведения о застрахованных лицах (форма исходная), предусмотренные пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ, за отчетный период май 2017 года в форме электронного документа по телекоммуникационным каналам связи представило в орган Пенсионного фонда на один день позже установленного законом срока в силу обстоятельств, не зависящих от него.

Учитывая, что страхователем индивидуальные сведения по форме СЗВ-М за май 2017 представлены после истечения 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом – месяцем, представлены 16.06.2017, и отсутствие объективной возможности представить сведения о застрахованных лицах в установленный законом срок, суд приходит к выводу о том, что совершенное заявителем деяние не образует состав правонарушения, предусмотренного ст. 15.33.2 КоАП РФ, за совершение которого должностное лицо – управляющий директор ПАО «РУСАЛ Братск» ФИО1 признан виновным и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 300 рублей.

В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится постановление об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Отсутствие состава административного правонарушения отнесено п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ к обстоятельствам, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

При таких обстоятельствах, постановление мирового судьи судебного участка № 44 Центрального района г. Братска Иркутской области от 18.12.2017 года о назначении должностному лицу – управляющему директору ПАО «РУСАЛ Братск» ФИО1 административного наказания, предусмотренного ст. 15.33.2 КоАП РФ нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с прекращением производства по делу, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Руководствуясь ст.ст.30.6, 30.7 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л :

Жалобу управляющего директора ПАО «РУСАЛ Братск» ФИО1 удовлетворить.

Постановление мирового судьи судебного участка № 44 Центрального района г. Братска Иркутской области от 18.12.2017 года в отношении должностного лица – управляющего директора ПАО «РУСАЛ Братск» ФИО1 о признании его виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.33.2 КоАП РФ, и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 300 рублей - отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Решение суда вступает в законную силу немедленно.

Решение Братского городского суда Иркутской области может быть обжаловано в Иркутский областной суд с соблюдением требований, установленных КоАП РФ.

Судья: О.В. Орлова