ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-40/19 от 17.07.2019 Карталинского городского суда (Челябинская область)

Дело №12-40/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 июля 2019 года г. Карталы

Судья Карталинского городского суда Челябинской области Юрьев Ф.Г.,

при секретаре Шадриной И.О.,

с участием:

законных представителей юридического лица ООО «РИФ-Микромарамор» ФИО1, доверенность от ДД.ММ.ГГГГ, и ФИО2, доверенность от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда жалобу юридического лица ООО «Риф-Микромрамор» на постановление заместителя начальника Магнитогорского территориального отдела регионального государственного экологического надзора – старшего государственного экологического надзора – старшего государственного инспектора Челябинской области в области охраны окружающей среды ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении , которым

юридическое лицо ООО «Риф-Микромрамор», адрес: <адрес> оф.1, ИНН КПП , ОГРН , в лице директора ООО «Риф-Микромрамор» ФИО4,

подвергнуто на основании ст.8.1 КоАП РФ административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20000 рублей,

установил:

Постановлением заместителя начальника Магнитогорского территориального отдела регионального государственного экологического надзора – старшего государственного инспектора Челябинской области в области охраны окружающей среды ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ юридическое лицо ООО «Риф-Микромрамор» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 КоАП РФ, выразившегося в несоблюдении экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, вывозе из эксплуатации зданий, сооружений, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, а именно: ДД.ММ.ГГГГ, по адресу: <адрес> Магнитогорской природоохранной прокуратурой в ходе проведенной плановой проверки по соблюдению законодательства об охране атмосферного воздуха в период неблагоприятных метеоусловий, установлено, что ООО «Риф-Микромрамор», зарегистрированное ДД.ММ.ГГГГ за основным государственным регистрационным номером , поставленное на государственный учет в региональный государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду – площадкой , расположенной по адресу: <адрес>; и площадкой , расположенной по адресу: <адрес>, как объекты III категории негативного воздействия на окружающую среду в соответствии со свидетельством код П и П, и имеющее разрешение от ДД.ММ.ГГГГ. на выброс 15 вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на площадке и – на площадке в период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ, - в нарушение п.1 ст.34, п.п 1,2 ст.39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п. 3 ст.19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», п. 6 Порядка согласования мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеоусловий, утвержденный приказом Министерства экологии Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ, не обеспечило разработку и согласование с Министерством экологии Челябинской области мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в период неблагоприятных метеоусловий. Согласно раздела 6 «Расчетов рассеивания загрязняющих веществ в атмосферном воздухе» проекта нормативов ПДВ ООО «РИФ-Микромрамор» приземные концентрации загрязняющих веществ на границе санитарно-защитной зоны объекта негативного воздействия на окружающую среду составляют более 0,1 ПДК. При этом министерством экологии Челябинской области ДД.ММ.ГГГГ юридическому лицу ООО «РИФ-Микромрамор» вносилось предписание о разработке мероприятий по уменьшению выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух в период НМУ. ООО «РИФ-Микромрамор» до настоящего времени мероприятия по уменьшению вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в период НМУ не согласованы с министерством экологии Челябинской области.

В жалобе представитель ООО «Риф-Микромрамор» просит указанное постановление отменить, производство по делу прекратить, указывая, что объекты негативного воздействия на окружающую среду ООО «Риф-Микромрамор» являются площадка , расположенная по адресу: <адрес> и площадка , расположенная по адресу: <адрес>, которые являются объектами III категории негативного воздействия. ООО «Риф-Микромрамор» имеет действующее Разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого разрешается выброс 15 загрязняющих веществ на площадке , и 11 загрязняющих веществ на площадке в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Указанное разрешение выдано на основании разработанного, согласованного и утвержденного Проекта нормативов предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для ООО «Риф-Микромрамор». Согласно п. 11 ст.15 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», с ДД.ММ.ГГГГ для осуществления выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на объектах III категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, за исключением выбросов радиоактивных веществ, получение комплексного экологического разрешения и заполнение декларации о воздействии на окружающую среду не требуется. Согласно утвержденному Проекту нормативов предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух для ООО «Риф-Микромрамор», заявитель относится в III категории негативного воздействия на окружающую среду, а мероприятия по регулированию выбросов в периоды НМУ, согласно разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от ДД.ММ.ГГГГ, выданное Министерством экологии Челябинской области, разрабатываются только для предприятий I и II категории. Согласно ч.4 ст.22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», с ДД.ММ.ГГГГ нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов, за исключением радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), не рассчитываются для объектов III категории. Согласно п. 2 раздела 4 Методического пособия 2012 года, мероприятия по регулированию выбросов в периоды НМУ разрабатываются и заносятся в таблицу 4.1. «Проекта нормативов ПДВ», разрабатываются для хозяйствующих субъектов I и II категории. Согласно примечанию к данному пункту, для хозяйствующих субъектов, расположенных в городах (районах), по которым не разработаны схему прогноза наступления НМУ, составлять данный раздел в «Проекте ПДВ» нет необходимости. Министерством экологии Челябинской области в адрес ООО «Риф-Микромрамор» было вынесено предписание от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, пунктом 2 которого ООО «Риф-Микромрамор» было предписано разработать и представить на согласование в Министерство экологии Челябинской области мероприятия на НМУ. Во исполнение указанного Предписания, ООО «Риф-Микромрамор» разработало и направило на согласование в Министерство экологии Челябинской области мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в период НМУ, то есть ООО «Риф-Микромрамор» фактически выполнил требования п. 2 предписания. Материалы по согласованию плана мероприятий в периоды НМУ Министерством экологии Челябинской области были возвращены на доработку. После проведения мероприятий по доработке ООО «Риф-Микромрамор» повторно направил доработанные материалы. К тому же Министерство экологии Челябинской области, согласно п. 5 Порядка проведения работ по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ, размещает на сайте Министерства прогнозу периодов НМУ, полученные в соответствии с пунктом 3 настоящего порядка; осуществляет передачу органам местного самоуправления информации о прогнозам периодов НМУ; оказывает методическую помощь органам местного самоуправления по вопросам организации работ по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ; организует замеры, определяющие качество атмосферного воздуха в периоды НМУ, с использованием передвижной экологической лаборатории областного государственного казенного учреждения «Центр экологического мониторинга Челябинской области» в селитебной зоне населенных пунктов Челябинской области и информирует население о результатах замеров посредством размещения информации на сайте Министерства. При этом, в Еленинском сельском поселении Карталинского района Челябинской области данные работы Министерством экологии не проводятся. В связи с чем, в действиях ООО «Риф-Микромрамор» отсутствует состав правонарушения, предусмотренного ст. 8.1. КоАП РФ. Просят постановление по делу об административном правонарушении отменить, производство по делу прекратить.

Законные представители юридического лица ООО «Риф-Микромрамор» ФИО1 и ФИО2 доводы жалобы поддержали в полном объеме, ссылаясь на основания указанные в жалобе.

Представитель Магнитогорского территориального отдела регионального государственного экологического надзора министерства экологии Челябинской области в судебное заседание не явился, был надлежащим образом извещен о дате, времени и месте судебного заседания, просили рассмотреть дело без их участия, оставить постановление в силе, а жалобу ООО «РИФ-Микромрамор» без удовлетворения.

Заслушав явившихся представителей ООО «РИФ-Микромрамор», Проверив материалы дела и доводы жалобы, судья не находит оснований для отмены постановления по делу об административном правонарушении.

В соответствии со ст.30.7 КоАП РФ основанием для отмены постановления и прекращения производства по делу является наличие хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст.2.9, 24.5 КоАП РФ, таких обстоятельств по делу не установлено.

Статьей 8.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях устанавливается административная ответственность за несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов; несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, которая влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 1000 до 2000 рублей; на должностных лиц от 2000 до 5000 рублей; на юридических лиц – от 20000 до 100000 рублей.

Пунктами 1 и 3 статьи 19 Федерального закона от 04 мая 1999 года №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» установлено, что в городских и иных поселениях органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления организуют работы по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий.

При получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.

Информация о неблагоприятных метеорологических условиях представляется территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного экологического надзора, орган исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченный на осуществление регионального государственного экологического надзора, которые обеспечивают контроль за проведением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями согласованных мероприятий по уменьшению выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух на объектах хозяйственной и иной деятельности.

Порядок предоставления информации о неблагоприятных метеорологических условиях, требования к составу и содержанию такой информации, порядок ее опубликования и предоставления заинтересованным лицам устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в области охраны окружающей среды.

Приказом Минприроды Российской Федерации от 17.11.2011 N 899 утвержден Порядок предоставления информации о неблагоприятных метеорологических условиях, требований к составу и содержанию такой информации, порядка ее опубликования и предоставления заинтересованным лицам, предназначенный для использования заинтересованными лицами при регулировании выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в городских и иных поселениях в период неблагоприятных метеорологических условий (пункт 2, далее - Порядок).

Из пункта 3 Порядка следует, что заинтересованными лицами признаются, в числе прочих, юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, которые обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.

Пунктом 11 Порядка устанавливается, что информация о НМУ, составляемая по заказу органов государственной власти субъектов Российской Федерации и хозяйствующих субъектов (специализированная информация <*>) в целях организации в городском или ином поселении работ по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ, в том числе для отдельных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, предоставляется уполномоченными органами в соответствии с порядком проведения работ по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ, определяемым органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 статьи 19 Федерального закона от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха"

Пунктом 6 Порядка согласования мероприятий по уменьшению вредных (загрязняющих) выбросов в атмосферный воздух в периоды НМУ, утвержденный приказом министерства экологии Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ. устанавливает, что разработка мероприятий и производственный контроль не проводится по веществам, формируемым выбросами предприятия, приземные концентрации которых равны или менее 0,1 ПДК на границе санитарно-защитной зоны и (или) в жилой зоне и зонах.

Как следует из материалов дела, в результате плановой выездной проверки общества, проведенной Магнитогорской природоохранной прокуратурой на основании плана работы на 1 полугодие 2019 года, было установлено, что у общества, осуществляющего деятельность, связанную с выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу, отсутствовали согласованные с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на осуществление регионального государственного экологического надзора, мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в 2018 году; общество в указанный период не проводило данных мероприятий, согласованных с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на осуществление регионального государственного экологического надзора, при неблагоприятных метеорологических условиях.

Факт несоблюдения обществом экологических требований подтвержден собранными по делу доказательствами, в том числе, постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, копией письма министерства экологии Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого ООО «РИФ-Микромрамор» отказано в согласовании плана представленных материалов в периоды НМУ; копией предписания от ДД.ММ.ГГГГ, графическими распечатками результатов расчета рассеивания загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, из 6 раздела которых следует, что приземные концентрации загрязняющих веществ на границе СЗЗ составляют более 0,1 ПДК, а именно вклад загрязняющих веществ составляет по азоту диоксид - 0,46 доли ПДК, по углероду оксид - 0,52 доли ПДК, по пыли неорганической: до 20% SiO2 2909 - 0,64 доли ПДК, группы суммации (азота диоксид и сера диоксид) - 0,15 ПДК; вклад загрязняющих веществ в жилой зоне составляет: по пыли неорганической: до 20% SiO2 – 0,22 доли ПДК, по углерод оксиду – 0,5 доли ПДК, азот диоксиду - 0,35 доли ПДК, а также и иными материалами дела, которым должностным лицом дана надлежащая оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении должностным лицом на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Совокупность установленных должностным лицом административного органа фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Принимая постановление по делу об административном правонарушении от 10 июня 2019 года по ст.8.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, должностное лицо административного органа сочло, что общество имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению, с чем соглашается и суд первой инстанции.

Таким образом, ООО «РИФ-Микромрамор» обоснованно привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Из доводов поданной жалобы, в том числе о том, что у общества отсутствовала обязанность проводить согласование с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на осуществление регионального государственного экологического надзора, мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, не следует, что при рассмотрении настоящего дела должностным лицом допущены нарушения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Каких-либо исключений в отношении согласования указанных мероприятий, приведенными выше нормами статьи 19 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" и Порядка не предусмотрено.

В рассматриваемом случае обязанность общества по согласованию мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при неблагоприятных метеорологических условиях с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на осуществление регионального государственного экологического надзора, вытекает из императивных требований закона. Соответствующие мероприятия обществом на момент проверки с Министерством экологии Челябинской области согласованы не были.

Несогласие заявителя с этими выводами и оценкой имеющихся в деле доказательств, с толкованием должностным лицом норм Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и законодательства, подлежащих применению в деле, основанием для отмены или изменения обжалуемого акта не является.

Порядок привлечения к административной ответственности не нарушен.

Административное наказание назначено обществу в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для юридических лиц.

Оснований для применения положений ст.2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях не имеется.

Руководствуясь ст.30.7, 30.9 КоАП РФ, суд

решил:

Постановление по делу об административном правонарушении заместителя начальника Магнитогорского Территориального отдела регионального государственного экологического надзора – старшего государственного инспектора Челябинской области в области охраны окружающей среды ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ по ст.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица ООО «Риф-Микромрамор» - оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.

Настоящее решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение 10 суток с момента вручения (получения) его копии.

Судья Ф.Г. Юрьев