ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-40/19 от 24.05.2019 Островского районного суда (Костромская область)

М. 12-40/2019

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

«24» мая 2019года п. Островское

Судья Островского районного суда Костромской области Сапогова Т.В., с участием заместителя прокурора Островского района Костромской области Мотяхова И.С., заявителя Менуховой Г.Б.,

при секретаре Чихачевой Н.В.,

рассмотрев в судебном заседании жалобу директора МУП «Тепловик» Менуховой Г.Б. на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Росприроднадзора по Ярославской и Костромской области ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ.,

которым директор МУП «Тепловик» Менухова Г.Б. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 7.3 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000рублей,

установил:

Постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Росприроднадзора по Ярославской и Костромской областям Давыдовой М.В. от ДД.ММ.ГГГГ. директор МУП «Тепловик» Менухова Г.Б. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 7.3 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

Должностным лицом установлено, что прокуратурой Островского района в ходе проведенной в период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. проверки исполнения природоохранного законодательства выявлены нарушения в деятельности муниципального унитарного предприятия Островского муниципального района «Тепловик» (ОГРН 1094439000116, ИНН 4421005900), по результатам которой в отношении директора МУП « Тепловик» прокурором Островского района вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по ч.1 ст. 7.3 КоАП РФ.

Основным видом экономической деятельности МУП «Тепловик» является производство, передача и распределение пара и горячей воды, дополнительными
видами деятельности являются забор, очистка и распределение воды.

Постановлением администрации Островского муниципального района Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ. в безвозмездное пользование МУП «Тепловик» с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. переданы следующие артезианские скважины: д.Максютино; ст.Ивашево; д.Ивашево; с.Адищево; с.Адищево; с.Адищево; с.Адищево; с.Заборье; д.Ломки; д.Козловка; д.Козловка; д.Гуляевка. 31.01.2018 года, подписан акт приема-передачи.

Постановлением администрации Островского муниципального района
Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ. в эксплуатацию МУП «Тепловик» переданы бесхозяйные артезианские скважины, находящиеся в д.Малое Березово,
д.Марково, д.Горки, с.Покровское, с.Дубяны ул.Приозерная, д.Ломки (), д.Клеванцово (), с.Воскресенское (), д.Козловка (), д.Крутец ), д.Новинки (), ст.Островское (), д.Климово (), с.Юрьево (4023), д.Новоселки (), д.Пески (), д.Гуляевка ул.Совхозная (), д.Гуляевка ул.Лесная (), п.Красная Поляна (), д.Медведки (), с.Хомутово (), д.Якуниха (), д.Гуляевка ().

Постановлением администрации Островского муниципального района
Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ. за МУП «Тепловик» закреплены на праве
хозяйственного ведения артезианские скважины, находящееся в собственности
Островского муниципального района и расположенные в д.Максютино (,
кадастровый ), ст.Ивашево (реестровый ),
д.Ивашево (реестровый ), с.Адищево (, кадастровый ), с.Адищево (, кадастровый ),
с.Адищево (, кадастровый ), с.Адищево (, кадастровый ), с.Заборье (, кадастровый д.Ломки (, кадастровый ), д.Козловка (, кадастровый )): д.Козловка (, кадастровый ).

МУП «Тепловик» ДД.ММ.ГГГГ. наделен статусом гарантирующей
организации для централизованной системы водоснабжения и водоотведения как
единого поставщика данного ресурса на территории д Островского района.

В соответствии с ч.3 ст.9 Водного кодекса РФ физические лица, юридические лица приобретают право пользования подземными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах.

В нарушение ч.1 ст. 23, ст. 11 Закона РФ «О недрах» использование вышеотмеченных участков недр путем добычи подземных вод в целях водоснабжения потребителей Островского муниципального района Костромской области осуществляется МУП «Тепловик» без соответствующего разрешения (лицензии) на право пользования недрами.

Согласно информации директора МУП «Тепловик» от ДД.ММ.ГГГГ за с момента начала эксплуатации переданных скважин, полученный предприятием доход от предоставления коммунальной услуги водоснабжения за 2018г. составил 2 224 714,44 рублей. Годовой объем добычи вод из скважин за 2018г. составил 88,062 тыс. куб.м.

МУП «Тепловик» осуществляет добычу подземных вод (использование водозаборных скважин) без соответствующей лицензии, чем совершено административное правонарушение состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 ст. 7.3 КоАП РФ.

В жалобе директор МУП «Тепловик» Мкнухова Г.Б. просит суд отменить обжалуемое постановление от 21.03.2019г. и прекратить производство по делу в связи с малозначительностью. В обоснование доводов жалобы директор МУП «Тепловик» Менухова Г.Б. ссылается на то, что при рассмотрении дела должностным при квалификации правонарушения не в полной мере оценены фактические обстоятельства его совершения.

Согласно п. 4 гл. 8 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, не вправе прекращать эксплуатацию централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или отдельных объектов таких систем, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Таким образом, деятельность эксплуатанта систем водоснабжения сопровождается обязанностью обеспечить функциональное использование таких систем по водоснабжению, независимо от других интересов, что подтверждает публичный характер деятельности подобных организаций- эксплуатантов.

МУП «Тепловик» приняло в хозяйственное ведение ДД.ММ.ГГГГ. 22
артезианские скважины, в том числе 10 в пос. Островское. На кадастровый учёт в
районе поставлено семь действующих скважин (д. Козловка - ; с. Адищево - ; д. Ломки - , с. Заборье - ) и две недействующие, неэксплуатируемые скважины без воды, в с. Адищево - №, 4702. До передачи в хозяйственное ведение, объекты коммунальной инфраструктуры передавались предприятию на безвозмездной основе на срок менее года сельскими поселениями в период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. Считает, что в постановлении неверно определен период и срок начала совершения правонарушения ДД.ММ.ГГГГ. Собственником имущества, на которого в соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса РФ возложено бремя его содержания в МУП «Тепловик» переданы в хозяйственное ведение артезианские скважины без соответствующей документации, в ненормативном состоянии, здания скважин в основном находились полуразрушенном состоянии, не огорожены, отсутствовали дорожки с твёрдым покрытием, без проектов зон санитарной охраны и разрешений, о чём свидетельствует письмо МУП «Тепловик», направленное в администрацию Островского муниципального района ДД.ММ.ГГГГ, ответа на которое не последовало.

МУП «Тепловик» не бездействовало в решении вопроса получения
лицензии. На семь переданных скважин начато оформление документов на
получение лицензии на пользование недрами для целей питьевого и хозяйственно-
бытового назначения. Процедуру по получению лицензий на пользование недрами
предприятие уже проходило по скважинам, обслуживающим пос. Островское,
поэтому вывод о том, что не было подано заявления на получение
лицензии, не обоснован. Для подачи заявления на получение лицензии необходим перечень необходимых перечень. При отсутствии каких либо документов, направленных в департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды по Костромской области, заявитель уведомляется об отказе в предоставлении права пользования участком недр местного значения.

Для получения лицензии на право пользования недрами
для целей питьевого водоснабжения необходимо выполнить ряд мероприятий: проведение мониторинга качества питьевой воды в соответствии с Программой производственного контроля (минимум 3 месяца); проектирование зон санитарной охраны водозаборных сооружений (от 3-х до 6-тимесяцев); получение экспертного заключения от ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» на проект зон санитарной защиты (1 месяц без замечаний); получение санитарно-эпидемиологического заключения на проект зон санитарной охраны в Роспотребнадзоре (1 месяц без замечаний ); рассмотрение и утверждение проекта ЗСО в департаменте природных ресурсов и охраны окружающей среды (1 месяц без замечаний);получение экспертного заключения на использование водных источников в целях
питьевого водоснабжения в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» (1 месяц без
замечаний); получение санитарно-эпидемиологического заключения на вид деятельности в Роспотребнадзоре (1 месяц без замечаний), сбор, сдача и рассмотрение документов на получение лицензии в Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды (более 1 месяца без замечаний).

Выполнение данных мероприятий может занять от одного года до 1,5 лет, поэтому срок 3 месяца является недостаточным.

Проект ЗСО, разработанный по двум скважинам в д. Козловка, который был заказан
администрацией Островского муниципального района, проходил экспертизу в ФБУЗ
«Центр гигиены и эпидемиологии» в Костромской области (заказчик экспертизы - МУП
«Тепловик»). 22.02.2019г. по проекту было выдано отрицательное заключение. После
доработки проекта ТЦ «Кострома-Геомониторинг», проект повторно направлен на экспертизу. Предприятие обращалось в администрацию Островского муниципального района с заявкой на изготовление проекта ЗСО по пяти скважинам, которые на тот момент времени были поставлены на кадастровый учёт, и не дождавшись ответа на данную заявку, по истечении месяца, 11.03.2019г. заключило договор на изготовление проекта зон санитарной охраны с обследованием водозаборов с ТЦ «Кострома-Геомониторинг» (три скважины в с. Адищево, одна в с. Заборье, одна в д. Ломки). Поскольку собственником имущества оставшиеся пять артскважин не поставлены на кадастровый учёт, без осуществления данных действий, разработать проект зон санитарной охраны невозможно, и соответственно, получить лицензию на
недропользование. Кроме того, необходимо выполнить ряд работ по охране объектов водозабора: отремонтировать, восстановить или построить здания насосных сооружений, выполнить ограждение первого пояса ЗСО с устройством ворот, калиток, дорожек с твёрдым покрытием, выполнить защиту объектов от загрязнения.

Предприятию, как гарантирующей организации соответствии с п.5 ст.8 гл.2 Федерального Закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» также переданы в эксплуатацию бесхозяйные объекты, в том числе 22 артезианские скважины, на которые право собственности не зарегистрировано. В настоящее время администрацией Островского муниципального района выполнено межевание земельного участка на одну артезианскую скважину в п. Красная Поляна, право собственности не зарегистрировано. Предприятием проводится ремонт, замена и эксплуатация водозаборных сооружений, переданных в хозяйственное ведение и в эксплуатацию на бесхозяйных объектах, оплачивается водный налог, выполняется программа производственного контроля качества питьевой воды, согласованная с Роспотребнадзором.

Предприятие следит за качеством подающей в централизованную сеть питьевой
воды, проводит лабораторные исследования, чтобы не допустить неблагоприятного
воздействия на потребителя. По виду деятельности - водоснабжение, за период ДД.ММ.ГГГГ -
ДД.ММ.ГГГГ. получен убыток в размере 678,4 тысячи рублей, за 2018 год убытки по
водоснабжению составили 560,4 тысяч рублей. Сумма убытков говорит ещё и о том,
сколько затрат несёт предприятие по обслуживанию объектов водоснабжения.

Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах» регулирует отношения, возникающие
в области геологического изучения, использования и охраны недр, использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, подземных вод, включая попутные воды (воды, извлеченные из недр вместе с углеводородным сырьем), и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд. Настоящий Закон содержит правовые и экономические основы комплексного рационального использования и охраны недр, обеспечивает защиту интересов государства и граждан Российской Федерации, а также прав пользователей недр.

Из-за бездействия собственника имущества на протяжении длительного времени, МУП «Тепловик» не может получить лицензии на пользование недрами. Лицензия оформляется на каждую скважину адресно, или же на группу скважин, подающих воду в единую централизованную систему. До принятия имущества в хозяйственное ведение предприятия, обслуживанием данных объектов водоснабжения на протяжении длительного периода времени занималось МУП «Ресурс», у которого не было ни одной лицензии на право пользования недрами для целей питьевого и хозяйственно - бытового водоснабжения.

Учитывая установленные фактические обстоятельства, Менухова Г.Б. просит суд отменить обжалуемое постановление и применить положения ст. 2.9. КоАП РФ, ограничившись устным замечанием.

В судебном заседании Менухова Г.Б. доводы жалобы поддержала и просит суд ее удовлетворить. Просит суд учесть, что законом предусмотрена передача объектов в хозяйственное ведение в нормативном состоянии и документацией. Обязанность по содержанию имущества в исправном, безопасном и пригодном для эксплуатации состоянии возлагается на собственника имущества. Артезианские скважины были переданы МУП «Тепловик» собственником имущества без документации, в ненормативном состоянии. В утвержденный тариф по водоснабжению не заложены расходы на содержание и ремонт. Сети водоснабжения изношены, постоянно возникают пробоины, которые устранятся предприятием в установленный законом срок. По данному виду деятельности предприятие терпит убытки, которые возрастают. Ранее скважины находились в ведении МУП «Ресурс», который прекратил свою деятельность и у данного предприятия также не было лицензии. По 2 скважинам на которые ранее имелись лицензии и находятся в д. Козловка проект зон санитарной охраны заказан собственником имущества. В связи с изменениями в законодательстве, также невозможно было получить лицензию. На ее обращение к главе администрации Островского муниципального района на изготовление проекта ЗСО на 5 скважин ответа не последовало, в связи с чем проект был заказан МУП «Тепловик». Органами коммунального хозяйства или другими владельцами водопроводов мероприятия по разработке ЗСО должны выполняться в пределах первого пояса ЗСО. МУП « Тепловик» на 11.03.2019г. выполнен проект ЗСО на 2 скважины в д. Козловка и заказана экспертиза и выполнены все возможные действия для получения лицензии, что не было учтено при вынесении обжалуемого постановления. Считает правонарушение малозначительным. Те скважины, которые были переданы МУП «Тепловик» были введены в эксплуатацию в 1970-х годах, водопотребление уменьшилось во много раз в связи с сокрушением численности населения, поэтому недра используются рационально.

Межрегиональное управление Росприроднадзора по Ярославской и Костромской области о дате, времени и месте рассмотрения жалобы извещено надлежащим образом, в суд направлено ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя.

Выслушав Менухову Г.Б., изучив доводы жалобы, материалы дела, заключение прокурора, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ пользование недрами без лицензии на пользование недрами, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.

Согласно ч.3 ст. 9 Водного кодекса РФ физические лица, юридические лица приобретают право пользования подземными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 21 февраля 1992 N 2395-1 "О недрах" предоставление недр в пользование, предоставление участка (участков) недр в пользование на условиях соглашения о разделе продукции оформляется лицензией на пользование недрами. Лицензия удостоверяет право пользования указанным участком (участками) недр на условиях соглашения, определяющего все необходимые условия пользования недрами в соответствии с Федеральным законом "О соглашениях о разделе продукции" и законодательством Российской Федерации о недрах. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что ДД.ММ.ГГГГ. прокурором Островского района Костромской области по результатам проверки исполнения законодательства о недропользовании в деятельности МУП « Тепловик», находящегося по <адрес> был выявлен факт пользования и осуществления деятельности при добыче подземных вод с целью хозяйственно-питьевого водоснабжения населения из артезианских скважин, расположенных на территории Островского муниципального района Костромской области с момента передачи на основании постановлений администрации Островского муниципального района Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ. , от ДД.ММ.ГГГГ. в безвозмездное пользование (безхозяйные) – 24 артезианские скважины, от ДД.ММ.ГГГГ. на праве хозяйственного ведения 22 артезианские скважины ( в том числе 10 в п. Островское) до момента составления постановления о возбуждении дела об административном правонарушении 21.02.2019г. без лицензии на пользование недрами.

Основным видом экономической деятельности МУП «Тепловик» является производство, передача и распределение пара и горячей воды, дополнительными
видами деятельности являются забор, очистка и распределение воды.

ДД.ММ.ГГГГ. МУП «Тепловик» наделен статусом гарантирующей
организации для централизованной системы водоснабжения и водоотведения как
единого поставщика данного ресурса на территории Островского района Костромской области.

Согласно информации директора МУП «Тепловик» от ДД.ММ.ГГГГ за с момента начала эксплуатации переданных скважин, полученный предприятием доход от предоставления коммунальной услуги водоснабжения за 2018г. составил 2 224 714,44 рублей. Годовой объем добычи вод из скважин за 2018г. составил 88,062 тыс. куб.м.

Должностным лицом ответственным за данное нарушение является директор МУП «Тепловик» Менухова Г.Б.

Данное обстоятельство подтверждается собранными по делу об административном правонарушении доказательствами: постановлением прокурора Островского района Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ.( л.д. 67-73) о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении директора МУП «Тепловик», материалами проверки, проведенной прокуратурой Островского района Костромской области в отношении МУП «Тепловик», другими доказательствами, допустимость и достоверность которых не вызывает сомнений.

Указанные доказательства были оценены должностным лицом в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.

Действия заявителя правильно квалифицированы по части 1 статьи 7.3 КоАП РФ.

Должностному лицу - директору МУП «Тепловик» назначено минимальное административное наказание, предусмотренное санкцией части 1 статьи 7.3 КоАП РФ.

Доводы заявителя о том, что артезианские скважины были переданы МУП «Тепловик» в ненормативном состоянии, без соответствующей документации, а также то, что предприятием приняты все меры по получению лицензии, и установленный законом срок получить лицензию не возможно на квалификацию действий заявителя не влияют.

Из приложенных в обоснование доводов жалобы доказательств следует, что договор на изготовление проекта ЗСО двух артезианских скважин в д. Козловка Островского района заключен ДД.ММ.ГГГГ., заключение получено ДД.ММ.ГГГГ.; заявка на заказ проекта зон санитарной охраны артезианских скважин подана в администрацию Островского муниципального района ДД.ММ.ГГГГ., договор на выполнение работ по проекту зон санитарной охраны заключен ДД.ММ.ГГГГ., в период и после проверки, что свидетельствует о том, что должностное лицо – директор МУП «Тепловик» сознавало противоправный характер своих действий (бездействий), сознательно допускала, относилась безразлично к выполнению обязанности получения МУП «Тепловик» лицензии на пользование недрами в установленный законом срок.

Правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ является формальным и ответственность по нему наступает с момента пользования недрами без лицензии на пользование недрами, при этом не имеют значения мотивы невыполнения заявителем своей обязанности, в частности, неполучения лицензии.

Утверждения заявителя о малозначительности совершенного им административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ, не могут быть признаны состоятельными.

Из пункта 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" следует, что если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу.

Если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП Российской Федерации выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

В данном случае, правонарушение посягало на установленный государственный порядок правоотношений, складывающийся в связи с реализацией права государственной собственности на недра при недропользовании, направленный на охрану окружающей среды и обеспечение экологической безопасности населения и территорий.

Таким образом, оснований для признания совершенного заявителем правонарушения малозначительным в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ, не имеется.

Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП Российской Федерации, влекущих безусловную отмену или изменение обжалуемого постановления, при рассмотрении жалобы не допущено.

При таких обстоятельствах обжалуемое постановление должностного лица является законными и обоснованными, оснований для его отмены или изменения не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.6-30.8 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Росприроднадзора по Ярославской и Костромской области ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ. по ч.1 ст. 7.3 КоАП РФ в отношении директора МУП «Тепловик» Менуховой Г.Б. оставить без изменения, жалобу Менуховой Г.Б. – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Островский районный суд Костромской области в течение 10 суток.

Судья- Сапогова Т.В.