№ 12-40/2020 73RS0004-01-2020-000053-04 Р Е Ш Е Н И Е по делу об административном правонарушении Судья Заволжского районного суда города Ульяновска Мочалова О.И, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Страховая компания НИК» ФИО2 на постановление начальника Инспекции Федеральной налоговой службы по Заволжскому району города Ульяновска ФИО1№ от 20 декабря 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ, УСТАНОВИЛ: Постановлением начальника ИФНС России по Заволжскому району г. Ульяновска ФИО3 № от 20 декабря 2019 года генеральный директор ООО «Страховая компания НИК» ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.6 ст.15.25 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 4 000 рублей. В жалобе представитель должностного лица - генерального директора ООО «Страховая компания НИК» ФИО2 – ФИО4 просит постановление должностного лица административного органа отменить, производство по делу прекратить, указывая, что указанные в постановлении нарушения не являются умышленными и не означают игнорирование требований законодательства или уклонение от их выполнения. Наоборот, ООО «СК НИК» всегда своевременно предоставляло в ИФНС отчет о движении денежных средств по счетам (вкладам) в банках за пределами РФ с приложением подтверждающих банковских документов в соответствии с Правилами предоставления юридическими лицами-резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.12.2005 №819. На настоящее время ошибки в отчете устранены путем предоставления в ИФНС исправленного (уточненного) отчета за 2 квартал 2018 года. Допущенные в отчете ошибки и неточности не повлекли вредных последствий, поскольку к изначально представленному отчету были приложены банковские выписки по счету, которые содержат полную и достоверную информацию о счете и движении денежных средств по нему. Полагает, что в случае признания правонарушения малозначительным и объявления должностному лицу устного замечания, цель предупреждения новых нарушений требований законодательства будет достигнута. Кроме того, полагает, что его действия не образуют состава административного правонарушения, предусмотренного ч.6 ст.15.25 КоАП РФ, поскольку диспозиция ч.6 ст.15.25 КоАП не предусматривает ответственность за предоставление отчета, содержащего недостоверную или неполную информацию. Кроме того, налоговый орган в 5-дневный срок не проверил отчетность и направил своевременно уведомление о необходимости предоставления исправленного отчета, что в свою очередь повлекло в дальнейшем искажение отчетов. Только после проведения камеральной проверки деятельности налоговой инспекции были выявлены технические ошибки в заполнении отчета. Просит постановление отменить, прекратить производство по делу об административном правонарушении. В судебное заседание ФИО2 и его представитель ФИО4 (доверенность от 14.02.2019) не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещались надлежащим образом. Представитель ИФНС России по Заволжскому району г. Ульяновска в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещались надлежащим образом. Исследовав и оценив письменные материалы дела, прихожу к следующему. В соответствии с ч.6 ст.15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность должностных лиц и юридических лиц за несоблюдение установленных порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям, порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов, нарушение установленного порядка представления подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, нарушение установленных правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или паспортов сделок, не уведомление в установленный срок финансовым агентом (фактором) - резидентом, которому уступлено денежное требование (в том числе в результате последующей уступки), резидента, являющегося в соответствии с условиями внешнеторгового договора (контракта) с нерезидентом лицом, передающим этому нерезиденту товары, выполняющим для него работы, оказывающим ему услуги либо передающим ему информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, об исполнении (неисполнении) нерезидентом обязательств, предусмотренных указанным внешнеторговым договором (контрактом), или о последующей уступке денежного требования по указанному внешнеторговому договору (контракту) с приложением соответствующих документов На основании части 2 статьи 24 Федерального закона № 173-ФЗ от 10.12.2003г. «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее по тексту Федеральный закон № 173-ФЗ) резиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора. В соответствии с частью 7 статьи 12 Федерального закона № 173-ФЗ резиденты, за исключением физических лиц - резидентов, дипломатических представительств, консульских учреждений Российской Федерации и иных официальных представительств Российской Федерации, находящихся за пределами территории Российской Федерации, а также постоянных представительств Российской Федерации при межгосударственных или межправительственных организациях, представляют налоговым органам по месту своего учета отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным Банком Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 28.12.2005 № 819 утверждены Правила представления юридическими лицами - резидентами и индивидуальными предпринимателями - резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации (далее по тексту Правила). Согласно пункту 4 Правил юридическое лицо - резидент, индивидуальный предприниматель - резидент ежеквартально, в течение 30 дней по окончании квартала, представляет в налоговый орган отчет в 2 экземплярах по форме согласно приложению и банковские документы (банковские выписки или иные документы, выданные банком в соответствии с законодательством государства, в котором зарегистрирован банк), подтверждающие сведения, указанные в отчете (далее - подтверждающие банковские документы), по состоянию на последнюю календарную дату отчетного квартала. При этом по каждому счету (вкладу), открытому в банке за пределами территории Российской Федерации (далее - счет (вкладе), представляется отдельный отчет с подтверждающими банковскими документами. В пункте 7 Правил предусмотрено, что подтверждающие банковские документы представляются в виде копии, нотариально заверенной в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. К документам, составленным на иностранном языке, прилагается перевод на русский язык, нотариально заверенный в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. В судебном заседании установлено, что согласно уведомлению об открытии за пределами РФ счета (вклада) в банке, расположенном за пределами территории Российской Федерации от 11.11.2015 ООО «СК НИК» открыт счет с реквизитами: Банк – RCB BANK LIMITED, БИК Банка – <данные изъяты>, страна-Кипр, номер счета – <данные изъяты>, дата открытия – 13.10.2015. 13.07.2018 ООО «СК НИК» представлен отчет о движении денежных средств по счету (вкладу) в банке за пределами территории Российской Федерации за 2 квартал 2018 года. В представленном отчете о движении денежных средств по счету <данные изъяты> (вкладу) в банке за пределами территории Российской Федерации за 2 квартал 2018 года ООО «СК НИК» допущено указание недостоверных сведений и неполное заполнение данных в отчете. 19.10.2018 ООО «СК НИК» представлен исправленный (уточненный) отчет о движении денежных средств по счету (вкладу) в банке за пределами территории Российской Федерации за 2 квартал 2018 года, согласно которому в ранее представленный отчет внесены следующие изменения: вид деятельности по (ОКДП/ОКВЭД) указан 65.12, в ранее представленном отчете не указывался; наименование (латинскими буквами) банка за пределами территории Российской Федерации, в котором открыт счет, указан RCB BANK LIMITED вместо RCB BANK LTD; БИК или CODE (SWIFT) банка за пределами РФ, в котором открыт счет, указан <данные изъяты> вместо <данные изъяты>; неверно указан адрес (латинскими буквами) банка за пределами территории РФ; остаток средств на счете на начало отчетного периода указан 4 000,00 вместо 4 000 000,00; остаток средств на счете на конец отчетного периода указан 4 000,00 вместо 4 000 000,00. Следовательно, ООО «СК НИК» нарушило порядок представления отчета о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации за 2 квартал 2018 года, дата совершения правонарушения – 13.07.2018 года. В результате действий должностного лица нарушены: - часть 7 статьи 12 Закона № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», не соблюдение порядка представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля, представления уполномоченным банкам - Центральным банкам Российской Федерации; - пункт 4 Правил представления юридическими лицами - резидентами и индивидуальными предпринимателями - резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.12.2005 № 819. При этом, прихожу к выводу о том, что у должностного лица ФИО2 имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, однако им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, что в силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ свидетельствует о наличии вины должностного лица в совершении вмененного административного правонарушения. Факт, совершения ФИО2 вышеуказанного административного правонарушения и его виновность подтверждаются совокупностью собранных по делу доказательств, а именно: протоколом об административном правонарушении от 10.12.2019 №, постановлением о назначении административного наказания от 20.12.2019 №, отчетом о движении средств по счету (вкладу) в банке за пределами РФ за 2 квартал 2018 года, исправленным (уточненным) отчетом о движении денежных средств по счету (вкладу) в банке за пределами территории Российской Федерации за 2 квартал 2018 года, актом проверки соблюдения валютного законодательства № от 21.11.2019. В соответствии с правилами ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях указанные доказательства признаю относимыми, допустимыми и достаточными для рассмотрения дела и принятия по нему судебного постановления. При этом каких-либо противоречий в материалах дела или сомнений относительно виновности должностного лица – ФИО2 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не усматривается. Доводы жалобы ФИО2 о необходимости применения положения ст. 2.9 КоАП РФ оставляю без удовлетворения, поскольку согласно требованиям действующего административного законодательства, малозначительность административного правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. По смыслу ст. 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Таким образом, административные органы обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния. Состав административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, является формальным и не предусматривает в качестве обязательного условия наступление последствий, в связи с чем, отсутствие вреда и не наступление в результате допущенных нарушений последствий само по себе не свидетельствует о малозначительности деяния. В соответствии со статьей 15 Конституции Российской Федерации любое лицо должно соблюдать установленные законом обязанности и, вступая в правоотношения, должно не только знать о существовании обязанностей, установленных для каждого вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона (в рассматриваемом случае обеспечить соблюдение норм валютного законодательства по представлению в налоговый орган отчетов о движении средств по вкладам (счетам) в банках за пределами Российской Федерации). Целью Закона о валютном регулировании и валютном контроле является обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества. Совершенное ФИО2 административное правонарушение посягает на установленный и охраняемый государством порядок в сфере валютного регулирования и валютного контроля, который должен носить устойчивый характер, соблюдение его является обязанностью каждого участника правоотношений в названной сфере. Не являются основанием для освобождения ФИО2 от административной ответственности и его доводы о том, что причиной совершения правонарушения явились действия налогового органа, выразившиеся в том, что им своевременно не были проверены отчеты за предыдущие периоды, в которых также наличествовали ошибки, поскольку ответственность за представление отчетности в надлежащем виде лежит на юридическом лице и его руководителе. Не состоятельным и доводы о том, что ФИО2 многократно привлекается к административной ответственности за совершение одного и того же нарушения, поскольку событиями правонарушений являются нарушения порядка предоставления отчетности за различные периоды, в рассматриваемом случае, за 2 квартал 2018 года. Оценив представленные в дело доказательства, характер совершенного правонарушения, не усматриваю в действиях ФИО2 малозначительности совершенного правонарушения, поскольку, в данном случае, существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении к исполнению своих обязанностей, что как следствие посягает на охраняемые государством общественные отношения и установленный порядок в области валютного регулирования и валютного контроля. Учитывая характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, который ранее к административной ответственности не привлекался, административный орган пришел к правильному выводу о назначении наказания в виде штрафа в минимальном размере. Оснований для изменения назначенного наказания не имеется. Учитывая изложенное, оснований для прекращения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, в отношении ФИО2 не имеется. Согласно п. 10 Правил представления юридическими лицами - резидентами и индивидуальными предпринимателями - резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.12.2005 №819 в случае выявления налоговым органом неправильных сведений, указанных резидентом в отчете, заполнения отчета не полностью, а также непредставления резидентом подтверждающих банковских документов, представления резидентом подтверждающих банковских документов, оформленных ненадлежащим образом, налоговый орган в течение 5 рабочих дней со дня получения отчета и подтверждающих банковских документов письменно уведомляет резидента о необходимости представления исправленного (уточненного) отчета и (или) надлежащим образом оформленных подтверждающих банковских документов. Уведомление о необходимости представления исправленного (уточненного) отчета и (или) надлежащим образом оформленных подтверждающих банковских документов выдается налоговым органом непосредственно резиденту либо представителю резидента под расписку или направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. Соответствующие документы должны быть представлены в налоговый орган в порядке, предусмотренном пунктами 4 - 7 настоящих Правил, в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления налогового органа. В случае выявления налоговым органом ошибок в представленном отчете и направление налоговым органом резиденту письменного уведомления о необходимости представления исправленного (уточненного) отчета, не является основанием для не привлечения резидента к административной ответственности за несоблюдение установленного порядка представления отчета о движении средств по счету в банке за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами. Министерством финансов РФ дано разъяснение (письмо от 12.07.2013 №АС-4-2/12519 п.4), что в случае представления резидентом неправильных сведений, указанных в отчете, заполнения отчета не полностью, а также непредставления резидентом подтверждающих банковских документов, представления резидентом подтверждающих банковских документов, оформленных ненадлежащим образом, и направление налоговым органом резиденту письменного уведомления о необходимости представления исправленного (уточненного) отчета и (или) надлежащим образом оформленных подтверждающих банковских документов не является основанием для не привлечения резидента к административной ответственности за несоблюдение установленного порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами. С учетом изложенного, прихожу к выводу о наличии в действиях генерального директора ООО «СК НИК» ФИО2 состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ. Доводы ФИО2 о том, что в его действиях отсутствует состав вмененного административного правонарушения, направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, основаны на неверном толковании норм действующего законодательства. Каких-либо неустранимых сомнений в виновности привлекаемого к ответственности лица во вмененном ему административном правонарушении не установлено. Существенных нарушений административного законодательства по делу допущено не было. При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения жалобы, отмены или изменения постановления не имеется. Принимая во внимание изложенное, и руководствуясь ст.ст.2.4, 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья РЕШИЛ: постановление начальника ИФНС России по Заволжскому району г.Ульяновска ФИО1№ от 20 декабря 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.6 ст.15.25 КоАП РФ, в отношении генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Страховая компания НИК» ФИО2 оставить без изменения, жалобу представителя ФИО2 – без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд, через Заволжский районный суд города Ульяновска в течение 10 суток. Судья О.И. Мочалова |