ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-40/20 от 06.07.2020 Верховного Суда Республики Марий Эл (Республика Марий Эл)

Судья Гаврилова Т.Н. дело № 7р-174/2020

(дело № 12-40/2020)

РЕШЕНИЕ

г. Йошкар-Ола 6 июля 2020 года

Судья Верховного Суда Республики Марий Эл Лелеков Н.Г.,

при секретаре Вичужаниной Н.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе защитника ФИО3 Сухомлинова М.В. на решение судьи Медведевского районного суда Республики Марий Эл от <дата>, вынесенное по жалобе на постановление от <дата><№> государственного инспектора территориального отдела государственного автодорожного надзора по Республике Марий Эл Приволжского МУГАДН Федеральной службы по надзору в сфере транспорта ФИО2 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 11.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении

ФИО3, <дата> года рождения, уроженца г. Йошкар-Ола, проживающего по адресу: Республика Марий Эл, <адрес>,

УСТАНОВИЛ:

постановлением государственного инспектора территориального отдела государственного автодорожного надзора по Республике Марий Эл Приволжского межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта ФИО2 от <дата><№>ФИО3 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), за которое ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 3000 руб.

Решением судьи Медведевского районного суда Республики Марий Эл от <дата> указанное постановление оставлено без изменения, жалоба защитника ФИО3Сухомлинова М.В. – без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Марий Эл, защитник ФИО3Сухомлинов М.В. просит вышеуказанное решение отменить в связи с отсутствием состава административного правонарушения, принять новый судебный акт об отмене постановления по делу об административном правонарушении.

В обоснование жалобы указано, что в тахографе, установленном на транспортном средстве заявителя, информация об установленном на нем блоке СКЗИ выводится на другом, отличном от представленном в деле, типе распечатки с тахографа. Тахограф «Меркурий ТА-001», установленный на транспортное средство водителя ФИО3, внесен в Перечень сведений о моделях тахографов, устанавливаемых на транспортные средства, эксплуатируемые на территории Российской Федерации на сайте ФБУ Росавтотранс, что подтверждает его соответствие требованиям к тахографам, предъявляемым приказом Минтранса <№> от <дата>. В случае отсутствия или неисправности блока СКЗИ в тахографе эта информация могла быть получена при выгрузке инспектором. На момент составления административного материала тахограф был метрологически поверен (свидетельство о поверке <№> от <дата>, выдано ООО «СРТС «Центр», аттестат аккредитации в области обеспечения единства измерений <№> от <дата>). Полагает, что несоответствие контрольного устройства (тахографа) установленным требованиям, в частности отсутствие в тахографе блока СКЗИ, не может являться составом административного правонарушения, предусмотренного статьей 11.23 КоАП РФ.

Изучив доводы жалобы, заслушав объяснения защитника ФИО3Сухомлинова М.В., подержавшего доводы жалобы, представителя Приволжского межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта ФИО4, просившего оставить постановление и решение судьи без изменения, исследовав материалы дела, прихожу к следующим выводам.

Частью 1 статьи 11.23 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за управление транспортным средством без тахографа в случае, если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством Российской Федерации, либо с нарушением установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации требований к использованию тахографа, за исключением случая поломки тахографа после выпуска на линию транспортного средства, или управление транспортным средством, принадлежащим иностранному перевозчику, без ведения ежедневных регистрационных листков режима труда и отдыха, применяемых в установленных законодательством Российской Федерации случаях, которая влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

Пунктом 1 статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 года
№ 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» определено, что юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию транспортных средств, обязаны оснащать транспортные средства тахографами. Требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, порядок оснащения транспортных средств тахографами, правила их использования, обслуживания и контроля их работы устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2012 года № 1213 «О требованиях к тахографам, категориях и видах оснащаемых ими транспортных средств, порядке оснащения транспортных средств тахографами, правилах их использования, обслуживания и контроля их работы» установлено, что требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, правила их использования, обслуживания и контроля их работы утверждаются Министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой безопасности Российской Федерации и Министерством внутренних дел Российской Федерации; порядок оснащения транспортных средств тахографами устанавливается Министерством транспорта Российской Федерации (далее – Минтранс России).

Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от
21 августа 2013 года № 273 утвержден Порядок оснащения транспортных средств тахографами (далее - Порядок).

Согласно пункту 6 указанного Порядка в ходе оснащения транспортного средства тахографом производится:

1) установка тахографа, модель которого в соответствии с Правилами включена ФБУ «Росавтотранс» в перечень моделей тахографов, или модернизация контрольного устройства для приведения его в соответствие с требованиями приказа Минтранса России № 36;

2) активизация тахографа и блока СКЗИ тахографа;

3) настройка тахографа;

4) опломбирование тахографа.

Согласно Приложению № 2 Приказа Минтранса России № 36 тахографами оснащаются транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу более 12 тонн (категория № 3).

Согласно пунктам 2, 3 Приказа Минтранса России № 36 тахограф подлежит поверке в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и состоит из бортового устройства и внешних компонентов. Бортовое устройство имеет защищенный от вскрытия опломбированный корпус и содержит внутри него программно-аппаратное шифровальное (криптографическое) средство (далее - блок СКЗИ тахографа).

В соответствии с пунктом 19 Приложения № 1 «Требования к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства» Приказа Минтранса России № 36, тахограф при вводе карты контролера или предприятия обеспечивает выгрузку на внешние носители данных, содержащихся в памяти бортового устройства, защищенного архива блока СКЗИ тахографа и карты водителя. При выгрузке на внешние носители данных, содержащихся в памяти бортового устройства, в состав этих данных блоком СКЗИ тахографа автоматически включается текущее время, дата, координаты местонахождения транспортного средства и заводской номер блока СКЗИ тахографа, подписанные квалифицированной электронной подписью.

В соответствии с пунктом 39 Приложения № 1 «Требования к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства» Приказа Минтранса России № 36, тахограф при распечатке данных обеспечивает:

1) до выдачи распечатки - запись данных в память карты водителя;

2) выдачу «ежедневной распечатки данных о деятельности водителя, записанных на карте» при вставленной карте водителя;

3) выдачу «распечатки данных о событиях и неисправностях» при вставленной карте мастерской или карте водителя;

4) осуществление по соответствующей команде выбора необходимой распечатки при одновременно вставленных картах водителя и мастерской;

5) возобновление печатания после загрузки бумаги с начала распечатки;

6) вывод на печать информации, содержащейся в его памяти и в памяти карт, в виде следующих шести распечаток:

«ежедневная распечатка данных о деятельности водителя, записанных в карте водителя»;

«ежедневная распечатка данных о деятельности водителя, записанных в тахографе»;

«распечатка данных о событиях и ошибках, хранящихся на карте водителя»;

«распечатка данных о событиях и неисправностях, записанных в тахографе»;

«распечатка технических данных транспортного средства»;

«распечатка данных о превышении скорости».

В соответствии с пунктом 40 Приложения № 1 «Требования к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства» Приказа Минтранса России № 36, вывод распечатки завершается печатанием на ней зарегистрированных в защищенном архиве блока СКЗИ тахографа следующих данных:

1) текущее время, дата;

2) координаты местонахождения транспортного средства;

3) заводской номер блока СКЗИ тахографа.

В соответствии с пунктом 1 Приложения № 3 «Правила использования тахографов, установленных на транспортные средства» Приказа Минтранса России № 36, использование тахографов осуществляется водителями - в целях регистрации и учета времени управления транспортным средством и отдыха, режимов труда и отдыха.

В тахографе активизируется и используется один блок СКЗИ тахографа, соответствующий Требованиям к тахографам, устанавливаемым на транспортное средство (приложение № 1 к настоящему Приказу), сведения о котором включены ФБУ «Росавтотранс» в перечне сведений о моделях блоках СКЗИ тахографа (пункт 3 Приложения № 3 Приказа № 36).

В силу пункта 10 Приложения № 3 «Правила использования тахографов, установленных на транспортные средства» Приказа Минтранса России № 36, водителям запрещается осуществление перевозки с неработающим (блокированным, подвергшимся модификации или неисправным) или с не соответствующим установленным требованиям тахографом в случае, если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 приложения № 5 к Приказу Минтранса России № 36 «Контроль работы тахографов» после выпуска транспортного средства на линию водитель контролирует работоспособность тахографа в соответствии с руководством по эксплуатации.

Пункт 4 вышеуказанного приложения к Приказу Минтранса России № 36 предписывает водителю при осуществлении контроля производить: визуальное исследование элементов тахографа, мест и правильности их установки на транспортном средстве в соответствии с требованиями организации - изготовителя тахографа, включая проверку наличия пломб с номером мастерской, производившей установку тахографа; проверка документов и распечаток тахографа; проверка распечатки данных из тахографа и с карт водителей; проверка выгрузки данных из тахографа и с карт водителей; сравнение данных из распечаток с данными, зарегистрированными в некорректируемом виде в тахографе и на картах водителей; проверка вывода информации на дисплей; проверка ручного ввода информации о местоположении транспортного средства, в момент начала и окончания периодов времени управления транспортным средством; проверка автоматического определения местоположения транспортного средства; проверка соответствия фактического местоположения транспортного средства и данных, содержащихся в памяти бортового устройства, в состав которых блоком СКЗИ тахографа автоматически включается текущее время, дата, координаты местонахождения транспортного средства и заводской номер блока СКЗИ тахографа, подписанные квалифицированной электронной подписью; проверка наличия знака поверки на тахографе и (или) свидетельства о поверке и (или) записи в паспорте (формуляре), заверенной подписью поверителя и знаком поверки, с не истекшим сроком действия.

Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, государственным инспектором территориального отдела государственного автодорожного надзора по Республике Марий Эл Приволжского МУГАДН Федеральной службы по надзору в сфере транспорта ФИО2 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 11.23 КоАП РФ, согласно которому, <дата> в 12 час. 47 мин. на <...> км. объезда <адрес> Республики Марий Эл водитель транспортного средства марки <...>, государственный регистрационный знак <...>, принадлежащий ИП ФИО1, ФИО3 осуществлял перевозку груза – песок в количестве 15 тонн, по маршруту «<...>», с нарушением установленных требований к использованию тахографа, а именно: использование тахографа без блока СКЗИ.

Должностное лицо территориального отдела государственного автодорожного надзора по Республике Марий Эл Приволжского межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, которое рассмотрело дело об административном правонарушении, и судья районного суда, рассмотревший жалобу на это постановление, пришли к выводу о том, что факт совершения водителем транспортного средства ФИО3 нарушения установленных требований к использованию тахографа, а именно: использование тахографа без блока СКЗИ, нашел свое подтверждение материалами дела, в частности, распечаткой с тахографа.

Вместе с тем, с выводами должностного лица и судьи районного суда нельзя согласиться, поскольку вина водителя ФИО3 в совершении административного правонарушения не подтверждена достоверными и достаточными доказательствами, которые в своей совокупности являлись бы основанием для привлечения к административной ответственности.

В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно статье 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В силу положений статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Административным органом и судьей районного суда при рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении ФИО3 не были соблюдены вышеуказанные требования административного законодательства.

Из приложения к протоколу об административном правонарушении от <дата>, как и из иных материалов дела, следует, что основным доказательством, подтверждающим факт использования ФИО3 тахографа без блока СКЗИ, является распечатка с тахографа от <дата>, которая представляет из себя отрезок бумажной ленты со следами обрыва как в верхней, так и в нижней части.

Как указано выше, в соответствии с пунктом 40 Приложения № 1 «Требования к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства» Приказа Минтранса России № 36, вывод распечатки с тахографа должен завершаться печатанием на ней зарегистрированных в защищенном архиве блока СКЗИ тахографа данных, в том числе, о заводском номере блока СКЗИ тахографа.

Из содержания представленной распечатки видно, что в ней не отражен заводской номер блока СКЗИ тахографа.

Между тем, согласно подпункту 6 пункта 39 Приложения № 1 «Требования к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства» Приказа Минтранса России № 36, тахограф при распечатке данных должен обеспечивать вывод на печать информации, содержащейся в его памяти и в памяти карт, в виде шести распечаток.

В данном случае в материалы дела представлена только одна распечатка с тахографа из шести предусмотренных.

При таких обстоятельствах доводы жалобы о том, что в тахографе, установленном на транспортном средстве водителя ФИО3, информация об установленном на нем блоке СКЗИ выводится на другом, отличном от представленного в деле, виде распечатки с тахографа, необходимо признать обоснованными.

Инспектор государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта наделен правом как требовать от водителя транспортного средства представить распечатки с тахографа, так и самостоятельно получить их, с целью подтверждения или опровержения факта использования тахографа с блоком СКЗИ. Однако распечаток с тахографа иных видов должностным лицом получено не было и в материалы дела не представлено.

Кроме того, заслуживают внимания доводы жалобы о том, что на момент составления протокола об административном правонарушении тахограф на транспортном средстве водителя ФИО3 был метрологически поверен, что подтверждается свидетельством о поверке <№> от <дата>, выданным ООО «СРТС «Центр» (аттестат аккредитации в области обеспечения единства измерений <№> от <дата>).

Согласно указанному свидетельству о поверке тахограф «Меркурий ТА-001», заводской <№>, имеет в своем составе навигационно-криптографический модуль НКМ-2 с номером <№>, который является средством крептозащиты информации – СКЗИ, что является доказательством того, что в тахографе, установленном на автомашине ФИО3, имелся блок СКЗИ.

Таким образом, приведенные в жалобе доводы нашли свое подтверждение, что опровергает наличие в действиях ФИО3 объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.33 КоАП РФ, и ставит под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу постановления должностного лица административного органа и решения судьи районного суда.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Учитывая изложенное, постановление по делу об административном правонарушении и решение по жалобе на него являются незаконными и подлежат отмене с прекращением производства по делу по основанию, предусмотренному пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ.

Руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

постановление государственного инспектора территориального отдела государственного автодорожного надзора по Республике Марий Эл Приволжского МУГАДН Федеральной службы по надзору в сфере транспорта ФИО2 от <дата><№>, решение судьи Медведевского районного суда Республики Марий Эл от <дата> по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 11.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО3, отменить.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Решение вступает в законную силу немедленно после его вынесения.

Судья Н.Г. Лелеков