ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-40/20 от 15.06.2020 Асбестовского городского суда (Свердловская область)

Мировой судья Филонова О.В. Дело № 12-40/2020

Р Е Ш Е Н И Е

15 июня 2020 года город Асбест

Судья Асбестовского городского суда Свердловской области Филимонов А.С., при ведении протокола секретарем судебного заседания Терещенко А.С., с участием должностного лица – заведующего муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением «Детский сад «Журавушка» Асбестовского городского округа ФИО1, должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, инспектора Счетной палаты Асбестовского городского округа ФИО2, рассмотрев жалобу заместителя председателя Счетной палаты Асбестовского городского округа ФИО10

на постановление мирового судьи судебного участка № 3 Асбестовского судебного района Свердловской области ФИО3 от *Дата* по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – заведующего муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением «Детский сад «Журавушка» Асбестовского городского округа ФИО1, которым производство по делу прекращено в связи с отсутствием события правонарушения,

установил:

Постановлением мирового судьи судебного участка № 3 Асбестовского судебного района Свердловской области ФИО3 от *Дата* производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – заведующего муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением «Детский сад «Журавушка» Асбестовского городского округа ФИО1 (далее по тексту – детский сад «Журавушка») прекращено в связи с отсутствием события административного правонарушения (л.д.117-121).

Не согласившись с указанным постановлением, заместитель председателя Счетной палаты Асбестовского городского округа ФИО6 обратилась с жалобой в Асбестовский городской суд, в которой, выражая свое несогласие с постановлением мирового судьи, просит его отменить и возвратить дело об административном правонарушении на новое рассмотрение мировому судье в связи с несоответствием выводов фактическим обстоятельствам дела (128-130).

В обоснование жалобы должностное лицо Счетной палаты Асбестовского городского округа указывает о том, что расходование заведующим детским садом «Журавушка» ФИО1 денежных средств в сумме 153 502,42 рублей на оплату работ по ремонту веранды является нецелевым расходованием средств бюджета, поскольку:

- не соответствует решению Думы Асбестовского городского округа от 25.12.2017 №5/1 «О бюджете Асбесовского городского округа на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов»;

- не соответствует цели 6 подпрограммы 5 и задаче 6.1 муниципальной программы «Развитие системы образования в Асбестовском городском округе до 2020 года»;

- не соответствует предмету Соглашения от 09.04.2018.

Также в жалобе указывают о том, что Приложение 9 «Перечень дополнительных работ, производимых при капитальном ремонте здания и объектов» к Ведомственным строительным нормам ВСН 58-88 (р), которое принято мировым судьей во внимание, является только рекомендуемым.

Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, ФИО2, в судебном заседании настаивала на удовлетворении жалобы по изложенным в ней основаниям.

Должностное лицо – заведующий детским садом «Журавушка» ФИО1 в судебном заседании просила в удовлетворении жалобы отказать, указав о том, что работы по ремонту веранды были выполнены за счет выделенных средств на капитальный ремонт детского сада в соответствии с Порядком, утвержденным Управлением образованием и с согласия Управления образованием Асбестовского городского округа, при этом веранда находилась в аварийном состоянии, что угрожало безопасности детей.

Ознакомившись с доводами жалобы, заслушав лицо, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч.3 ст.30.6, ст.30.7 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья должен проверить дело в полном объеме.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ, производство по делам об административных правонарушениях должно производиться при всестороннем, полном, объективном выяснении обстоятельств дела, разрешении его в соответствии с законом.

Согласно ст. 15.14 КоАП РФ нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, является административным правонарушением и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

Пунктом 1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, установлено, что в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, при этом из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели.

В соответствии с ч.1 ст.306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

При рассмотрении дела установлено, что *Дата* в отношении заведующего детским садом «Журавушка» ФИО1 был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.14 КоАП РФ, из которого следует, что в ходе проведения контрольных мероприятий Счетной палатой Асбестовского городского округа был выявлен факт использования ФИО1 денежных средств в общей сумме 153 502,42 рублей на оплату работ по ремонту веранды за счет целевой субсидии на реализацию мероприятия «Капитальный ремонт, приведение в соответствие с требованиями пожарной безопасности и санитарного законодательства зданий и помещений, в которых размещаются образовательные организации» подпрограммы «Укрепление и развитие материально-технической базы, обеспечение безопасных условий и функционирования образовательных организаций» муниципальной программы «Развитие системы образования в Асбестовском городском округе до 2020 года», что является нецелевым использованием средств бюджета Асбестовского городского округа (5-12).

Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, мировой судья пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для привлечения к административной ответственности ФИО1 по ст.15.14 КоАП РФ.

Так, решением Думы Асбестовского городского округа от 25.12.2017 №5/1 «О бюджете Асбестовского городского округа на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов с учетом внесенных изменений были утверждены бюджетные ассигнования на 2018 год за счет средств бюджета Асбестовского городского округа в сумме 21 042,2 тыс. руб. на выполнение мероприятия «Капитальный ремонт, приведение в соответствие с требованиями пожарной безопасности и санитарного законодательства зданий и помещений, в которых размещаются муниципальные образовательные организации» (далее – Решение Думы от 25.12.2017) (л.д.26-32).

Постановлением администрации Асбестовского городского округа от 13.04.2011 №125-ПА утвержден Порядок определения объема и условий предоставления субсидий из местного бюджета муниципальным бюджетным и автономным учреждениям Асбестовского городского округа на иные цели (далее - Порядок администрации Асбестовского городского округа).

Пунктом 5 Порядка администрации Асбестовского городского округа предусмотрено, что целевые субсидии предоставляются на основании заключенных меду органом местного самоуправления, осуществляющим полномочия учредителя, и бюджетными и автономными учреждениями соглашений о предоставлении целевых субсидий.

Контроль за целевым использованием средств целевых субсидий, а также за соблюдением условий их предоставления осуществляется органом местного самоуправления, осуществляющим полномочия учредителя (пункт 8) (л.д.37-39).

Постановлением администрации Асбестовского городского округа от 04.12.2013 №766-ПА утверждена муниципальная программа «Развитие системы образования в Асбестовском городском округе до 2020 года» (далее – муниципальная программа).

В указанной программе выделена подпрограмма 5 – «Укрепление и развитие материально-технической базы, обеспечение безопасных условий функционирования образовательных организаций, подведомственных Управлению образованием Асбестовского городского округа».

Целью 6 подпрограммы 5 является «Приведение материально-технической базы образовательных организаций Асбестовского городского округа в соответствии с современными требованиями к условиям реализации государственных образовательных стандартов».

Для достижения цели 6 подпрограммы 5 установлена задача 6.1, предусматривающая обеспечение соответствия зданий и помещений государственных и муниципальных образовательных организаций требованиям пожарной безопасности и санитарного законодательства (л.д.133-156).

Постановлением Управления образованием Асбестовского городского округа от 05.02.2018 №11 утвержден Порядок определения объема и условий предоставления субсидии на капитальный ремонт, приведение в соответствие с требованиями пожарной безопасности и санитарного законодательства зданий и помещений, в которых размещаются муниципальные бюджетные (автономные) образовательные организации, в 2018 году (далее по тексту – Порядок Управления образованием).В соответствии с п.2 указанного Порядка Управления образованием целевая субсидия на организацию мероприятий по капитальному ремонту, приведению в соответствие с требованиями пожарной безопасности и санитарного законодательства зданий и помещений, в которых размещаются муниципальные бюджетные (автономные) образовательные организации, в 2018 году в рамках подпрограммы 5 муниципальной программы направляется на выполнение, в том числе, работ:

- по разработке проектно-сметной документации;

- по капитальному ремонту зданий и сооружений.

Порядком Управления образованием регламентировано, что не использованные в текущем финансовом году остатки средств целевых субсидий подлежат перечислению в местный бюджет в порядке, установленном муниципальным правовым актом (пункт 10).

Финансовый контроль за целевым использованием целевых субсидий осуществляется Финансовым управлением администрации Асбестовского городского округа (пункт 11).

Соблюдение получателями целевых субсидий условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении, осуществляется Управлением образованием Асбестовского городского округа (пункт 12) (л.д.14-19).

*Дата* между Управлением образованием Асбестовского городского округа (Учредителем) и муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением «Детский сад «Журавушка» Асбестовского городского округа (Учреждение) заключено соглашение о порядке и условиях предоставления субсидии муниципальным бюджетным и автономным учреждениям Асбестовского городского округа и на иные цели, в соответствии с которым целевая субсидия предоставляется на капитальный ремонт, приведение в соответствие с требованиями пожарной безопасности и санитарного законодательства зданий и помещений, в которых размещаются муниципальные образовательные организации (далее по тексту – Соглашение).

Размер субсидии указанным Соглашением определен в размере 1 600 000 рублей (пункт 2.1.1).

Пунктом 2.1.2 Соглашения предусмотрено, что Управление образованием Асбестовского городского округа обязуется рассматривать предложения учреждения по вопросам, связанным с исполнением настоящего Соглашения и сообщать о результатах их рассмотрения в срок не более 1 месяца со дня поступления указанных предложений (л.д.54).

*Дата* заведующий детским садом «Журавушка» ФИО1 на основании заключенного Соглашения обратилась к начальнику Управления образованием Асбестовского городского округа, то есть учредителю, с предложением о том, чтобы за счет остатка денежных средств выделенной субсидии после проведенных аукционов и заключенных договоров осуществить, в том числе, работы по замене веранды группы *Номер* на сумму 153 502,42 рублей (л.д.20).

Данное ходатайство ФИО1 было основано на том, что веранда группы *Номер* находилась в аварийном состоянии, угрожающем безопасности детей, что подтверждается актом осмотра от *Дата* (л.д.22).

В соответствии с письмом начальника Управления образованием Асбестовского городского округа от *Дата* заведующему детским садом «Журавушка» ФИО1 разрешено использовать экономию в сумме 153 502,42 рубля на замену веранды группы *Номер* (л.д.21).

В связи с этим на основании заключенных заведующим детским садом «Журавушка» ФИО1 договоров индивидуальным предпринимателем ФИО8 выполнены работы по ремонту веранды на сумму 153 502,42 рубля, что подтверждается локальными сметными расчетами, счет-фактурами, актами о приемке выполненных работ (л.д.58-81).

В жалобе должностное лицо Счетной палаты Асбестовского городского округа указывает о том, что субсидия предоставлялась для капитального ремонта зданий и помещений, в то время, как металлическая веранда, ремонт которой произведен, относится к служебным постройкам.

Действительно, металлическая веранда отнесена в соответствии с техническим паспортом на здание к служебным постройкам, при этом включается в указанный технический паспорт, в связи с чем относится к объектам детского сада «Журавушка» (л.д.82-88).

Объектом решения Думы от *Дата* и муниципальной программы выступает обеспечение соответствия зданий и помещений государственных и муниципальных образовательных организаций требованиям пожарной безопасности и санитарного законодательства, а порядком Управления образованием – капитальный ремонт зданий и сооружений.

Как указала заведующий детским садом «Журавушка» ФИО1, она руководствовалась в своей деятельности порядком Управления образованием, с которым была знакома, в отличие от решения Думы от *Дата* и муниципальной программы.

В соответствии со ст.2 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" сооружение - результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.

Из указанного определения следует, что металлическая веранда относится к сооружениям.

Управление образованием Асбестовского городского округа является органом местного самоуправления, осуществляющим полномочия учредителя.

Таким образом, Управление образованием Асбестовского городского округа, являясь учредителем, на которого возложен контроль за целевым использованием средств целевых субсидий, а также за соблюдением условий их предоставления, обязано было осуществлять такой контроль, в том числе, на этапе поступления ходатайства ФИО1 о выполнении за счет оставшихся средств субсидии работ по замене веранды группы *Номер* на сумму 153 502,42 рублей. Управление образованием Асбестовского городского округа, дав разрешение ФИО1 на осуществление ремонта веранды, тем самым подтвердило для заведующего детским садом легитимность расходования средств предоставленной субсидии.

При этом *Дата* начальником Управления образованием Асбестовского городского округа утверждены изменения в план финансово-хозяйственной деятельности МБДОУ «Детский сад «Журавушка», в соответствии с которым запланировано проведение мероприятий, в том числе: ремонт веранды, общестроительные работы; ремонт веранды, замена металлоконструкций, что опять же подтверждает отсутствие вины ФИО4 в вменяемом ей правонарушении.

Согласно частям 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В соответствии со ст.2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

С субъективной стороны правонарушение, предусмотренное ст.15.14 КоАП РФ, может быть совершено только умышленно.

В указанном случае вина ФИО1 в совершении административного правонарушения отсутствует, поскольку, как установлено судом, она не сознавала противоправного характера своих действий.

Это обстоятельство подтверждается также, как правильно отмечено мировым судьей, Приказом Госкомархитектуры от 23.11.1988 N 312 "Об утверждении ведомственных строительных норм Госкомархитектуры "Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения" (вместе с "ВСН 58-88 (р). Ведомственные строительные нормы. Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения") (далее по тексту – Приказ Госкомархитектуры).

В соответствии с п.2 Приложения *Номер* к Приказу Госкомархитектуры оборудование детских, спортивных (кроме стадионов) и хозяйственно-бытовых площадок включается в рекомендуемый перечень дополнительных работ, производимых при капитальном ремонте здания и объектов.

Данный Приказ Госкомархитектуры является действующим.

Доводы должностного лица Счетной палаты Асбестовского городского округа о том, что Приложение *Номер* к Приказу Госкомархитектуры носит лишь рекомендательный характер, при отсутствии каких-либо иных нормативных актов, регламентирующих спорные отношения, не свидетельствует о неправильных выводах мирового судьи, а наоборот, подтверждает отсутствие доказательств вины должностного лица в вменяемом ему административном правонарушении, обязанность предоставить которые возложена законом на административный орган.

Таким образом, вывод мирового судьи о наличии оснований для прекращения производства по делу об административном правонарушении, в отношении должностного лица – заведующего детским садом «Журавушка» ФИО1, является верным.

Вместе с тем, в постановлении мировым судьей неверно указано основание для прекращения производства по делу об административном правонарушении – п.1 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ (отсутствие события административного правонарушения), поскольку в действиях ФИО1 при установленных судом обстоятельствах отсутствует состав административного правонарушения, в связи с чем дело в отношении нее подлежит прекращению на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ. В указанной части постановление мирового судьи подлежит уточнению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6, п.1 ч.1 ст. 30.7, Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

Постановление мирового судьи судебного участка № 3 Асбестовского судебного района Свердловской области ФИО3 от *Дата* по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – заведующего муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением «Детский сад «Журавушка» Асбестовского городского округа ФИО1, которым производство по делу прекращено в связи с отсутствием события правонарушения, оставить без изменения, жалобу заместителя председателя Счетной палаты Асбестовского городского округа ФИО6 – без удовлетворения.

Уточнить постановление мирового судьи судебного участка № 3 Асбестовского судебного района Свердловской области ФИО3 от *Дата* путем дополнения резолютивной части указанием на прекращение производства по делу на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в действиях ФИО1 состава административного правонарушения.

Решение вступает в законную силу немедленно.

Решение вынесено в совещательной комнате в печатном виде с использованием компьютерной техники.

Судья А.С. Филимонов