Дело № 12-40/2020
Р Е Ш Е Н И Е
21 мая 2020 года г. Гвардейск
Судья Гвардейского районного суда Калининградской области Клименко М.Ю., при секретаре Савкиной В.Н.,
рассмотрев жалобу ООО «УК «Дейма» на постановление Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области № ЖК-4/866/ПАС/286 от 17.12.2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
установил :
ООО «Управляющая компания «Дейма» обратилось в суд с жалобой на постановление исполняющего обязанности министра регионального контроля (надзора) Калининградской области Елисеева Д.В. № от 17 декабря 2019 года о привлечении к административной ответственности по ч.2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, назначении административного наказания в виде штрафа в размере 250 000 руб., указав, что по результатам проведенной 23.10.2019 г. выездной проверки в отношении МКД <адрес> находящемся в управлении ООО «УК Дейма», было установлено следующее:
- шиферное покрытие МКД имеет многочисленные повреждения, трещины, пробоины, отдельные элементы местами обломаны, коньковые планки частично утрачены, примыкания к дымоходам не герметичны, в чердачном помещении зафиксирован строительный мусор, оконное заполнение чердачного помещения утрачены, элементы стропильной системы местами поражены гнилью, карнизные доски частично утрачены;
- штукатурный слой дымоходов поврежден.
ООО «УК Дейма» вменено нарушение требований, установленных ч. 2 ст. 162, ч. 2.3. ст. 161 ЖК РФ, п.п. а), б) п. 3 Постановления Правительства РФ от 28.10.2014 № 1110 «О лицензировании предпринимал ельской деятельности по управлению многоквартирными домами», п. 4.6.1.1, 5.5.6, 5.5.12 \ Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 «Об утверждении Правил и норм технической Эксплуатации жилищного фонда», п.п. д) п. 4, п. 6 Постановления Правительства РФ от 15.05.2013 № 416 «О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами», п.п. 10, 11 Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими усыновленную продолжительность».
С вмененными нарушениями заявитель не согласился, указав, что МКД № 20 по ул. Мелиораторов в г. Гвардейске Калининградской области 1977 года постройки, двухэтажный, пять квартир, управление указанным МКД ООО «УК Дейма» осуществляет с 2015 года. За продолжительный период эксплуатации кровля указанного МКД пришла в аварийное состояние требует капитального ремонта, кроме того, в июне 2019 года вследствие неблагоприятных погодных условий (штормового ветра) состояние кровли указанного МКД значительно ухудшилось, указанные обстоятельства подтверждаются техническим заключением ООО «Стандарт Оценка» № 012Э-07/2019.
Осуществление работ по капитальному ремонту общего имущества собственников помещений МКД не отнесено действующим законодательством РФ к обязанностям управляющей организации в рамках исполнения договора управления многоквартирным домом.
В августе 2019 г. ООО «УК Дейма» приступило к выполнению указанных работ, что подтверждается наряд-заданиями и актами выполненных работ.
Вследствие большого объема необходимых к выполнению работ, указанные работы в полном объеме были выполнены ООО «УК Дейма» в ноябре и в начале декабря 2019 г.
ООО «УК Дейма» своевременно осуществляло ремонтные работы в отношении кровли и чердачного помещения указанного МКД, предпринимало все зависящие от ООО «УК Дейма» меры для соблюдения лицензионных требований, еще до проведения выездной проверки приступило к осуществлению ремонтных работ и к очистке чердачного помещения от мусора. На момент проведения выездной проверки и составления протокола об административном правонарушении ООО «УК Дейма» не бездействовало, частично выполнило необходимые работы и продолжало их выполнять. На дату рассмотрения дела об административном правонарушении 17.12.2019 г. работы выполнены в полном объеме.
Указанные обстоятельства подтверждаются актом проверки от 06.12.2019 г. Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области. Вредные последствия выявленного административного правонарушения отсутствуют, существенной угрозы охраняемым общественным отношениям причинено не было.
Также просит учесть, что ООО «УК Дейма» находится в крайне тяжелом финансовом положении, собственниками помещений МКД <адрес> условия заключенного договора управления МКД не исполняются, оплату за жилищно-коммунальные услуги своевременно производят собственники помещений трех квартир из пяти, на основании решений мирового судьи 1 судебного участка Гвардейского района Калининградской области от 05.09.2019 г. с собственников помещений указанного МКД взыскана задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг за период с мая 2015 г. по июнь 2019 г., однако указанные решения суда не исполнены по настоящий момент. Задолженность собственников помещений МКД, находящихся в управлении ООО «УК Дейма», по оплате жилищно-коммунальных услуг перед ООО «УК Дейма» по состоянию на 30.12.2019 г. составляет 3096953,92 руб. Задолженность ООО «УК Дейма» перед контрагентами, в том числе ресурсоснабжающими организациями, по состоянию на 30.12.2019 г. составляет 7041685,78 руб., в связи с чем привлечение к административной ответственности с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 250 000 руб. является для ООО «УК Дейма» существенным обременением, которое может оказаться непосильным и привести к самым серьезным последствиям.
В судебном заседании представитель ООО «УК «Дейма» Логинова Н.Я., действующая на основании доверенности, поддержала жалобу по доводам изложенным в ней.
Исследовав материалы дела и дав им оценку, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 51 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию.
Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 г. №1110 (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 3 названного Положения лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», являются:
а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации;
б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации;
В силу части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Согласно части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется вшюлнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуга и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Правила № 416, устанавливают стандарты и порядок осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом управляющими организациями, заключившими договор управления многоквартирным домом (пп. в п. 1 Правил 416).
Управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением следующих стандартов:
- подготовка предложений по вопросам содержания и ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме для их рассмотрения общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе:
- разработка с учетом минимального перечня услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
- расчет и обоснование финансовых потребностей, необходимых для оказания услуг и выполнения работ, входящих в перечень услуг и работ, с указанием источников покрытия таких потребностей (в том числе с учетом рассмотрения ценовых предложений на рынке услуг и работ, смет на выполнение отдельных видов работ);
- подготовка предложений по вопросам проведения капитального ремонта (реконструкции) многоквартирного дома, а также осуществления действий, направленных на снижение объема используемых в многоквартирном доме энергетических ресурсов, повышения его энергоэффективности (пп. в), д) п.4 Правил 416).
В целях подтверждения необходимости оказания услуг и выполнения работ, предусмотренных проектом перечня услуг и работ, управляющая организация, товарищество или кооператив по требованию собственников помещений в многоквартирном доме обязаны представить акт обследования технического состояния многоквартирного дома, а также иные документы, содержащие сведения о выявленных дефектах (неисправностях, повреждениях), и при необходимости - заключения экспертных организаций (п.6 Правил 416).
В соответствии с подпунктами а, б пункта 3 Положения во взаимосвязи с приведенными нормами Жилищного кодекса Российской Федерации к числу лицензионных требований относится соблюдение правил, установленных в соответствующей сфере деятельности, в том числе Правил № 491.
Пунктом 10 Правил содержания установлено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем, в частности: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома.
Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя:
а) осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан;
б) обеспечение готовности внутридомовых инженерных систем электроснабжения и электрического оборудования, входящих в состав общего имущества, к предоставлению коммунальной услуги электроснабжения;
в) поддержание помещений, входящих в состав общего имущества, в состоянии, обеспечивающем установленные законодательством Российской Федерации температуру и влажность в таких помещениях;
г) уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества;
д) сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме;
з) текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах «а» - «д» пункта 2 настоящих Правил содержания, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества (подл, а, б, в, г, д, з п. 11 Правил содержания).
Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт Правил содержания).
Такой перечень утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 года № 290, в него включены работы, выполняемые в целях надлежащего содержания фасадов многоквартирных домов (п.9).
За нарушение лицензионных требований по управлению МКД предусмотрена административная ответственность, установленная частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
Частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что в соответствии с Положением о Министерстве регионального контроля (надзора) Калининградской области, утвержденным Постановлением Правительства Калининградской области от 19.10:2016 № 484, Министерство регионального контроля (надзора) Калининградской области (далее - Министерство) является уполномоченным органом исполнительной власти, на которым в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации возложено осуществление регионального государственного жилищного надзора.
По результатам проведенной 23.10.2019 Министерством внеплановой выездной проверки исполнения лицензионных требований управляющей организацией ООО «УК «Дейма» в отношении многоквартирного дома № 20 по ул. Мелиораторов в с Гвардейске (далее - МКД)на основании приказа Министра регионального контроля (надзора) № ЖК-5576/пр от 17.10.2019, установлено :
- шиферное покрытие МКД имеет многочисленные повреждения, трещины, пробоины, отдельные элементы местами обломаны, коньковые планки частично утрачены, примыкания к дымоходам негерметичны, в чердачном помещении зафиксированы строительный мусор, оконное заполнение чердачного помещения утрачено, элементы стропильной системы местами поражены гнилью, карнизные доски частично утрачены - нарушение п. 4.6.1. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09,2003 № 170, которые зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 15.10.2003 за № 5176, опубликованы в «Российской газете» от 23.10.2003 Кг 214 и являются обязательными для исполнения как собственниками помещений, так и управляющими организациями (далее –Правила № 170);
- штукатурный слой дымоходов поврежден - нарушение п. 5.5.6; 5,5,12 Правил № 170
По результатам проведенной внеплановой проверки выявлены нарушения лицензионных требований, обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами (с указанием положений (нормативных) правовых актов):
- ч. 2 ст.162, ч.2,3 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации;
- п. а), б) п.3 Постановления Правительства РФ от 28.10.2014 № 1110 «О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами»
-п. 4.6.1.1, 5.5.6,5.5.12 Правил№170:
- подп. «д» п.4, п.6 Правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.05,2013 №416 (далее-Правила№416);
- п.п. 10, 11, Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года № 491 (далее - Правила № 491).
Согласно реестру лицензий Калининградской области лицензиат ООО «УК Дейма» осуществляет управление многоквартирным домом по адресу: Калининградская область, г. Гвардейск, ул. Мелиораторов, д. № 20 на основании договора управления МКД.
15.11.2019 ведущим консультантом отдела технического надзора департамента жилищного контроля Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области Прокопьевым Алексеем Сергеевичем составлен протокол об административном правонарушении Ш ЖК-4/866/ПАС/4167-о в отношении ООО «УК «Дейма» за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
Факт совершения ООО «УК «Дейма» административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, подтверждается материалами дела об административном правонарушении № ЖК-4/866/ПАС/286 обозревавшемся в судебном заседании.
В силу статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Имеющимися в деле доказательствами подтверждается, что в действиях юридического лица имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.
Доводы жалобы заявителя об отсутствии в действиях общества состава правонарушения опровергается материалами дела.
Иных, юридически значимых доводов, ставящих под сомнение законность оспариваемого постановления должностного лица, жалоба не содержит.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, установленных ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, не усмотрено.
Нарушений норм материального и процессуального закона при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено.
Учитывая характер и степень общественной опасности административного правонарушения, предусмотренного положениями части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, выразившегося в нарушении лицензионных требований при управлении ООО «УК «Дейма» многоквартирным домом, судья усматривает основания для замены избранного должностным лицом вида административного наказания.
ООО «УК «Дейма» представлены сведения о том, что общество является объектом малого предпринимательства, а также то, что в декабре 2019 г. необходимые работы выполнены в полном объеме, что подтверждается актом проверки от 06.12.2019 г. Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области, в связи с чем вредные последствия выявленного административного правонарушения отсутствуют, существенной угрозы охраняемым общественным отношениям причинено не было.
В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Учитывая изложенное, судья приходит к выводу, что имеются обстоятельства предусмотренные частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса для изменения Постановление Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области № ЖК-4/866/ПАС/286 от 17.12.2019 г. и назначения ООО «УК «Дейма» наказания в виде предупреждения.
Руководствуясь ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ :
Постановление Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении ООО «УК «Дейма» к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП изменить в части назначения наказания, назначив ООО «УК «Дейма» административное наказание в виде предупреждения.
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Гвардейский районный суд Калининградской области в течение 10 дней со дня его вынесения.
Судья: Клименко М.Ю.