ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-40/2016 от 20.07.2016 Камбарского районного суда (Удмуртская Республика)

Дело №12-40/2016

РЕШЕНИЕ

г. Камбарка 20 июля 2016 года

Судья Камбарского районного суда Удмуртской Республики Иконников В.А.,

при секретаре Балакиной С.П.

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя Министерства труда и миграционной политики Удмуртской Республики МИК на постановление мирового судьи судебного участка Камбарского района УР ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.7 КоАП РФ, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Т»,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением мирового судьи судебного участка Камбарского района от ДД.ММ.ГГГГ, производство по делу об административном правонарушении в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Т» по ст. 19.7 КоАП РФ прекращено за отсутствием состава административного правонарушения.

Не согласившись с вынесенным постановлением, Министерство труда и миграционной политики Удмуртской Республики подало жалобу, в которой просит отменить постановление мирового судьи судебного участка Камбарского района УР от ДД.ММ.ГГГГ и возвратить дело на новое рассмотрение судье.

Жалоба мотивирована тем, что следствием непредставления ежемесячно информации о наличии вакантных рабочих мест (должностей) выступает то, что банк вакантных рабочих мест (должностей) не корректируется специалистами службы занятости населения, и приводит к сбою поступления сведений о наличии или отсутствии на предприятиях или организациях вакантных рабочих мест (должностей), вследствие чего не доводится до сведений граждан, ищущих работу.

Считает, что вывод суда со ссылкой на п. 6 постановления Правительства Удмуртской Республики от 13.10.2014 № 385 «Об утверждении Положения о предоставлении работодателями информации о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей в органы службы занятости населения Удмуртской Республики» (далее - Постановление № 385) и на п.3 ст.25 Закона «О занятости населения в Российской Федерации» (далее – Закон о занятости), из которых не усматривается обязательное представление информации об отсутствии вакантных рабочих мест (должностей), вступает в противоречие с требованием Закона о занятости представлять соответствующую информацию ежемесячно. Аналогичное требование содержится в п. 5 Постановления № 385, которое устанавливает срок подачи информации о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей в органы службы занятости населения Удмуртской Республики - ежемесячно до окончания текущего месяца.

Если работодатели не будут подавать ежемесячно сведения о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, при их отсутствии, то, следовательно, будут нарушены требования пункта 3 статьи 25 Закона «О занятости» о периодичности предоставления информации. Соответственно, утрачивается смысл требования об обязанности подачи работодателями соответствующей информации ежемесячно.

Кроме того, Постановление № 385 содержит конкретные нормы (пункты 5.1 и 5.2), в каком случае работодатель считается проинформировавшим органы службы занятости населения Удмуртской Республики об отсутствии свободных рабочих мест и вакантных должностей: в случае, если он зарегистрирован в информационно-аналитической системе Общероссийская база вакансий «Работа в России» и не разместил соответствующую информацию. ООО «Т» не представило доказательств такой регистрации, поэтому его нельзя признать исполнившим требования пункта 3 ст. 25 Закона о занятости.

Соответственно, допущенные ООО «Т» нарушения требований п. 3 ст. 25 Закона о занятости не позволяют ГКУ УР ЦЗН Камбарского района надлежащим образом исполнять возложенные на данный орган обязанности по содействию гражданам в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости и информированию о положении на рынке труда, что нарушает право граждан на защиту от безработицы, гарантированное им государством - ч. 1 ст. 12 Закона о занятости, ч. 3 ст. 37 Конституции РФ.

При таких обстоятельствах бездействие ООО «Т» по не предоставлению в ГКУ УР «Центр занятости населения Камбарского района» ежемесячно, в частности в марте 2016 года, информации о наличии вакантных рабочих мет (должностей) на предприятии является незаконным, совершенным вопреки органу занятости осуществлять его законную деятельность.

Указывает, что статьей 19.7 КоАП РФ предусмотрена ответственность за непредставление информации, являющейся необходимой для органов занятости населения при осуществлении их законной деятельности. В связи с тем, что органы службы занятости ежемесячно проводят мониторинг сведений о свободных рабочих местах и вакантных должностях, то предоставление сведений как о свободных рабочих местах и вакантных должностях, так и об их отсутствии необходимо подавать для формирования банка вакансий на рынке труда и контроля соответствующих сведений. Кроме того, при непредставлении соответствующей информации невозможно объективно проанализировать ситуацию на рынке труда Удмуртской Республики, в том числе на территории Камбарского района, что опять же отражается на предоставлении такой услуги как информирование о положении на рынке труда Удмуртской Республики.

Состав указанной статьи является формальным и вывод суда о том, что Министерством труда и миграционной политики Удмуртской Республики не представлено документальное подтверждение, что на момент совершения административного правонарушения в ООО «Т» имелись в наличии свободные рабочие места и вакантные должности, является несостоятельным, т.к. сам факт непредставления соответствующей информации образует состав административного правонарушения (л.д. 25-26).

В судебное заседание Министерство труда и миграционной политики УР и ООО «Т» своих представителей не направили, ходатайств об отложении рассмотрения дела в суд не представили, в связи с чем, суд дело рассмотрено при указанной явке на основании ст. 25.1 КоАП РФ.

Исследовав доводы жалобы, изучив и проанализировав представленные материалы в полном объеме, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно части 2 названной статьи юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В соответствии со ст. 19.7 КоАП РФ непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), государственный финансовый контроль, муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль, сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), государственный финансовый контроль, муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль, таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных статьей 6.16, частями 1, 2 и 4 статьи 8.28.1, частью 2 статьи 6.31, частью 4 статьи 14.28, статьями 19.7.1, 19.7.2, 19.7.2-1, 19.7.3, 19.7.5, 19.7.5-1, 19.7.5-2, 19.7.7, 19.7.8, 19.7.9, 19.7.12, 19.8, 19.8.3 КоАП РФ, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

Таким образом, непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), муниципальный контроль, сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.7 КоАП РФ.

Согласно Положению о Министерстве труда и миграционной политики Удмуртской Республики, утвержденного Постановлением Правительства УР от 24.11.2014 N 465 (ред. от 11.04.2016) "О Министерстве труда и миграционной политики Удмуртской Республики", Министерство труда и миграционной политики Удмуртской Республики (далее - Министерство) осуществляет надзор и контроль за обеспечением государственных гарантий в области содействия занятости населения, за исключением государственных гарантий в части социальной поддержки безработных граждан (п. 8 пп. 35 абз. «в»)

Таким образом, Министерство труда и миграционной политики Удмуртской Республики наделено полномочиями по государственному контролю (надзору) в области содействия занятости населения.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ специалистом-экспертом сектора правовой работы и надзора управления развития государственной службы и контрольно-надзорной деятельности Министерства труда и миграционной политики Удмуртской Республики КЕН составлен протокол об административном правонарушении, согласно которого ООО «Т», в нарушение п. 3 ст. 25 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» и постановления Правительства Удмуртской Республики от 13.10.2014 № 385 «Об утверждении Положения о предоставлении работодателями информации о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей в органы службы занятости населения Удмуртской Республики», не представило в органы службы занятости населения Удмуртской Республики информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей за март 2016 года, чем совершило административное правонарушение, предусмотренное ст. 19.7 КоАП РФ.

Из преамбулы Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» следует, что данный закон определяет правовые экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.

Согласно п. 1 ст. 12 названного Закона гражданам Российской Федерации гарантируются свобода выбора рода деятельности, профессии (специальности), вида и характера труда; защита от безработицы; бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости; информирование о положении на рынке труда.

В соответствии с п. 3 ст. 25 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей.

Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 13.10.2014 № 385 утверждено Положение о предоставлении работодателями информации о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей в органы службы занятости населения Удмуртской Республики, которое разработано в соответствии с Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации» и определяет порядок взаимодействия работодателей и органов службы занятости населения Удмуртской Республики по представлению информации о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей в органы службы занятости населения Удмуртской Республики.

Пунктом 5 постановления Правительства УР № 385 (в редакции постановления Правительства УР от 15.02.2016 № 55) установлено, что информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей работодатели обязаны представлять в органы службы занятости населения Удмуртской Республики ежемесячно до окончания текущего месяца.

Согласно п. 6 постановления Правительства УР № 385 информация о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей представляется работодателями по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере занятости населения и безработицы.

Из правового анализа вышеуказанных норм следует, что работодатель обязан в установленный законом срок предоставлять информацию в органы службы занятости населения о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, что будет способствовать анализу ситуации на рынке труда. Обязанности работодателей представлять органам службы занятости информацию об отсутствии вакантных рабочих мест (должностей) из данных правовых норм не усматривается.

Непредставление информации об отсутствии у работодателя вакантных рабочих мест (должностей) само по себе не свидетельствует о нарушении прав неопределенного круга безработных лиц на защиту от безработицы, поскольку такого рода информация не может служить средством защиты граждан Российской Федерации от безработицы и повлиять на осведомленность безработных граждан о предложении на рынке труда вакантных рабочих мест (должностей). Если в региональном законодательстве отсутствуют нормы, обязывающие работодателя подавать рассматриваемые сведения при отсутствии вакансий, то работодатель представлять их не должен, а при наличии таких норм, - соответственно, представлять обязан.

В связи с указанными обстоятельствами, учитывая, что Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 13.10.2014 № 385 (в редакции постановления Правительства УР от 15.02.2016 № 55) не предусмотрено обязательное предоставление сведений в органы государственной службы занятости об отсутствии свободных рабочих мест и вакантных должностей, мировой судья обоснованно пришел к выводу об отсутствии обязанности у ООО «Т» предоставлять в органы государственной службы занятости сведения об отсутствии свободных рабочих мест и вакантных должностей.

Доводы жалобы о том, что выводы мирового судьи вступают в противоречие с требованиями закона о предоставлении информации периодично, ежемесячно до окончания текущего месяца, судья считает не состоятельными, основанными на неверном толковании закона.

Также судья отмечает, что пунктами 5.1 и 5.2 постановления Правительства УР № 385 (в редакции постановления Правительства УР от 15.02.2016 № 55) установлено следующее.

5.1. Работодатель, ежемесячно размещающий информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей в информационно-аналитической системе Общероссийская база вакансий "Работа в России" (далее - Система) в установленном порядке, считается исполнившим требования статьи 25 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" в части представления органам службы занятости Удмуртской Республики информации о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей.

5.2. Работодатель, зарегистрированный в Системе в установленном порядке и не разместивший в Системе информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, считается проинформировавшим органы службы занятости населения Удмуртской Республики об отсутствии свободных рабочих мест и вакантных должностей.

То есть, работодатель при отсутствии свободных рабочих мест и вакантных должностей, не размещает информацию об этом в Системе, что говорит об отсутствии у него свободных рабочих мест и вакантных должностей.

Таким образом, можно сделать вывод (по аналогии), что не предоставление в органы государственной службы занятости информации об отсутствии свободных рабочих мест и вакантных должностей, говорит об их отсутствии в организации и не требует дополнительного информирования об этом службы занятости.

Иные доводы жалобы направлены на переоценку выводов мирового судьи, содержащихся в обжалуемом постановлении, при этом оснований для их переоценки не имеется.

Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Статья 1.5 КоАП РФ указывает на то, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, и лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, при этом неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Данное требование Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при производстве по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Т» мировым судьей соблюдено, дана надлежащая правовая оценка всем обстоятельствам дела.

Исходя из положений ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

При таких обстоятельствах мировой судья, исследовав указанные доказательства и оценив их в совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, обоснованно пришел к выводу о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Т», в связи с отсутствием обязанности у ООО «Т» представлять в органы государственной службы занятости информацию об отсутствии свободных рабочих мест и вакантных должностей.

Нарушений норм материального и процессуального права, которые могли бы повлечь отмену обжалуемого постановления, судом не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

Жалобу представителя Министерства труда и миграционной политики Удмуртской Республики МИК на постановление мирового судьи судебного участка Камбарского района УР ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.7 КоАП РФ, в отношении ООО «Т», оставить без удовлетворения, постановление мирового судьи судебного участка Камбарского района УР без изменения.

Решение вступает в законную силу с момента его принятия.

Судья /подпись/ В.А. Иконников

Копия верна:

Судья В.А. Иконников