ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-40/2018 от 26.02.2018 Омского районного суда (Омская область)

Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 февраля 2018 года город Омск

Омский районный суд Омской области в составе председательствующего Степановой Е.В., при секретаре судебного заседания Чуевой А.О., рассмотрев в открытом судебном заседании в <...> а, зал судебных заседаний № 21) дело по жалобе представителя генерального директора ООО «ЛВЗ «ОША» ФИО1 на постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное заместителем руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому федеральному округу от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении генерального директора ООО «ЛВЗ «ОША» ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной по ст. 14.19 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Заместителем руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по сибирскому федеральному округу ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление по делу об административном правонарушении, которым генеральный директор ООО «ЛВЗ «ОША» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.19 КоАП РФ и назначено наказание виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, ФИО1 обратился в Омский районный суд Омской области с жалобой, указав, что в мотивировочной части обжалуемого постановления административный орган приводит расхождения в объемах продукции, выявленные при сопоставлении сведений, отраженных в бухгалтерском учете и отчетности Общества со сведениями из ЕГАИС, в части пива в объеме 104572 дал, направленного на производство пивных напитков.

Поскольку указанный объем пива отражен в документах бухгалтерского учета Общества (ОСВ по счету 21) и отчетности (декларации по форме приложения ) - с. 4 Постановления, нельзя говорить о нарушении Обществом порядка учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или порядка учета использования производственных мощностей, объема собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда. Сведений о том, что отчетность (декларация), основанная на данных учета, представлена Обществом в уполномоченный орган с нарушением установленного порядка, и административный орган не располагал информацией об учтенных Обществом объемах продукции, обжалуемое постановление не содержит.

В обоснование неправомерности действий Общества по неполному отражению сведений в ЕГАИС уполномоченный орган ссылается на положения п. 10, п/п 14 п. 6 Правил функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2015 г. N 1459).

Согласно п/п 14 п. 6 Правил Единая информационная система содержит информацию об объеме (в декалитрах) произведенной, закупаемой, используемой для собственных нужд, поставляемой, хранимой (в том числе списанной, забракованной, возвращенной), перевозимой, использованной в качестве сырья продукции каждого вида и наименования, в том числе учтенном средствами измерения, а также объем использования сырья для производства готовой продукции.

В силу п. 10 Правил организации, использующие основное технологическое оборудование для производства пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, помимо информации, указанной в пункте 7 настоящих Правил, представляют в единую информационную систему с использованием программно-аппаратных средств информацию, указанную в подпунктах 4 - 6, 8 - 18, 20, 25 и 30 пункта 6 настоящих Правил.

В соответствии с п. 7 Правил организации и сельскохозяйственные товаропроизводители, зарегистрированные в качестве юридического лица, представляют в единую информационную систему с использованием программно- аппаратных средств, обеспечивающих прием и передачу информации в единую информационную систему (далее - программно-аппаратные средства), информацию, указанную в подпунктах 1 - 3 пункта 6 настоящих Правил.

Как следует из п/п 1-3 п. 6 Правил, единая информационная система содержит следующую информацию:

наименование, местонахождение, идентификационный номер налогоплательщика - для организации или сельскохозяйственного товаропроизводителя, зарегистрированного в качестве юридического лица, а также код причины постановки на учет, местонахождение обособленных подразделений (при их наличии);

наименование и вид продукции, указанный в статье 2 Федерального закона №171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции";

код вида продукции согласно классификатору видов продукции, использующийся при заполнении деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Согласно п 7 ст. 2 Федерального закона №171-ФЗ алкогольная продукция - пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка, коньяк), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха.

В соответствии с п. 13.1 ст. 2 Федерального закона №171-ФЗ пиво - алкогольная продукция с содержанием этилового спирта, образовавшегося в процессе брожения пивного сусла, которая произведена из пивоваренного солода, хмеля и (или) полученных в результате переработки хмеля продуктов (хмелепродуктов), воды с использованием пивных дрожжей, без добавления этилового спирта, ароматических и вкусовых добавок.

Из приведенных выше норм законодательства о производстве и обороте алкогольной продукции, порядке отражения сведений в ЕГАИС, декларациях, следует, что Общество обязано представлять с использованием программно- аппаратных средств информацию о готовой продукции, производство и оборот которой регулируется Федерального закона №171-ФЗ, подлежащую отражению в декларациях об объемах производства и оборота алкогольной продукции.

В соответствии с пунктом 1.9 Порядка заполнения деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей (утвержден Приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 23.08.2012 N 231) в декларации отражается объем произведенной продукции, прошедшей весь цикл технологической обработки, разлитой в потребительскую тару, а также объем продукции собственного производства, используемый для производства другой продукции собственного производства.

Как следует из материалов административного производства степень готовности продукта, направляемого на производство пивных напитков, равно как и его соответствие понятию алкогольной продукции, установленному ст. 2 Федерального закона №171-ФЗ уполномоченным органом не проверялась.

Как следует из Технологической схемы и описания технологического процесса (ТИ9184-08-35858009-12), процесс производства пива включает в себя следующие стадии: приготовление пивного сусла; подготовка и использование пивных дрожжей; брожение пивного сусла и дображивание в ЦКТ; осветление и фильтрация; розлив пива.

Технологический процесс производства напитка пивного включает в себя следующие стадии: приготовление пива светлого, приготовление сахарного сиропа, приготовление раствора лимонной кислоты, приготовление раствора подсластителя, приготовление купажного сиропа, смешивание пива с купажным сиропом и пастеризация напитка, розлив.

Таким образом, необходимой технологической стадией производства пива и напитков на его основе является розлив готовой продукции.

Изготовление пивных напитков пивоваренного производства ООО «ЛВЗ «ОША» в подразделении, расположенном по адресу: <адрес>, является непрерывным и закрытым - от закладки сырья для производства пива и до розлива готовой продукции. Этот процесс не предусматривает разделения его этапов по виду готовой продукции, как не предусматривает выпуск, хранение, розлив, перемещение пива, как отдельного вида алкогольной продукции.

Согласно п. 13.1 ст. 2 Федерального закона №171-ФЗ пиво - алкогольная продукция с содержанием этилового спирта, образовавшегося в процессе брожения пивного сусла, которая произведена из пивоваренного солода, хмеля и (или) полученных в результате переработки хмеля продуктов (хмелепродуктов), воды с использованием пивных дрожжей, без добавления этилового спирта, ароматических и вкусовых добавок.

Схема оснащения основного технологического оборудования участка розлива пива в тару ПЭТ автоматическими средствами предъявлена в уполномоченный орган при опломбировании автоматических средств измерения и учета объема готовой продукции, что отражено в Акте от ДД.ММ.ГГГГ. Указанная схема не предусматривает промежуточных элементов розлива пива, а также установки средств измерения и учета в технологической линии по производству пивных напитков до их выпуска в качестве готовой продукции.

При этом, как следует из п. 3 Приказа от 25.06.2013г. № Пр6-431 МРУ ФС РАР по Сибирскому ФО, в план мероприятий по опломбированию автоматических средств измерения входило, в том числе, установление соответствия фактического расположения основного технологического оборудования линий розлива и автоматических средств измерения утвержденным схемам оснащения основного технологического оборудования линий розлива автоматическими средствами измерения и учета, основного технологического оборудования и коммуникаций на линиях розлива пива в стеклобутылку, ПЭТ-бутылку и КЕГУ.

Действующее законодательство о производстве и обороте алкогольной продукции не предусматривает не только фиксацию в системе ЕГАИС промежуточных продуктов на отдельных этапах производства пивных напитков, но и техническую возможность для передачи подобной информации, о чем уполномоченный орган имеет сведения с даты опломбирования автоматических средств измерения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ. Между тем, за истекший период каких- либо замечаний от МРУ не поступало.

Проверкой также установлены нарушения сроков отражения информации в ЕГАИС - 4 случая просрочки и 2 случая досрочного извещения. Все случаи нарушения сроков установлены уполномоченным органом путем сопоставления сведений из товарно-транспортных накладных с информацией, содержащейся в ЕГАИС.

Несмотря на исключительно документальный характер проверки в постановлении указано, что выявлены именно факты нарушения Обществом сроков фиксации сведений в ЕГАИС.

Между тем, п. 5.1.1 Приказа связывает обязанность организаций по предоставлению информации именно с фактом выезда транспортного средства с продукцией с территории предприятия. В постановлении не указаны конкретные обстоятельства нарушения: марка машины, водитель, перевозимый груз, фактическое время выезда и т.п. Учитывая то, что проверкой выявлены документальные несоответствия, как досрочного отражения информации, так и подачи сведений с нарушением сроков, исследование фактических обстоятельств вменяемого правонарушения имеет существенное значение.

Кроме того, как следует из Положения о Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка, в полномочия РАР не входит контроль и проверка бухгалтерского учета организаций.

Сведения, зафиксированные в ЕГАИС-УТМ ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ отражают реально совершенные хозяйственные операции по отгрузке алкогольной продукции. Достоверность сведений, отраженных в первичных бухгалтерских документах не опровергнута.

Кроме того, соответствие общественной опасности нарушения срока подачи сведений на один день (в пределах одних календарных суток) размеру назначенного наказания, уполномоченным органом также не исследовано и не доказано. Следовательно, наличие в действиях генерального директора Общества признаков состава правонарушения, предусмотренного ст. 14.19 КоАП РФ, в законном порядке не установлено.

Просит обжалуемое постановление отменить.

В судебное заседание представитель ФИО1 – ФИО3, действующий на основании доверенности, доводы жалобы поддержал по изложенным в ней основаниям.

Представитель Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому федеральному округу в судебное заседание не явился, представил возражения на жалобу.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.

Как видно из материалов дела, копию обжалуемого постановления ФИО1 получил ДД.ММ.ГГГГ, жалоба первоначально подана в суд ДД.ММ.ГГГГ, определением Омского районного суда Омской области от ДД.ММ.ГГГГ жалобы возвращена в связи с пропуском срока и отсутствием ходатайство о восстановлении пропущенного срока.

Учитывая, незначительный пропуск срока, суд считает возможным восстановить срок для обжалования, жалобу рассмотреть по существу.

В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Применительно к ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административно взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выяснение причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Статьей 26.1 КоАП РФ определены обстоятельства, которые подлежат выяснению по делу об административном правонарушении.

Пунктом 1 статьи 26 Закона N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» установлен запрет на производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, информация о которых не зафиксирована в ЕГАИС.

Согласно пункту 1 статьи 14 Закона N 171-ФЗ организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25% объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и (или) оборота.

При этом учет объема производства, оборота и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется с использованием оборудования, отвечающего требованиям статьи 8 Закона N 171-ФЗ (пункт 2 статьи 14 Закона 171-ФЗ).

Из взаимосвязанных положений статьи 14 Закона N 171, Правил учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также учета использования производственных мощностей, объема собранного винограда и винограда, использованного для производства винодельческой продукции, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2006 N 380, пунктов 4 - 7, 15, 24 Правил функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 N 1459, следует, что несоблюдение требований данных норм (в части учета оборота алкогольной продукции) означает нарушение установленного порядка учета алкогольной продукции при ее производстве или обороте.

Статьей 14.19 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение установленного порядка учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции при их производстве или обороте.

Как следует из материалов дела ООО «Ликероводочный завод «ОША» осуществляет деятельность по производству, хранению и поставкам производственной алкогольной продукции (пива и пивных напитков), что следует также из Устава.

Судом установлено, что ООО «Ликероводочный завод «ОША», директором которого с ДД.ММ.ГГГГ является ФИО1

Как следует из постановления от ДД.ММ.ГГГГ генеральный директор ООО «ЛВЗ «ОША» ФИО1, признан виновным в совершении административного правонарушения, выразившееся в нарушении порядка учета алкогольной продукции при её производстве в 1-м и 2-ом кварталах ДД.ММ.ГГГГ. В декларациях по форме приложения и зафиксированной в ЕГАИС, ООО «ЛВЗ «ОША» показало, что в 1 и 2 кварталах ДД.ММ.ГГГГ на производство пивных напитков было израсходовано пива в объеме 149 677,38 дал, в том числе в 1 квартале ДД.ММ.ГГГГ - 65 872,25 дал и во 2 квартале ДД.ММ.ГГГГ - 83 805,88 дал. При этом в ЕГАИС зафиксирован только объем 45 085,05 дал, в том числе за 1 квартал ДД.ММ.ГГГГ - 29 583,5 дал, за 2 квартал ДД.ММ.ГГГГ- 15 501,55 дал, т.е. ООО «ЛВЗ «ОША» не зафиксировало в ЕГАИС сведения об использовании пива в объеме 104 572,0 дал. Расхождения свидетельствуют о нарушении установленного порядка учета алкогольной продукции при её производстве и обороте.

В соответствии с пунктом 5 Правил учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также учета использования производственных мощностей, объема собранного винограда и винограда, использованного для производства винодельческой продукции (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2006 N 380) (далее - Правила N 380), учет объема оборота продукции с применением технических средств, которыми оснащено оборудование для учета объема оборота продукции, производится в организациях, осуществляющих оборот продукции.

Согласно пункта 2 статьи 8 Закона N 171-ФЗ оборудование для учета объема оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции должно быть оснащено техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему.

Требования к техническим средствам фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота алкогольной продукции в ЕГАИС утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.07.2016 N 650 (далее - Требования N 650).

В соответствии с пунктов 13 Требований N 650 программное обеспечение должно осуществлять, в том числе прием и передачу информации об объеме оборота алкогольной продукции в единую информационную систему с использованием программных средств в соответствии с заявкой о фиксации информации об организации, об алкогольной продукции каждого вида и наименования, об объеме оборота продукции каждого вида и наименования, о документах, разрешающих и сопровождающих оборот алкогольной продукции, в единой информационной системе.

Порядок и правила функционирования ЕГАИС утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 N 1459 (далее - Правила ЕГАИС).

В соответствии с пунктом 4 Правил ЕГАИС организации, осуществляющие оборот алкогольной продукции, являются участниками ЕГАИС.

В силу пункта 16 Правил ЕГАИС организации, использующие оборудование для учета объема розничной продажи маркированной алкогольной продукции, помимо информации, указанной в пункте 7 настоящих Правил, представляют в ЕГАИС информацию, указанную в подпункте 14 пункта 6 настоящих Правил.

Подпунктом 14 пункта 6 Правил ЕГАИС предусмотрено, что в ЕГАИС включаются сведения об объеме (в декалитрах) произведенной, закупаемой, используемой для собственных нужд, поставляемой, хранимой (в том числе списанной, забракованной, возвращенной), перевозимой, использованной в качестве сырья продукции каждого вида и наименования, в том числе учтенный средствами измерения, а также объем использования сырья для производства готовой продукции.

Следовательно, из толкования приведенных взаимосвязанных положений статьи 14 Закона N 171-ФЗ, Правил N 380, Правил ЕГАИС и Требований N 650 административный орган сделал правильный вывод о том, что несоблюдение требований данных норм (в части учета об объеме произведенного пива, используемого в качестве сырья для производства пивных напитков) означает нарушение установленного порядка учета алкогольной продукции при ее производстве или обороте.

Административным органом, при сопоставлении сведений об объемах произведенного ООО «ЛВЗ «ОША», использованного для приготовления пивных напитков, отраженных в первичных учетных документах (оборотно-сальдовая ведомость по счету: 21 за 1 и 2 кварталы ДД.ММ.ГГГГ и сведений, зафиксированных в ЕГАИС, установлены расхождения в общем объеме 104 572,0 дал.

При таких обстоятельствах суд, исследовав и оценив, представленные в материалах дела доказательства, приходит к выводу о наличии в действиях генерального директора ООО «ЛВЗ «ОША» ФИО1 состава вмененного ему административного правонарушения.

Действия генерального директора ООО «ЛВЗ «ОША» ФИО1 административный орган правильно квалифицировал по статье 14.19 КоАП РФ.

Оспариваемое постановление принято в пределах полномочий должностного лица административного органа, при соблюдении процедуры привлечения к административной ответственности, в пределах срока давности, установленного ст. 4.5 КоАП РФ.

Существенных нарушений процессуальных норм должностным лицом не допущено, в связи с чем обжалуемое постановление должностного лица являются законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется, в том числе, по доводам поданной жалобы.

Руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.7 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

Восстановить ФИО1 срок для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, вынесенное заместителем руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому федеральному округу от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении генерального директора ООО «ЛВЗ «ОША» ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной по ст. 14.19 КоАП РФ.

Постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное заместителем руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому федеральному округу от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении генерального директора ООО «ЛВЗ «ОША» ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной по ст. 14.19 КоАП РФ и назначении наказания оставить без изменения, а жалобу – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Омский районный суд Омской области в течение 10 дней.

Судья Е.В. Степанова