ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-40/2021 от 07.06.2021 Гурьевского городского суда (Кемеровская область)

Дело № 12-40/2021

Р Е Ш Е Н И Е

г. Гурьевск 07 июня 2021 года

Судья Гурьевского городского суда Кемеровской области Левченко Е.В.,

с участием защитников Фролова А.В., Логуновой Е.А., действующих на основании доверенности,

с извещением ст. государственного инспектора в области охраны окружающей среды Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу, поданную на постановление № по делу об административном правонарушении от 10.03.2021 года в отношении должностного лица генерального директора АО разрез «Шестаки» ФИО5 по ч. 2 ст. 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

У С Т А Н О В И Л :

10.03.2021 года старшим государственным инспектором в области охраны окружающей среды Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО1 вынесено постановление № по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица генерального директора АО разрез «Шестаки» ФИО5, которым он подвергнут административному штрафу в размере 20000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В Гурьевский городской суд от представителя АО разрез «Шестаки» поступила жалоба на вышеуказанное постановление, в которой он просит отменить вышеуказанное постановление, дело прекратить.

Жалоба мотивирована тем, что должностное лицо привлечено по ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ за нарушение условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта и (или) иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами. При этом административным органом в постановлении о назначении административного наказания указано на отсутствие программы мониторинга недр, согласования программы мониторинга недр с территориальным органом Федерального агентства по недропользованию, отчета по результатам мониторинга окружающей среды и информации о предоставлении отчетности по результатам мониторинга окружающей среды в территориальный орган Федерального агентства по недропользованию. В нарушение ст. 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении № от 12.02.2021 не указаны время совершения и событие административного правонарушения, а именно не указаны нормативные правовые акты и условия пользования недрами лицензии КЕМ , которыми предусмотрена обязанность недропользователя по созданию программы мониторинга недр, согласования программы мониторинга недр, по сдаче отчета по результатам мониторинга окружающей среды в рамках программы мониторинга недр, а также когда и в каком порядке такая программа должна быть создана и согласована, порядок ее согласования, в какие сроки и в каком порядке должен быть сдан отчет по результатам мониторинга окружающей среды в рамках программы мониторинга недр.

В судебном заседании защитники поддержали доводы жалобы. Защитник Логунова Е.А. пояснила, что обществом ведется мониторинг окружающей среды, а именно наблюдение за уровнем подземных вод, лабораторные исследования, учет водопотребления на участке недр в соответствии с условиями действующей лицензии. Отчетность по результатам мониторинга окружающей среды согласно указанной лицензии была предоставлена в Кузбасснедра, как за 2019, так и 2020 годы.

Старший государственный инспектор в области охраны окружающей среды Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО1 в судебное заседание не явился, в ходатайстве просил рассмотреть дело в его отсутствие. В письменном отзыве указал, что в действиях должностного лица генерального директора АО разрез «Шестаки» ФИО5 имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ, поскольку обществом нарушены условия пользования недрами в части создания программы мониторинга недр, ее согласования, сдаче отчета по результатам мониторинга окружающей среды.

Выслушав защитников, исследовав письменные материалы дела, оценив имеющиеся доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежит наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также его виновность в совершении административного правонарушения.

В соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья должен проверить дело в полном объеме.

В силу ст. 11 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.

Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.

Согласно п. 10 ч. 2 ст. 22 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией.

На основании абз. «в» п. 7 Приказа МПР РФ от 21.05.001 № 433 «Об утверждении Положения о порядке осуществления государственного мониторинга состояния недр Российской Федерации» ведение объектного (локального) мониторинга состояния недр осуществляют недропользователи и иные субъекты хозяйственной деятельности, влияющие на состояние недр. Условия, объемы и виды мониторинга определяются в процессе получения участков недр в недропользование.

Из материалов дела следует, что обществом нарушены п.п. 7, 10 ч. 2 ст. 22 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах», абз. «в» п. 7 Приказа МПР РФ от 21.05.2001 № 433 «Об утверждении Положения о порядке осуществления государственного мониторинга состояния недр РФ», абз. г п. 4.4, абз. а п. 6.2 условий пользования недрами лицензии КЕМ , отсутствует программа мониторинга недр, информация о согласовании программы мониторинга недр с территориальным органом Федерального агентства по недропользованию и отчет по результатам мониторинга окружающей среды; отсутствует информация о предоставлении отчетности по результатам мониторинга окружающей среды в территориальный орган Федерального агентства по недропользованию.

В соответствии со ст.26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, в производстве которого находится дело, устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В соответствии со ст.2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

На основании лицензии на пользование недрами КЕМ от 26.06.2013 АО разрез «Шестаки» осуществляет добычу подземных вод на участке «Шестаковский» для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения и технологического обеспечения водой предприятия.

Согласно п.п. 9.1, 9.3 Устава АО разрез «Шестаки» руководство текущей деятельности Общества осуществляется единоличным исполнительным органом Общества – Генеральным директором, к компетенции которого относятся все вопросы текущей деятельности Общества.

ФИО5 является генеральным директором АО разрез «Шестаки», полномочия которого продлены заседанием Совета директоров АО разрез «Шестаки» от 21.09.2020.

Должностным лицом административного органа сделан вывод о том, что должностным лицом допущено нарушение условий лицензии в части отсутствия программы мониторинга недр, информации о согласовании программы мониторинга недр с территориальным органом Федерального агентства по недропользованию и отчета по результатам мониторинга окружающей среды; отсутствия информации о предоставлении отчетности по результатам мониторинга окружающей среды в территориальный орган Федерального агентства по недропользованию.

Вместе с тем, административным органом не указано какими нормативными актами предусмотрена обязанность недропользователя по ведению мониторинга окружающей среды путем разработки и согласования программы мониторинга недр, сдаче отчета по результатам мониторинга окружающей среды в рамках программы мониторинга недр, их сроки.

Согласно пп. г п. 4.4 лицензии на пользование недрами КЕМ по охране окружающей среды недропользователь обязан обеспечить ведение мониторинга окружающей среды на участке недр в течение всего срока пользования недрами.

Во исполнение указанных требований АО «разрез Шестаки» ведется мониторинг окружающей среды: наблюдение за уровнем подземных вод, лабораторные исследования качественных характеристик воды, учет водопотребления на участке недр, что подтверждается представленными документами.

Согласно пп. а п. 6.2 лицензии на пользование недрами КЕМ недропользователь обязан предоставлять в Кузбасснедра ежегодно (до 20 января года, следующего за отчетным) отчетность о результатах мониторинга окружающей среды.

Материалы дела не содержат сведений о том, что отчетность о результатах мониторинга в Кузбасснедра обществом не предоставлена, и административным органом в ходе производства по делу об административном правонарушении указанное обстоятельство не проверялось.

Однако при рассмотрении жалобы защитником должностного лица суду предоставлены сведения о направлении в Кузбасснедра отчетности по результатам мониторинга окружающей среды согласно условиям пользования недрами за период 2019-2020 годы.

Таким образом, нарушений условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами в действиях должностного лица, не установлено.

При наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении в соответствии с п.3 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Постановление № по делу об административном правонарушении от 10.03.2021, вынесенное старшим государственным инспектором в области охраны окружающей среды Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО1, которым должностное лицо генеральный директор АО разрез «Шестаки» ФИО5 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ и назначено административное наказание, отменить.

Производство по делу об административном правонарушении по ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ в отношении должностного лица генерального директора АО разрез «Шестаки» ФИО5 прекратить.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение десяти дней со дня вручения или получения копии решения.

Судья: /подпись/ Е.В.Левченко

Подлинный документ подшит в материалах дела №12-40/2021 Гурьевского городского суда Кемеровской области