ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-40/2021 от 18.02.2021 Пензенского областного суда (Пензенская область)

судья Засыпалова В.И. дело № 12-40/2021

Р Е Ш Е Н И Е

г. Пенза 18 февраля 2021 года.

Судья Пензенского областного суда Попов П.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу индивидуального предпринимателя Обидова Х.Х. на постановление судьи Первомайского районного суда г. Пензы от 29 декабря 2020 года (мотивированное постановление составлено 31 декабря 2020 года) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

У С Т А Н О В И Л:

постановлением судьи Первомайского районного суда г. Пензы от 29 декабря 2020 года (мотивированное постановление составлено 31 декабря 2020 года) ИП Обидов Х.Х. привлечен к административной ответственности по части 2 статьи 15.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 5000 рублей с конфискацией предметов административного правонарушения - обуви в количестве 3736 пар.

В жалобе, поданной в Пензенский областной суд, ИП Обидов Х.Х. просит отменить постановление судьи районного суда, применив положение статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В обоснование жалобы ИП Обидов Х.Х. указывает, что судом при вынесении обжалуемого постановления не было учтено, что правонарушение совершено им впервые и его исполнение полностью лишит его и его семью средств к существованию.

Считает возможным применить к нему положение статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку правонарушение совершено им впервые, совершено в форме бездействия, не повлекло за собой причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровья людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и технологического характера, а также какого-либо имущественного ущерба.

Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, выслушав объяснения ИП Обидова Х.Х., его защитника Шавшаева А.В., поддержавших доводы жалобы, представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пензенской области Новиковой А.Ю., полагавшей в удовлетворении жалобы отказать, прихожу к следующему.

Согласно части 2 статьи 15.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях продажа товаров и продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в случае если, такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны, а также хранение, перевозка либо приобретение таких товаров и продукции в целях сбыта, за исключением продукции, указанной в части 4 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения.

В силу статьи 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.

Обязательная маркировка обувных товаров установлена Распоряжением Правительства РФ от 28.04.2018 № 792-р с целью снижения оборота контрафактной продукции.

Согласно данному нормативному документу, вступившему в силу с 1 января 2019 года, установлен перечень товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации. К таким товарам отнесены обувные товары. При этом, согласно положению статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2009года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» одной из целей маркировки товаров средствами идентификации является охрана жизни и здоровья человека.

Пунктом 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 5 июля 2019 года № 860 «Об утверждении правил маркировки обувных товаров средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении обувных товаров» (далее по тексту постановление № 860) установлено, что на территории Российской Федерации ввод в оборот обувных товаров без нанесения на них средств идентификации и передачи в информационную систему мониторинга сведений о маркировке обувных товаров средствами идентификации, а также оборот и вывод из оборота обувных товаров, не маркированных средствами идентификации, допускается до 1 июля 2020 г., за исключением случаев, предусмотренных подпунктами «е» и «ж» пункта 2 настоящего постановления (в ред. Постановлений Правительства РФ от 29.02.2020 № 216, от 30.06.2020 № 952).

Согласно подпункту «е» пункта 2 Постановления № 860 при наличии по состоянию на 1 июля 2020 года нереализованных обувных товаров, введенных в оборот до 1 июля 2020 года, в срок до 1 сентября 2020 года осуществляют их маркировку средствами идентификации и представляют сведения о маркировке таких обувных товаров средствами идентификации в информационную систему мониторинга в соответствии с Правилами, утвержденными настоящим постановлением (в ред. Постановления Правительства Российской Федерации от 29.02.2020 N 216)».

Согласно пункту 2 Правил маркировки обувных товаров средствами идентификации (далее по тексту Правила), утвержденных Постановлением 860 обувные товары - это продукция, включенная в товарную группу "Обувь" с кодами товарной номенклатуры 6401 - 6405, а также в группу товаров, соответствующую кодам Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности: 15.20.11, 15.20.12, 15.20.13, 15.20.14, 15.20.21, 15.20.29, 15.20.31, 15.20.32 и 32.30.12, в которую включены различные типы обуви (в том числе галоши) независимо от ее фасона и размера, конкретного назначения, способа производства или материалов, из которых она изготовлена.

В соответствии с пунктом 3 указанных Правил обувные товары подлежат обязательной маркировке средствами идентификации обувных товаров: при производстве обувных товаров на территории Российской Федерации - до их отгрузки с территории производителя, на которой происходит производство обувных товаров; при производстве обувных товаров за пределами таможенной территории Евразийского экономического союза - до их помещения под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления или реимпорта; при ввозе в Российскую Федерацию обувных товаров, приобретенных в рамках трансграничной торговли на таможенной территории Евразийского экономического союза, - до пересечения государственной границы Российской Федерации; в процессе оборота обувных товаров - при утрате средств идентификации обувных товаров или их повреждении, делающем невозможной идентификацию обувных товаров, либо при вводе в оборот обувных товаров, ранее выведенных из оборота, в том числе принятых от физических лиц в рамках договора комиссии, либо при вводе в оборот обувных товаров, находившихся в обороте до даты начала обязательной маркировки обувных товаров средствами идентификации».

В силу подпункта «в» пункта 33 Правил регистрация обувных товаров в информационной системе мониторинга осуществляется в процессе оборота обувных товаров при: получении от физических лиц обувных товаров юридическими лицами и физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, в рамках договоров комиссии на территории Российской Федерации - комиссионером; возврате обувных товаров потребителем в соответствии с законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей - организацией розничной торговли; возврате обувных товаров, приобретенных при реализации (продаже) юридическим и физическим лицам для целей, не связанных с их последующей реализацией (продажей), в целях использования для собственных нужд, в том числе при передаче товаров в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в рамках государственных или муниципальных контрактов и Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" на территории Российской Федерации, - участником оборота обувных товаров, осуществляющим ввод обувных товаров в оборот; наличии немаркированных средствами идентификации обувных товаров, находящихся в обороте на дату начала обязательного нанесения средств идентификации на потребительскую упаковку, или на товары, или на товарный ярлык обувных товаров, - участником оборота обувных товаров, осуществляющим оборот данных обувных товаров».

В соответствии с подпунктом «б» пункта 34 Правил для регистрации обувных товаров в информационной системе мониторинга заявитель представляет следующие сведения о регистрируемых обувных товарах «для обувных товаров, находящихся в обороте до даты начала обязательного нанесения средств идентификации на потребительскую упаковку, или на товары, или на товарный ярлык обувных товаров, по которым у заявителя нет возможности указать сведения, предусмотренные подпунктом "а" настоящего пункта: идентификационный номер налогоплательщика заявителя; вид обуви (мужская, женская, детская); первые 2 знака кода товарной номенклатуры; способ ввода обувных товаров в оборот (ввезены в Российскую Федерацию, произведены в Российской Федерации)».

Согласно пункту 37 Правил средство идентификации обувных товаров наносится в виде двумерного штрихового кода на потребительскую упаковку, или на товары, или на товарный ярлык обувных товаров в соответствии с требованиями национального стандарта Российской Федерации ГОСТ ОР ИСО/МЭК 16022-2008 "Автоматическая идентификация. Кодирование штриховое. Спецификация символики Data Matrix". К качеству нанесения средств идентификации обувных товаров предъявляются следующие требования: нанесение печатью с использованием метода коррекции ошибок ЕСС-200 в соответствии с требованиями национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р ИСО/МЭК 16022-2008 "Автоматическая идентификация. Кодирование штриховое. Спецификация символики Data Matrix"; использование ASCII кодирования на основе национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р ИСО/МЭК 16022-2008 "Автоматическая идентификация. Кодирование штриховое. Спецификация символики Data Matrix".

В соответствии с пунктом 64 Правил при передаче (приемке) обувных товаров в рамках сделок, предусматривающих переход права собственности на указанные товары, а также в рамках договоров комиссии и (или) агентских договоров участник оборота обувных товаров, осуществляющий отгрузку (приемку) обувных товаров, формирует уведомление о передаче (приемке) обувных товаров (в форме универсального передаточного документа с указанием вида сделки, в рамках которой осуществляется отгрузка), подписывает его усиленной электронной подписью и направляет в информационную систему мониторинга в срок не более 3 рабочих дней со дня отгрузки (передачи или приемки) обувных товаров, но не позднее дня передачи этих обувных товаров третьим лицам.

В силу пункта 65 Правил в случае полной приемки обувных товаров участник оборота обувных товаров, осуществляющий приемку обувных товаров, подписывает усиленной электронной подписью уведомление о передаче (приемке) обувных товаров и направляет его в информационную систему мониторинга в срок не более 3 рабочих дней со дня приемки обувных товаров, но не позднее дня передачи этих обувных товаров третьим лицам.

Как было установлено в ходе судебного заседания, что 25 ноября 2020 года с 10 часов 15 минут до 15 часов 15 минут в магазине «Мега Планета» по адресу: город Пенза, улица Кижеватова, дом 15А, входе проведения административного расследования Управлением Роспортебнадзхора было установлено, что индивидуальным предпринимателем Обидовым Х.Х. допущен оборот обувных товаров в ассортименте в общем количестве 3736 пар на сумму <данные изъяты> рублей без маркировки, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в случае, если такая маркировка обязательна, а именно ИП Обидов Х.Х. допустил в реализацию обувные изделия в ассортименте без маркировки специальными средствами идентификации (кодирование штриховое «Data Matrix" отсутствовало) в нарушение требований Постановления Правительства Российской Федерации от 05.07.2019 № 860 «Об утверждении Правил маркировки обувных товаров средствами идентификации и внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении обувных товаров» (в редакции Постановлений Правительства РФ от 29.02.2020 № 216, от 02.03.2020 № 219, от 14.05.2020 № 676, от 30.06.2020 №952) и «Правил маркировки обувных товаров средствами идентификации и внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении обувных товаров», утвержденных указанным Постановлением № 860, (действующих в редакции изменений, внесенных Постановлениями Правительства Российской Федерации от 29.02.2020 № 216, от 02.03.2020 № 219, от 14.05.2020 № 676, от 30.06.2020 № 952).

Факт вышеуказанных нарушений установлен и подтверждается следующими доказательствами: протоколом об административном правонарушении № <данные изъяты> от 01 декабря 2020 года, которым зафиксированы обстоятельства совершенного правонарушения (л.д. № 29-39); протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 25 ноября 2020 года, согласно которому был осмотрен магазин Мега Планета» (л.д. 10-16); протоколом изъятия из оборота товаров, вещей для последующей конфискации <данные изъяты> от 25 ноября 2020 года (л.д. 17-28); письменным объяснением ИП Обидова Х.Х. (л.д. № 7-9); договором аренды нежилого помещения от 01 марта 2018 года (л.д. № 41); выпиской из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 24 ноября 2020 года (л.д. № 43) и иными доказательствами по делу, которым суд дал надлежащую оценку, соответствующую требованиям ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Действия ИП Обидова Х.Х. правильно квалифицированы по части 2 статьи 15.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с установленными обстоятельствами по делу.

Наказание ИП Обидову Х.Х. назначено в соответствии с санкцией части 2 статьи 15.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и является правильным.

Доводы ИП Обидова Х.Х. о возможности при назначении наказания применения к нему положения статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не могут быть приняты во внимание.

Согласно части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях замена административного наказания в виде административного штрафа предупреждением возможна являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II указанного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных части 2 статьи 3.4 названного Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 данной статьи.

В соответствии с частью 2 статьи 3.4 указанного Кодекса предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 названного Кодекса. Вместе с тем, в рассматриваемом случае такой совокупности обстоятельств не имеется, поскольку реализация обуви с учетом требований, предъявляемых к таким товарам, может создавать возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей.

Другие приведенные доводы в жалобе и в ходе судебного заседания, не могут повлиять на законность и обоснованность принятого судьей решения и повлечь его отмену или изменение.

Все юридически значимые обстоятельства при рассмотрении дела об административном нарушении, имеющие существенное значение для его разрешения, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, которым дана правильная оценка, при этом нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для удовлетворения жалобы и изменения постановления судьи районного суда не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 частью 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л:

постановление судьи Первомайского районного суда г. Пензы от 29 декабря 2020 года (мотивированное постановление составлено 31 декабря 2020 года) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении индивидуального предпринимателя Обидова Х.Х. оставить без изменения, его жалобу - без удовлетворения.

Судья Пензенского областного суда: Попова П.Г.