ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-40/2021 от 18.08.2021 Солецкого районного суда (Новгородская область)

Дело № 12-40/2021

Решение

Судья Солецкого районного суда Новгородской области Кулёва Н.В., <...>,

при секретаре

с участием старшего помощника прокурора Солецкого района Новгородской области Лебедевой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление государственного инспектора Солецкого и Шимского районов по пожарному надзору ФИО2 от 9 июля 2021 года, которым

ФИО1, <данные изъяты>, признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 6 000 рублей,

установил:

Первого июля 2021 года прокурором Солецкого района Новгородской области возбуждено дело об административном правонарушении по факту совершения должностным лицом - начальником ОПС Сольцы-1 УФПС Новгородской области ФИО1 административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.

Постановлением государственного инспектора Солецкого и Шимского районов по пожарному надзору ФИО2 от 9 июля 2021 года ФИО1 признана виновной в совершении данного административного правонарушения, ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 6 000 рублей.

Согласно постановлению о назначении административного наказания в ходе проведённой 1 июля 2021 года проверки в отделении почтовой связи Сольцы-1 УФПС Новгородской области по адресу: <...> в действиях должностного лица - начальника ОПС Сольцы-1 ФИО1 выявлены нарушения требований пожарной безопасности, а именно: лицо, допущенное к работе на объекте защиты, не прошло обучение мерам пожарной безопасности; не разработан план эвакуации людей при пожаре; объект защиты не обеспечен первичными средствами пожаротушения (огнетушителями); на путях эвакуации и эвакуационных выходах находятся различные изделия, оборудование и другие предметы, препятствующие безопасной эвакуации, двери эвакуационных выходов блокированы, на объекте защиты не оборудована система пожарной сигнализации.

Выразив несогласие с данным постановлением, ФИО3 обратилась в Солецкий районный суд с жалобой, в которой указывает, что не согласна с возложением на неё ответственности за указанные нарушения, поскольку отделение почтовой связи, начальником которого она является, располагается на втором этаже здания, занимаемого на основании договора аренды, собственником которого является МБУК Солецкий краеведческий музей; общее имущество здания находится в долевой собственности, при этом обязанность содержать общее имущество лежит на собственниках. Кроме того, разработка планов эвакуации людей при пожаре осуществляется в отношении зданий или сооружений, в которых могут находиться одновременно 50 и более человек, а также на объекте с постоянными рабочими местами на этаже для 10 и более человек. Однако в отделении связи работают только два человека, и организация рабочего пространства не позволяет одновременно находиться в отделении 50 человекам. Также она считает, что не несёт ответственность за пути эвакуации и эвакуационные выходы. Полагает, что при привлечении её к ответственности не были установлены факты, имеющие значение для дела. Просит постановление о назначении наказания отменить, производство по делу прекратить.

ФИО1 в судебное заседание не явилась, о времени и места рассмотрения дела извещена, просила рассмотреть жалобу без её участия.

Судья, изучив материалы дела, выслушав прокурора Лебедеву М.В., полагавшей, что постановление является законным и обоснованным, при этом из мотивированной части постановления подлежит исключению указание на нахождение на путях эвакуации и эвакуационных выходах различных изделий, оборудования и других предметов, препятствующих безопасной эвакуации, блокировку дверей эвакуационных выходов, поскольку на данное нарушение не было указано в постановлении прокурора, приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасностивлечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трёх тысяч рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей.

Согласно статье 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.

Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

В соответствии с Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года № 1479 лица допускаются к работе на объекте защиты только после прохождения обучения мерам пожарной безопасности (п. 3).

В отношении здания или сооружения (кроме жилых домов), в которых могут одновременно находиться 50 и более человек, а также на объекте с постоянными рабочими местами на этаже для 10 и более человек руководитель организации организует разработку планов эвакуации людей при пожаре, которые размещаются на видных местах (п. 5).

В общественных зданиях и сооружениях на каждом этаже размещается не менее 2 огнетушителей с минимальным рангом тушения модельного очага пожара в соответствии с приложением № 1 к настоящим Правилам и расстояние до огнетушителя от возможного очага возгорания не должно превышать норм, установленных пунктом 406 настоящих Правил (п. 400).

Частью 1 статьи 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении в полном объёме требований пожарной безопасности, установленных техническими регламентами и нормативными документами по пожарной безопасности.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 54 указанного Федерального закона системы обнаружения пожара (установки и системы пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны обеспечивать автоматическое обнаружение пожара за время, необходимое для включения систем оповещения о пожаре в целях организации безопасной (с учетом допустимого пожарного риска) эвакуации людей в условиях конкретного объекта.

Системы пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны быть установлены на объектах, где воздействие опасных факторов пожара может привести к травматизму и (или) гибели людей. Перечень объектов, подлежащих оснащению указанными системами, устанавливается нормативными документами по пожарной безопасности.

Приказом МЧС России от 31 июля 2020 года № 582 утверждён свод правил «СП 484.1311500.2020. Свод правил. Системы противопожарной защиты, Системы пожарной сигнализации и автоматизация систем противопожарной защиты. Нормы и правила проектирования», который устанавливает нормы и правила проектирования и последующего содержания систем пожарной сигнализации и автоматизации противопожарной защиты для зданий, сооружений, оборудования, наружных установок различного назначения.

В соответствии с п. 11 приложения № А.1 помещения для посетителей организаций бытового и коммунального обслуживания с нерасчётным числом посадочных мест для посетителей, площадью менее 1000 кв.м оборудуются безадресной системой пожарной сигнализации.

В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Такие данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Основанием для привлечения ФИО1 государственным инспектором Солецкого и Шимского районов по пожарному надзору к ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, послужило нарушение ФИО1 вышеуказанных требований пожарной безопасности.

Как следует из материалов дела об административном правонарушении, в ходе проведённой 1 июля 2021 года в отделении почтовой связи Сольцы-1 УФПС Новгородской области по адресу: <...> проверки в действиях ФИО1, как должностного лица - начальника ОПС Сольцы-1 ФИО1, выявлены вышеназванные нарушения требований пожарной безопасности.

Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными доказательствами:

постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении;

объяснениями ФИО1 от 7 июня 2021 года, из которых следует, что в здании ОПС Сольцы-1 действительно нарушены требования пожарной безопасности, в том числе отсутствует план эвакуации, огнетушитель, пожарные извещатели и автоматическая пожарная сигнализация; сама она инструктаж по мерам пожарной безопасности не прошла;

информацией ОНД по Солецкому и Шимскому районам от 1 июня 2021 года о наличии нарушений пожарной безопасности в ОПС Сольцы-1.

Согласно постановлению администрации Солецкого муниципального района от 12 апреля 2012 года № 625 филиалу ФГУП «Почта России» в безвозмездное пользование предоставлено нежилое здание по адресу: <...>, для организации деятельности почтовой связи. На основании постановления администрации Солецкого муниципального района от 14 апреля 2015 года № 709 данное здание закреплено на праве оперативного управления за МБУК Солецкий краеведческий музей.

В соответствии с договором № 1281-2015 от 3 июня 2015 года безвозмездного пользования муниципальным недвижимым имуществом ссудополучатель - УФПС Новгородской области - филиал ФГУП «Почта России» получил имущество (здание по адресу: <...>), для организации деятельности почтовой связи. Согласно пункту 2.1.3 ссудополучатель обязан соблюдать технические, санитарные, противопожарные и иные требования, предъявляемые к пользованию нежилыми помещениями.

В соответствии с приказом УФПС Новгородской области АО «Почта России» № 94к/пер от 26 февраля 2020 года ФИО1 переведена на должность начальника отделения почтовой связи городского отделения почтовой связи Сольцы-1, о чём с ней заключено дополнительное соглашение к трудовому договору.

Согласно приказу УФСП Новгородской области № 234-п от 17 августа 2020 года в целях совершенствования работы по обеспечению пожарной безопасности на объектах почтовой связи Новгородского почтамта ответственными за обеспечение пожарной безопасности объектов почтовой связи Новгородского почтамта назначены начальники отделений почтовой связи (ОПС), передвижных отделений почтовой связи (ПОПС), главной кассы (ГС), участка обработки почты (ОУП), участка обработки патрионной почты (ОУП-ГСП); на начальников указанных отделений и участков возложено обеспечение своевременного предоставления заявок на выполнение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, проведение противопожарных инструктажей, ведение соответствующих журналов, контроль наличия и исправности огнетушителей, периодичность их осмотра и проверки, своевременность перезарядки огнетушителей, ведение журнала учёта и технического обслуживания огнетушителей, контроль за соблюдением требований пожарной безопасности.

В соответствии с должностной инструкцией начальника отделения почтовой связи, утверждённой директором УФПС Почта России АО «Почта России» 22 декабря 2020 года в должностные обязанности начальника отделения почтовой связи входит, в том числе, соблюдение инструкции о мерах пожарной безопасности (п. 3.3), проведение инструктажей по технике безопасности, охране труда, пожарной безопасности и пр. (п. 3.6.8), организация и исполнение требований пожарной безопасности, установленных законодательством, поддержание и контроль установленного надлежащего противопожарного режима в ОПС (п. 3.6.9). Работник несёт ответственность за качественное и своевременное выполнение закреплённых за возглавляемым структурным подразделением основных задач и функций, за нарушение требований пожарной безопасности в ОПС, за соблюдение работниками возглавляемого структурного подразделения трудовой и технологической дисциплины, правил внутреннего трудового распорядка, требований пожарной безопасности, правонарушение, совершённое в процессе осуществления деятельности, - в пределах, определённых действующим законодательством Российской Федерации (раздел 6).

ФИО1 ознакомлена с должностной инструкцией 16 января 2021 года.

Исходя из изложенного, судья приходит к выводу, что, являясь ответственной за нарушение требований пожарной безопасности в возглавляемом ею отделении почтовой связи, ФИО1 является субъектом рассматриваемого административного правонарушения.

Судья признаёт допустимыми в качестве доказательств письменные материалы дела, так как они составлены уполномоченными должностными лицами, постановление по делу об административном правонарушении составлено в соответствии с требованиями ст. 28.2 КоАП РФ, сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в постановлении отражены, оснований сомневаться в их достоверности и допустимости у суда не имеется.

Приведённые доказательства получены с соблюдением установленных Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации процессуальных требований.

При таких обстоятельствах факт нарушения ФИО1 требований пожарной безопасности сомнений не вызывает, поскольку подтверждается совокупностью исследованных в ходе судебного заседания доказательств.

Довод жалобы о том, что заявитель не должна нести ответственность за указанные нарушения, поскольку собственником здания является МБУК Солецкий краеведческий музей, не могут быть приняты во внимание, поскольку в соответствии с приказом УФСП Новгородской области № 234-п от 17 августа 2020 года, а также должностной инструкцией ФИО1, как должностное лицо несёт ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, в занимаемом отделением почтовой связи помещении, в том числе независимо от площади занимаемого помещения.

Довод жалобы о том, что фактически в отделении работают два человека, не является основанием для несоблюдения требований законодательства о пожарной безопасности, при этом довод о невозможности организации нахождения в помещении одновременно 50 человек, ничем не обоснован.

Вместе с тем, судья считает заслуживающим внимания довод жалобы о возложении на заявителя ответственности за нахождение на путях эвакуации и эвакуационных выходах различных изделий, оборудования, и других предметов, препятствующих безопасной эвакуации, возложение ответственности за данное нарушение подлежит исключению из мотивированной части постановления, поскольку при возбуждении дела об административном правонарушении и вынесении прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении конкретное нарушение ФИО1 не вменялось; также отсутствует указание на данное нарушение и в информации ОНД по Солецкому и Шимскому районам от 1 июня 2021 года.

Однако данное изменение не влияет на квалификацию содеянного по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, которую судья признаёт обоснованной, а назначенное административное наказание соответствующим санкции статьи, назначенном с учётом характера совершённого административного правонарушения, которое является административным правонарушением, посягающим на общественный порядок и общественную безопасность, личности виновной, её имущественного положения, обстоятельств, смягчающих административную ответственность, отсутствии обстоятельств, отягчающих административную ответственность.

Существенных процессуальных нарушений, влекущих отмену или изменение постановления по делу, а также ставящих под сомнение доказанность состава административного правонарушения, не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья

решил:

Постановление государственного инспектора Солецкого и Шимского районов по пожарному надзору ФИО2 от 9 июля 2021 года о признании ФИО1 виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначении административного наказания изменить, исключив из мотивированной части постановления указание на возложение на ФИО1 ответственности за нахождение на путях эвакуации и эвакуационных выходах различных изделий, оборудования, и других предметов, препятствующих безопасной эвакуации; в остальной части постановление оставить без изменения, жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Новгородского областного суда в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья Н.В. Кулёва