24 февраля 2021 года Дело № 12-40/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Судья Северодвинского городского суда Архангельской области
Попова Дарья Владимировна, рассмотрев дело по жалобе директора муниципального автономного учреждения «Молодёжный центр» ФИО1 на постановление мирового судьи судебного участка № 10 Северодвинского судебного района Архангельской области от 03.12.2020 по делу об административном правонарушении,
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка № 10 Северодвинского судебного района Архангельской области от 03.12.2020 директор муниципального автономного учреждения «Молодёжный центр» (далее - МАУ «Молодежный центр», Учреждение) ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением наказания в виде предупреждения.
В жалобе и в суде директор МАУ «Молодежный центр» ФИО1 просит обжалуемое постановление отменить, производство по делу прекратить за отсутствием в её действиях события административного правонарушения, а также недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление. В жалобе приводит доводы, аналогичные тем, которые она приводила при рассмотрении дела у мирового судьи. Полагает, что средства, полученные Учреждением, израсходованы без нарушения, поскольку сувенирной продукцией и ценными подарками поощрялись все дружинники, активно участвовавшие в деятельности дружин в 2019 г., а не только члены дружин, принимавшие участие в конкурсе на звание «Лучший дружинник-2019». Расходы по приобретение указанных сувениров сформированы в соответствии с Положением о мерах поддержки народных дружин Северодвинска и материальном стимулировании членов народных дружин, принимающих участие в охране общественного порядка на территории МО «Северодвинск», утверждённым постановлением Администрации Северодвинска от 06.08.2018 №327-па, пунктом 1.4 которого, в том числе, определены меры поддержки и материального стимулирования деятельности народных дружин в виде приобретения бланков грамот и ценных подарков.
Инспектор аппарата Контрольно-счетной палаты МО «Северодвинск» ..... как должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, надлежаще извещённая, в суд не явилась.
Выслушав директора Учреждения, изучив жалобу, исследовав письменные материалы дела об административном правонарушении, проверив дело в полном объёме и оценив всё в совокупности с нормами действующего законодательства, судья приходит к следующему.
Мировым судьей правильно установлено, что ФИО1, являясь директором МАУ «Молодёжный центр, расположенного по адресу: <...>, допустила нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в расходовании средств субсидии на иные цели по мероприятию «Развитие гражданско-патриотического воспитания молодежи, в том числе поддержка народных дружин», выделенных из бюджета муниципального образования «Северодвинск» на иные цели, а именно: ..... необоснованно израсходовано в нарушение Положения о конкурсе на звание «Лучший дружинник - 2019» на приобретение сувениров за счёт средств субсидии на иные цели в сумме .....
В соответствии со статьёй 15.14. КоАП РФ нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц - от 5 до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.
Статьёй 38 Бюджетного Кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Согласно статье 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определённым законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Порядок предоставления субсидий из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации.
Решением Совета депутатов Северодвинска от 13.12.2018 №132 «О местном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» в рамках муниципальной программы «Молодежь Северодвинска на 2016-2021 годы», утверждённой постановлением Администрации Северодвинска от 31.12.2015 №655-па, предусмотрено предоставление субсидии на иные цели МАУ «Молодежный центр» в сумме .....
Постановлением Администрации Северодвинска от 06.08.2018 №327-па утверждено Положение о мерах поддержки народных дружин Северодвинска о материальном стимулировании членов народных дружин, принимающих участие в охране общественного порядка на территории МО «Северодвинск», в соответствии с которым финансовое обеспечение расходов, связанных с выплатой материального стимулирования народным дружинникам является расходным обязательством МАУ «Молодежный центр».
Согласно пункту 1.4 Положения №327-па меры поддержки и стимулирования деятельности народных дружин могут осуществляться в форме:
- материального стимулирования народных дружинников;
- приобретения и предоставления проездных билетов на общественный транспорт (кроме такси) в пределах территории муниципального образования «Северодвинск» во время исполнения обязанностей народного дружинника;
- приобретения форменной одежды, отличительной символики;
- приобретения бланков удостоверений народных дружинников;
- приобретения средств связи;
- приобретения бланков грамот и ценных подарков;
- приобретения ГСМ для специализированной техники;
- приобретение страховки жизни и здоровья на период исполнения обязанностей народного дружинника.
.....
.....
.....
.....
.....
Вместе с тем, Положением о конкурсе на звание «Лучший дружинник-2019», утверждённым начальником УОСиМП Администрации Северодвинска 22.11.2019, вручение победителям или участникам призов и сувениров не предусмотрено.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения председателя Контрольно-счетной палаты МО «Северодвинск» от 20.02.2020 №1-р в ходе проведения контрольного мероприятия «Проверка выделения и использования средств местного бюджета на поддержку деятельности народных дружин в рамках муниципальной программы «Молодежь Северодвинска на 2016-2021 года» за 2019 год, было установлено, что Учреждением были приобретены на средства субсидии на иные цели в сумме .....
На основании изложенного, мировой судья пришёл к верному выводу, что ФИО1, являясь должностным лицом, допустила нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующие целям, определенным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
Событие указанного административного правонарушения и виновность директора МАУ «Молодёжный центр» ФИО1 в его совершении подтверждаются собранными по делу доказательствами, необходимость повторного приведения которых в настоящем решении отсутствует.
Доказательства получены уполномоченными должностными лицами с соблюдением установленного законом порядка и отнесены статьёй 26.2 КоАП РФ к числу допустимых доказательств по делу об административном правонарушении, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьёй 26.1 данного Кодекса.
В соответствии со статьёй 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Как верно установлено мировым судьёй и следует из Устава МАУ «Молодежный центр», руководство Учреждением осуществляет директор, за исключением вопросов, отнесённых к компетенции Учредителя, Наблюдательного совета. Ответственность за обеспечение целевого использования бюджетных средств, в соответствии с Уставом учреждения, несёт Центр в лице его директора. Как следует из Приказа о приёме работника на работу от 08.09.2020, директором МАУ «Молодежный центр» на дату совершения административного правонарушения (25.12.2020) являлась ФИО1
Таким образом, директор МАУ «Молодёжный центр» ФИО1, будучи должностным лицом, осуществляющим в данной организации организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции, а также имея возможность и будучи обязанным обеспечивать соблюдение целевого расходования бюджетных средств, не предприняла всех необходимых мер по их соблюдению, обоснованно признана виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьёй 15.14 КоАП РФ.
Доказательств наличия чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения требований бюджетного законодательства, а также свидетельствующих о том, что директор МАУ «Молодёжный центр» ФИО1 приняла все зависящие от неё меры по недопущению правонарушения, в материалах дела не имеется, ею не представлено.
Доводы ФИО1 о том, что сувенирной продукцией поощрялись члены народных дружин, активно участвовавшие в деятельности дружин на протяжении 2019 года, а не только победители конкурса, были предметом рассмотрения мирового судьи, получили надлежащую оценку и правомерно признаны несостоятельными, как опровергающиеся актом №14 от 30.11.2019 о вручении сувениров победителям конкурса.
Не может служить основанием для отмены постановления мирового судьи довод жалобы о том, что порядок финансового обеспечения мер поддержки и стимулирования деятельности народных дружин, указанных в пункте 1.4 Положения № 327-па, осуществляется в соответствии с иными нормативно-правовыми актами администрации, например, в соответствии с Порядком, утверждённым постановлением Администрации Северодвинска от 25.04.2019 № 138-па.
В нарушение положений БК РФ Положение № 327-па, на которое ссылается директор в жалобе, не определяет порядок финансового обеспечения мер поддержки и стимулирования народных дружин.
Данным постановлением утверждён Порядок определения объема и условий предоставления субсидии на иные цели муниципальным автономным учреждениям, функции и полномочия учредителя которых осуществляют функциональные органы Администрации Северодвинска.
Как установлено ходе контрольного мероприятия, МАУ «Молодёжный центр» предоставлена субсидия на иные цели на финансовое обеспечение реализации мероприятия «Развитие гражданско-патриотического воспитания молодежи, в том числе поддержка народных дружин», за счет средств которой приобретены ценные подарки (призы). Вместе с тем Положением № 327-па не установлен порядок финансового обеспечения данных мер поддержки народных дружин.
Таким образом, в нарушение пункта 1 статьи 78.1 БК РФ, второго абзаца пункта 5 Порядка № 138-па Администрацией Северодвинска субсидия на иные цели в части поддержки народных дружин предоставлена на мероприятия, финансовое обеспечение которых не является расходным обязательством Учреждения, что опровергает утверждения заявителя о расходовании полученных Учреждением средств без нарушения.
Наказание назначено директору МАУ «Молодёжный центр» ФИО1 с учётом положений части 2 и части 3 статьи 3.4 и части 2 статьи 4.1.1 КоАП РФ в виде предупреждения.
Основания для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ устанавливаются судьей, органом, должностным лицом, уполномоченными рассматривать дело об административном правонарушении на основании конкретных обстоятельств дела и имеющихся в нем доказательств. В данном случае такие основания административным органом не усмотрены.
Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении, установленный главой 29 КоАП РФ соблюдён. Мировой судья всесторонне, полно и объективно выяснил обстоятельства дела, создал участникам производства по делу об административном правонарушении необходимые условия для реализации ими процессуальных прав.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, а также оснований для освобождения от административной ответственности, не имеется.
Постановление о привлечении директора МАУ «Молодёжный центр» ФИО1 к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Нормы материального права применены и истолкованы правильно, существенных нарушений процессуальных требований КоАП РФ не допущено.
Между тем, имеются основания для изменения постановления мирового судьи.
Как следует из материалов дела, ФИО1 привлечена к административной ответственности по статье 15.14 КоАП РФ в качестве должностного лица - директора МАУ «Молодёжный центр», в то время как в резолютивной части постановления ФИО1 указана в качестве физического лица.
Данное обстоятельство расценивается как явная техническая описка, не являющаяся основанием для отмены обжалуемого судебного акта, однако подлежит устранению путём изменения резолютивной части постановления мирового судьи.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 30.7, статьёй 30.8 КоАП РФ,
решил:
резолютивную часть постановления мирового судьи судебного участка № 10 Северодвинского судебного района Архангельской области от 03.12.2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 15.14 КоАП РФ, в отношении ФИО1 изменить, путём указания вместо «ФИО1» - «директора МАУ «Молодёжный центр» ФИО1».
В остальной части постановление мирового судьи судебного участка № 10 Северодвинского судебного района Архангельской области от 03.12.2020 оставить без изменения, а жалобу директора МАУ «Молодёжный центр» ФИО1 - без удовлетворения.
Настоящее решение вступает в силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в соответствии со статьями 30.12–30.14 КоАП РФ в Архангельском областном суде.
Судья Д. В. Попова