УИД 60RS0020-01-2021-003210-17
Судья Ковалева Е.В. Дело № 21-122/2022
(дело № 12-40/2022)
ПСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Р Е Ш Е Н И Е
Судья Псковского областного суда Малыгина Г.В.,
при секретаре Корьякиной А.И.,
рассмотрев жалобу защитника ООО «ПсковАгроИнвест» ФИО1 на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Калининградской, Ленинградской, Новгородской, Псковской областям и Санкт-Петербургу – главного специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора Северо-Западного межрегионального управления Росприроднадзора по Псковской области ФИО2 № (****) от 30 ноября 2021 года и решение судьи Псковского районного суда Псковской области от 05 марта 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ, в отношении ООО «ПсковАгроИнвест», (****), юридический адрес: <****>
У С Т А Н О В И Л:
постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Калининградской, Ленинградской, Новгородской, Псковской областям и Санкт-Петербургу - главного специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора Северо-Западного межрегионального управления Росприроднадзора по Псковской области ФИО2 № (****) от 30 ноября 2021 года ООО «ПсковАгроИнвест» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 180000 рублей.
Решением судьи Псковского районного суда Псковской области от 05 марта 2021 года указанное постановление должностного лица отдела государственного экологического надзора Северо-Западного межрегионального управления Росприроднадзора по Псковской области изменено в части назначенного административного наказания, которое, в соответствии с частями 32, 33 статьи 4.1 КоАП РФ, снижено Обществу до 90000 рублей.
В жалобе, поданной в Псковский областной суд, защитник ООО «ПсковАгроИнвест» ФИО1 ставит вопрос об отмене вынесенных постановления должностного лица Росприроднадзора и решения судьи районного суда ввиду отсутствия в действиях Общества состава административного правонарушения.
В обоснование доводов жалобы защитник, ссылаясь на часть 1 статьи 11 Федерального закона от 21 июля 2014 года № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», Письмо Федеральной службы по надзору в сфере природопользования № (****) от 13 октября 2018 года и правоприменительную практику арбитражных судов, указывает, что ООО «ПсковАгроИнвест» осуществляет выброс вредных веществ в атмосферный воздух на основании разрешения № В(****), выданного Управлением Росприроднадзора по Псковской области на срок с 19 марта 2015 года до 31 декабря 2019 года, которое действует до дня истечения срока действия таких разрешений и документов, либо до дня получения комплексного экологического разрешения, обязанность по получению которого истекает 01 января 2025 года, или предоставления декларации о воздействии на окружающую среду в течение срока действия таких разрешений и документов. По указанному основанию защитник Общества считает, что до 01 января 2025 года ООО «ПсковАгроИнвест» вправе осуществлять выброс вредных веществ на основании разрешения № (****), в связи с чем вывод должностного лица Росприроднадзора и судьи районного суда об отсутствии у Общества специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух, по её мнению, является неправильным.
Кроме того, защитник ООО «ПсковАгроИнвест» обращает внимание, что по делу не установлено, что выбрасываемые в результате деятельности Общества в атмосферный воздух вещества являются загрязняющими, а судьёй районного суда в этой части не проанализирован протокол испытаний (****)(****) от 25 октября 2021 года, в связи с чем его вывод о доказанности факта выбросов в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ от источников загрязнения объекта негативного воздействия ООО «ПсковАгроИнвест», является неподтверждённым.
По изложенным основаниям заявитель просит отменить вышеуказанные акты, производство по делу прекратить.
В судебном заседании защитник ООО «ПсковАгроИнвест» ФИО1 доводы жалобы поддержала по изложенным основаниям.
Должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, - государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Калининградской, Ленинградской, Новгородской, Псковской областям и Санкт-Петербургу - главный специалист-эксперт отдела государственного экологического надзора Северо-Западного межрегионального управления Росприроднадзора по Псковской области ФИО2 полагала доводы жалобы несостоятельными и указала, что заявителем неправильно истолкована норма части 1 статьи 11 Федерального закона от 21 июля 2014 года № 219-ФЗ; выбрасываемые в результате производственной деятельности Общества вещества отнесены к вредным; их концентрация превышает нормативы ПДК выброса вредных веществ, предусмотренных разрешением, выданным в 2015 году.
Представитель Северо-Западного межрегионального управления Росприроднадзора по Псковской области – ФИО3, действующий на основании доверенности, полагал обжалуемые акты законными и обоснованными.
Выслушав участвующих лиц, проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, оснований для удовлетворения жалобы не нахожу.
Выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ, и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста восьмидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Правовые основы охраны атмосферного воздуха, направленные на реализацию конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о её состоянии, установлены Федеральным законом от 04 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее – Федеральный закон от 04 мая 1999 года № 96-ФЗ).
Действующей до 01 января 2019 года нормой пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 04 мая 1999 года № 96 – ФЗ предусматривалось, что выброс вредных (загрязняющих веществ) в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды в порядке, определённом Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливались предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
Федеральным законом от 21 июля 2014 года № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 21 июля 2014 года № 219-ФЗ), отдельные нормы которого вступили в силу с 01 января 2019 года, введена новая система нормирования хозяйствующих субъектов по объектам, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду, по отнесёнию их к объектам I, II, III, IV категорий.
В соответствии с пунктом 16 статьи 1 Федерального закона от 21 июля 2014 года № 219-ФЗ, с 01 января 2019 года для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, установлена обязанность получения комплексного экологического разрешения, предусматривающего, в том числе, выбросы, сбросы вредных и загрязняющих веществ, отходов и т.д.
При этом, частью 1 статьи 11 Федерального закона от 21 июля 2014 года № 219-ФЗ, предусмотрено, что разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы загрязняющих веществ, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, полученные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую вреду и относящихся в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к объектам I, II категорий, до 01 января 2019 года, действуют до дня истечения срока действия таких разрешений и документов, либо до дня получения комплексного экологического разрешения или представления декларации о воздействии на окружающую среду в течение срока действия таких разрешений и документов.
В соответствии с частью 1.1, частями 6, 7 статьи 11 Федерального закона от 21 июля 2014 года № 219-ФЗ с 01 января 2019 года и до получения комплексных экологических разрешений допускается выдача или переоформление разрешений и документов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, а юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, включенных в утверждённый уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти перечень объектов, обязаны обратиться в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти с заявкой на получение комплексного экологического разрешения в период с 01 января 2019 года по 31 декабря 2024 года включительно.
Из дела следует, что в соответствии с уставными видами деятельности ООО «ПсковАгроИнвест» занимается деятельностью по разведению свиней, выращиванию свиней на мясо, разведением молочного крупного рогатого скота, производством сырого молока, выращиванию зерновых культур, оптовой торговлей мясом и мясными продуктами и пр.
Деятельность ООО «ПсковАгроИнвест» осуществляется на объектах I категории со значительной категорией риска, связана с выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
В соответствии с приказом руководителя Управления Росприроднадзора по Псковской области от 19 марта 2015 года (****) ООО «ПсковАгроИнвест» выдано разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух № (****) сроком действия с 19 марта 2015 года по 31 декабря 2019 года.
Приказом заместителя руководителя Управления Росприроднадзора по Псковской области от 12 января 2019 года № (****) по отдельным производственным территориям ООО «ПсковАгроИнвест» утверждены нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
В соответствии с решением заместителя руководителя Северо-Западного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО4 от 22 сентября 2021 года (****) в период с 27 сентября по 28 сентября 2021 года и с 20 по 28 октября 2021 года проведена проверка ООО «ПсковАгроИнвест» на объектах в д.<****>, относящихся к объектам I категории, на предмет соблюдения требований законодательства об охране атмосферного воздуха, в области обращения с отходами, использования и охраны водных объектов, земельного законодательства.
В ходе проверки деятельности Общества в области охраны атмосферного воздуха проведен государственный инструментальный экоаналитический контроль выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на соответствие нормативам допустимых выбросов согласно декларации о воздействии на окружающую среду от стационарных источников, отбор проб и количественный химический анализ которых проведен Центром лабораторного анализа и технических измерений по Псковской области (ЦЛАТИ по Псковской области). Результаты проведения лабораторных исследований, измерений и испытаний зафиксированы в протоколе испытаний (****) от 27 сентября 2021 года.
Кроме того, установлено, что у Общества отсутствуют утверждённые нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и действующее разрешение на выброс.
Отсутствие действующего разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух явилось основанием для возбуждения настоящего дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются: протоколом об административном правонарушении № (****) от 16 ноября 2021 года, актом выездной проверки от 28 октября 2021 года (****); предписанием об устранении выявленных нарушений (****) от 28 октября 2021 года; приказом Управления Росприроднадзора по Псковской области (****) от 12 января 2015 года об утверждении нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ ООО «ПсковАгроИнвест» на период с 12 января 2015 года по 31 декабря 2019 года с приложениями таблиц нормативов по вредным веществам, подлежащим нормированию; разрешением Управления Росприроднадзора по Псковской области на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ) № (****) от 19 марта 2015 года, выданным ООО «ПсковАгроИнвест» на срок действия с 19 марта 2015 года по 31 декабря 2019 года с перечнем вредных (загрязняющих) веществ, разрешённых к выбросу в атмосферный воздух на площадке в <****>; протоколом испытаний филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по Псковской области» (****)(****) от 25 октября 2021 года; расчётом мощности выброса загрязняющих веществ в атмосферный воздух по протоколу испытаний (****)(****) от 25 октября 2021 года; свидетельством о постановке объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учёт (****) от 26 декабря 2016 года, в соответствии с которым промплощадка ООО «ПсковАгроИнвест» <****> поставлена на государственный учёт в федеральный государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, с присвоением 1-й категории негативного воздействия на окружающую среду; ответом заместителя руководителя Управления Росприроднадзора по Псковской области от 07 марта 2019 года (****), данным на обращение директора ООО «ПсковАгроИнвест» (****) от 22 февраля 2019 года, которым разъяснен порядок получения разъяснения разрешения на выбросы.
В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно и объективно выяснены обстоятельства совершённого административного правонарушения, а, в силу статьи 26.1 КоАП РФ, установлено наличие события административного правонарушения, лицо, допустившее выброс в атмосферный воздух без специального разрешения, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
При рассмотрении дела должностное лицо отдела государственного экологического надзора Северо-Западного межрегионального управления Росприроднадзора по Псковской области и судья Псковского районного суда пришли к выводу о виновности ООО «ПскоАгроИнвест», осуществляющего деятельность, связанную с выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в отсутствие специального разрешения, в связи с чем квалифицировали действия Общества по части 1 статьи 8.21 КоАП РФ.
Действия ООО «ПсковАгроИнвест» должностным лицом отдела государственного экологического надзора Северо-Западного межрегионального управления Росприроднадзора по Псковской области и судьёй Псковского районного суда квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами дела и нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также подлежащего применению законодательства в области охраны окружающей среды, действующего на время возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Общества к административной ответственности.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В этой связи нахожу, что ООО «ПсковАгроИнвест» имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты какие-либо зависящие от него меры по их соблюдению.
Так, в силу пункта 16 статьи 1 Федерального закона от 21 июля 2014 года № 219-ФЗ, с 01 января 2019 года у ООО «ПсковАгроИнвест», как у юридического лица, осуществляющего хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, возникла обязанность получения комплексного экологического разрешения, предусматривающего выбросы, сбросы вредных (загрязняющих веществ) в атмосферный воздух.
При этом до получения комплексного экологического разрешения, в соответствии с пунктами 1, 16-20 Постановления Правительства Российской Федерации от 09 декабря 2020 года № 2055 «О предельно допустимых выбросах, временно разрешённых выбросах, предельно допустимых нормативах вредных физических воздействий на атмосферный воздух и разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух» для объектов I категории в срок до 01 января 2025 года предусмотрена возможность получения разрешения на выбросы, которая носит заявительный характер путём подачи юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность заявления об установлении нормативов допустимых выбросов в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления своей хозяйственной и иной деятельности, с приложением данных инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, проекта нормативов допустимых выбросов, проекта плана для установления нормативов допустимых выбросов и временно разрешенных выбросов.
Вместе с тем, никаких действий как по получению комплексного экологического разрешения, так и по получению разрешения в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства Российской Федерации от 09 декабря 2020 года (****), ООО «ПсковАгроИнвест» ни с 01 января 2019 года, ни по истечении срока действия разрешения № (****) от 19 марта 2015 года не принималось вообще.
Позиция ООО «ПсковАгроИнвест» относительно того, что нормы Федерального закона от 21 июля 2014 года № 219-ФЗ позволяют осуществлять Обществу деятельность, связанную с выбросом вредных (загрязняющих) веществ, на основании истекшёго разрешения № (****) от 19 марта 2015 года без принятия мер к получению комплексного экологического разрешения вплоть до 01 января 2025 года, основаны на неправильном толковании нормы части 1 статьи 11 Федерального закона от 21 июля 2014 года № 219-ФЗ, из которой прямо следует, что разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, полученное до 01 января 2019 года, действует только на срок действия такого разрешения.
Соответственно, поскольку действие разрешения № В(****) от 19 марта 2015 года истекло 31 декабря 2019 года, то с 01 января 2020 года у Общества появилась обязанность получения нового специального разрешения – комплексного экологического разрешения в соответствии с пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2014 года № 219-ФЗ.
Разъяснения данного положения Федерального закона от 21 июля 2014 года № 219-ФЗ содержатся также в Письмах Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 12 октября 2018 года № (****) и № (****).
Ссылка защитника ООО «ПсковАгроИнвест» на правоприменительную практику арбитражных судов Российской Федерации по указанному вопросу подлежит отклонению, как не соответствующую фактическим обстоятельствам настоящего дела об административном правонарушении.
Довод жалобы относительно того, что по делу не доказано, что выбрасываемые в атмосферный воздух вещества являются вредными (загрязняющими) подлежит отклонению, поскольку отбор проб от стационарных источников выбросов ООО «ПсковАгроИнвест» и их химический анализ проводился специализированным учреждением - Центром лабораторного анализа и технических измерений по Псковской области (ЦЛАТИ по Псковской области), имеющим аттестат аккредитации аналитической лаборатории зарегистрированный 18 марта 2015 года в Государственном реестре за № РОСС RU.0001.511533.
При этом вещества, исследованные ЦЛАТИ по Псковской области, входят в Перечень вредных (загрязняющих) веществ, утверждённых Распоряжением Правительства Российской Федерации от 08 июля 2015 года № 1316-р «Перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды», в связи с чем довод защитника относительно того, что судья районного суда не подверг оценке достоверность протокола испытаний филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по Псковской области» (****) от 25 октября 2021 года на предмет выброса именно вредных (загрязняющих) веществ также признается необоснованным, так как отнесение выбрасываемых веществ к вредным (загрязняющим) является очевидным.
Плановая выездная проверка ООО «ПсковАгроИнвест» Северо-Западным межрегиональным управлением Росприроднадзора проведена в соответствии с требованиями Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Назначенное ООО «ПсковАгроИнвест» административное наказание соответствовало минимальной санкции наказания, предусмотренного для юридических лиц частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ, и было снижено судьёй Псковского районного суда до 1/2 от этой минимальной санкции с учётом положений частей 32, 33 статьи 4.1 КоАП РФ, то есть при назначении административного наказания в максимальной степени было учтено имущественное и финансовое положение юридического лица.
Порядок и срок привлечения к административной ответственности не нарушены.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ могли бы служить основанием к отмене или изменению обжалуемых актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7, статьёй 30.9 КоАП РФ, судья Псковского областного суда
Р Е Ш И Л:
Постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Калининградской, Ленинградской, Новгородской, Псковской областям и Санкт-Петербургу – главного специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора Северо-Западного межрегионального управления Росприроднадзора по Псковской области ФИО2 от 30 ноября 2021 года № (****) и решение судьи Псковского районного суда Псковской области от 05 марта 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ, в отношении ООО «ПсковАгроИнвест» оставить без изменения, жалобу защитника ООО «ПсковАгроИнвест» ФИО1 – без удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано непосредственно в Третий кассационный суд общей юрисдикции.
Судья Псковского областного суда Г.В.Малыгина