Дело №12-40/2022
УИД 62RS0026-01-2022-000276-28
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
г. Спасск – Рязанский 12 октября 2022 года
Судья Спасского районного суда Рязанской области Петрушкова Е.И.,
при секретаре судебного заседания Мартыновой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда жалобу общества с ограниченной ответственностью «Золотое тавро» на постановление Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Рязанской области №35-АО/2022 от 14 марта 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.13.19 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Рязанской области №35-АО/2022 от 14 марта 2022 года ООО «Золотое тавро» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 13.19 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, генеральный директор ООО «Золотое тавро» ФИО1 подал жалобу в суд, в которой просит признать незаконным и отменить оспариваемое постановление.
В обоснование жалобы указал, что вышеуказанное правонарушение выразилось в том, что ООО «Золотое тавро» не представило статистическую отчетность по форме №2-ТП (воздух) «Сведения об охране атмосферного воздуха», утвержденную приказом Федеральной службы государственной статистики от 08.11.2018 года №6614 «Об утверждении статистического инструментария для организации федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за охраной атмосферного воздуха».
В соответствии с п.4 Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения, утвержденных вышеуказанным Приказом №661 представляется лицам и индивидуальным предпринимателям в случае, если объемы юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в случае, если объемы разрешенных выбросов загрязняющих веществ по всем объектам юридического лица или индивидуального предпринимателя превышают 10 тонн в год или составляют от 5 до 10 тонн в год включительно при наличии в составе выбросов загрязняющих атмосферу веществ 1 и (или) 2 класса опасности. Вышеуказанная форма предоставляется в территориальные органы Росприроднадзора при наличии наблюдаемого события. В случае полного отсутствия события за истекший год отчет по вышеуказанной форме в территориальные органы Росприроднадзора не предоставляется.
Письмом исх. №7 от 14.03.2022 года ООО «Золотое тавро» сообщило Территориальному органу Федеральной государственной статистики по Рязанской области, что региональным оператором Рязанской области по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «Эко-Пронск» в период с 2020 года и по настоящее время не заключен договор на реализацию услуг по размещению (захоронению) ТКО на специально оборудованном объекте размещения отходов Обществом с ограниченной ответственностью «Золотое тавро».
Согласно схеме потоков движения твердых коммунальных отходов на территории Рязанской области, утвержденной Постановлением министерства природопользования Рязанской области от 15.11.2017 года №3, твердые коммунальные отходы, образующиеся на территории Спасского района Рязанской области, транспортируются и размещаются региональным оператором на полигоне г. Рязани.
В связи с отсутствием деятельности по захоронению твердых коммунальных отходов на специально оборудованном объекте размещения отходов ООО «Золотое тавро», тариф на захоронение ТКО Обществу ГУ РЭК Рязанской области не был установлен.
ООО «Золотое тавро» считает, что учитывая факт отсутствия деятельности предприятия по захоронению твердых коммунальных отходов на территории специально оборудованного объекта размещения отходов и, соответственно, выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, с учетом пункта 4 Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения, утвержденных приказом Федеральной службы государственной статистики от 08.11.2018 года №661 «об утверждении статистического инструментария для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за охраной атмосферного воздуха», отчет по форме №2-ТП (воздух) «Сведения об охране атмосферного воздуха» за 2021 год в Приокское межрегиональное управление Росприроднадзора не предоставлялся и факт совершения ООО «Золотое тавро» административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.13.19 КоАП РФ отсутствует.
На основании изложенного, генеральный директор ООО «Золотое тавро» просит признать незаконным и отменить постановление по делу об административном правонарушении №35-АО/2022 от 14.03.2022 года территориального органа Федеральной государственной статистики по Рязанской области о признании ООО «Золотое тавро» виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.13.19 КоАП РФ и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
В судебное заседание законный представитель ООО «Золотое тавро» и представитель заявителя жалобы по доверенности ФИО2 не явились, о месте и времени рассмотрения жалобы извещены судом своевременно и надлежащим образом, с ходатайством об отложении слушания дела не обращались.
В судебном заседании 13.09.2022 года представитель заявителя жалобы по доверенности ФИО2 поддержала в полном объеме доводы, изложенные в жалобе, просила ее удовлетворить, указав, что за 2021 год объемы выбросов загрязняющих веществ составили менее пяти тонн в год, данные расчеты проводились самим предприятием, выездных плановых и неплановых проверок в отношении ООО «Золотое тарво» Росприроднадзором в 2021 году не проводилось.
В судебное заседание должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении – врио заместителя руководителя Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Рязанской области ФИО3 не явилась, о месте и времени рассмотрения жалобы извещена судом своевременно и надлежащим образом, представлено заявление с просьбой рассмотреть дело в отсутствие должностного лица, вынесшего постановление.
В соответствии со ст.24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ч.3 ст. 30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях судья, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 13.19 КоАП РФ за непредоставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных в установленном порядке или несвоевременное предоставление этих данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до семидесяти тысяч рублей.
Из анализа юридического состава административного правонарушения, сформулированного в диспозиции статьи 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, следует, что объектом данного правонарушения являются общественные отношения, возникающие при осуществлении официального статистического учета и составляющие предмет регулирования Федерального закона от 29 ноября 2007 года N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации".
В силу предписаний названного Федерального закона официальный статистический учет - деятельность, направленная на проведение в соответствии с официальной статистической методологией федеральных статистических наблюдений и обработку данных, полученных в результате этих наблюдений, и осуществляемая в целях формирования официальной статистической информации (пункт 1 статьи 2).
При этом для всех без исключения юридических лиц установлена обязанность по предоставлению субъектам официального статистического учета первичных статистических данных, необходимых для формирования официальной статистической информации. Условия предоставления статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета определяются Правительством Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами (части 1 и 9 статьи 8).
С объективной стороны это административное правонарушение выражается в несоблюдении порядка предоставления информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений, порядка ее предоставления, а равно в предоставлении недостоверной статистической информации.
В соответствии с ч. 1, ч.6, ч.9 ст. 8 Федерального закона от 29.11.2007 года N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" (далее по тексту Закон N 282-ФЗ) респонденты, за исключением респондентов, указанных в частях 2 и 3 настоящей статьи, обязаны безвозмездно предоставлять субъектам официального статистического учета первичные статистические данные и административные данные, необходимые для формирования официальной статистической информации, в том числе данные, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, сведения, составляющие коммерческую тайну, сведения о налогоплательщиках, о персональных данных физических лиц и другую информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами. Юридические лица, имеющие обособленные подразделения, предоставляют субъектам официального статистического учета в установленном порядке первичные статистические данные как по юридическим лицам, так и по таким подразделениям. Условия предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета определяются Правительством Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами.
Постановлением Правительства РФ от 18.08.2008 № 620 утверждено «Положение об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъекта официального статистического учета», согласно п. 3 которого, первичные статистические данные предоставляются в обязательном порядке безвозмездно субъектам официального статистического учета респондентами - созданными на территории РФ юридическими лицами, органами государственной власти и органами местного самоуправления, филиалами, представительствами и подразделениями действующих на территории РФ иностранных организаций.
Приказом Федеральной службы государственной статистики от 30.07.2020 № 424 «Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью предприятий» утверждена форма федерального статистического наблюдения №2 - наука «Сведения о выполнении научных исследований и разработок» и указания по ее заполнению.?
Периодичность и срок предоставления форы №2 - наука - годовая, не позднее 2 апреля года, следующего за отчетным.
Пунктами 5.1.5, 5.3.15 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 400, определено, что Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет, в числе прочего, в пределах своей компетенции федеральный государственный экологический надзор, включающий в себя государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха.
Из положений ч.ч. 1, 2 ст. 19 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" следует, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Из положений ст. 21 Федерального закона от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ следует, что государственный учет стационарных источников, состава, объема или массы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, видов и уровней вредных физических воздействий на него, установок очистки газа ведется в рамках государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.
Приказом Росстата от 8 ноября 2018 г. N 661 "Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за охраной атмосферного воздуха" утверждены годовая форма федерального статистического наблюдения N 2-ТП (воздух) "Сведения об охране атмосферного воздуха" с указаниями по ее заполнению, сбор и обработка данных по которой осуществляется Росприроднадзором, и введена в действие с отчета за 2018 год (приложение) (п. 1 Приказа).
Из содержания п. 1 Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения (далее - Указания) форму федерального статистического наблюдения N 2-ТП (воздух) заполняют юридические лица или индивидуальные предприниматели, в результате хозяйственной или иной деятельности которых: объемы разрешенных выбросов загрязняющих веществ по ОНВ превышают 10 тонн в год; объемы разрешенных выбросов загрязняющих веществ по ОНВ составляют от 5 до 10 тонн в год включительно при наличии в составе выбросов загрязняющих атмосферу веществ 1 и (или) 2 класса опасности. Форма предоставляется в территориальные органы Росприроднадзора только при наличии наблюдаемого события. В случае отсутствия события отчет по форме в территориальные органы Росприроднадзора не предоставляется.
Форма предоставляется не позднее 22-го января года, следующего за отчетным (п. 2 Указаний).
Как следует из материалов дела, основанием для привлечения ООО «Золотое тавро» к административной ответственности по ч. 1 ст. 13.19 КоАП РФ явилось нарушение требований ст.8 Закона № 282-ФЗ, п.4 Постановления Правительства РФ от 18.08.2008 №620, выразившееся в нарушении срока предоставления в орган государственной статистики по состоянию на отчетную дату в установленном порядке статистическую информацию по форме 2-ТП (воздух).
Из материалов дела следует, что основным видом деятельности ООО «Золотое тавро» является деятельность по обработке и утилизации неопасных отходов (код ОКВЭД ОК 029-2014-38.21), что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ от 14.03.2022 года.
Исходя из пункта 23 главы 2 Постановления Правительства РФ от 31.12.2020 года N 2398 (ред. от 07.10.2021 года) "Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий" по обращению с отходами производства и потребления в части, касающейся: размещения отходов III класса опасности (с проектной мощностью менее 500 тонн в год); хранения отходов IV и V классов опасности (с проектной мощностью 50 тонн в сутки и более) относится ко 2 категории отнесения объектов, оказывающих умеренное негативное воздействие на окружающую среду, что также подтверждается сообщением Приокского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 15.09.2022 года.
Также в судебном заседании установлено, что ООО «Золотое тавро» имеет разрешение на выброс загрязняющих веществ № 0072/17, выданное Управлением Росприроднадзора по Рязанской области, срок действия 13.12.2017 года по 13.12.2024 года, годовой разрешенный выброс загрязняющих веществ 168, 503241 тонн, что подтверждается разрешением № 0072/17 на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ) с приложением.
Также в судебное заседание представителем заявителя представлены расчеты выделений и выбросов загрязняющих веществ от полигона ТБО ООО «Золотое тавро», согласно которым в 2021 году всего выброшено в атмосферу загрязняющих веществ 4,72 тонны, что подтверждается вышеуказанным расчетом и сведениями об охране атмосферного воздуха за 2021 год ООО «Золотое тавро».
Согласно пояснениям в судебном заседании представителя заявителя жалобы в 2021 году каких-либо плановых и внеплановых проверок контролирующими органами в отношении ООО «Золотое тавро», определяющих объем выбросов данным предприятием загрязняющих веществ, не проводилось.
Согласно сообщению Рязаньстата от 12.09.2022 года сведений о фактическом объеме выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от объекта – специально оборудованный объект размещения отходов г. Спасск-Рязанский за 2021 год в распоряжении Рязаньстата не имеется.
Таким образом, размер выброшенных ООО «Золотое тавро» в 2021 году в атмосферу загрязняющих веществ составил 4,72 тонны, то есть менее 5 тонн, что согласно Указаниям по заполнению формы федерального статистического наблюдения не является основанием для заполнения и предоставления данной формы федерального статистического наблюдения N 2-ТП (воздух) в контролирующий орган.
Таким образом суд приходит к выводу, что у ООО «Золотое тавро» отсутствовала обязанность по предоставлению вышеуказанной отчетности за 2021 год в орган государственной статистики.
Кроме того, суд принимает во внимание и то обстоятельство, что региональным оператором РО по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «Эко - Пронск» в период с 2020 года и по настоящее время не заключен договор на реализацию услуг по размещению (захоронению) ТКО на специальное оборудованном объекте размещения отходов ООО «Золотое тавро», в связи с чем указанная деятельность на территории предприятия не ведется.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что обстоятельства, на основании которых вынесено обжалуемое постановление по делу об административном правонарушении, не доказаны.
Поскольку существенные моменты, имеющие для правильного разрешения по делу, на стадии досудебного производства не выяснялись и не проверялись, то принятое решение по делу не может быть признано законным, а потому подлежит отмене, а производство по делу прекращению за недоказанностью обстоятельств, на основании которых было принято решение.
Изложенное свидетельствует о том, что требования статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о всестороннем, полном и объективном выяснении обстоятельств дела при рассмотрении настоящего дела об административном правонарушении соблюдены не были.
В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Учитывая, что в соответствии со ст.1.5 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, а неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица, вывод о виновности ООО «Золотое тавро» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 13.19 КоАП РФ, является необоснованным.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьей 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
С учетом изложенного, постановление должностного лица нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Золотое тавро» подлежит прекращению на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
На основании изложенного и руководствуясь ст.30.9 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Жалобу общества с ограниченной ответственностью «Золотое тавро» удовлетворить.
Отменить постановление о назначении административного наказания от 14 марта 2022 года № 35-АО/2022 в отношении общества с ограниченной ответственность «Золотое тавро» о привлечении его к административной ответственности по ч.1 ст. 13.19 КоАП РФ, вынесенное врио заместителя руководителя Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Рязанской области ФИО3
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 13.19 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственность «Золотое тавро» прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено вышеуказанное постановление.
Решение может быть обжаловано в Рязанской областной суд через Спасский районный суд Рязанской области в течение 10 дней.
Судья Е.И. Петрушкова