ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-40/2022 от 16.06.2022 Ленского районного суда (Республика Саха (Якутия))

мировой судья Васильев Е.В. дело № 12-40/2022

РЕШЕНИЕ

г. Ленск, Республика Саха (Якутия) 16 июня 2022 г.

Ленский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Санникова В.А., единолично,

с участием должностного лица административного органа, составившего протокол об административном правонарушении Кусатовой Ю.В., а также должностного лица административного органа – председателя МКУ «Контрольно-счетный орган муниципального образования «Ленский район» Республики Саха (Якутия) Гурьяновой Г.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу привлекаемого лица Пляскиной А.С. на постановление мирового судьи судебного участка № 54 Ленского района Республики Саха (Якутия) от 18 апреля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 15.15.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении должностного лица – председателя муниципального казенного учреждения «Комитет имущественных отношений» муниципального образования «Ленский район» Республики Саха (Якутия) (далее – МКУ «КИО», или Комитет) Пляскиной А.С.,

установил:

Постановлением мирового судьи судебного участка № 54 Ленского района Республики Саха (Якутия) от 18.04.2022 Пляскина А.С. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст.15.15.6 КоАП РФ с назначением административного штрафа в размере 15 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением Пляскина А.С. обратилась в районный суд с жалобой на постановление мирового судьи, в котором просит отменить постановление и прекратить производство по делу за отсутствием состава административного правонарушения.

Считает, что по делу нарушен порядок осуществления административного производства, а также полагает себя ненадлежащим субъектом правонарушения, указывает на отсутствие необходимых сведений в акте, считает, что допущенные нарушения не повлияли на достоверность бухгалтерской (финансовой) отчетности.

С учетом надлежащего извещения Пляскиной А.С., а также ее ходатайства о рассмотрении жалобы в ее отсутствии, дело об административном правонарушении в соответствии с ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ, п. 4 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ рассмотрено без ее участия.

Должностное лицо административного органа, составившее протокол Кусатова Ю.В., настаивала на законности оспариваемого постановления мирового судьи.

Проверив доводы жалобы, изучив материалы дела об административном правонарушении, а также выслушав доводы свидетелей: должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении Кусатовой Ю.В., председателя МКУ «Контрольно-счетный орган муниципального образования «Ленский район» Республики Саха (Якутия) Гурьяновой Г.Б., суд приходит к следующим выводам.

Административная ответственность по ч. 4 ст. 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции, действовавшей на момент выявления правонарушения) наступает за грубое нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению либо представлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо грубое нарушение порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 4 Примечания к статье 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях под грубым нарушением требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению либо представлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо грубым нарушением порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности понимается: искажение показателя бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, которое привело к искажению информации об активах, и (или) обязательствах, и (или) о финансовом результате более чем на 10 процентов.

При этом возникновение административной ответственности по указанному составу правонарушения не связывается с влиянием допущенного нарушения на показатели бюджетной отчетности в целом, либо наступлением каких-либо негативных, либо противоправных последствий.

Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами.

В соответствии с ч. 3 ст. 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная отчетность включает: 1) отчет об исполнении бюджета; 2) баланс исполнения бюджета; 3) отчет о финансовых результатах деятельности; 4) отчет о движении денежных средств; 5) пояснительную записку.

Единая методология бюджетного учета и бюджетной отчетности устанавливается Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с положениями Бюджетного кодекса РФ.

Приказом Минфина России от 28.12.2010 года № 191н утверждена Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (далее -Инструкция № 191н).

Согласно пункта 20 Инструкции № 191н Справка о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах (далее в целях настоящей Инструкции - Справка в составе Баланса (ф. 0503130) (включает забалансовый счет № 25) формируется на основании показателей по учету имущества и обязательств.

Показатели отражаются в Справке в составе Баланса (ф. 0503130) в разрезе показателей на начало года (графа 4) и конец отчетного периода (графа 5).

Согласно пункту 381 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной Приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее - Инструкции № 157) забалансовый счет № 25 «Имущество, переданное в возмездное пользование (аренду)» предназначен для учета объектов аренды в части предоставленных прав пользования имуществом, переданным учреждением (органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника государственного (муниципального) имущества) в возмездное пользование (по договору аренды).

При этом принятие к забалансовому учету объектов учета аренды (прав пользования) осуществляется на основании первичного учетного документа (Акта приема-передачи объектов нефинансовых активов (ф. 0504101) по стоимости, указанной в Акте.

Пунктом 382 Инструкции № 157н установлено, что аналитический учет по счету ведется в Карточке количественно-суммового учета материальных ценностей в разрезе арендаторов (пользователей) имущества, мест его нахождения, по видам имущества в структуре групп, предусмотренных пунктом 37 настоящей Инструкции, его количеству и стоимости.

Аналитический учет по счету ведется в разрезе контрагентов (арендаторов), местонахождений объектов (адресов), объектов имущества, кодов классификации операций сектора государственного управления.

Таким образом, в указанном забалансовом счете № 25 в Справке в составе Баланса (ф. 0503130) подлежит отражению информация о таком объекте бухгалтерского учета как имущество, переданное в возмездное пользование (аренду).

Из материалов дела следует, что в соответствии с пунктом 2.1.3 Плана работы контрольно-счетного органа МО «Ленский район» на II полугодие 2021 года, утвержденного распоряжением председателя КСО МО «Ленский район» № 01-10/08 от 30.06.2021(Т.1, л.д.228) Контрольно-счетным органом муниципального образования «Ленский район» с 14.10.2021 по 24.12.2021 в отношении – муниципального казенного учреждения «Комитет имущественных отношений муниципального образования «Ленский район» Республики Саха (Якутия)» проведено контрольное мероприятие (акт от 13.12.2021, акт от 14.03.2022) по результатам которого в отношении Пляскиной А.С. составлен протокол об административном правонарушении № 01-22/12 от 17.03.2022 по признакам правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 15.15.6 КоАП РФ за грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности, выразившееся в нарушении пункта 381 Инструкция № 157н, а именно по данным бухгалтерского учета в аренде за 2020 год на счете 25 «Имущество, переданное в возмездное пользование (аренду)» был учтен только один земельный участок, в то время как фактически на праве аренды находилось 25 земельных участков, что привело к грубому искажению информации об обязательствах более чем на 10 процентов (40,25 %).

Указанное нарушение явилось следствием того, что председателем МКУ «КИО» Пляскиной А.С. в нарушение части 3 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ не назначено лицо, обеспечивающее своевременную передачу первичных учетных документов – договоров аренды и актов передачи в аренду земельных участков в Отдел имущества для последующей регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета, что подтверждено письмом МКУ КИО от 09.02.2022 № 23-09-135/22.

По результатам рассмотрения дела мировым судьей установлен факт нарушения п.7 ст.3, и п. 1 ст.7 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» выразившийся в ненадлежащей организации председателем МУ КИО МО «Ленский район» Пляскиной А.С. бухгалтерского учета.

Статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Согласно примечанию к указанной норме совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций несут административную ответственность как должностные лица.

Распоряжением Главы МО «Ленский район» Республики Саха (Якутия) № 01-04-778/0 от 24.04.2020 Пляскина А.С. назначена на должность председателя муниципального казенного учреждения «Комитет имущественных отношений муниципального образования «Ленский район» Республики Саха (Якутия)» на срок 5 лет с 25.04.2020 по 25.04.2025.

В соответствии Уставом «Комитета имущественных отношений муниципального образования «Ленский район» Республики Саха (Якутия)», утвержденного распоряжением Главы МО «Ленский район» Республики Саха (Якутия) № 01-04-2343/9 от 17.12.2019 управление комитетом строится на принципах единоначалия (пункт 5.5), председатель в числе прочего определяет должностные обязанности (компетенцию) и устанавливает степень ответственности сотрудников Комитета за порученную работу (п.5.6.3), утверждает должностные инструкции специалистов Комитета (п.5.6.9).

Вина должностного лица – Пляскиной А.С. в совершении инкриминируемого ей административного правонарушения установлена, и подтверждается доказательствами по делу подробно изложенными в постановлении мирового судьи от 18.04.2022 (л.д.5-6 постановления) и оцененными им в порядке ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, как каждое в отдельности, так и все в совокупности, и не вызывающими у суда сомнений в их достоверности, относимости, допустимости и достаточности для рассмотрения дела.

Доводы Пляскиной А.С. о нарушении положений, предусмотренных ст. 26.10 КоАП РФ, а также п.2.35, п.2.40 Стандарта внешнего муниципального финансового контроля «порядок осуществления полномочий должностными лицами Контрольно-счетного органа муниципального образования «Ленский район» при выявлении административных правонарушений» поскольку административным органом запросы со ссылкой на административное производство направлялись с 31.01.2022 по 15.03.2022 - после проведения контрольного мероприятия, при этом акт о выявленном правонарушении составлен 14.03.2022, и определение о возбуждении административного производства ей не поступало, не являются основанием для освобождения ее от административной ответственности, поскольку должностное лицо, уполномоченное на составление протокола об административном правонарушении в соответствии со ст. 15 Федеральный закон от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» не ограничен в возможности и времени запрашивать необходимые сведения и документы в рамках производства по делу, при том, что в данном случае запросы производились до составления протокола об административном правонарушении.

Поскольку в данном случае экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат не осуществлялись, то необходимость вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования не требовалось, что соответствует положениям части 1 статьи 28.7 КоАП РФ, соответственно отсутствуют оснований для утверждения о нарушений положений п.2.35. и п. 2.40 Стандарта.

Довод о том, что надлежащим субъектом правонарушения, в силу должностных обязанностей ответственным за неназначение лица, обеспечивающего своевременную передачу первичных документов, а также ведение бухгалтерского учета является главный бухгалтер учреждения был предметом оценки мирового судьи, и мотивировано им отклонен.

При этом нахожу возможным дополнить соответствующие выводы судьи помимо указания на пункт 2 части 8 статьи 7 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» пунктом 28. Приказа Минфина России от 16.04.2021 № 62н «Об утверждении Федерального стандарта бухгалтерского учета ФСБУ 27/2021 "Документы и документооборот в бухгалтерском учете» согласно которого документооборот в бухгалтерском учете организуется руководителем экономического субъекта.

Подпунктом «а» пункта 29. названного приказа установлено, что организация документооборота в бухгалтерском учете должна обеспечивать, в числе прочего своевременное отражение объектов бухгалтерского учета в бухгалтерском учете, в том числе передачу первичных учетных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета и составление на их основе бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Утверждения заявителя о том, что акт № 01-22/08 от 14.03.2022 не соответствует требованиям абз. 6,7, 8 пп. «з» п. 2.5 Стандарта, а именно, не содержит такие сведения как: виды устраненных нарушений и суммы возмещенных средств, в ходе контрольного мероприятия нарушений; подтверждение или отсутствие факта привлечения за указанное нарушение лиц к административной или уголовной ответственности. При этом указывая на устранение выявленных нарушений (несоответствий) 29-30 декабря 2021 года, что не было отражено в протоколе об административном правонарушении № 01-22/12 от 17.03.2022.

Доводы о том, что искажение показателей бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности не повлияло на экономические решения учредителей, поступление арендных платежей, либо на основе искаженной информации не были сформулированы показатели оценки исполнения субъектом отчетности условий получения бюджетных средств, то есть отсутствовало их значимое влияние на достоверность бухгалтерской (финансовой) отчетности, отклоняются поскольку, учитывая, что состав правонарушения статьи 15.15.6 КоАП РФ не предусматривает наступления каких-либо последствий, а только сам факт представления недостоверной отчетности, о котором субъекту правонарушения было известно, то, исправление недостоверной отчетности после выявления правонарушения органом муниципального финансового контроля не является основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении в соответствии со статьей 2.9 КоАП, о чем также правомерно указал мировой судья.

Неустранимых сомнений, влияющих на правильность вывода о виновности Пляскиной А.С. в совершении указанного административного правонарушения судом не установлено.

Права должностного лица соблюдены, порядок и срок давности привлечения ее к административной ответственности не нарушены и обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении в отношении Пляскиной А.С., предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, не установлено.

Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену постановления, при рассмотрении дела не допущено.

Наказание назначено в минимальном размере санкции состав правонарушения, что соответствует характеру нарушения и соразмерно ему, способствует восстановлению социальной справедливости, исправлению правонарушителя, а также предупреждению совершения новых противоправных деяний, с соблюдением баланса публичных и частных интересов в рамках судопроизводства по делам об административных правонарушениях.

Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Постановление мирового судьи судебного участка № 54 Ленского района Республики Саха (Якутия) от 18 апреля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 15.15.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении должностного лица – председателя муниципального казенного учреждения «Комитет имущественных отношений» муниципального образования «Ленский район» Республики Саха (Якутия) Пляскиной А.С., оставить без изменения, а жалобу Пляскиной А.С. – без удовлетворения.

Настоящее решение вступает в законную силу немедленно после его вынесения и может быть обжаловано в соответствии с требованиями статей 30.12 - 30.19 КоАП РФ непосредственно в Девятый кассационный суд общей юрисдикции.

Судья В.А. Санников