ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-40/2022 от 22.06.2022 Чердаклинского районного суда (Ульяновская область)

73RS0025-01-2022-000772-64

Дело № 12-40/2022

РЕШЕНИЕ

Ульяновская область, р.п. Чердаклы 22 июня 2022 года

Судья Чердаклинского районного суда Ульяновской области Бирюкова М.В.,

при секретаре Голяшовой Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника юридического лица Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области ФИО1 на постановление врио начальника отделения судебных приставов по Чердаклинскому и Старомайнскому районам Управления Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области ФИО2 от 12 мая 2022 года № 135/22/73038-АП, которым, Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначено административное наказание в виде штрафа в размере 30 000 рублей,

установил:

постановлением врио начальника ОСП по Чердаклинскому и Старомайнскому районам УФССП России по Ульяновской области ФИО2 от 12.05.2022 № 135/22/73038-АП юридическое лицо – Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 руб. за неисполнение требования неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.

В вину юридическому лицу вменено следующее.

Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области, являясь должником по исполнительному производству 5317/21/73038-ИП, возбужденному в ОСП по Чердаклинскому и Старомайнскому районам УФССП России по Ульяновской области 02.02.2015 не исполнило требование неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, а именно не ликвидирована свалка бытовых отходов и мусора на земельных участках с кадастровым номером 73:21:060501:45, 73:21:060501, 73:21:21:060501:155 на территории МО «Мирновское сельское поселение» Чердаклинского района Ульяновской области.

В жалобе на вышеуказанное постановление от 12.05.2022 № 135/22/73038-АП защитник юридического лица Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области ФИО1 просит признать его незаконным и отменить.

В обоснование доводов жалобы указано, что на основании решения Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 06.09.2019 по делу № 2а-713/2019 об обязании Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области ликвидировать свалку твердых бытовых отходов и мусора на земельных участках с кадастровыми номерами 73:21:060501:45, 73:21:060501:153, 73:21:060501:155 на территории МО «Мирновское сельское поселение» Чердаклинского района Ульяновской области, возбуждено исполнительное производство № 5317/21/73038-ИП. В связи с неисполнением требований исполнительного документа, принято оспариваемое постановление. Однако оспариваемое постановление вынесено без учета норм действующего законодательства и обстоятельств дела.

Вывод о правомерности издания оспариваемого постановления сделан должностным лицом только на основании длительного неисполнения решения суда в полном объеме, без учета степени исполнения, а также наличия, либо отсутствии вины должника, не соблюдены нормы п.п. 1, 3 ст. 26.1 КоАП РФ.

При вынесении постановления врио ОСП ограничился лишь констатацией выявленных нарушений, однако наличие (отсутствие) обстоятельств уважительности причин неисполнения Министерством судебного акта, следовательно, вины в совершении вменяемого Министерству административного правонарушения врио начальника ОСП не установлено.

Полагает, в нарушение пп. 6 п. 1 ст. 29.10 КоАП РФ, в оспариваемом постановлении приведены мотивы, принятые по делу не относящиеся к существу исполнительного производства, а также отсутствует анализ доказательств, добытых в соответствии с гл. 26 КоАП РФ.

Приведенные врио начальника ОСП выводы не могут являться выводами доказанности вины Министерства, соответствующим требованиям п. 6 ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ, приставом-исполнителем не указаны конкретные меры, которые могли быть объективно приняты Министерством, чтобы исполнить в установленный им срок решение суда, а также умышленные действия (бездействие) Министерства, направленные на несовершение указанных мер.

Отмечает, что полномочия, связанные с обращением отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, у Министерства отсутствуют. В этой связи, в государственной программе Ульяновской области «Развитие строительства и архитектуры в Ульяновской области», утвержденной постановлением Правительства Ульяновской области от 14.11.2019 № 26/583-П «Об утверждении государственной программы Ульяновской области «Развитие строительства и архитектуры Ульяновской области» отсутствует мероприятие, предусматривающее расходное обязательство, связанное с ликвидацией свалок твердых бытовых отходов и мусора.

Министерство не является организацией, которая самостоятельно за счет внутренних резервов, может исполнить указанное выше решение суда, в связи с чем для надлежащего исполнения решения суда Министерству необходимо заключить государственный контракт. Ввиду отсутствия у Министерства денежного финансирования, исполнение требований о ликвидации свалок в настоящее время не представляется возможным.

Кроме того, Министерством в адрес Председателя Правительства Ульяновской области направлено письмо от 22.01.2020 № 73-ИОГВ-08-01/233вн о выделении денежных средств для исполнения возложенных на Министерство требований о ликвидации несанкционированных свалок. Однако денежное финансирование ни в 2020, ни в 2021, ни в 2022 годах до Министерства не доведены.

Также, в Правительстве Ульяновской области по инициативе Министерства 16.09.2020 проведено совещание, по итогам которого принято решение о внесении изменений в Государственную программу Ульяновской области «Охрана окружающей среды и восстановление природных ресурсов в Ульяновской области», в части конкретизации мероприятий по рекультивации и ликвидации всех видов свалок, в т.ч. включенных в реестры, стихийных свалок и объектов накопленного вреда окружающей среде в срок до 15.12.2020, а также ликвидировать образовавшиеся на территории Ульяновской области свалок в соответствии с графиком ликвидации свалок.

12.01.2021 вновь в Правительстве Ульяновской области состоялось совещание, по итогам которого Министерству природы и цикличной экономики Ульяновской области дан ряд поручений, направлено письмо № 73-ИОГВ-08-01/3731вн с перечнем земельных участков, свалки на которых необходимо в первоочередном порядке включить в перечень свалок, подлежащих устранению, 25.09.2020, 29.10.2020 в адрес Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области направлены письма № 73-ИОГВ-08-01/3797вн, № 73-ИОГВ-08-01/4268вн с просьбой в срок до 02.10.2020 предоставить информацию о принятых мерах. Вместе с тем, поручения Министерством природы и цикличной экономики Ульяновской области не исполнены, ответы на запросы не представлены.

На основании изложенного, указывает, что Министерство приняло исчерпывающие меры к исполнению судебного решения, однако не имело реальной возможности исполнения требований неимущественного характера в установленный срок в связи с отсутствием финансирования.

Защитник привлекаемого юридического лица Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области ФИО1 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Должностное лицо, составившее оспариваемое постановление врио начальника ОСП по Чердаклинскому и Старомайнскому районам УФССП России по Ульяновской области ФИО2 в судебном заседании не согласилась доводами жалобы, считала их необоснованными, а постановление не подлежащим отмене.

В судебном заседании судебный пристав-исполнитель ОСП по Чердаклинскому и Старомайнскому районам УФССП России по Ульяновской области ФИО3 просил в удовлетворении жалобы отказать. Пояснил, что 26.01.2021 им было принято постановление о возбуждении исполнительного производства № 5317/21/73038-ИП на основании выданного районным судом исполнительного листа в отношении должника Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области. В установленный срок добровольного исполнения требований исполнительного документа должником решение не исполнено. Кроме того, постановление о взыскании исполнительского сбора не обжаловано, ходатайств о продлении срока исполнения решения суда от должника не поступало, на составление протокола об административном правонарушении защитник Министерства не явился, ответ на требование не представлен.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося участника процесса.

Исследовав представленные материалы, исполнительное производство, изучив доводы жалобы, выслушав пояснения должностных лиц, судья приходит к следующему.

Так, решением Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 06.09.2019 по делу № 2а-713/2019 частично удовлетворены административные исковые требования Прокурора Чердаклинского района Ульяновской области к Агентству государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, администрации муниципального образования «Чердаклинский район», Министерству строительства и архитектуры Ульяновской области о признании бездействия в части непринятия мер по ликвидации несанкционированной свалки незаконными, возложении обязанности ликвидировать свалку твердых бытовых отходов и мусора.

Данным решением суд признал незаконным бездействие Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области в части непринятия мер по ликвидации несанкционированной свалки за земельных участках с кадастровыми номерами 73:21:060501:45, 73:21:060501:153, 73:21:060501:155 на территории муниципального образования «Мирновское сельское поселение» Чердаклинского района Ульяновской области и обязал Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области ликвидировать свалку твердых бытовых отходов и мусора на земельных участках с кадастровыми номерами 73:21:060501:45, 73:21:060501:153, 73:21:060501:155 на территории муниципального образования «Мирновское сельское поселение Чердаклинского района» Ульяновской области.

В удовлетворении исковых требований прокурора Чердаклинского района Ульяновской области к Агентству государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, администрации муниципального образования «Чердаклинский район», отказано.

Решение вступило в законную силу 24.12.2019.

На основании выданного судом исполнительного листа, судебным приставом-исполнителем ОСП по Чердаклинскому и Старомайнскому районам УФССП России по Ульяновской области ФИО3 26.01.2021 вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства № 5317/21/73038-ИП в отношении должника Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области по предмету исполнения – обязанности Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области ликвидировать свалку твердых бытовых отходов и мусора на земельных участках с кадастровыми номерами 73:21:060501:45, 73:21:060501:153, 73:21:060501:155 на территории муниципального образования «Мирновское сельское поселение Чердаклинского района» Ульяновской области.

Должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.

В связи с неисполнением должником в добровольном порядке требований исполнительного документа, 16.02.2021 судебным приставом-исполнителем ОСП по Чердаклинскому и Старомайнскому районам УФССП России по Ульяновской области ФИО3 вынесено постановление о взыскании с должника исполнительского сбора. Доказательств уважительности причин неисполнения исполнительного документа в срок должником не представлено. Должнику установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа до 12.03.2021.

Также, судебным приставом-исполнителем 23.03.202 выставлялось требование в адрес должника о ликвидации свалки твердых бытовых отходов и мусора на земельных участках с кадастровыми номерами 73:21:060501:45, 73:21:060501:153, 73:21:060501:155 на территории муниципального образования «Мирновское сельское поселение Чердаклинского района» Ульяновской области в срок до 20.04.2022. В ответ на указанное требование, 22.04.2022 Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области представило ответ, суть которого сводится к тому, что полномочия, связанные с обращением отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, у Министерства отсутствуют, а также отсутствует денежное финансирование на ликвидацию в срок.

21.04.2022 судебным приставом-исполнителем осуществлен выход с осуществлением фотосъмки по месту совершения исполнительных действий, составлен акт, установлено, что решение суда в полном объеме не исполнено, свалка ликвидирована частично.

28.04.2022 в адрес должника направлено извещение о дате, времени и месте рассмотрения административного правонарушения, также судебным приставом-исполнителем составлен акт об обнаружении правонарушения, согласно которому установлено, что требование судебного пристава-исполнителя должником не исполнено, доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие чрезвычайных обстоятельств не представлено.

На имя врио начальника ОСП ФИО2, судебным пристав-исполнитель ОСП по Чердаклинскому и Старомайнскому районам УФССП России по Ульяновской области ФИО3 составлен рапорт, согласно которому 28.04.2022 в 14 час. 30 мин. установлено, что на основании требования от 23.03.2022 Министерство, имея реальную возможность для исполнения требования судебного пристава-исполнителя, его не исполнило, усматривается совершение административного правонарушения по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ.

28.04.2022 судебным пристав-исполнитель ОСП по Чердаклинскому и Старомайнскому районам УФССП России по Ульяновской области ФИО3 в отношении должника по исполнительному производству составлен протокол № 135/22/73038-ИП, которым установлено, что Министерство, являясь должником по исполнительному производству № 5317/21/73038-ИП, не исполнило требование неимущественного характера, после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, а именно в неполном объеме ликвидирована свалка твердых бытовых отходов и мусора на земельных участках с кадастровыми номерами 73:21:060501:45, 73:21:060501:153, 73:21:060501:155 на территории муниципального образования «Мирновское сельское поселение Чердаклинского района» Ульяновской области, тем самым совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ.

На составление протокола должник не явился.

Постановлением врио заместителя начальника ОСП по Чердаклинскому и Старомайнскому районам УФССП России по Ульяновской области ФИО2 от 12.05.2022 № 135/22/73038-АП юридическое лицо – Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 руб. за неисполнение требования неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.

Оснований к признанию указанного постановления от 12.05.2022 незаконным и его отмене суд не усматривает, так как фактические обстоятельства в постановлении приведены верно, им дана правильная юридическая оценка, выводы мотивированы, само постановление вынесено должностным лицом, в рамках своих служебных полномочий; постановление об установлении нового срока и требование должнику вручены заблаговременно, процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении не усмотрено.

Согласно ст. 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

При разрешении административных требований прокурора, суд в решении от 06.09.2019 пришел к выводу о том, что поскольку прокурором заявлены требования о ликвидации свалки, расположенной на земельном участке, принадлежащей Ульяновской области, то обязанность по организации устранения указанной несанкционированной свалки лежит на Министерстве строительства и архитектуры Ульяновской области, как собственнике земельного участка. Решение вступило в законную силу.

Должник по исполнительному производству с момента его возбуждения не изменен. 10.12.2021 Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области упразднено и образовано Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области с передачей в т.ч. функций по управлению и распоряжению земельными ресурсами.

При таких обстоятельствах доводы защитника юридического лица, в том числе, что Министерство не является организацией, которая самостоятельно за счет внутренних резервов, может исполнить указанное выше решение суда суд не может принять во внимание.

Вопреки доводам жалобы, Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области обоснованно привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, поскольку не исполнило содержащиеся в исполнительном документе требования неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем.

Нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену вынесенного постановления, судом не установлено. Постановление вынесено правомочным лицом.

За допущенное административное правонарушение администрации назначен штраф в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч.1 ст.17.15 КоАП РФ для юридических лиц, с учетом характера и степени общественной опасности совершенного правонарушения.

Существенных доводов, влекущих отмену постановления, жалоба не содержит, не приведено таковых и при рассмотрении дела по существу. Штраф, назначенный в качестве административного наказания в отношении администрации в размере 30 000 руб., снижению не подлежит. Каких-либо предусмотренных законодательством РФ оснований для признания правонарушения малозначительным либо оснований для назначения наказания в виде предупреждения, - не имеется.

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ и ст. 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый имеет право на благополучную окружающую среду.

Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» устанавливает, что охрана окружающей среды – это деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (ст. 1).

Доказательств исполнения решения суда материалы дела, исполнительного производства не содержат, а доводы о недостаточном финансировании и предпринятых мерах не свидетельствуют о наличии оснований для освобождения от ответственности должника по исполнительному производству.

При вынесении оспариваемого постановления врио заместителя начальника ОСП по Чердаклинскому и Старомайнскому районам УФССП России по Ульяновской области ФИО2 обоснованно пришла к выводу о нарушении норм КоАП РФ должником, что усматривается из протокола об административном правонарушении, рапорта, постановления о наложении исполнительского сбора, акта совершения исполнительных действий.

Обстоятельств того, что в оспариваемом постановлении приведены мотивы, принятые по делу не относящиеся к существу исполнительного производства, а также отсутствует анализ доказательств, добытых в соответствии с гл. 26 КоАП РФ, вопреки доводам жалобы, суд не усматривает.

Кроме того, судебный пристав-исполнитель не обязан указывать конкретные меры, которые могли быть объективно приняты Министерством, чтобы исполнить в установленный им срок решение суда.

С учетом изложенного судья приходит к выводу о том, что доводы, изложенные в жалобе на постановление должностного лица службы судебных приставов являются необоснованными, а само постановление законным.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд

решил:

постановление врио заместителя начальника отделения судебных приставов по Чердаклинскому и Старомайнскому районам Управления Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области ФИО2 от 12 мая 2022 года № 135/22/73038-АП о привлечении Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.17.15 КоАП РФ, оставить без изменения, а жалобу защитника юридического лица Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области ФИО1 - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд в течение 10 суток со дня получения его копии.

Судья М.В. Бирюкова