ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-40/22 от 09.02.2022 Советского районного суда г. Орла (Орловская область)

57RS0023-01-2021-006375-41

№12-40/22

РЕШЕНИЕ

09 февраля 2022 года г.Орел

Судья Советского районного суда г.Орла Самойлова Ю.С., рассмотрев жалобу начальника отдела бухгалтерского учета и отчетности – главного бухгалтера Управления городского хозяйства и транспорта администрации г.Орла Буцыной М.А. на постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Орловской области №23-08/13-21 от 24.12.2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.15.15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту КоАП РФ),

установил:

Постановлением заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Орловской области №23-08/13-21 от 24.12.2021 года начальник отдела бухгалтерского учета и отчетности – главный бухгалтер Управления городского хозяйства и транспорта администрации г.Орла Буцына М.А. была признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.15.15.3 КоАП РФ, назначено наказание в виде штрафа в размере 10000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, Буцыной М.А. подана жалоба, в которой указано, что в ее действиях отсутствует состав административного правонарушения, поскольку при осуществлении выплат гражданам собственникам жилых помещений и нанимателям жилых помещений по договорам социального найма многоквартирного дома <...> на приобретение жилых помещений, заявитель не руководствовалась Соглашением, заключенным другим юридическим лицом, следовательно, ей нельзя вменить в вину нарушение его пункта. Пакет документов - оснований для заявки на кассовый расход в федеральном казначействе был согласован с отделом № 1 УФК по Орловской области, спорное Соглашение в него не входило.

Приводит доводы о том, что со стороны Буцыной М.А. не было действия, заключающегося в нарушении условий предоставления межбюджетного трансферта, т.е. объективная сторона административного правонарушения, отсутствует.

Указывает, что не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.15.3 КоАП РФ, поскольку не является должностным лицом получателя бюджетных средств. По общему правилу таким должностным лицом является руководитель получателя бюджетных средств.

На основании изложенного просила постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Орловской области №23-08/13-21 от 24.12.2021 года отменить, производство по делу прекратить.

В судебном заседании Буцына М.А., ее представитель Гришакова Е.М. доводы жалобы поддержали в полном объеме.

Представитель заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Орловской области Гридяева С.П. – Ставцева В.С. полагала доводы жалобы необоснованными, представила письменные возражения.

Заслушав участников процесса, прихожу к следующему.

Согласно ч.3 ст.15.15.3 КоАП РФ нарушение финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 9.11.2019 № 2657-р Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации из резервного фонда Правительства Российской Федерации выделены бюджетные ассигнования в размере 78 260 000 рублей в целях оказания разовой финансовой помощи в виде предоставления иного межбюджетного трансферта бюджету Орловской области на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан по переселению из аварийного многоквартирного дома, расположенного в <...> (далее - Иной межбюджетный трансферт), исходя из расчета занимаемой площади жилого помещения и стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения в размере не менее 40000 рублей, имея в виду предоставление социальных выплат собственникам жилых помещений и нанимателям жилых помещений по договорам социального найма

указанного аварийного дома на приобретение жилых помещений с учетом площади утраченных жилых помещений общей площадью 1956,5 кв. метра.

Пунктом 5 Правил предоставления в 2019 году субсидий (иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, на оказание разовой финансовой помощи бюджетам отдельных субъектов Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.12.2018 № 1789 (далее - Правила № 1789), предусмотрено, что предоставление субсидий (иных межбюджетных трансфертов, за исключением иного межбюджетного трансферта, предоставляемого в целях софинансирования (в том числе в полном объеме) расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при оказании мер социальной поддержки граждан, в том числе связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера) осуществляется на основании соглашения между федеральным органом исполнительной власти как получателем бюджетных средств и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении субсидии (иного межбюджетного трансферта), заключение которого осуществляется не позднее 30 дней после издания распоряжения Правительства Российской Федерации.

Между Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и Правительством Орловской области заключено Соглашение о предоставлении иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации от 05.12.2019 №069-17-2019-130.

Согласно постановлению Правительства Орловской области от 26.11.2019 №654 «Об утверждении Порядка предоставления иных межбюджетных трансфертов из областного бюджета, источником которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджету муниципального образования «Город Орел» в целях обеспечения реализации мероприятий по переселению граждан из аварийного многоквартирного дома <...> (далее - Постановление № 654), иные межбюджетные трансферты предоставляются Департаментом строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области (далее - Департамент) как разовая финансовая помощь муниципальному образованию «Город Орел» в целях обеспечения реализации мероприятий по переселению граждан из аварийного многоквартирного дома <...> на основании соглашения между Департаментом и администрацией города Орла.

Между Департаментом и администрацией города Орла заключено Соглашение о предоставлении иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, из бюджета субъекта Российской Федерации местному бюджету, от 13.12.2019 № 54701000-1-2019-020 (далее - Соглашение от 13.12.2019).

Пунктом 6.1.3 Соглашения от 13.12.2019 предусмотрены условия предоставления (расходования) иного межбюджетного трансферта в части наличия нормативного правового акта, устанавливающего категории граждан, в отношении которых реализуется мероприятие по переселению из аварийного многоквартирного дома, расположенного в <...>, а также нормы общей площади приобретаемых жилых помещений взамен утраченных, устанавливаются администрацией города Орла.

При этом, исходя из буквального толкования текста Соглашения, указанный пункт Соглашения не является условием предоставления межбюджетного трансферта, поскольку входит не в раздел III Соглашения «Порядок, условия предоставления и сроки перечисления Иного медбюджетного трансферта», где перечислены существенные условия предоставления межбюджетного трансферта, а содержится в разделе VI Соглашения «Иные условия» (копия Соглашения прилагается).

Указанный пункт соглашения относится к компетенции администрации города Орла.

04.12.2019 постановлением администрации города Орла № 5173 (далее -постановление № 5173) утвержден Порядок предоставления социальных выплат собственникам жилых помещений и нанимателям жилых помещений по договорам социального найма многоквартирного жилого дома <...> на приобретение жилых помещений.

В соответствии с постановлением № 5173 обеспечение перечисления социальных выплат осуществляется непосредственно Управлением (п. 19).

Отдельный нормативно-правовой документ, устанавливающий нормы общей площади приобретаемых жилых помещений взамен утраченных в целях реализации мер социальной поддержки граждан по переселению из аварийного многоквартирного дома, расположенного в <...>, администрацией города Орла не принимался.

Согласно Заявкам на кассовый расход, подписанным начальником отдела бухгалтерского учета и отчетности - главным бухгалтером управления городского хозяйства и транспорта администрации города Орла Буцыной М.А., в период с 19.12.2019 по 26.12.2019 с лицевого счета Управления №03543250100 осуществлены социальные выплаты 104 гражданам собственникам и нанимателям жилых помещений аварийного многоквартирного дома, расположенного в <...>, на общую сумму 70 507 999,90 рубля.

Основаниями для перечисления выплат гражданам являлись следующие согласованные с отделом № 1 УФК по Орловской области документы:

- распоряжение Правительства РФ от 09.11.2019 № 2657-р «О выделении в 2019 году Минстрою России из резервного фонда Правительства Российской Федерации бюджетных ассигнований в целях оказания разовой финансовой помощи в виде предоставления иного межбюджетного трансферта бюджету Орловской области»;

- распоряжение администрации города Орла от 10.12.2019 № 1225 по обеспечению реализации мероприятий по предоставлению социальных выплат собственникам жилых помещений и нанимателям жилых помещений по договорам социального найма многоквартирного жилого дома <...> на приобретение жилых помещений;

- постановление администрации города Орла от 04.12.2019 № 5173 «О Порядке предоставления социальных выплат собственникам жилых помещений и нанимателям жилых помещений по договорам социального найма многоквартирного жилого дома <...> на приобретение жилых помещений»;

- постановление администрации города Орла о предоставлении социальной выплаты конкретному гражданину или гражданам;

-договор купли продажи квартиры либо жилого помещения.

При этом, Управление городского хозяйства и транспорта администрации города Орла являлось структурным подразделением администрации города Орла со статусом юридического лица, т.е. являлось отдельным юридическим лицом, и вышеуказанного Соглашения не заключало.

Следует также отметить, что при расходовании средств иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, управление городского хозяйства и транспорта администрации города Орла не осуществляло приобретение жилых помещений взамен утраченных, а осуществляло социальную выплату в безналичной форме путем перечисления денежных средств на счета граждан.

При этом полагаю обоснованным довод заявителя жалобы о том, что средства иного межбюджетного трансферта не расходовались Управлением городского хозяйства и транспорта администрации города Орла на приобретение жилых помещений взамен утраченных и изначально предполагалось, что они будут расходоваться на социальные выплаты собственникам жилых помещений и нанимателям жилых помещений по договорам социального найма многоквартирного жилого дома <...> на приобретение жилых помещений из расчёта 40 000 руб. за 1 м2 изымаемой площади, в связи с чем узнать и предугадать (с целью нормирования), жилое помещение какой площади будет впоследствии собственником или нанимателем приобретено, не представляется возможным.

Субъектом правонарушения по части 3 статьи 15.15.3 КоАП РФ являются должностные лица финансового органа, главного распорядителя (распорядителя) или получателя бюджетных средств.

Заслуживают внимания также доводы Буцыной М.А. о том, что она не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.15.3 КоАП РФ, поскольку не является должностным лицом получателя бюджетных средств.

По общему правилу таким должностным лицом является руководитель получателя бюджетных средств.

Вопреки доводам оспариваемого постановления, обладание правом второй подписи платёжных и иных документов при совершении операций по лицевому счёту не давало Буцыной М.А. единоличного права на перечисление денежных средств без подписи руководителя управления.

Согласно пункту 15 Порядка открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства, утверждённому Приказом Казначейства России от 17.10.2016 № 21н, право первой подписи принадлежит руководителю клиента и (или) иным уполномоченным им лицам, право второй подписи принадлежит главному бухгалтеру и (или) лицам, уполномоченным руководителем клиента на ведение бухгалтерского учета.

В этой связи заявки на кассовый расход подписываются сначала руководителем управления, и только потом главным бухгалтером.

Установив изложенное, прихожу к выводу, что представленными доказательствами не подтверждается нарушение должностным лицом условий и порядка предоставления межбюджетных трансфертов, образующее объективную сторону административного правонарушения. предусмотренного ч.3 ст.15.15.3 КоАП РФ

В связи с этим, оснований для вывода о наличии в действиях Буцыной М.А. состава административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.15.15.3 КоАП РФ, у суда не имеется.

Таким образом, на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу подлежит прекращению.

Руководствуясь ст. ст. 30.1-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

жалобу начальника отдела бухгалтерского учета и отчетности – главного бухгалтера Управления городского хозяйства и транспорта администрации г.Орла Буцыной М.А. на постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Орловской области №23-08/13-21 от 24.12.2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.15.15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - удовлетворить.

Постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Орловской области №23-08/13-21 от 24.12.2021 года Гридяева С.П. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.15.15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - отменить.

Производство по делу прекратить за отсутствием в действиях Буцыной М.А. состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Советский районный суд г.Орла в течение 10 дней со дня его вручения.

Полный текст решения изготовлен 14.02.2022 года.

Судья Ю.С.Самойлова