ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-411/2022 от 15.03.2022 Сыктывкарского городского суда (Республика Коми)

УИД 11RS0001-01-2022-001027-84 Дело № 12-411/2022

РЕШЕНИЕ

15 марта 2022 года город Сыктывкар

Судья Сыктывкарского городского суда Республики Коми Новикова И.В.,

рассмотрев в судебном заседании жалобу Момотова Николая Васильевича на постановление должностного лица Государственной жилищной инспекции по г. Сыктывкару № 57 от 20.12.2021 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. 7.23 КоАП РФ,

установил:

Постановлением должностного лица Государственной жилищной инспекции по г. Сыктывкару № 57 от 20.12.2021 Момотов Н.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.23 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 500 руб.

Не согласившись с указанным постановлением, Момотов Н.В. обратился в суд с жалобой, указывая на его незаконность, поскольку не является субъектом вменяемого ему административного правонарушения.

В судебном заседании заявитель и его защитник доводы жалобы подержали.

Представитель административного органа участия не принял, извещены надлежащим образом, суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке лиц.

Заслушав доводы стороны защиты, исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.

Статьей 7.23 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей.

Установлено, что в адрес Государственной жилищной инспекции по городу Сыктывкару и Корткеросскому району поступило обращение собственника жилого помещения № 8 в многоквартирном доме по адресу: г. ... о том, что не произведена подача отопления, в связи с чем, коммунальная услуга по отоплению не предоставляется.

В соответствии с Уставом ТСЖ «...» многоквартирный жилой дом № ... находится под управлением ТСЖ «...».

В результате проведения мероприятий по контролю на предмет предоставления коммунальной услуги по отоплению, установлено, что подача отопления в дом № ... не произведена. Приборы системы отопления в подъезде дома № ..., а также в жилом помещении № ... холодные, коммунальная услуга по отоплению не предоставляется.

Вышеперечисленные факты нарушений зафиксированы в соответствующем акте, составленном 21.09.2021.

Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения Момотова Н.В. к административной ответственности, предусмотренной ст. 7.23 КоАП РФ.

С указанным выводом согласиться нельзя в силу следующего.

В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в частности, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно статье 26.1 названного Кодекса в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.

Приведенные положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях во взаимосвязи со статьей 2.1 данного Кодекса, закрепляющей общие основания привлечения к административной ответственности и предусматривающей необходимость доказывания наличия в действиях (бездействии) физического (юридического) лица признаков противоправности и виновности, и статьей 26.11 данного Кодекса о законодательно установленной обязанности судьи, других органов и должностных лиц, осуществляющих производство по делу об административном правонарушении, оценивать доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, направлены на обеспечение вытекающих из Конституции Российской Федерации общепризнанных принципов юридической ответственности и имеют целью исключить возможность необоснованного привлечения к административной ответственности граждан (должностных лиц, юридических лиц) при отсутствии их вины.

Согласно статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Пунктом 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что в соответствии с частью 3 статьи 2.1 КоАП РФ в случае совершения юридическим лицом административного правонарушения и выявления конкретных должностных лиц, по вине которых оно было совершено (статья 2.4 КоАП РФ), допускается привлечение к административной ответственности по одной и той же норме как юридического лица, так и указанных должностных лиц.

Таким образом, должностное лицо, в служебные обязанности которого входит организация работы по соблюдению конкретных требований законодательства, нарушение которых было выявлено в ходе проверки должностным лицом органа, осуществляющего государственный (региональный) надзор (контроль), может быть привлечено к административной ответственности за невыполнение или ненадлежащее выполнение в установленный срок вынесенного в адрес юридического лица законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора (должностного лица), органа (должностного лица), осуществляющего муниципальный контроль.

В силу части 2 статьи 145 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья относятся, в том числе избрание членов правления товарищества, членов ревизионной комиссии (ревизора) товарищества и в случаях, предусмотренных уставом товарищества, также председателя правления товарищества из числа членов правления товарищества, досрочное прекращение их полномочий.

Согласно пункту "г" части 4 Постановления Правительства РФ от 15.05.2013 N 416 «О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами» (вместе с «Правилами осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами») управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением в том числе такого стандарта как организация собственниками помещений в многоквартирном доме, органами управления товарищества и кооператива, а в случаях, предусмотренных договором управления многоквартирным домом, управляющей организацией рассмотрения общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, общим собранием членов товарищества или кооператива (далее - собрание) вопросов, связанных с управлением многоквартирным домом.

Жилищным кодексом Российской Федерации определено, что товарищество собственников жилья является юридическим лицом с момента его государственной регистрации (статья 135), органами управления товарищества собственников жилья являются общее собрание членов товарищества, правление товарищества (статья 144). Общее собрание членов товарищества собственников жилья является высшим органом управления товарищества и созывается в порядке, установленном уставом товарищества. К компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья, в частности, относится избрание членов правления товарищества, членов ревизионной комиссии (ревизора) товарищества и в случаях, предусмотренных уставом товарищества, также председателя правления товарищества из числа членов правления товарищества, досрочное прекращение их полномочий (статья 145 данного Кодекса).

По смыслу статьи 147 Жилищного кодекса Российской Федерации, руководство деятельностью товарищества собственников жилья осуществляется правлением товарищества, которое избирается из числа членов товарищества общим собранием членов товарищества на срок, установленный уставом товарищества, но не более чем на два года. Правление товарищества собственников жилья избирает из своего состава председателя товарищества, если избрание председателя товарищества не отнесено к компетенции общего собрания членов товарищества уставом товарищества. Правление товарищества собственников жилья является исполнительным органом товарищества, подотчетным общему собранию членов товарищества.

Согласно подпунктам "в" и "л" пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон о государственной регистрации) в Едином государственном реестре юридических лиц содержатся, в том числе, следующие сведения и документы о юридическом лице: фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии.

Анализ приведенного правового регулирования позволяет прийти к выводу о том, что возникновение либо прекращение полномочий единоличного исполнительного органа юридического лица с фактом внесения в государственный реестр таких сведений не связаны, поскольку обусловлены иными обстоятельствами, в частности, принятием соответствующего решения компетентным органом управления товарищества собственников жилья или истечением срока, на который избирается председатель правления товарищества собственников жилья.

Из протокола №01/2019 очередного годового общего собрания членов ТСЖ «...» от 03.02.2019 следует, что председателем травления Товарищества избран Момотов Н.В. на срок с 04.02.2019 по 04.02.2021.

Согласно выписки из ЕГРЮЛ, Момотов Н.В. указан в ней как председатель правления, при этом из пункта 26 следует, что «сведения недостоверны (заявление физического лица о недостоверности сведений о нем)».

Длящееся правонарушение начинается с момента совершения бездействия и оканчивается вследствие действий самого виновного лица, направленных к прекращению административного правонарушения, или наступления событий, препятствующих совершению правонарушения (например, выявление административного правонарушения.

Как следует из материалов дела, факт нарушения требований действующего законодательства выявлен должностными лицами – 21.09.2021.

Таким образом, суд приходит к выводу, что в рассматриваемом случае материалы дела не позволяют сделать однозначный вывод о том, что Момотов Н.В. на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения производства по административному делу, являлся субъектом вменяемого правонарушения, то есть председателем правления товарищества собственников жилья «...».

На основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу об административном правонарушении при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

С учетом изложенного, обжалуемое постановление должностного лица Государственной жилищной инспекции по г. Сыктывкару № 57 от 20.12.2021 нельзя признать законными и обоснованными. Данное постановление подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Руководствуясь статьями 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья

решил:

Жалобу Момотова Николая Васильевича - удовлетворить.

Постановление должностного лица Государственной жилищной инспекции по г. Сыктывкару № 57 от 20.12.2021, которым Момотов Николай Васильевич привлечен к административной ответственности, предусмотренной ст. 7.23 КоАП РФ, отменить.

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.23 КоАП РФ в отношении Момотова Николая Васильевича прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья И.В. Новикова