ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-412/19 от 24.01.2020 Ачинского городского суда (Красноярский край)

24RS0056-01-2019-007307-72

Дело №12-7/2020

РЕШЕНИЕ

<...> 24 января 2020 года

Судья Ачинского городского суда Красноярского края Попов А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу должностного лица – председателя правления потребительского кооператива «Народная Касса» ФИО1 на постановление заместителя управляющего Отделением по Красноярскому краю Сибирского главного управления Центрального банка РФ №19-19784/3110-1 от 10 сентября 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 9 ст. 19.5 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя управляющего Отделением по Красноярскому краю Сибирского главного управления Центрального банка РФ от 10 сентября 2019 года ФИО1 как должностное лицо – председатель правления потребительского кооператива «Народная Касса», расположенного по адресу: <адрес>, признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 9 ст. 19.5 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 20 000 руб. за невыполнение в установленный срок – по 30.07.2019, включительно, законного предписания Банка России от 09.07.2019 №Т1-52-4-15/75227 об устранении нарушения законодательства РФ (л.д.32-39).

Не согласившись с указанным постановлением, должностное лицо – председатель правления потребительского кооператива «Народная Касса» ФИО1 обратился с жалобой в суд, в которой просит постановление отменить, мотивируя тем, что кредитному потребительскому кооперативу «Народная Касса» надлежало в срок, не позднее 05.07.2019 представить в Банк России посредством личного кабинета информацию о заключенных договорах займа, по которым осуществлялась выдача денежных средств. По ходатайству кредитного потребительского кооператива «Народная касса» срок исполнения предписания продлен до 30.07.2019. 24.07.2019 кооператив сменил наименование, посредством изменения вида организационно правовой формы с «кредитного потребительского кооператива» на «потребительский кооператив». Таким образом, полагает, что с 24.07.2019, то есть с даты внесения изменений в сведения о юридическом лице, у кооператива отсутствовали правовые основания для исполнения предписания, поскольку организационно-правовая форма кооператива была изменена (л.д.1-5, л.д.230-235).

В судебное заседание должностное лицо ФИО1 не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, согласно телефонограмме от 23.01.2020 (л.д.241), просил рассмотреть дело в его отсутствие, пояснил, что доводы жалобы поддерживает в полном объеме, обжалуемое постановление просил отменить.

Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, судья приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления. Судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Административная ответственность по ч. 9 ст. 19.5 КоАП РФ наступает за невыполнение в установленный срок законного предписания Банка России, и влечет для должностных лиц наложение административного штрафа в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Как усматривается из материалов дела, объективной стороной административного правонарушения, за совершение которого должностное лицо привлечено к административной ответственности по ч. 9 ст. 19.5 КоАП РФ, явилось невыполнение им в срок по 30.07.2019, включительно, законного предписания Банка России от 09 июля 2019 года №Т1-52-4-15/75227 об устранении нарушения законодательства РФ, согласно которому кредитному потребительскому кооперативу «Народная Касса» было предписано в срок, не позднее 24.07.2019, устранить выявленные нарушения, предоставив в Банк России в электронном виде через личный кабинет ответ на запрос о предоставлении информации от 28.06.2019 №Т1-52-4-15/70944 со сроком исполнения не позднее 05.07.2019. Срок исполнения Предписания был продлен до 30.07.2019 включительно, о чем кооператив проинформирован письмом ГУ Банка России по Центральному федеральному округу от 25.07.2019 №И-52-4-15/82579.

Согласно п. 9.1 ст. 4 Федерального закона от 10.07.2002 №86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" Банк России осуществляет регулирование, контроль и надзор за деятельностью некредитных финансовых организаций в соответствии с федеральными законами. В силу ст. 76.5 вышеуказанного закона установлено, что Банк России проводит проверки деятельности некредитных финансовых организаций, направляет некредитным финансовым организациям обязательные для исполнения предписания, а также применяет к некредитным финансовым организациям предусмотренные федеральными законами иные меры. Кредитные потребительские кооперативы, признаются некредитными финансовыми организациями.

Согласно ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 18.07.2009 №190-ФЗ "О кредитной кооперации" государственное регулирование отношений в сфере кредитной кооперации осуществляется Банком России. В соответствии с положениями ч. 2 ст. 5 указанного закона Банк России осуществляет контроль и надзор за соблюдением кредитными кооперативами требований указанного Федерального закона, других федеральных законов, нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных актов Банка России с учетом особенностей, установленных статьей 35 настоящего Федерального закона; запрашивает у кредитных кооперативов и их должностных лиц необходимые документы и информацию, в том числе информацию, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами; дает кредитным кооперативам предписания, обязательные для исполнения, а также запрашивает у них документы, необходимые для решения вопросов, находящихся в компетенции Банка России. В силу части 3 названной статьи в отношении кредитных кооперативов Банк России вправе: 1) запрашивать и получать информацию о финансово-хозяйственной деятельности кредитного кооператива у органов государственной статистики, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и у иных органов государственного контроля и надзора; 2) запрашивать и получать у кредитного кооператива учредительные документы, внутренние нормативные документы и иные документы, принятые общим собранием членов кредитного кооператива (пайщиков) и иными органами кредитного кооператива; 3) запрашивать и получать у кредитного кооператива бухгалтерскую (финансовую) отчетность в порядке, установленном Банком России; 4) проводить проверки соблюдения установленных финансовых нормативов и соответствия деятельности кредитного кооператива настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам, нормативным правовым актам Российской Федерации и нормативным актам Банка России в порядке, установленном Банком России; 6) направлять кредитным кооперативам, а также их саморегулируемым организациям предписания, обязательные для исполнения, а также запрашивать у них документы, необходимые для решения вопросов, находящихся в компетенции Банка России. Предписания и запросы Банка России направляются посредством почтовой, факсимильной связи либо посредством вручения адресату или в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, установленном Банком России. При направлении предписаний и запросов Банка России в форме электронных документов данные предписания и запросы считаются полученными по истечении одного рабочего дня со дня их направления адресату в порядке, установленном Банком России, при условии, что Банк России получил подтверждение получения указанных предписаний и запросов в установленном им порядке; Кредитный кооператив обязан обеспечить возможность предоставления в Банк России электронных документов, а также возможность получения от Банка России электронных документов в порядке, установленном Банком России (часть 4 статьи 5 Федерального закона №190-ФЗ).

Согласно пункту 4.1 Указания Банка России от 03.11.2017 №4600-У «О порядке взаимодействия Банка России с кредитными организациями, некредитными финансовыми организациями и другими участниками информационного обмена при использовании ими информационных ресурсов Банка России, в том числе личного кабинета» запросы и предписания Банка России в форме электронных документов направляются участнику информационного обмена путем их размещения в личном кабинете - информационном ресурсе на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Подтверждением получения участником информационного обмена электронного документа Банка России является запись о его размещении Банком России в Личном кабинете, подписанная усиленной квалифицированной электронной подписью Банка России, с возможностью ее получения. В соответствии с ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 18.07.2009 №190-ФЗ "О кредитной кооперации" кредитный потребительский кооператив обязан обеспечить возможность предоставления в Банк России электронных документов, а также возможность получения от Банка России электронных документов в порядке, установленном Банком России.

Судьей установлено, что 28.06.2019 Банк России в лице ГУ Банка России по Центральному федеральному округу направил кредитному потребительскому кооперативу «Народная касса» (далее - Кооператив) запрос, согласно которому кооперативу надлежало в срок не позднее 05.07.2019 представить в Банк России посредством личного кабинета информацию о заключенных договорах займа за период с 01.01.2019 по 31.03.2019, а также договорах займа, заключенных раннее (до 01.01.2019), по которым в период с 01.01.2019 по 31.03.2019 осуществлялась выдача денежных средств. Запрос был направлен кооперативу в форме электронного документа путем размещения 28.06.2019 в 09:00 в личном кабинете. Факт получения запроса подтверждается записью о его размещении Банком России в личном кабинете, подписанной усиленной квалифицированной электронной подписью Банка России (л.д.130-134). В соответствии с пунктом 4.3 Указания №4600-У электронный документ Банка России считается полученным поднадзорной организацией по истечении 24 часов с момента размещения электронного документа в Личном кабинете. В случае если момент получения участником информационного обмена электронного документа Банка России выпадает на нерабочий день, то электронный документ Банка России считается полученным до 18 часов 00 минут по московскому времени первого рабочего дня, следующего за нерабочим днем. Таким образом, запрос считается полученным кооперативом 01.07.2019. 04.07.2019 на сайте Банка России в соответствии с требованиями пункта 3.6 Указания № 4600-У была размещена информация о прекращении приема электронных документов Банком России с 19:00 05.07.2019 по 23:59 07.07.2019. В связи с этим на основании пункта 3.8 Указания № 4600-У срок исполнения Запроса был продлен до истечения 24 часов с момента размещения на сайте Банка России информации о возобновлении приема Банком России электронных документов, то есть до 08.07.2019 включительно.

В установленный срок информация по запросу кооперативом в Банк России представлена не была. В связи с этим кооперативу было вынесено обязательное для исполнения предписание Банка России от 09.07.2019 об устранении нарушения законодательства РФ, согласно которому кооперативу было предписано в срок не позднее 24.07.2019 устранить выявленное нарушение, представив в Банк России в электронном виде через личный кабинет ответ на запрос. В соответствии с пунктом 4.1 Указания №4600-У Предписание было направлено кооперативу в форме электронного документа путем размещения 10.07.2019 в 05:55 в личном кабинете. Факт получения предписания подтверждается записью о его размещении Банком России в личном кабинете, подписанной усиленной квалифицированной электронной подписью Банка России (л.д.125-128). Согласно пункту 4.3 Указания №4600-У Предписание считается полученным кооперативом 11.07.2019.

Письмом от 24.07.2019 кооператив направил в Банк России ходатайство о продлении срока исполнения предписания до 30.07.2019. По результатам рассмотрения указанного ходатайства срок исполнения Предписания был продлен до 30.07.2019 включительно, о чем кооператив проинформирован письмом ГУ Банка России по Центральному федеральному округу от 25.07.2019 № И-52-4-15/82579 (л.д.113-117).

Письмом от 30.07.2019 кооператив направил в Банк России ответ на Предписание, согласно которому 15.07.2019 общим собранием кооператива «с учетом расширения видов деятельности» утвержден устав кооператива в новой редакции, в соответствии с которой из наименования Кооператива исключено слово «кредитный». Согласно новой редакции устава, кооператив действует на основании Закона РФ от 19.06.1992 №3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации». Таким образом, по мнению кооператива, организационно-правовая форма кооператива изменена с кредитного потребительского кооператива на потребительский кооператив, в связи с чем на основании статьи 76.1 Закона № 86-ФЗ кооператив перестал быть поднадзорной Банку России некредитной финансовой организацией (л.д.87-88).

Однако, как установлено административным органом, кооператив создан как юридическое лицо 12.10.2010 в организационно-правовой форме кредитного потребительского кооператива, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации. Запись о создании кооператива внесена в ЕГРЮЛ за основным государственным регистрационным номером <***> (л.д.187). Основным видом деятельности Кооператива являлась деятельность по предоставлению потребительского кредита (код по ОКВЭД 64.92.1).

В соответствии с пунктами 3.1, 4.1 устава кооператива в редакции, зарегистрированной 24.04.2015, правовыми основами создания и деятельности Кооператива являлись, в том числе, ГК РФ, Закон №190-ФЗ; предметом деятельности Кооператива являлась организация финансовой взаимопомощи пайщиков кооператива посредством объединения паенакоплений (паев) и привлечения денежных средств пайщиков и иных денежных средств и размещения указанных денежных средств путем предоставления займов пайщикам для удовлетворения их финансовых потребностей (л.д.189-211).

24.07.2019 в ЕГРЮЛ внесена запись за государственным регистрационным номером 2192468656334 о государственной регистрации изменений, внесенные в учредительные документы Кооператива, связанных с внесением изменений в сведения о кооперативе, содержащиеся в ЕГРЮЛ, на основании заявления. При внесении указанной записи кооперативом в налоговый орган была представлена новая редакция Устава, утвержденного протоколом №04/2019 от 15.07.2019 (л.д.89-94,96-112). В соответствии с разделом 5 Устава, кооператив вправе осуществлять деятельность, предусмотренную частью 1 статьи 3 Закона №190-ФЗ. Изменения, внесенные в учредительные документы Кооператива, связанные с внесением изменений в сведения о кооперативе, содержащиеся в ЕГРЮЛ, не повлекли изменения основного вида деятельности Кооператива. Согласно выписке из ЕГРЮЛ по состоянию на 02.09.2019 таким видом деятельности по-прежнему является деятельность по предоставлению потребительского кредита (код по ОКВЭД 64.92.1). Кроме того, по данным ЕГРЮЛ на 02.09.2019 способом образования потребительского кооператива «Народная касса» (ОГРН <***>) является создание, о чем в ЕГРЮЛ внесена соответствующая запись 12.10.2010; сведения о правопреемстве, а также о прекращении КПК «Народная касса» (ОГРН <***>) путем реорганизации в ЕГРЮЛ отсутствуют (л.д.62-71).

В силу полномочий, установленных ст. 16.26. Устава, председатель правления потребительского кооператива без доверенности действует от имени потребительского кооператива, издает распоряжения и дает указания в пределах своей компетенции. Согласно приказу от 05.05.2015 на должность председателя правления принят ФИО1 (л.д.212).

Указанные обстоятельства явились основанием для составления в отношении ФИО1 как должностного лица протокола по делу об административном правонарушении от 03.09.2019 №ТУ-04-ДЛ-19-19784/1020-1 (л.д.55-61).

Доводы жалобы о том, что в связи с изменением наименования кооператива, посредством изменения вида организационно правовой формы на «потребительский кооператив, у должностного лица отсутствовали основания для исполнения предписания, не состоятельны.

Так, согласно п. 1 ст. 123.2 ГК РФ, потребительским кооперативом признается основанное на членстве добровольное объединение граждан или граждан и юридических лиц в целях удовлетворения их материальных и иных потребностей, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов. Общество взаимного страхования может быть основано на членстве юридических лиц. Видами потребительских кооперативов являются: кредитные потребительские кооперативы, жилищные, жилищно-строительные и гаражные кооперативы, жилищные накопительные кооперативы, общества взаимного страхования, фонды проката, сельскохозяйственные потребительские кооперативы, потребительские общества. Правовое положение потребительских кооперативов различных видов, в том числе особенности создания, деятельности и прекращения деятельности соответствующих юридических лиц, определяется специальными законами.

Деятельность кредитных потребительских кооперативов регулируется Федеральным законом от 18.07.2009 №190-ФЗ «О кредитной кооперации», в соответствии с которым, в виде кредитных потребительских кооперативов создаются потребительские кооперативы, имеющие целью удовлетворение финансовых потребностей своих членов (пайщиков). Согласно ч. 1 ст. 3 Закона №190-ФЗ деятельность кредитного потребительского кооператива состоит в организации финансовой взаимопомощи членов кредитного потребительского кооператива (пайщиков) посредством объединения паенакоплений (паев) и привлечения денежных средств членов кредитного потребительского кооператива (пайщиков) и иных денежных средств и размещения указанных денежных средств путем предоставления займов членам кредитного потребительского кооператива (пайщикам) для удовлетворения их финансовых потребностей. Согласно ч. 1 ст. 7 Закона №190-ФЗ кредитные потребительские кооперативы могут быть созданы и осуществлять свою деятельность в виде кредитного потребительского кооператива, членами которого могут являться юридические и физические лица, кредитного потребительского кооператива граждан, а также в виде кредитного потребительского кооператива второго уровня. Иных видов кредитных потребительских кооперативов Законом №190-ФЗ не предусмотрено. В соответствии с ч. 8 ст. 7 Закона №190-ФЗ кредитный потребительский кооператив вправе в установленном Законом №190-ФЗ порядке принять решение о внесении в свой устав изменений, предусматривающих изменение вида кредитного потребительского кооператива. В силу ч. 5 ст. 9 Закона №190-ФЗ кредитный потребительски кооператив вправе преобразоваться в производственный кооператив, хозяйственное общество или товарищество, некоммерческое партнерство с соблюдением требований, установленных федеральными законами.

Таким образом, созданный в соответствии с Законом №190-ФЗ кредитный потребительский кооператив может осуществлять свою деятельность в одном из трех видов кредитных потребительских кооперативов либо изменить вид кредитного потребительского кооператива путем внесения соответствующих изменений в устав, оставаясь при этом кредитным потребительским кооперативом, или реорганизоваться в форме преобразования в производственный кооператив, хозяйственное общество или товарищество, некоммерческое партнерство. Закон №190-ФЗ не допускает возможности изменения вида потребительского кооператива с кредитного потребительского кооператива на иной вид потребительского кооператива путем внесения изменений в устав. Прекращение деятельности кредитного потребительского кооператива в сфере финансовых рынков возможно в результате процедуры реорганизации.

Между тем, в кооперативе, созданном 12.10.2010 как кредитный потребительский кооператив, реорганизационные процедуры не осуществлялись. Изменение 24.07.2019 наименования Кооператива, не повлекло изменения организационно-правовой формы Кооператива и, следовательно, не повлекло прекращения для Кооператива обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации для кредитных потребительских кооперативов, в том числе обязанности по исполнению предписаний Банка России.

Имеющие значение обстоятельства установлены должностным лицом в полном объеме, действиям должностного лица, в отношении которого ведется производство по делу, дана надлежащая оценка, и они правильно квалифицированы по ч. 9 ст. 19.5 КоАП РФ.

Мера наказания за совершенное правонарушение определена в соответствии с требованиями закона. Постановление о привлечении председателя правления ПК «Народная касса» ФИО1 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 9 ст. 19.5 КоАП РФ, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, не допущено. Оснований для удовлетворения жалобы не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Постановление заместителя управляющего Отделением по Красноярскому краю Сибирского главного управления Центрального банка РФ от 10 сентября 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 9 ст.19.5 КоАП РФ, в отношении председателя правления потребительского кооператива «Народная Касса» ФИО1 оставить без изменения, а жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд, путем подачи жалобы через Ачинский городской суд в течение 10 суток со дня получения копии решения.

Судья А.В. Попов