ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-413/2013 от 27.08.2013 Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре (Хабаровский край)

Дело /номер скрыт/

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

/дата скрыта/                       /адрес скрыт/

Судья Центрального районного суда /адрес скрыт/ Устьянцева-Мишнева О.О., рассмотрев дело об административном правонарушении по жалобе защитника ФИО1 – Рябинина А.В. на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по /адрес скрыт/ – начальника отдела контроля органов власти ФИО2 /номер скрыт/ от /дата скрыта/ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.14.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении начальника управления архитектуры и градостроительства администрации /адрес скрыт/ ФИО1,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по /адрес скрыт/ – начальника отдела контроля органов власти ФИО2 /номер скрыт/ от /дата скрыта/ начальник управления архитектуры и градостроительства администрации /адрес скрыт/ ФИО1 привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.14.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере /руб/.

Данным постановлением начальник управления архитектуры и градостроительства администрации /адрес скрыт/ ФИО1 признан виновным в совершении действий (бездействия), недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, выразившихся в ненадлежащем осуществлении контроля за размещением наружной рекламы на муниципальном имуществе по адресу: п/адрес скрыт/, 35 напротив УВД; площадь им.Ленина у ограждения парка «Строитель».

Полагая незаконным привлечение к административной ответственности, защитник ФИО1 – Рябинин А.В., действующий на основании доверенности /номер скрыт/ от /дата скрыта/ обратился в суд с жалобой об отмене указанного постановления, ссылаясь на то, что должностное    лицо - начальник Управления ФИО1 не является субъектом административного правонарушения предусмотренного ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ, так как в его должностные обязанности, в соответствии с должностной инструкцией, не входит обеспечение контроля соблюдения антимонопольного или рекламного законодательства самостоятельными хозяйствующими субъектами. В совершённом деянии, установленном вышеуказанным решением отсутствует субъективная сторона вменяемого должностному лицу административного правонарушения, так как в соответствии со ст. 49 ГК РФ - юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. В соответствии с Положением об Управлении, в функции Управления входит, только выдача: разрешения на установку рекламных конструкций и решений об аннулировании таких – разрешений; договоров аренды на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на муниципальном имуществе (пункт 5.4 Положения), а не контроль за их получением хозяйствующими субъектами. В соответствии со ст. 33 Федерального закона «О рекламе» именно антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе предупреждает, выявляет и пресекает нарушения физическими или юридическими лицами законодательства Российской Федерации о рекламе. Объективную сторону правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ, составляют нарушения запретов, предусмотренных в ст. 15 Федерального закона "О защите конкуренции", в частности, запрещаются:    - введение ограничений в отношении создания хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также установление запретов или введение ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производства определенных видов товаров; - необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством РФ требований к товарам или к хозяйствующим субъектам;    - установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров в РФ, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров; - дача хозяйствующим субъектам указаний о первоочередных поставках товаров для определенной категории покупателей (заказчиков) или о заключении в приоритетном порядке договоров; - установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары; - предоставление хозяйствующему субъекту доступа к информации в приоритетном порядке; - предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение порядка, установленного главой 5 Федерального закона "О защите конкуренции". Ни один из вышеперечисленных запретов должностным лицом, не нарушен, в связи, с чем установленное комиссией деяние, выразившееся в ненадлежащем осуществлении контроля за размещением наружной рекламы на муниципальном имуществе, не может являться объективной стороной, вменяемого должностному лицу правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ. На основании указанных доводов просил отменить постановление заместителя руководителя управления ФАС по /адрес скрыт/ ФИО2 /номер скрыт/ от /дата скрыта/ в отношении ФИО1, а производство по делу об административном правонарушении прекратить.

На рассмотрение жалобы ФИО1, его защитник – Рябинин А.В., заместитель руководителя Хабаровского УФАС России - начальник отдела контроля органов власти, не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела уведомлены в установленном законом порядке, ходатайств не заявляли, об отложении рассмотрения дела не просили. В соответствии с ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ дело рассмотрено в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности.

Изучив доводы жалобы и материалы дела, судья приходит к следующему.

В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях судья, не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В силу ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии с пунктами 1, 7 статьи 3 Закона /номер скрыт/-Ф3 реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Статьей 19 Закона /номер скрыт/-Ф3 установлены требования к распространению наружной рекламы.

Распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения, монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником (пункт 1). Установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором (пункт 5). Заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Форма проведения торгов (аукцион или конкурс) устанавливается органами государственной власти или представительными органами муниципальных образований (пункт 5.1). Установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5-7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции (пункт 9). Установка рекламной конструкции без разрешения (самовольная установка) не допускается. В случае самовольной установки вновь рекламной конструкции она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция (пункт 10).

Размер платы за установку рекламной конструкции установлен пунктом 105 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации.

Непринятие управлением архитектуры предусмотренных Законом /номер скрыт/-Ф3 мер, направленных на прекращение эксплуатации незаконно установленных рекламных конструкций привело к созданию ИП ФИО3 преимущественных условий осуществления деятельности на рынке услуг распространения наружной рекламы в /адрес скрыт/, к созданию преимущественных условий МУП «Благоустройство» в использовании рекламных конструкций в целях извлечения прибыли.

Тогда как при соблюдении требований статьи 19 Закона /номер скрыт/-Ф3 возможность осуществления деятельности с размещением рекламных конструкций на государственном или муниципальном имуществе обусловлена необходимостью соблюдения установленных ГОСТ требований к их размещению, проведением торгов на заключение договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, оплатой государственной пошлины, получением соответствующего разрешения.

Совершение должностными лицами органов местного самоуправления действий, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В данной связи определением от /дата скрыта/ возбуждено дело /номер скрыт/ об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по делу назначено проведение административного расследования. В ходе проведенного административного расследования установлено следующее.

В соответствии с Положением об Управлении архитектуры и градостроительства администрации /адрес скрыт/, утвержденного распоряжением главы /адрес скрыт/ от /дата скрыта/ /номер скрыт/-р, с изменениями и дополнениями, утвержденными распоряжением главы города от /дата скрыта/ /номер скрыт/-р, Управление является отраслевым органом администрации с правами юридического лица (пункт 1.1), от своего имени приобретает имущественные и неимущественные права и исполняет обязанности, несет ответственность (пункт 1.2). Управление создано для обеспечения осуществления полномочий органов местного самоуправления городского округа «/адрес скрыт/» при решении вопросов местного значения в области архитектуры, градостроительства и землепользования на территории города (пункт 2.1). К функциям управления в частности отнесено: определение мест размещения рекламных конструкций на земельных участках, зданиях или ином недвижимом имуществе, находящимся в муниципальной собственности (подпункт 4.1.9 пункта 4.1); выдача разрешений на установку рекламных конструкций на территории городского округа, решений об аннулировании таких разрешений, предписаний о демонтаже самовольно установленных вновь рекламных конструкций (абзац 6 пункта 5.1).

Распоряжением администрации /адрес скрыт/ от /дата скрыта/ /номер скрыт/-ра на управление архитектуры и градостроительства администрации города возложены полномочия осуществлять согласование проектов наружной рекламы, размещаемой на стабильно установленных рекламных конструкциях на территории города, закрепленных на праве хозяйственного ведения за муниципальными унитарными предприятиями «Благоустройство», «Комплексное обслуживание, благоустройство и ремонт /адрес скрыт/», а также осуществлять контроль за размещением рекламы. В соответствии с пунктом 6.3 Положения об управлении управление возглавляет начальник, назначаемый на должность распоряжением главы /адрес скрыт/. Начальник управления несет полную ответственность за деятельность управления. Начальник управления осуществляет руководство управлением на основе единоначалия, действует без доверенности от имени управления (пункт 6.5).

Распоряжением администрации /адрес скрыт/ от /дата скрыта/ /номер скрыт/-рк на должность начальника управления архитектуры и градостроительства администрации назначен ФИО1 с /дата скрыта/.

Должностной инструкцией, утвержденной заместителем главы администрации /адрес скрыт/ /дата скрыта/, к должностным обязанностям начальника управления отнесено (раздел 3): осуществление руководства управлением на основе единоначалия - выполнение организационно-административной работы, координация работы и осуществление контроля деятельности работников управления. Решением Комиссии Хабаровского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства бездействие управления архитектуры и градостроительства администрации /адрес скрыт/, выразившееся в ненадлежащем осуществлении контроля за размещением наружной рекламы на муниципальном имуществе по адресу: /адрес скрыт/ признано нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции. Решением антимонопольного органа установлен факт нарушения управлением антимонопольного законодательства, что в силу части 1.2 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях явилось поводом для возбуждения настоящего дела об административном правонарушении.

Статьей 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность должностных лиц органов власти и органов местного самоуправления за совершение антиконкурентных действий. Из статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. В примечании к данной статье раскрыто понятие должностного лица как лица, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

В соответствии с правовой позицией Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от /дата скрыта/ /номер скрыт/, под организационно-распорядительными функциями следует понимать полномочия должностного лица, которые связаны с руководством трудовым коллективом государственного органа, государственного или муниципального учреждения (его структурного подразделения) или находящимися в их служебном подчинении отдельными работниками, с формированием кадрового состава и определением трудовых функций работников, с организацией порядка прохождения службы, применения мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий и т.п. К организационно-распорядительным функциям относятся полномочия лиц по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия. Как административно-хозяйственные функции надлежит рассматривать полномочия должностного лица по управлению и распоряжению имуществом и (или) денежными средствами, находящимися на балансе и (или) банковских счетах организаций, учреждений, воинских частей и подразделений, а также по совершению иных действий.

Согласно части 1 статьи 2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

ФИО1 в силу предоставленных ему Положением об управлении полномочий осуществляет руководство управлением, координацию и контроль деятельности работников управления, является должностным лицом.

Из материалов дела следует, что обладая информацией о размещении спорных рекламных конструкций, управление вопреки возложенным на него полномочиям, не приняло предусмотренных Законом /номер скрыт/-Ф3 мер, направленных на прекращение эксплуатации незаконно установленных рекламных конструкций, что привело к созданию ИП ФИО3 преимущественных условий осуществления деятельности на рынке услуг распространения наружной рекламы в /адрес скрыт/, к созданию преимущественных условий МУП «Благоустройство» в использовании рекламных конструкций в целях извлечения прибыли, нарушению антимонопольного законодательства (статьи 15 Закона о защите конкуренции), что свидетельствует о наличии в действиях ФИО1, как руководителя управления, объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Допуская бездействие управления в реализации предоставленных ему полномочий, повлекшее нарушение антимонопольного законодательства, ФИО1 осознавал противоправность совершаемого деяния соответственно, вменяемое правонарушение совершено им умышленно.

По своей юридической конструкции правонарушение, ответственность за которое предусмотрена указанной нормой, образует формальный состав и считается оконченным с момента нарушения требований, установленных законодательством. В этой связи существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении нарушителя к исполнению своих публично- правовых обязанностей, в частности, в сфере антимонопольного законодательства.

Правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, посягает на отношения в области предпринимательской деятельности. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в нарушении принципов конкуренции, гарантированных Конституцией Российской Федерации и охраняемых федеральным законодательством.

Ссылки защитника ФИО1 - Рябинина А.В., на то, что ФИО1 не является субъектом административного правонарушения, и об отсутствии в полномочиях управления функций осуществления контроля за размещением рекламных конструкций опровергаются материалами дела, поскольку Положением об управлении к его функциям отнесено: определение мест размещения рекламных конструкций на земельных участках, зданиях или ином недвижимом имуществе, находящимся в муниципальной собственности; выдача разрешений на установку рекламных конструкций на территории городского округа, решений об аннулировании таких разрешений, предписаний о демонтаже самовольно установленных вновь рекламных конструкций. Распоряжением администрации /адрес скрыт/ от /дата скрыта/ /номер скрыт/-ра на управление возложены полномочия осуществлять согласование проектов наружной рекламы, размещаемой на стабильно установленных рекламных конструкциях на территории города, закрепленных на праве хозяйственного ведения за муниципальными унитарными предприятиями «Благоустройство», «Комплексное обслуживание, благоустройство и ремонт /адрес скрыт/», а также осуществлять контроль за размещением рекламы. Положением об управлении, должностной инструкцией на начальника управления возложено осуществление руководства управлением, координация работы и осуществление контроля деятельности работников управления, принятие организационных, управленческих и иных решений, связанных с деятельностью управления.

Пунктом 26.1 части 1 статьи 16 Закона 1Э1-ФЗ к вопросам местного значения городского округа отнесено утверждение схемы размещения рекламных конструкций, выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории городского округа, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций на территории городского округа, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом «О рекламе», частью 10 статьи 19 Закона /номер скрыт/-Ф3 именно на органы местного самоуправления, а не на антимонопольный орган, возложены полномочия по совершению действий, связанных с выдачей предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций.

Доводы защитника об отсутствии в действиях ФИО1 нарушения запретов, перечисленных в пунктах 1-7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, основана на неверном толковании данной нормы права, так как перечень действий (бездействия), в отношении которых законодателем установлен запрет на их совершение, не является исчерпывающим.

На основании изложенного, судья приходит к выводу, что в постановлении по делу об административном правонарушении дана надлежащая правовая оценка установленным фактам, данный документ соответствует требованиям ст. 29.10 КоАП РФ.

Как установлено по делу, постановление по настоящему делу вынесено правомочным лицом, примененная к заявителю мера административной ответственности в виде штрафа в размере /руб/ не превышает установленный указанной статьей размер штрафа, в связи с чем, судья приходит к выводу о том, что оснований для отмены постановления по делу об административном правонарушении не имеется, вследствие чего, жалоба подлежит отклонению.

Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л :

Постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по /адрес скрыт/ – начальника отдела контроля органов власти ФИО2 /номер скрыт/ от /дата скрыта/ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.14.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении начальника управления архитектуры и градостроительства администрации /адрес скрыт/ ФИО1, - оставить без изменения, а жалобу защитника ФИО1 – Рябинина А.В. – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья О.О.Устьянцева-Мишнева